Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Две мамы, три ребенка: пеший поход по Западному Кавказу. Ноябрь 2020. Глава 1

Пеший поход двух мам и троих детей (4, 5 и 7 лет) по лесистым горам Западного Кавказа, Краснодарский Край. Поход мы начали с рек Пшада и Папай. За три дня прошли пешком от автобусной остановки Пшада до поселка Новосадовый. Дорога там не простая - с несколькими десятками бродов через реку, а иногда приходилось идти прямо по воде. Но детям это весело! А мамам красиво - ущелье, скалы, осенняя листва. Ночевали в палатках на берегу реки. По пути посетили знаменитые дольмены Пшады. А на третий вечер дошли до водопада Мельничный.

пеший поход по западному кавказу с детьми

Вернуться к общей части отчета
День1._3_ноября 7.1 км вдоль реки Пшада: пос. Пшада - дольмен Сердце Матери - деревня дольменов Пшады - ночевка на берегу
День2._4_ноября 9.7 км вдоль рек Пшада и далее Папай, ночевка на берегу
День3._5_ноября 10.3 км вдоль реки Папай до пос. Новосадовый - водопад Мельничный - ночевка у водопада

День 1. 3 ноября 2020.
7.1 км, время в движении 2 часа, набор высоты 100 м, сброс 50 м, много бродов

Первые совместные два дня мы с Леной и детьми провели в гостевом доме в Архипо-Осиповке - чтобы перезагрузиться после дороги, привыкнуть всем друг к другу (мы живем в разных городах и пол-года не виделись) и дать детям насладиться морем, чтобы потом не просили. Утром на третий день мы сели на автобус на авто-станции Архипо-Осиповки и поехали до поселка Пшада, Краснодарский Край. Автобус был забит битком, но так как мы садились на конечной, то удалось поместиться.
В Пшаде поели шавермы на остановке - живот от нее не болел, но она была ужасно невкусной. Еще там рядом есть магазин Магнит, если надо что-то докупить, но мы все необходимое уже собрали. Потом мамы взромоздили на себя тяжеленные рюкзаки, и группа выдвинулась в путь.

Стартовая фотография в Пшаде.

Сначала надо пройти по поселку. Улочки тихие. Километр с небольшим - и у нас первый привал, дольмен "Сердце Матери". Про дольмены в этом отчете я пишу очень кратко, так как этот поход был про другое. А немного подробнее пишу в соседнем отчете по семейному походу.
Дольмен находится уже на краю поселка. Дольмен имеет корытообразное (полу-монолитное) строение: он высечен из отдельно стоящей цельной, а сверху накрыт отдельной плитой. У глыбы высечен портал, который имитирует собой классический плиточный дольмен с выступающими вперед боковыми плитами.
Рядом с дольменом лежали цветочки, горела свечка, выложена небольшая каменная спираль - люди осваивают дольмен, как могут. Если поднести ухо к отверстию, слышен шум, как в морской раковине. Звонкие детские голоса отражались от внутренних стен дольмена - и превращались в потусторонний гул.

дольмен Сердце Матери, Пшада

Дольмен расположен недалеко от выходов пород, из которых он сам сделан. Не буду врать, что это именно за породы, похоже на песчаник, со следами выветривания в виде больших округлых полостей. Две самый большие полости образуют как бы маленькие пещеры. Одна из этих пещер называется Дородовая пещера - видимо, связана легендами с дольменом. Ну а детям очень весело по этим пещерам полазать.

Из поселка дорога с огромными грязными лужами (и зарослями колючей ежевики по краям, из-за которых лужи детям было очень трудно обойти) повела нас к следующей цели - знаменитой "деревне дольменов" Пшады. Здесь расположено сразу несколько крупных дольменов, 1-2 метра высотой, на одной поляне.
Дольмены классические плиточные - каждый состоит из четырех крупных плит, причем в передней сделано круглое отверстие, а сверху дольмен закрыт еще одной плитой. Два дольмена на поляне полностью сохранны (не считая выцарапанных на камне надписей), а у других задние плиты упали, открыв внутреннюю полость дольмена. В любом случае, место это действительно выдающееся. Кроме "деревни", в окрестностях есть еще несколько аналогичных крупных дольмена, а подальше есть еще группы дольменов.

деревня дольменов Пшада

дольмен Пшада
Хорошо сохранившийся, классический для Западного Кавказа плиточный дольмен.

мышь у дольменов Пшада
Маленького жителя дольменов я угостила печеньками.

Летом сюда водят и возят огромное количество туристов, но в ноябре было пустынно. Но нам с Леной о тишине  не приходилось и мечтать! Мы устроили на поляне длительный привал. Лена попыталась сосредоточиться на дольмене, но Ваня тут же залез на соседний - и специально рухнул с него вниз. Ему повезло приземлиться не на землю, а на наклонную стенку дольмена, и скатиться до земли на попе. Но все равно ударился, конечно. Таким вот опасным образом наш самый младший участник похода добивался внимания и значимости. В первые дни похода делал он это особенно экстремально, рискуя собой и постоянно провоцируя старших мальчиков на игры с рукоприкладством. Но в этот раз, к счастью, мальчики выгрузили свои машинки и устроили мирную игру в карьер, временно перестав драться.

Ну а дольмены... что дольмены? Определенно, в походе с тремя активными мальчиками 4-7 лет не надо ожидать, что дети смогут вникнуть в историю или прочувствовать природу. Это время общения и мальчикового самоутверждения. Это самоутверждение выглядело очень диким с нашей взрослой, женской точки зрения, а временами утомляло нас почти до слез... Но самим мальчикам оно было зачем-то нужно и важно.
Этим принципиально отличались два похода, которые я и Виталик прошли подряд - сначала был поход своей семьей, а потом поход с детской компанией. Семьей мы были сосредоточены на наблюдении окружающего мира, Виталик воспринимал природу, маршрут. А в детской компании Виталик был целиком и полностью сосредоточен на общении с себе подобными. Так что в нашем семейном походе Виталик с восторгом рассматривал дольмены (он вообще любит всякие древности, архитектуру и прочие "недетские" темы). А в этом походе дольмены ему были совершенно "по барабану" :)
Каждый из этих двух стилей походов имеет свою большую ценность. Однако, я знаю, что многие родители стремятся обязательно организовать детскую компанию в походе, иначе ребенку "скучно". Конечно, в большой компании ребенку "веселее" в том смысле, что от родителей не требуется интенсивно общаться с ребенком и увлекать его своим энтузиазмом. Но много ли он воспримет из окружающего мира, погруженный в игры? По-моему, в идеале надо иметь в жизни разные походы - и камерные семейные, и компанейкие!

А у детей тут карьер... К дольменам он не имеет отношения, но хотя бы тих и безвреден.

Я в это время, признаюсь, тоже была сосредоточена не на дольменах - мне, как руководителю, надо было эмоционально настроиться на новую группу. Прочувствовать, сколько следует идти, в каком режиме отдыхать. Это только кажется, что можно "просто" идти как получится и все, у нас же не спортивный поход. Но когда речь не про семью, а про группу, то необходимо выработать совершенно конкретную стратегию и видение сиутации. И что такое "просто" - вовсе не очевидно.
Я даже спросила у Лены, чего она хотела бы от нашего похода - и ее этот вопрос только огорчил. "Хочу просто идти и не думать!" - ответила она к вечеру. Для детей тем более важно, чтобы от руководителя поступало четкое и уверенное "сейчас мы все идем" и "а вот сейчас мы отдыхаем". К этой роли мне нужно было адаптироваться, потому что теперь со мной был не только мой сын, потребности которого я чувствую, но и другая семья, с совершенно иным способом общения и самовыражения.
В общем, мне было о чем подумать и над собой поработать! Но это было интересно. И, надеюсь, у меня получилось быть не самым плохим руководителем, и все в конечном итоге получили от похода то, что хотели.

Просидев час с лишним у дольменов и попрощавшись с ними в спутанных чувствах, мы отправились дальше. По пути мы прошли еще один дольмен такого же плиточного типа, а потом спустились к Пшаде.
Дорога вдоль Пшады ведет на базу Пшадский Хуторок и далее в поселок Новосадовый, и на картах она обозначена как вполне крупная. Однако, на самом деле она весьма трудно-преодолимая, так как накатана прямо по руслу и бесчиленное количество раз пересекает реку. Рома долго считал броды, но на следующий день, примерно после 25-го, устал. А их было потом еще много :) В дождь тут не пройти, не проехать. Но у нас погода была достаточно сухой - прошло два дня дождя, но до этого была длительная засуха. Так что речка была поглубже, чем она бывает в сухое лето, но вполне проходима с детьми.
При этом небольшое движение по дороге есть - мимо нас каждый день проезжало до десяти штук машин. В таком количестве машины нам, конечно, не мешали, и речка оставалась прозрачной. А вот летом, предполагаю, здесь менее уютно - по Пшаде возят на джипах отдыхающих в качестве развлекухи, мутят воду. Объявления о таких экскурсиях мы видели внизу у моря. Но в ноябре джипы с туристами отсутствовали.

На первый брод мы с Леной сняли ботинки, перешли босиком. Но тут же поняли, что этак мы вообще никуда не уйдем, и уже во второй брод пошли в ботинках. Вода была прохладная, но не ледяная - ледников тут нет, а температура воздуха была в среднем 14 градусов.
Но в этот первый день мы еще переносили младших детей на руках, снимая свои тяжеленные рюкзаки у каждого брода. Это было ужасно трудоемко! Только на следующий день мы осознали, что это не вариант, и все дети стали переходить броды своим ходом.

брод через реку Пшада с детьми
Лена переносит Ваню...

...и переводит Рому.
Местами течение сильное, и одного нельзя пускать даже крупного ребенка.

На ночь мы остановились на полянке сбоку от дороги. Она была примерно на метр выше уровня реки, а долина тут очень широкая, так что риска быть залитыми водой никакого не было. Что важнее - рядом был хороший песочек, благодаря чему потоки детских эмоций выливались больше в песок, чем на уставших мам. А рядом всю ночь уютно журчала Пшада.

дети в походе

А вот что пишет об этом дне Лена:
"Первый день горного похода нагнал на меня страх. Во-первых, я сама была в пешем горном походе только на Урале, и то на 2 дня. Во-вторых, мой четырёхлетний Ваня очень активный и как будто напрочь лишён инстинкта самосохранения. И в-третьих, я сама очень боюсь высоты.

Катя на старте меня спросила, какие у меня ожидания от похода – ломить вперёд? Или тупить на каждой остановке с детьми. А я сразу не смогла ответить. Я встала в ступор. Вечером Катя подняла тему, и я смогла сформулировать свои чувства. И поняла, что не знаю точно, что хочу. И вообще не представляю, что будет впереди.
– Как так не знаешь?
– Я приехала к тебе общаться. Я большего и не хотела. И теперь мне страшно. Я понимаю, что мой уровень и опыт ниже твоего.
– Уровень и опыт это лишь вопрос желаний. Твой опыт соответствует твоему желанию.

Тогда я начала оправдываться, что в других сферах мне удавалось достичь высот. И когда я ставлю цель, я к ней иду. Но в данном случае я не думаю ни о чем. Я участник маршрута. Не руководитель. А когда я участник, я полностью подчиняюсь руководителю. Единственное, у меня есть страх – риск жизнью детей. Я бы не хотела здесь ими рисковать. Этого я боюсь. И если честно, я не знаю вообще, смогу ли я сама в горах не испугаться.
– Я всё поняла. Не бойся! Благодарю за искренность.

В эту первую ночь я молила походных богов помочь мне справиться со всеми трудностями и встать на защиту меня, моей жизни и жизни детей здесь среди гор. Просила ангела хранителя идти рядом и помогать. Верила в безопасность. И в то, что я здесь, и мои мальчишки не случайно. Мы под защитой высших сил. Что у нас урок. Я хочу пройти его достойно. Я верю, что у меня получится.
"

День 2. 4 ноября 2020.
9.7 км, время в движении 3 часа, набор высоты 200 м, сброс 130 м, много бродов

Весь этот день мы идем вдоль Пшады. Каждые несколько сотен метров Пшада отталкивается от одного края ущелья к другому - и тут же возвращается назад. Иногда перейти речку по автомобильному броду нам легко, а иногда там слишком глубоко, и приходится поискать другое место. А вот все попытки пройти вдоль берега до того момента, когда река снова от него отойдет, терпят неудачу - обязательно заканчиваются высоким обрывом прямо в воду, и все равно приходится переходить речку на противоположный берег, чтобы очень вскоре вернуться назад.
Местами дорога отходила от реки и шла выше, по лесу. Но идти там с детьми было ничуть не легче, а наоборот труднее - огромные лужи, глубже чем речка, и при этом непрозрачные, грязные, со скользкими краями, а еще колючки вокруг. Думаю, высыхают эти лужи разве что в самую-самую засуху!
Кстати, можно было бы проложить маршрут по-другому - пойти наверх на Главный Кавказский хребет от нашей ночевки. Но никакого смысла в этом не было. Во-первых, на реке было очень интересно и красиво. Во-вторых, всегда рядом вода, не надо ее нести - в эти первые дни что-либо догружать к своим 25-килограммовым рюкзакам мы с Леной не могли :)

Дети в этот день у нас уже шли через броды в основном сами, чтобы мы могли не снимать рюкзаков. На всех - резиновые сапоги из ЭВА (которые греют) и натянутые на них штаны. Так что вода вот так прямо в сапоги у детей не заливается... но это вопрос времени, потому что иногда броды попадались куда выше уровня детских сапожек. Когда вода залилась первый раз, дети возмущенно завопили. Особенно капризничал Ваня, требовал снять носки и заменить их на сухие.
Думаете, наверное - бедные детки с мокрыми ножками? Ничего подобного! Если бы вода не залилась им в броде, они бы обязательно (даже если бы мы очень, очень старались этого не допустить!) залезли бы в воду на привале и радостно начерпали себе в сапоги воды. Причем Ваня сделал бы это первым, Виталик нырнул за ним, а потом подтянулся бы и Рома. Знаем, проходили (читайте отчет по нашему походу ранней весной).
Ну а после первого протекания, дети уже совершенно спокойно относились к заливанию новой воды и по-светски интересовались друг у друга после каждого брода "У тебя залилась вода? А у меня нет! И у тебя тоже нет?" :) А погода была, к счастью, теплая - с утра +9, днем до +13 градусов весь день. Ущелье полностью защищало нас от ветра, который по прогнозу гулял на просторах. Так что за детей мы были спокойны, ничего с детьми от мокрых ног не случится.

река Пшада

брод через реку Пшада с детьми

Здесь слишком глубоко, младших детей переносим.

Иногда идти приходится прямо по воде.

Благодаря этим всем бродам, дорога превратилась в сплошное приключение для детей. Они шли бодренько и весело. У них даже не было ощущения, что мы куда-то целенаправленно идем. Хотя 10 километров с бродами - это совсем не мало! Ваня, правда, при общем энтузиазме группы почувствовал, что про него забыли - и в середине дня заставил о себе всех вспомнить, отказавшись идти и закатив длительную истерику. Но в остальное время тоже с удовольствием шлепал по воде.
А это было огромное подспорье для нас с Леной - ведь чем быстрее по скорости шли дети, тем легче ощущались наши рюкзаки! Так что второй день прошел значительно веселее и эмоционально легче, чем первый! Как и ожидалось :)

Вокруг было очень красиво. Пшада насквозь прорезает невысокий здесь Главный Кавказский хребет, собирая воду в долинах между отдельными более мелкими хребтами с северной стороны. Поэтому образуется довольно глубокое ущелье. Там, где вода срезала гору, видно, что хребет здесь сложен из осадочных пород, которые потом подняло вверх и переломало. Геологическая история Кавказа очень сложная - здесь то плескалось и откладывало слоистые осадки море, то местность поднималась, поднимая прежнее морское дно ввысь.

река Пшада, скала

река Пшада, скала Скаженная
Самый высокий обрыв имеет свое название - скала Скаженная.

Вот из такой глинистой, мягкой, разваливающейся на слои породы, сложена эта скала в нижней части. Виталика она очень впечатлила.

После пересечения Главного Кавказского хребта, река становится вдвое уже - основная Пшада уходит (точнее, приходит, но мы-то вверх по течению двигались) восточнее, а основная дорога продолжается западнее уже вдоль формально притока Пшады - речки Папай. Впрочем, вдоль Пшады тоже есть дорога.
Пшада берет истоки под горой Пшада, а Папай - под горой Папай, и по интенсивности потока они примерно одинаковые. Но, видимо, Пшада немного длиннее, поэтому их совместный поток назван в честь нее.

Выше места слияния, Папай течет через особо узкое ущелье вдоль края Главного Кавказского хребта. "Дорога" там идет прямо по воде! А породы вокруг становятся уже другие. До этого мы видели тонкие наклонные или горизонтальные слои из довольно хрупких пород, а тут породы явно более твердые и слои более толстые, а стоят почти или совсем вертикально. Вот как их так сломало и повернуло? Но текущая вода справилась - вырезала себе четкий желобок. У меня было ощущение, как будто мы идем внутри полу-развалившегося скелета огромной змеи - уж очень похожи слои на сотни ребрышек.

пеший поход вдоль реки Папай с детьми

Обточенные водой корни.

В этом замечательном месте мы и остались на ночевку. Прямо под сенью скал на галечном пляже, приподнятом на метр-два над водой.

Ночевка в теле древней змеи.

А вот что пишет об этом дне Лена:
"И всю ночь река гладила камни, бережно их охраняя. А на утро родилась моя мама. И связь была. И я позвонила как только рассвело. С первыми лучами солнца. С мамой у меня очень сложные отношения. Но тот факт, что глубоко в ущелье, в долине реки Пшада я смогла её поздравить, был для меня благословением.

И весь день мы пересекали бесчисленные броды. Есть поверье, что пройденная в брод река искупает грехи. Аскеза. В тот день я искупила свои грехи в кредит. И я бесконечно бесконечно старалась себя прощать. Мне хорошо здесь и сейчас. Походы для меня ресурс – природа + творчество. Социальная жизнь – сложна, но интересна. Семейная жизнь – стабильна и спокойна.

Да, я буксую на внутренних намерениях. Мне никто не ставит оценки за работу над собой. Я не буду стремиться делать всё безупречно на пятерки, я буду стремиться делать всё очень тщательно и аккуратно, для того, чтобы не переделывать в этой жизни. И то, что сейчас не получается, получится позже. Да будет так! Пшада в толковании с абхазского "безветрие". Река без ветра. В моём сегодняшнем мировоззрении ветер очищает, оказывая сопротивление. И то, что я иду по безветрию сейчас, сигнал – направление достоверно. Отдохни!
"

День 3. 5 ноября 2020.
10.3 км, время в движении 3 часа, набор высоты 300 м, сброс 80 м, много бродов

Сегодня мы продолжаем идти вдоль Папая. Участок с вертикальными скалами после нашего места ночевки еще продолжался олколо трех километров, и там встречалось еще несколько очень красивых мест.

пеший поход вдоль реки Папай с детьми

река Папай, пейзаж

река Папай, скалы
Лене и детям в этих скалах виделись каменные лица.

пеший поход по Кавказу с детьми

Выше по течению каменные тиски, через которые пробил себе путь Папай, заканчиваются, и мы вышли в широкую долину между горами. Здесь находится маленький поселок Новосадовый с приютом для туристов (но нам приюты не нужны). А когда-то в Новосадовый вела большая дорога, с двумя мостами через Пшаду. Теперь мосты развалились...

поселок Новосадовый
Советский знак на входе в поселок.

золотая осень на Кавказе
Впервые в этом походе увидели горы со стороны, а не "изнутри". На нескольких сотнях метров высоты, золотая осень на Кавказе в начале ноября как раз в самом разгаре!

поселок новосадовый, разрушенный мост
По мостам еще можно пройти пешком. Но осторожно.

Какие лужи!

Пройдя Новосадовый, мы в последний раз пересекли Папай, который стал уже небольшим ручейком. Попрощались с ним - и начали подъем на Главный Кавказский хребет - по тропинке, вьющейся вдоль уютного ручейка наверх к водопаду Мельничный и скалам Монастыри.
Этот подъем - весьма популярный пеший маршрут. Даже в ноябре. Мы сначала встретили группу вставших на стоянку еще в середине дня учителей физкультуры. После прохождения маршрута взрослым составом, они поведут сюда школьников. Потом еще просто группу.  А уже вечером - двух уставших мужиков. "Мы сегодня 20 километров прошли!" - гордо заявили они. Ну супер, а наши мальчики прошли 10 с бродами - и еще 30 набегали кругами :) У мужиков в качестве навигатора был телефончик. Он, естественно, глючил. Они спросили, куда им идти, я объяснила, тропинка там одна - но верить бабе они не стали, и все равно ушли по телефончику куда-то не туда в наступающих сумерках.
Ну а я намеренно выбирала популярные маршруты. Они же не просто так стали известными - значит, места хорошие. А мы тут по-любому в первый раз, и никакой цели придумывать что-либо оригинальное не было. Лучше проверенное!

река Папай, скала
Скала и речка Папай, где мы с ней прощаемся.

Тут снова какая-то другая порода, темная, с очень тонкой слоистостью.

пеший поход по Кавказу с детьми
Подъем вдоль ручья Мельничный.

Первый крутой участок на нашем пути. Коротенький, всего сотня метров набора высоты - прелюдия к завтрашнему подъему на хребет.
У нас же горный поход!

Тропинка вывела нас прямо к водопаду Мельничный. Рядом есть несколько полян для стоянки - рядом с ручьем, над водопадом и еще подальше у ручья тоже есть. Думаю, в сезон все они могут оказаться заняты. Но у нас, к счастью, ноябрь :)

Мы выбрали самую большую поляну, где кто-то выложил из камней большую спираль. Пусть дети походят! Главная наша с Леной мечта вечером - чтобы дети занимались безопасно сами, а не требовали от нас внимания или необходимости их разнимать. Вроде бы мы съели уже три дня еды из шести, это минус несколько килограмм с наших плечей. Но это совсем не чувствуется, рюкзаки остались такими же очень тяжелыми. Идем мы с ними немного по расстоянию, но до-о-олго по времени (время, которое мы стоим под рюкзаками в ожидании отстающих, как время в движении на навигаторе не учитывается).
А дети вроде бы прошли наши 10 километров с кучей бродов плюс крутой подъем, но в них столько энергии! Причем у Вани энергия очень разрушительная. Виталик и Рома - достаточно спокойные, они бы могли играть мирно или просто разговаривать. Но у одного младшего Вани отлично получается перестроить их двоих старших на свой бешеный лад. В результате все три наших мальчика носятся как угорелые с оглушительными визгами, скачут по высоким камням, от избытка чувств постоянно завязываются драки, которые мы не можем оставить без внимания - нельзя, чтобы кто-то получил травму вот здесь, среди гор.
Пеший поход с тремя маленькими мальчиками - это действительно серьезные нагрузки. Ни за что не взяла бы в такой поход непроверенного человека! Но в Лене я совершенно уверена.

водопад Мельничный, Кавказ
Водопад Мельничный небольшой, но симпатичный.

Наша группа у водопада.

палатки возле водопада Мельничный
Хоть немного безопасной игры. Умный Рома придумал игру, при которой он шел в противоположном направлении с Виталиком или Ваней, они встречались, он переводил их на следующий виток - и там все повторялось, пока они не доходили все вместе до центра или до края. Я бы не догадалась так сделать!

А вот что пишет об этом дне Лена:
"– Мы идём по телу древней змеи, смотрите какие у неё ребра!
– А я вижу лица древних людей. Полных тоски. Иногда злые. Всякие. Такие каменные.

Остановка в золотистом лесу после очередного брода. Солнце играет над дубравой, и по дубраве – тоже. Река шумит. Постоянно. Но я уже не слышу эти звуковые перекаты. Привыкла.
Сникерс. И горячий чай. Уютно. Тепло. Это всё что мне нужно сейчас. Это радость. Съесть шоколадку и запить из термоса. И рядом дети. Их голоса. Смех. Иногда крики и плач. Споры. Лес. Горная река. Подруга.
Идём дальше. Сегодня мы набираем первые 200 метров высоты. Плавно и совершенно незаметно. И ночуем у водопада. Под скалой "Монастыри".
Это третий день. И я наконец-то успокаиваюсь внутри. И больше ни за что не переживаю. Я вошла в походный режим. Мне спокойно, хорошо и безопасно. Я – дома!

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!