- Просмотров: 6450
Велопоход по Финляндии с ребенком в велокресле. Лахти — Тампере. Осень 2018
Маршрут этого короткого велосипедного похода с ребенком по Финляндии проходил по маленьким дорожкам между железнодорожными станциями Лахти и Тампере. Ночевали мы в палатке рядом с лааву, вечерами на радость ребенку жгли костры. Ребенка периодически «клинило», но, к счастью, только периодически, потому что когда было интересно, скандалить он забывал :)
Удивительно ровно попали в первое осеннее похолодание. Выезжали еще летом, а вышли уже в настоящую осень. Встречать осень в походе — всегда дело немного экстремальное :) И организм не адаптирован, и одежду собрали по привычке довольно по-летнему (к счастью, ребенка одела нормально). Ну почему опыт ничему не учит? :) Поначалу я стучала зубами и боялась, что мы замерзнем и заболеем. Но, конечно, никто не замерз и не заболел, а все в срочном порядке акклиматизировались. К осени теперь готовы!
Текста в отчете немного, и тот про детские проблемы. Маршрут был простой, без достопримечательностей, но есть много фотографий всяких симпатичных дорожек и лааву.
Маршрут: Lahti - Vääksy - Orivesi - Kuru - Tampere, 356 км (из них 11 бесполезных и 3 км пешая прогулка)
23-30 сентября 2018 (6 полных дней плюс 2 половинки)
Трек можно посмотреть на gpsies.com
Маршрут я нарисовала по возможности по маленьким лесным дорожкам. Никаких достопримечательностей или выдающихся красот в него не вошло, их в этой части Финляндии в принципе немного, и не за ними мы ехали. Просто было интересно прокатиться в тех районах, куда мы не успеваем добраться в более коротких выездах с ребенком. А Финляндия везде очень уютная. Нарисовать маршрут по грунтовкам в Финляндии не так просто, как кажется на первый взгляд, так как большинство грунтовых дорожек специально не соединены между собой, чтобы не было сквозного трафика. Но если посидеть над картами, то все-таки пробраться по лесам часто возможно.
Большой плюс маленьких дорожек в Финляндии - это отсутствие "огребаний", в болото они не заведут. И машин там почти нет. Но качество дорог очень разнится, в нашем маршруте встречались как совершенно идеальные грунтовки (как они делают грунт крепким как асфальт?!), так и дороги с ужасным для велосипедистов покрытием крупным гравием.
Кататься по финским лесам приятно, но надо осознавать и принимать тот факт, что практически все леса Финляндии являются "коммерческими". Вырубок иногда встречается больше, иногда меньше, но вообще много. А лес явственно "ненатуральный" - деревья все одного возраста, почти нет упавших. Но от этого лес совсем не перестает быть красивым, особенно осенью.
Главный же плюс Финляндии для нас сейчас - это лааву, уютные навесы с дровами и костровищем, которые очень нравятся ребенку. Все ночевки в нашем походе были в палатке рядом с ними.
До старта мы добирались в два этапа. Сначала заехали на денек в гости на дачу к Мише Каменцеву и рандоннерам Балтийской Звезды на закрытие сезона, а на следующий день уже продолжили на электричке до Выборга. В Выборге сели в Аллегро и доехали до Лахти. Кстати, садиться в Аллегро в Выборге проще, чем на Финляндском вокзале, места намного больше, а с велосипедами и ребенком это важно. Можно пройти все формальности, не разбирая велосипеды, и упаковать их в чехлы уже перед выходом на платформу. Стоит поезд 10 минут, времени на посадку совершенно достаточно.
Выходили из дома мы в футболках, было жарко. А в Лахти вышли - холодрыга, меньше 10 градусов и ветер! На самом деле, прогноз погоды обещал похолодание (хотя как обычно немного его недооценил). Но лето было такое теплое, что мы отвыкли от холода, и не обратили должного внимания на цифры. Особенно было жаль, что в коридоре остались стоять осенние ботинки (а мы были в летних) и висеть теплая курточка. К счастью, ребенка моя легкомысленность почти не коснулась, разве что и ему не помешала бы более зимняя обувь. Также хорошо, что у нас одни походные спальники на все случаи жизни, в которых мы и в минус 10 ночевали. Правда, очень бы не помешали зимние пенки вместо драных летних :) В общем, холодно было сначала. А что самое удивительное - я же прекрасно знаю по опыту, что такое первые холода, которые воспринимаются намного холоднее, чем показывает термометр, но это совсем не помогло мне в сборах! Извиняет только то, что собрались ехать мы внезапно и старт был всего через неделю после моего возвращения из очень насыщенной одиночной поездки.
Со станции мы сразу поехали к нашей любимой столовой ABC Kivimaa Lahti с неограниченным буфетом. Мы это дело очень любим!
Хорошо кушаем, а сзади еще и детская площадка есть.
Кататься мы сегодня не планировали, и из столовой поехали прямиком до ближайшей лааву Kaarlammi laavu (N61°01'29,52" E25°45'32,09"). Место оказалось умеренно приятное - возле прогулочной тропы, по которой кто-нибудь периодически проходил, а озеро внизу было, воды набрать можно, но закрыто деревьями. Но переночевать с костром тут вполне нормально, а более дикие лааву от Лахти значительно дальше или не в нужную нам сторону. Поставили палатку поодаль в лесу, и до вечера жгли костер. Виталику это очень нравится! Не столько даже сам огонь, сколько процесс рубки дров папой и кидания этих дров (а также всяких щепочек, веточек и шишек, попавшегося под руку) в костер.
Kaarlammi laavu
24 сентября
71 км
Погода: утром 0, днем 6-10 градусов, переменная облачность без осадков
Собираем палатку утром
Утром было холодно, но без заморозка, зато нас радовало солнышко. Мы собрались и двинулись в сторону городка Vääksy. Это единственное место, где можно пробраться от Лахти на запад между озером Vesijärvi и огромным озером Päjänne. Между Lahti и Vääksy есть официальный велосипедный маршрут, он идет попрямее, но там мы уже ездили, так что в этот раз я проложила более извилистый трек по маленьким дорожкам. Местность в этом районе довольно равнинная, много полей. Но вариантов как проехать все равно особо нет, почти все дороги разомкнуты. На нашем пути в одном месте на карте была обозначена сквозная дорога, но хозяева домика рядом ее перерыли. К счастью, обойти с велосипедом проблем не было никаких.
Обходим перегороженную дорогу.
После того, как прошел "узкое" место, снова начинается дорожная сеть.
Вокруг много сельского хозяйства, ребенку интересно.
Финские поля и перелески такие симпатичные!
Пример совершенно идеального финского грейдера. Как приятно по таким ехать - и не "бездуховный асфальт", и катит прекрасно!
Виталик на ходу грызет ремешок от шлема, как лошадка.
Дорожки были очень красивые, но вот с ребенком почему-то было все сложно. Сидел в кресле Виталик жизнерадостно, всю дорогу "почемучкая" и болтая с терпеливым папой, но по неизвестной нам причине отказывался делать привалы. А если мы его все-таки вытаскивали, то ложился на землю и отказывался ходить! Говорил, что у него болят ножки. Конечно, мы очень волновались, что же такое с ножками? Первый раз такое... Замерзли? Ботиночки стали тесны? Да вроде все нормально... Пытались уговорить походить, чтобы ножки размялись и согрелись, но Виталик только ревел. И кушать тоже часто при этом отказывался.
Есть от чего занервничать родителям! Ведь в походе нельзя быть точно уверенным в том, насколько комфортно ребенку, особенно в холодную погоду. Мы в целом представляем границы его комфорта (а они намного шире, чем у не-походных взрослых людей!), а что-то понимаем путем наблюдения за ребенком и сопоставления фактов, но все это - только наши умозаключения. Хотя Виталику 3.5 года, и он уже очень давно полноценно разговаривает, в стрессовые моменты, когда нам действительно важно понять, что происходит, ребенок просто орет и не считает нужным объяснять ничего! Так и в этот раз...
Проблема с ножками была не постоянной, и на некоторых привалах ребенок вел себя спокойно, что особенно заставляло нас сомневаться в том, что ножки действительно болят. Но когда ребенок снова вопил, причем день за днем, мы опять нервничали и чувствовали полное бессилие.
Очнь сложно понять, что происходит, когда ребенок вот так лежит и орет!
К обеду прибыли в городок Vääksy. Посетили здесь супермаркет, пообедали кебабом. Через Вяксю походит канал, соединяющий озера Vesijärvi и Päjänne, там есть небольшой симпатичный парк, но мы там уже бывали, да и так много времени провели в городе, так что заезжать не стали.
Мы любим Пуллаву :)
Из Vääksy мы двинулись на запад в зону рекреационного леса Evo (Evon retkeilyalue). Таких зон в Финляндии немало, называются они по-разному - то retkeilyalue (hiking area, зона пешего туризма), то virkistysmetsä (recreational forest, рекреационный лес), то еще как-нибудь. Это не совсем заповедники, разные участки леса имеют разный режим природо-охраны, и вырубки там кое-где все равно встречаются. Но в целом места для рекреации выбраны наиболее приятные, дорожки там обычно хорошие, леса и озера красивые, есть сеть пешеходных троп, ну и лааву при них. Поэтому я постаралась включить побольше таких зон в наш маршрут.
Косяки уток и журавлей - неизменный спутник осени. Видели их много.
Виталик поспал по пути, сдуваем ему подушку. Вылезать, правда, он опять не хотел из-за ножек.
Прекрасная лесная дорожка к Evon retkeilyalue
Указатели на пешеходные тропы в Evon retkeilyalue. Когда-то мы ходили по финским пешеходным тропам в суровый (из-за жары, гнуса и трехмесячного младенца) пеший поход (отчет). Было бы интересно погулять еще, не так экстремально, но без машины финские зоны пешего туризма практически недоступны...
На ночевку мы остановились в Vaarinkorpi laavu (N61°14'30,80" E25°10'00,65") на берегу озера Sorsajärvi. Хорошее полноценое лааву, много дров, много места для палаток, озеро внизу. Там на озере можно встать и просто так с палаткой на берегу, но у нас ребеночек, он требует костер :) В округе есть и другие лааву, и тропы тоже есть.
Озеро Sorsajärvi
Неотъемлемая часть осенней Финляндии - грибы! Каждый день мы легко собирали вокруг ночевки достаточное количество на суп. А большой подосиновик Виталик держит для кадра, котелок у нас и так полон.
Вечерний костер.
25 сентября (дневка)
15 км плюс 3 км пешей прогулки
Погода: утром -0.5, днем 7-10 градусов, солнечно, ветрено
Всю ночь нам мешала спать мышь. Сначала она прогрызла пакет с мюслями, пока мы ужинали и палатка стояла открытой. Потом пришла ночью копаться в тамбурах. А когда Саша убрал все продукты внутрь, стала бегать сверху по внутреннему тенту! Я это представление проспала :) И попробуй ее прогони, мыши умные и не боятся ничего! А кота с собой у нас не было :)
Утром Виталик с удивлением рассматривает прогрызенную мышью дырку
Наша палатка на полянке рядом с лааву
С утра мы проехали полтора перегона и остановились у протоки между озерами Niemisjärvi (N61°12'55,42" E25°00'51,18"). Это довольно туристическое место, летом тут работает кафе и лодочная станция, но осенью в рабочий день было вполне пусто (хотя все равно несколько машин стояло). Там приятно - пляж, камни, березки.
Схема прогулочных троп и лааву на озерах Niemisjärvi
Берег закрывал нас от сильного холодного ветра, пригревало солнышко, так что мы не могли не остановиться и не высадить Виталика. На предыдущем привале он опять лежал и ревел, что у него болят ножки. А тут вроде развеселился и побежал скакать по камням... Я обрадовалась, что ножки все-таки работают, но не успела порадоваться и пяти минут, как возникли другие то ли проблемы, то ли протесты со стороны ребенка. Было ужасно обидно, до слез. Все силы от этих переживаний из меня куда-то улетучились, и я предложила Саше сегодня никуда не ехать, а лучше пойти погулять и всем вместе порадоваться жизни. А то я уже потеряла нить происходящего в этих капризах... Километров нам с Сашей за лето хватило, а в семейном походе приоритет на радость, а не катание. Тем более, что в этот день погода была просто шикарная, солнечная, а вот на следующий день обещали дожди. Так что устроили себе дневку по поводу хорошей погоды :) А еды мы предусмотрительно набрали с собой много, и оказалось, что не зря.
Рядом с протокой есть одно лааву (Niemisjarvi laavu) и одно место для костра. Чуть подальше ведет дорожка к еще одной лааву, Ylinen laavu. Она более красивая, на скалистом берегу, и от дороги дальше, но первая нам была более удобна. Там мы оставили велосипеды и отправились на прогулку вокруг Ylinen Niemisjärvi. Озер Niemisjarvi три штуки, два больших и одно маленькое. Вокруг каждого есть тропинка, так что можно легко подобрать нужную длину. Длина тропы вокруг Ylinen Niemisjärvi около 1.8 км - идеально, чтобы ребенок точно не устал, а потом мы прогулялись и вокруг маленького озера. Идет тропинка очень приятно, иногда по деревянным настилам, иногда по лесу, часто прямо вдоль кромки воды. Понравилось там всем! И мы могли неспеша насладиться осенней природой, и Виталик топал по дорожке с огромным энтузиазмом. Про больные ножки и не вспоминал.
Виталик собирает последнюю чернику этого года, уже водянистую и мелкую.
Это самый интересный для ребенка участок тропы. Скачет вовсю!
Залез на крышу Ylinen laavu
Ребенок страшно доволен собой и прогулкой! Ножки не болят :)
На причале возле большой протоки.
Мостик через маленькую протоку.
Вечером мы опять жгли костер, варили грибной суп и хорошо жили. Проводить всей семьей вечера в лааву среди леса так уютно и приятно... И ребенок чувствовал себя совершенно прекрасно и нас радовал. Ну что тут еще добавить? :)
Для Виталика воспоминания о лааву стали главными за этот поход.
26 сентября
66 км
Погода: утром 6, днем 8 градусов, дождь весь день
Утром пошел дождь, как и обещал прогноз. Правда, прогноз обещал "небольшой дождь", а на деле лило по полной программе без перерывов. Ну и ладно, все честно, осень же! Упаковали ребенка в ПИКовскую накидку и поехали. Удивительно, но Виталику, кажется, нравится дождь. Даже холодный. Под дождем он хорошо засыпает в кресле, хотя ему и льет прямо в лицо, и вообще как-то более жизнерадостный.
Папа и сын к дождю готовы!
В этот день тоже было много симпатичных дорожек, которые так и хочется фотографировать, но дождь не давал.
Первый привал сделали в беседке возле какого-то отельчика. Несмотря на любимый дождь, там Виталик снова завел шарманку про больные ножки, отказывался от еды и всячески капризничал. Я даже притащила ему валявшийся вокруг на траве конструктор, но он его не заинтересовал. Капризничал ребенок долго, а когда мы уже собирались ехать, вдруг таки соизволил покушать, и мы с Сашей конкретно задубели в этой продуваемой всеми ветрами беседке, пока его ждали. Хорошо хоть от дождя были спрятаны!
Папа греется чаечком, ребенок депрессует.
Виталик выспался под дождиком и повеселел. На втором привале повезло снова найти укрытие, перекусываем на автобусной остановке. Все довольны!
Дождя этот ребенок явно не боится.
Еще в этот и следующие дни нам запомнились старинные амбары, некоторые возрастом явно не одну сотню лет, самой разной конструкции. Честно говоря, я таких никогда в Финляндии не видела (в отличие от Эстонии, например). То ли просто не замечала, то ли не везде они есть. Но между Лахти и Тампере их можно найти, только замечай! В этот день у нас не было возможности трогать и фотографировать, так как лил дождь, но мы смотрели и восхищались.
Двухэтажный амбар с балконом. По состоянию дерева явно видно, что оно очень качественное и очень старое. Крышу хозяева обновили, так что строение еще проживет немало. А живые цветы и старинные предметы обихода еще больше подчеркивают эту красоту!
К вечеру мы въехали в еще одну зону пешего туризма - Лайпанмаа (Laipanmaan retkeilyalue). Здесь нас снова радовали хорошие дорожки и леса. Но несмотря на большое количество лааву в этом районе, с ночевкой возникли трудности. На карте лааву была обозначена некая кота (Laipanmaa kota), то есть хижина для туристов, и сначала мы собирались в нее, чтобы скрыться от дождя и также порадовать ребенка необычной ночевкой. Но кота оказалась закрыта! Кроме того, вокруг вырубили весь лес, и она теперь очень грустно стоит посреди вырубки. Тогда мы вернулись к следующей ближайшей лааву, Verkkojarvi laavu (N61°25'42,46" E24°33'14,32"). С ней все нормально, но к ней есть автоподъезд, и лааву была занята, стояла машина. Это был первый раз за все наши поездки по Финляндии, когда мы попали на занятую лааву. Еще и посреди рабочей недели в холодный и кромешно дождливый день, в глуши. Тогда мы снова поехали вперед к следующей обозначенной на карте лааву, Hanhiluppo laavu. Никакой дороги к ней ни на одной карте нет, но мы попытались пробраться туда с ближайшей одноименной дороги. С ее конца до озера оставалось всего 200 метров. Однако, там была свежая вырубка, и лесовозы размесили болотистый лес до совершенно непроходимого состояния. С велосипедами не пройти никак. Дальше по нашему планируемому пути никаких лааву не было, и нам пришлось сильно вернуться, к Ruokojarvi laavu (N61°25'23,53" E24°35'15,74"). Там все было нормально, были и дрова, и место под палатку, и источник воды (озеро) неподалеку. Успели даже до темноты. Тут и дождь закончился.
Вот так и надейся на эти лааву! Здесь были самые благоприятные условия, 4 точки на трех километрах, а накатали мы в результате более 10 километров и потратили пару часов. И все это под проливным дождем :) К счастью, Виталик отнесся к происходящему спокойно и верил, что родители все-таки найдут ему лааву. Мы не могли его лишить этого удовольствия, конечно... Но не могли не вспоминать времена до ребенка и потом с малышом, когда мы ночевали в Финляндии где угодно в лесу и никаких лааву не надо было искать :)
Дорожка в Laipanmaan retkeilyalue
Какое-то историческое здание. Внутрь можно зайти и посидеть при желании. На стене висит схема прогулочных троп.
Ruokojarvi laavu. Костер мы разожгли, но особо посушиться у него не удалось из-за порывистого ветра, только дымом надышались. Но ребенку главное - это факт костра.
Виталик помогает папе с установкой палатки
Ужин. Как обычно, макароны с грибами.
27 сентября
69 км
Погода: утром 5, днем 6-8 градусов, пасмурно, сильный ветер, без осадков
Эти чудесные лесные дорожки в желтых листьях хочется фотографировать до бесконечности!
Вчера мы ушли с маршрута, так что из лесов Laipanmaan retkeilyalue пришлось выезжать на довольно загруженное шоссе 325. Это было единственная такая дорога за поход. Но ничего страшного, конечно, водители вели себя прилично и нас объезжали. С шоссе мы свернули на маленькую асфальтированную дорогу 3260 к городку Orivesi. Где могли, там объехали ее грунтами, но целиком этот асфальт не объедешь, так как там единственное место, где можно просочиться через очередную систему озер.
Пересекаем протоку между озерами, с трудом удерживаясь на велосипедах. Вода в озере бурая, о берег бешено бьются волны, хотя озеро совсем не большое. Очень сильный был ветер! Но нам, к счастью, боковой, поэтому хорошо закрывал лес.
Дорога 3260 на Orivesi.
Впрочем, и на асфальте было много чего интересного. Например, мы остановились у двух старинных амбаров и смогли подробно их рассмотреть. На более старом из них стоит дата 1913. Но на самом деле он куда старше. Пока мы сидели на приступочке и перекусывали, подъехал гордый хозяин и рассказал, что 1913 - это только дата переноса амбара на это место. А реальный возраст амбара, по его подсчетам, должен быть около 300 лет. Старинная деревянная архитектура в Финляндии есть! Но возраст домов не определишь, ведь все покрыты симпатичной, но совершенно однообразной крашеной вагонкой. А вот амбары стоят как есть. Только крыши хозяева меняют.
Виталик впечатлен дыркой для кота. Коты здесь явно пролезали много сотен раз, углубив и отполировав канавку своими лапами.
Не люблю слово "энергетика"... Но как назвать то ощущение, которое охватывает, когда прикасаешься к деревянному срубу, прошедшему через несколько веков солнца, ветра, дождя, морозов, снега?
Вот какой тут замок! Посмотреть бы на его кованый ключ... У нас в деревенском дома есть два кованых замка, но этот побольше размером.
Еще в этот день мы видели много лебедей и уток, собирающихся в стаи на поля. В Финляндии хоть и есть охотники (да чтоб они провалились, во всех странах), но нормальные люди лебедей не трогают. Вот они и собираются не где-то в глуши, а просто на полях. Очень красивая птица, и так грустно кричат, когда улетают. В детстве мне всегда говорили, что это кричат журавли, так что я привыкла называть их именно так. Но я еще раз изучила википедию, и на самом деле это лебеди-кликуны. А журавля я за всю жизнь видела только один раз, на болоте.
Рядом с этими лебедями собирались утки. Утки более пугливы, и взлетели первыми при моем приближении. Как жаль, что у меня нет теле-объектива! Глазами я видела птиц хорошо, но на фотографии они не очень видны.
Прибыли в Orivesi. Как обычно, в программе у нас супермаркет и пиццерия.
Улица Оривеси.
Из Оривеси мы двинулись в уже третью на нашем пути зону рекреационного леса - Pukala (Pukalan virkistysmetsä).
Нам туда!
Схема рекреационного леса Пукала
Сначала мы заехали в точку Pukalajarvi TP (N61°41'42,72" E24°09'02,45") - это место для костра на берегу озера, есть дровеник, палатку кое-как приткнуть можно. Неплохое место, но мы решили попробовать следующее.
Valkeajarvi laavu (N61°41'55,10" E24°07'37,70") оказалась самой лучшей лааву за этот поход. Во-первых, она автонедоступна, что бывает нечасто, к ней нужно пройти около 400 метров по тропе. Во-вторых, прекрасно расположена - на полуострове, прямо у воды. Почему-то в этом районе Финляндии красивых лааву не так уж много. Часто где-то неподалеку озеро есть, так что набрать воды можно, но от самой лааву оно может быть совсем не видно. А тут вода кругом! Очень красиво.
Парни пробираются по тропе. Виталик очень доволен. По дороге играл в самолет - каждые несколько метров со всего размаху бросался оземь и сообщал, мягкая посадка была или жесткая :)
Озеро Valkeajarvi
Волшебный вечер...
28 сентября
52 км
Погода: утром -2, днем 4-11 градуса
Утро выдалось морозным и солнечным, поэтому мы особенно были рады, что стоим у воды. Над озером вился туман, рассвет золотил и без того уже желтеющие деревья, а мы на это все могли любоваться...
Ребенка перед выездом хорошенько укутали, намазали лицо детским кремом и поехали. На траве еще лежал густой иней, лужицы были покрыты тонким льдом. Но ветра не было, мы ехали по лесу, поэтому утром было не так уж и холодно. Позже стало холоднее, хоть и на несколько градусов выше.
Выходим со стоянки.
Как и в предыдущие дни, в кресле Виталик сидел с большим удовольствием и всю дорогу задавал свои сто тысяч "почему?", а Саша на них отвечал. Но на привалах ребенок опять ревел и отказывался ходить. Ну сколько можно? Скорее всего, иногда ему и правда бывало холодно... Но точно не всегда, потому что местами припекало солнышко и было реально тепло. Но даже если быть уверенным, что ребенку холодно, то как его согреть, если он отказывается есть и отказывается двигаться?
Мы собираемся с первого привала (вот там точно было очень тепло!), просим Виталика хоть немного пройти, чтобы размять ножки, но он отказывается ходить и на посадку в кресло ползет... Штаны от этого окончательно разодрались.
Мы тем временем двигались на север, чтобы обогнуть большую систему озер, на которой стоит Тампере, и потом выехать к нему с запада. Как обычно, наш путь пролегал по грунтовкам и маленьким шоссе.
Дорога пересекает пастбище с электрическим забором. Нужно аккуратно разомнуть ток, сняв крючок за ручку, пройти, потом замкнуть назад. Но не всегда было понятно, как именно это сделать.
Большой привал сделали возле канала Муроле (Muroleen kanava). Канал соединяет шлюзом огромное озеро Näsijärvi и систему озер к северу от него. Летом через этот канал ходят круизы от Тампере в Виррат, а вообще водная цепь получается длиной не одну сотню километров. Рядом с каналом парк, кафешки (в это время года уже все закрытые), маленькая детская площадка. Там мы зависли надолго, пока Виталик копал.
Шлюз на Muroleen kanava
Здесь есть где побегать. Ножки у ребенка опять совершенно не болят :)
Для счастья ребенку нужен этот жутко холодный мокрый песок.
Вид на один из заливов огромного Näsijärvi
Заехали в городок Kuru, там как обычно закупились в магазине и поужинали в пиццерии, и двинулись лесными дорогами на юг, в сторону Тампере. В Финляндии много хороших лесных дорог, но обольщаться этим и ставить тонкие покрышки совсем не стоит, потому что среди всех этих хороших дорог неожиданно попадаются совершенно ужасные. 15 километров этой лесной дороги из Kuru оказались целиком отсыпаны гравием! Не совсем таким, конечно, какой используется для железных дорог. Но все-таки этот гравий был достаточно крупным и лежал толстым неукатанным слоем, чтобы ощущение было такое, как будто едешь по железнодорожной насыпи. Очень медленно, очень трясет и есть большой риск навернуться. Вокруг Куру добывают и обрабатывают камень, так что подозреваю, что на дорогу просто высыпают отходы производства. Хотя и для машин тоже совсем не полезно по такому ездить.
Правда, в этот день нам удалось объехать участок этой дороги по параллельной и к запланированной Kaidankyla laavu (N61°51'44,22" E23°39'47,13") мы прибыли вполне благополучно. Эта лааву расположена просто в лесу. Озеро есть в трехста метрах, но дойти до него трудно, так как берег заболочен. Саша набрал нам воды не без труда. Так что пейзажа тут никакого нет, зато лес вокруг лааву хороший, а уж ровного места для палаток очень много. Не очень ухожено, но дрова есть, а это для нас главное.
Виталик работает бульдозером и все щепки тащит в костер! Ему очень нравится.
29 сентября
51 км
Погода: утром -3, днем 4-8 градуса
Семейное фото у палатки на фоне лааву. В минус три :)
Если вчера мы смогли избежать отсыпанной гравием дороги, сегодня нам пришлось проехать по ней оставшиеся 11 километров. Это совсем не мало, однако - больше часа в седле. Другой дороги на юг там нет. Мы попробовали сунуться на боковые дорожки, чтобы лучше прибавить километров, чем так трястись, но и там обнаружилась гравийная отсыпка.
Один из карьеров. Только на таком "срезе" можно увидеть, по каким скалам мы едем. Просто они скрыты тоненьким слоев почвы и мха.
Рассматриваем с Виталиком лед на лужах. Но куда приятнее ребенку не смотреть, а топтать :)
На карьере мы хорошо отдохнули, но следующий привал опять был трудным. Опять Виталик лежал, ревел, отказывался вставать... Хотя час назад на карьере бегал! В этот раз мы остановились на привал на берегу озера, там было красиво, но реально холодно из-за ветра. Так что в этот раз Виталик, наверное, и правда замерз. Но как, как его согреть? Мы делали все, что могли, но на каждое движение требовались очень долгие уговоры.
Унылая и безнадежная картина...
Потом нам все-таки удалось уговорить ребенка поесть и пройти немного, и Виталик вернулся на светлую сторону. Но за это время мы сами замерзли ужасно! Все-таки как много терпения требуется в походе с ребенком! Причем не только по отношению к ребенку, но и по отношению к окружающей среде. Ведь пока занимаешься с детскими проблемами, иногда приходится и мерзнуть, и мокнуть, тогда как без ребенка просто взял бы да поехал дальше. Поэтому теперь мы намного выносливее и терпеливее к стихиям, чем были до появления ребенка в нашей жизни :)
Встретить трактор - всегда интересно!
Семейное фото на чудесной лесной дорожке.
На маршруте нам пришлось пересечь железную дорогу не по переезду. То есть раньше переезд там был, на Гугл-карте даже остался, но его срыли. Со спутника мне показалось, что там туннельчик.. А на деле люди просто перелезают через рельсы, и велосипедных следов там много. Небезопасно, однако! Тут не ходит Аллегро, но и другие финские поезда довольно быстрые. Правда, когда поезд пошел, слышно его было достаточно издалека, здесь ровный участок.
В общем, если кто-то поедет нашим треком, то лучше отклониться и пересечь пути через нормальный переезд. А мы поленились разглядывать карту, перетащили велосипеды так. Ребенка отдельно на руках, конечно.
Тут ребенка высадили неожиданно, и, конечно, он даже не вспомнил, что у него ножки болят. Перейдя рельсы, мы перекусили, Виталик тоже покушал без всяких капризов, а потом с удовольствием прогулялся по дорожке, держась за папин руль-баран. В общем, мак мы и не смогли узнать, действительно ли болели у ребенка ножки или он сам это придумал и тут же свято поверил, а потом вложил всю свою страсть, чтобы убедить нас. Скорее всего, второе. Так что не надо жалеть нашего бедного замерзшего ребеночка :) А я описываю это все только в целях объективности. Что вот, бывают такие ситуации в походах с детьми, когда все непонятно и приходится понервничать, и к этому нужно быть готовым. А также потому, что отчет - это мой дневник, и нам будет интересно это все вспомнить :)
Наш папа первый раз выехал в поход с ребенком с рулем-бараном, и вот выявилось важное достоинство - ребенку удобно идти рядом, держась за нижний хват!
На ночевку мы остановились пораньше, в некой Kivioja laavu (N61°36'58,88" E23°23'15,15"). Это довольно заброшенная лааву на каком-то пешем маршруте. Нам она хорошо подходила, чтобы заночевать перед Тампере. Стоит лааву в сыроватом лесу недалеко от дороги, но с нее не видна. Внизу есть ручеек, где мы набрали воды. Рядом вырубки, но они не слишком портят вид. Дровеника там нет, но внутри лежало немного дров. Мы взяли их по минимуму, а еще Саша пособирал палок на вырубке, чтобы не оставить лааву совсем пустой. Хороший костер получился, Виталик был совершенно доволен.
30 сентября (день дороги)
32 км
Погода: утром 6, днем 7-8 градусов, пасмурно, дождь
Пасмурное утро
Утром мы выдвинулись в Тампере. По дороге проезжали местечко Ylta ya Alta ("верх и низ") - это некие земляные валы с трубами, устроенные в огромном бывшем карьере. Рядом есть лааву, но хорошо, что мы сюда не поехали вчера - лааву автодоступна, а город уже недалеко, и вчера здесь явно сидели и много выпивали. Валялся мусор, воняло пролитым пивом. В общем, тут ночевать не стоит.
Тампере - город большой, но как обычно в финских городах, везде есть велодорожки. Только уже в самом центре, где многоэтажная застройка, становится тесно. Там еще и ремонт шел повсеместно, еле пробрались. Почему-то почти всегда нарываемся на ремонт, когда попадаем в финские города! Перед посадкой в поезд успели поесть в буфере Rax, где очень вкусно и хорошо, но надо оставлять велосипеды внизу (буфет на втором этаже) и время работы в воскресенье у него с 12, нам пришлось торопиться.
В основном Тампере выглядит так
Виталик осваивает финскую детскую площадку. К сожалению, площадок в Финляндии очень мало, только в городах.
Макдональдс, Rax и улица вся в ремонте.
В Тампере мы сели на двух-этажный междугородний поезд до Хельсинки. На велосипеды в поезде Тампере-Хельсинки продаются специальные билеты (их всего 3 на поезд), зато можно провозить без упаковки. Поезд подали сильно заранее, но посадку объявили только минут за 10, не очень удобно. В одном из вагонов есть хорошая детская площадка, если едете с детьми, покупайте билет именно рядом с ней. Поезд шел два часа, и все это время Виталик был абсолютно занят, дорога прошла незаметно.
Виталик с беспокойством ожидает начала посадки в поезд
Разместить велосипеды в предназначенном для этого месте непросто. Особенно если это найнеры и один велосипед с велокреслом :) С нами был третий велосипедист, но его велосипед не вошел, и он поставил в салоне.
Детская площадка на втором этаже
В Хельсинки мы съели мороженого на вокзале и пошли паковаться в Аллегро, на котором благополучно прибыли в Петербург. Эту часть пути Виталик тоже целиком провел на детской прощадке.
Детская площадка в Аллегро
Петербург встретили нас проливным дождем, он он был намного теплее, чем в Финляндии. Ну почти как душ :) По пути между Финляндским и Витебским вокзалом ребенок заснул в велокресле, так мы его и довезли до нашего Павловска спящим. Дорога домой получилась долгая, но на удивление спокойная.
Возвращение домой.
Комментарии
Катя, а что за ботинки у Виталика? Там специальная набойка на носок или мне показалось?
А ночевать прямо на озерах - не сыро и не холоднее? Мы всегда стараемся встать подальше и повыше, лучше подольше прогуляться за водой, потому что в Крыму очень сыро у воды ночью.
А где ночевать важно при сильном рельефе, когда холодный воздух скапливается внизу с большой площади. В лесу на почти плоском рельефе разницы особой нет.