Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Наша электроника в походе. Часть 2: связь, свет, зарядка и прочее

Все о о том, какой электроникой мы пользуемся в велосипедных и пеших походах. Вторая часть посвящена различным гаджетам - телефон, фотоаппарат, датчик температуры, фонарики и фары. А также аккумуляторам и зарядным устройствам, благодаря чему все это работает.

гаджеты в поход


Содержание:
Связь
Фото
Мобильный жесткий диск
Датчик температуры
Свет
Питание: обеспечение автономности
Питание: дозарядка в пути

Перечислю все остальные устройства, кроме навигатора и планшета (про них - в первой части статьи).

Связь

Еще несколько лет назад в походы я брал телефон “чтоб позвонить”, не-смарт, с большим аккумулятором, с защитой от ударов и воды. Но сейчас, конечно, уже сложно представить вело-поход без интернета (пеший - вполне можно). Зачем же отказываться от благ цивилизации?
И от “защищенности” в телефоне я отказался. Это серьезно добавляет стоимости, а телефон у нас и так почти все время находится в выключенном состоянии в герметичной упаковке. При этом под дождем даже защищенным телефоном нормально пользоваться не получится из-за свойств емкостного экрана.

Что касается ценового сегмента и брендов, я никогда не покупал дорогие телефоны, и уже было вообще перешел на дешевые модели китайских производителей. Ибо качество у них вполне приемлемое, а все эти “ценности” вроде пикселей экрана, количества камер и мощности процессора - вообще не актуальны. НО, в последнее время стал замечать, что качество связи у таких телефонов заметно хуже, чем у более дорогих моделей. Это совершенно не имеет значения в городе, а вот там, где сигнал слабый, начинает сказываться конструкция антенны, да и дешевые модели частенько поддерживают не все наборы частот. Поэтому мигрируем на недорогие модели известных брендов.

Для избегания платы за роуминг в основном используем  “туристические” сим-карты, купленные в России. Сначала использовали “Гудлайн”, потом перешли на “Дрим-Сим”, т.к. там более свободные, не пакетные тарифы. Многие знакомые используют купленные в Финляндии симки Saunalahti. Ими более выгодно пользоваться в Европе. Можно, конечно, подключаться к местным операторам, но это дополнительные действия по прилёту, в некоторых случаях - целый квест. А учитывая, что при этом покупаешь пакет за определённую стоимость, то очень часто получается, что это даже не оправдывает себя финансово. В итоге мы так поступали всего пару раз.
Если периодически пользоваться благами цивилизации в виде кемпингов-гостиниц-ресторанов, то можно и вообще обходиться без мобильной связи, выходя в интернет через WiFi. А если удаляться от цивилизации далеко, то там мобильной связи и нет.

Отдельно отмечу выкладывание треков в интернет, сейчас для этой цели наиболее популярна Strava, и мы тоже пользуемся ею. Для нас очень важно сохранять в подробностях пройденный маршрут, и при записи трека в Страву получается резервная копия в облаке. Неплохо и поделиться пройденным в он-лайн. Современные навигаторы позволяют легко отправлять трек в Страву через телефон, как только появится связь (через приложение Garmin connect). Перед нашими большими походами это еще не было доступно, так что я сделал bash скрипт, который на планшетике брал с подключенного навигатора треки и выкладывал их в Страву. В чем-то это даже удобней телефона - позволяет генерировать осмысленные названия, вместо дурацкого “Morning Ride".
Так что у нас это было одно из действий, когда добирались в зону действия связи. Мы его называли “покормить Страву” - выложить треки за те дни, когда связи не было.

Фото

Как и с навигацией, сейчас уже мало кто для фотографирования использует фотоаппараты (а не телефоны). Но мы возим с собой 2 фотоаппарата.
У Кати - полноценный, но умеренных размеров фотик. Раньше это была зеркалка (Canon 350D, потом 600D). Теперь перешла на “беззеркалку” (Sony A6400) - при том же функционале, вес значительно меньше. Из соображений компактности, долго не хотели брать объектив с заметным зумом. Но перед походом по Патагонии решились приобрести 18-135. Не пожалели: очень помогает сфоткать что-то на удалении, особенно животных. Впрочем, в пешие походы по лесам Катя и сейчас часто берёт только маленький объектив.
У Саши - защищенная “мыльница" (сейчас Panasonic Lumix DMC-FT30). Используется в основном тогда, когда надо сфоткать быстро или на ходу. А еще - в сильный дождь, когда “большим” фотиком не попользуешься. Заодно служит запасным варинатом: например, однажды в походе у основного фотика разбили объектив... и "мыльница" спасла, отработала весь поход основным фотоаппаратом.

Честно признаюсь, что мы оба не увлекаемся фотографией самой по себе, так что больше на эту тему сказать нечего. В интернете статей про фотографирование в путешествиях достаточно.


Семейное фото под проливным дождем

Мобильный жесткий диск

В длительном походе важно иметь резервную копию впечатлений. Не только треков, но и фотографий. Глупо потерять фотки за пару месяцев из-за пропажи или поломки “флешки”. По-”легкоходному”  можно было бы взять несколько дополнительных карточек и копировать на них, но за 3 месяца накапливаются сотни гигабайт фото в формате RAW. Это подразумевало несколько карточек, в которых легко запутаться или потерять. Так что мы взяли с собой небольшой мобильный жесткий диск.
Еще я планировал резервное копирование в облако Яндекс.Диска. Но на деле оказалось, что скорость доступного интернета даже через WiFi практически не позволяла синхронизировать такие объемы.Так что приходилось обходиться всего двумя копиями на физических носителях с собой: оригинал на SD-карте и копия на жестком диске. К счастью, всё благополучно доехало до дома.

Датчик температуры

В походе часто бывает полезно знать, какая на самом деле температура на улице (а не какая кажется). Для отчета, реальная температура - полезная для читателя информация. С этим нам помогает беспроводной датчик температуры от Garmin. Его можно закрепить где угодно, и датчик передает данные температуры прямо в навигатор, их можно смотреть на экране по пути, а также они автоматически записываются в трек.
В велопоходах многие пользуются в качестве датчика температуры велокомпьютером. Но объективная температура может быть замерена только в тени (потому что на солнце нагрев зависит не только от температуры, но и от свойств самого предмета). Велокомпьютер находится на руле, поэтому в солнечную погоду узнать температуру можно только при длительной остановке в тени. А датчик проще спрятать в тень. Мы его, например, крепили под велокресло, где почти всегда тень, можно положить внизу рюкзака и т.д.
Кроме того, показания температуры на велокомпьютере посмотрел - и тут же забыл. А данные, записанные в трек, всегда можно вспомнить.

Есть и еще одно маленькое удобство отдельного датчика - в холодную погоду удобно оставить его снаружи от палатки и узнавать точную температуру "за бортом", не вылезая из спальника, а просто включив навигатор.

Прочие датчики

Для велосипедистов-любителей гаджетов есть много других предложений: пульсометр, датчик каденса, мощности... Мы этим всем не пользуемся, так как ездим в свое удовольствие, а не за какими-то "спортивными" результатами. Разве что на встроенный пульсометр в часах может быть иногда интересно взглянуть (если я все-таки взял в поход спортивные часы вместо более лёгких и надежных Casio за 1000 рублей).

Свет

Свет “бытовой”

В качестве источников света в лагере мы используем старенькие налобники Petzl на аккумуляторах AAA. Несколько лет назад к ним присоединился декатлоновский налобник. Он оказался не особо хуже (Petzl в плане качества тоже не безгрешен).



Важный момент: на налобнике должен быть в т.ч. красный свет. У него несколько применений:
  • Если ночевка расположена в таком месте, где надо стараться быть незаметным, то красный свет меньше отражается и адекватно освещает при меньшей яркости, поэтому его не так далеко видно
  • В палатке фонарик на красном свете позволяет видеть перед собой, не слепя глаза другим людям. И зубы ребенку в темноте с ним удобно чистить. И вообще не сбивает адаптацию глаз к темноте.
  • Красный свет можно использовать в качестве заднего габарита на велосипеде. Обычно мы не берем в велопоходы с ребенком задние габариты, так как не собираемся ездить в темноте. Но на практике обстоятельства бывают разные. Например, тоннель...

Свет “ходовой"


Для езды на велосипеде в темноте слабеньких налобников, конечно, недостаточно. Поэтому в скоростные сольные походы, в бреветы и просто в осенние велопоходы добавляются фары.

Сразу скажу, что в плане фар идеала достичь пока так и не удалось. В арсенале у нас есть:
  • Китайская фара класса “народных”: фара + банка из 4 аккумуляторов 18650. Светит хорошо, но большая, тяжеленная, надо искать место для подвешивания банки. При использовании на несколько дней требует огромного количества сменных аккумуляторов. Так что в последнее время ею не пользуемся.
  • Китайский фонарик Convoy M2 на одной сменной 18650. Плох тем, что при сильной тряске кнопка срабатывает как на переключение режима. Использую как дополнительный - креплю резинкой к шлему, включаю на сложных дорогах в лесу.
  • “Благородный” китайский Fenix BC21R на одной сменной 18650. На своей средней яркости, дает едва-достаточное количество света для бреветов. Но не хватает дальнего света (на ровной дороге можно использовать в дополнение Конвой).
  • Фара Fenix BC30 с двумя сменными 18650 и двумя светодиодами. Дает много света, этой фары достаточно самой по себе. Но она слишком сильно засвечивает вблизи: портит адаптацию глаз, из-за этого хуже видно вдали.
  • Динамо-втулка SON28 с фарой SON Edelux 2. При езде по прямой на приличной скорости получается очень хороший профиль света - хорошо равномерно заливает дорогу и вширь, и вдаль. Ощутимо светит даже при ходьбе с велосипедом. Но при езде по сложным грунтам на низкой скорости света получается маловато, а в случае вынужденной остановки (например, перед широкой лужей) фара переключается на очень слабый "стояночный" свет от конденсатора. Приходится дополнительным фонариком подсвечивать, чтобы найти обход. А еще - при повороте “распластанный” пучок света оказывается направлен вниз и не освещает то, куда поворачиваем. Тем не менее, динамо-свет очень удобен для многодневных мероприятий с ночной ездой: не надо высчитывать аккумуляторы и заморачиваться с их заменой.


Источники питания

Обеспечение автономности


Основной способ обеспечения автономности по энергии для нас - сменные аккумуляторы.

В наше время в основном приходится слышать про внешние аккумуляторы - павербанки (Powerbank). Но павербанк- это, во-первых, переливание энергии из одного аккумулятора в другой (с потерей КПД). А во-вторых, в этом процессе очень много что может сломаться, и устройство останется без энергии:
  • Отказ аккумулятора в устройстве - тогда можно будет пользоваться им только при подключенной банке, а не отдельно
  • Отказ заряжающей электроники
  • Поломка разъёма питания - очень распространённая ситуация, особенно если пользоваться в походных условиях прибором, который подключен на зарядку
  • Ну и отказ самого павербанка
В случае же сменных аккумуляторов, наоборот, получается некое дублирование - всегда можно взять еще один аккумулятор про запас. И если один из нескольких выйдет из строя - вероятно, это будет не последний, и можно будет начать экономить.

Навигаторы и налобные фонарики у нас работают от формата AA/AAA. Формат не самый энергоемкий, зато можно выбирать - аккумуляторы или лайтовые литиевые батарейки, взять этого сколько надо. Четко знаешь, сколько еще осталось энергии - в штуках заряженных аккумуляторов/батареек. А если вдруг аккумуляторов не хватит, то в любом магазине можно купить запасных “просто батареек”.
Мы в основном используем NiMh аккумуляторы - Eneloop Pro и аналоги (Fujitsu). Их берем нужное количество, в зависимости от предполагаемого времени без розетки. Важно, чтобы аккумуляторы относились к типу LSD (low self-discharge), то есть минимально самопроизвольно разряжались со временем. По возможности NiMh аккумуляторы (в отличие от литиевых) нужно полностью расходовать и потом полностью заряжать, так как для них имеет значение количество циклов зарядки.



У нас много походов, навигатор постоянно в использовании. Если бы не сменные аккумуляторы, мы бы использовали и выбрасывали батарейки килограммами! Возможность специально утилизировать их есть далеко не везде, они токсичны для природы. А за четыре года постоянного активного использования аккумуляторов Eneloop мы выбросили только пару штук, которые вышли из строя. В плане цены, аккумуляторы тоже дают серьезную экономию. И не надо постоянно "париться", решая, включать ли навигатор или надо поэкономить заряд. Можно все время пути просто держать его включенным.
Только если вес действительно критичен, можно взять одноразовые литиевые батарейки (например, Energizer Ultimate Lithium) того же формата. Они значительно легче, и при этом имеют более высокую емкость. Пару литиевых батареек мы иногда берём в качестве НЗ вдобавок к аккумуляторам.

К фотоаппаратам у нас докуплены запасные аккумуляторы - не оригинальные, а от китайских Acme. Они значительно дешевле, и при этом (субъективно) лучше держат заряд. На две недели можно взять несколько заряженных аккумуляторов. Для зеркалки нам было достаточно вообще всего одного аккумулятора в неделю, если не использовать вспышку. Для беззеркалки Sony нужно немного больше (обычно уходит один аккумулятор на 3-4 дня), но в целом этот вес незначительный за свободу фотографировать, не думая о заряде.

К сожалению, современные телефоны не позволяют менять аккумулятор. Как и планшет. Но, поскольку для нас это дополнительные устройства, то мы ими пользуемся мало, и на автономные участки (до 2 недель) нам всегда хватало встроенной емкости. А если бы не хватило - можно было бы и обойтись.

В итоге мы обходились вообще без павербанков, в т.ч. в наших трехмесячных походах. Но год назад я все же приобрел павербанк на одном сменном аккумуляторе 18650. Но скорее в качестве “игрушки” - чтобы можно было "позависать" с телефоном, когда нечего делать. Например, в дороге до/после старта. Заодно этот павербанк обеспечивает дополнительный запас энергии “на всякий случай”, и теоретически можно масштабировать необходимые запасы, просто взяв с собой больше аккумуляторов 18650 (они у нас и так закуплены для фар)..

Дозарядка в пути


Сменные аккумуляторы легко позволяют обойтись без энергии и дольше двух недель - просто нужно взять их больше. Но со временем их может потребоваться слишком много.
Мы же впервые задумались о дозарядке перед 80-дневным походом по Испании. Там достаточно часто встречается цивилизация с розеткой, в т.ч. принудительно: не встать "дико" с палаткой, и приходится останавливаться в кемпинге. А значит, можно зарядиться.
Если вы отправляетесь в полную автономность длиной более двух недель и в этих местах достаточно часто светит солнце, имеет смысл задуматься о солнечной панели. Некоторые люди утверждают, что эти панели действительно работают, но у нас опыта на эту тему нет.
Потому что даже в велопоходе по довольно малонаселенной Патагонии, при выборе маленьких грунтовых дорог и с ограничениями ходового времени по причине ребенка в велокресле - все равно максимальный автономный пробег у нас был только 14 дней. А потом мы выезжали к какому-нибудь городку. Конечно, можно было бы не останавливаться в городке, а сразу ехать дальше. Но ведь все равно через две недели в пути хочется помыться в не-ледяной воде, постирать одежду, заглянуть в интернет... Так что необходимость зарядиться не добавляла нам неудобств. Пока мы отдыхали и делали бытовые дела в "цивилизации", все наши аккумуляторы успевали зарядиться. И опять можно было уезжать в автономку.

Как же за одну ночь зарядить весь набор электроники? В кемпинге обычно можно рассчитывать только на одну розетку, а у нас много аккумуляторов и плюс еще планшет. Поначалу я пытался решить, как сделать компактный "тройник"/разветвитель. Но намного удобнее оказалось выбрать такие устройства, которые заряжаются из разъема USB. И аккумуляторы для навигатора, и фотоаппарат, и планшет, и телефоны - все заряжаем через USB. А вместо тройника - адаптер питания на пять портов USB с выходом 2.1 ампера на каждый порт. Один из них - QuickCharge, то есть с повышенным напряжением. Внимание: многие дешевые адаптеры заявляют высокий выходной ток от порта, но суммарная мощность не позволяет выдать его во все порты при подключении нескольких устройств!

В кемпинге розетка может быть далеко, так что в качестве удлинителя “родной” кабель был разрезан, и его нарастили шестью метрами дополнительного провода. Во всех кемпингах этой длины нам хватало на то, чтобы дотянуться от розетки до палатки и все заряжающиеся гаджеты раскладывать уже внутри, в закрытой палатке, а не оставлять электронику без присмотра (могут украсть) и не сидеть ночью, чтобы ее сторожить.
А еще длинный провод помогал дотянуться от розетки до столика в кафе. В Испании мы питались в кафе довольно часто, это было вкусно и удобно, и они провоцировали “позависать” в интернете, используя самые ненужные, но энергоемкие устройства - телефон и планшет.


Вот эта довольно компактная и легкая система позволяет заряжать одновременно пять устройств от одной розетки на расстоянии до 6 метров.

Для зарядки аккумуляторов АА или ААА мы использовали две коробочки Xiaomi ZI5. Они занимают практически столько же места, сколько просто пластиковые боксы для аккумуляторов (см. на предыдущей фотографии). К сожалению, они выдают мало тока (ограничение из-за стандартных входных 2А от USB), так что емкие Eneloop заряжают очень долго. Приходилось ставить будильник и в середине ночи менять аккумуляторы на вторую порцию. Тем не менее, двумя коробочками за ночь можно зарядить 16 аккумуляторов. Этого хватает на 20 дней работы навигатора в обычном походе (подсветка всегда выключена, на стоянках и ночью прибор выключен). Эти зарядки честно прослужили нам 3 года, но недавно одна из них сломалась.
Все остальные устройства у нас имеют встроенную зарядку, так что для них нужны были только кабели, которые тоже выбрал самые маленькие и легкие из имеющихся.


Пока мы отдыхаем в кемпинге в Испании, гаджеты заряжаются в палатке, подключенной к розетке на столбе.

Собираясь в новую себя страну, нелишним будет узнать, какой формат розеток там используется. Как правило, всегда можно купить переходник на месте, но во-первых, это лишние действия после прилёта, а во-вторых, доступные переходники могут оказаться большими и тяжелыми. Так что может оказаться эффективней прихватить маленький из дома. В случае нашей зярядки, теоретически можно было бы вообще заменить вилку на проводе на "тамошнюю".

Еще в велопоходах можно заряжать аккумуляторы от динамо-втулки. Но такая втулка - дополнительный вес, некое (ничтожное) сопротивление качению, но главное - она дает слишком мало энергии, чтобы полноценно питать всю электронику. Особенно если средняя скорость низкая. Так что динамо-втулку я пока рассматриваю только как источник непосредственного питания для велосипедной фары, а не как способ зарядки. Например, в скоростном походе длительностью от нескольких дней с постоянной ночной ездой, необходимый запас аккумуляторов 18650 для фар становится уже очень внушительным, а динамо-втулка решает эту проблему.

В качестве итога, хочу заметить, что всё здесь описанное - личный опыт. Мы его никоим образом не заявляем как "единственно правильный". Все зависит от личных обстоятельств и предпочтений: мы сами в разные походы берем разные наборы из описанного. Да и доступная для покупки электроника активно совершенствуется... или, по крайней мере, меняется.
Tags:

Добавить комментарий


Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте и потребовали большого труда. При этом без всякой коммерции. Если что-то пригодилось вам для подготовки вашего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой: это поможет сайту не теряться в интернете. Хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - спросите разрешения, и активная ссылка обязательна!