Содержание: |
Почему навигатор, а не смартфон? |
Карты для навигатора |
Планирование маршрута дома |
Планирование по пути |
Почему навигатор?
Для навигации в походе мы используем навигатор. Туристический, серии Garmin GPSMAP 64/66.В нынешние времена обоснование этого выбора приходится начинать не с разных моделей навигаторов, а с ответа “А почему не телефон?”.
Да, у современных смартфонов есть масса достоинств:
- Они есть почти у всех
- Быстрее работают, чем навигаторы
- В смартфон проще закачать различные карты, и можно выбрать, в какой программе со всем этим работать
- Телефоны постоянно совершенствуются, в то время как навигаторы развиваются очень медленно (очевидно, из-за де-факто монополизма Garmin)
- Они имеют встроенный GPS, который работает без сотовой сети
- Держат заряд аккумулятора существенное время (и можно их зарядить от павербанка)
- Некоторые имеют некую водостойкость и ударопрочность
Почему же для нас основное устройство - это туристический навигатор? Потому, что это отдельное, специализированное устройство именно для ориентирования в походных условиях, а значит:
- Меньше всего напихано - выше надежность (касается и “железа”, и “софта”). А смартфон - это полноценный компьютер с операционной системой и кучей программ, и этот весь зоопарк не просто там лежит, а постоянно и активно живет своей жизнью.
- Если устройство несет только одну функцию, то сломавшись, оно только ее одну и уносит “на тот свет”. А выход из строя или потеря единственного смартфона означает потерю ориентирования и связи одновременно, что может привести к очень плачевным последствиям.
- Туристические навигаторы по определению максимально защищены. И это правда. Из личного опыта: я ронял прибор на камни с высоты метра 4, ронял с велосипеда, после чего по нему проехало мое заднее колесо, а за ним - машина, коллега однажды потерял навигатор, а утром нашел его в волнах, где его всю ночь било о крупные камни. Надо ли говорить, что во всех этих трех случаях приборы даже не выключились? Конечно, они не бессмертны, со временем ломаются, но в основном просто от старости, и при этом все равно живут намного дольше телефонов.
С маленьким ребенком в походе надежность навигатора очень важна :)
- Трансфлективный экран. Его видно в любую погоду. В светлое время такой экран идеально виден при полностью выключенной подсветке. Солнечный свет его освещает, но не засвечивает, в то время как телефону при ярком свете приходится (с переменным успехом) против этого света бороться. Подсветку в навигаторе надо включать только на ночь, и то, как вариант, можно не включать, а подсвечивать фонариком. Это все значительно экономит заряд.
- Сменные батарейки стандартного формата АА (подробнее об этом будет в разделе "Источники питания")
- Точность и надежность навигации. Большинство телефонов откровенно “гуляет”, что видно по треку. Это, может, и “достоинство” для кого-то: больше километров в Страве, а уж набора высоты так и в разы больше может быть :) Но в реальности это означает сложности ориентирования, особенно на горных склонах. Читал, что появились телефоны, которые имеют такую же точность, как навигаторы. Если это и так, их пока мало, и они недешевы.
- Некоторое неудобство планирования на навигаторе для нас не особо актуально. См. следующий раздел.
- Управление кнопками. Это уже более субъективный момент - некоторые заявляют, что тач-скрин удобней. Но! Сейчас не производят резистивных экранов, а емкостные экраны отвратительно работают под дождём, как бы с этим ни пытались бороться программно. Они никак не работают в обычных перчатках. Кнопками же можно пользоваться не только в любых перчатках и в любую погоду, а даже делать это на ощупь. Бывает, при езде на велосипеде надо что-то переключить на экране, а отвлекаться от дороги опасно. Тут можно нажать кнопку и потом уже быстро скосить взгляд на экран.
- Ну и наконец, вопрос привычки, куда ж без него.
Нормальная ситуация в велопоходе: льет дождь со снегом, мы едем по маленьким переплетающимся дорожкам - но с туристическим навигатором на руле это не проблема.
Хочу отдельно отметить, что ориентирование - это самая критическая функция из всех, возлагаемых на электронику. Просто схватить телефон и поехать кататься можно по очевидным дорогам вблизи цивилизации, желательно в хорошую погоду. Мы же частенько удаляемся в автономку или вообще какую-то экзотику. Поэтому, как правило, у нас с собой даже не один, а два навигатора, а телефон - только в качестве совсем уж запасного варианта.
Какие еще есть альтернативы туристическим навигаторам?
- Туристические навигаторы Garmin серии Etrex. Раньше мы такими и пользовались. Они меньше, легче, дольше работают от батареек. Но, к сожалению, намного более “тормозные”. Фактически, можно только двигаться по треку. Перемещение по карте требует слишком много терпения. Ну и экран маленький. Берем такой навигатор в качестве запасного, если основной сломается.
- “Велосипедные” и прочие не-туристические навигаторы Garmin. У них есть что-то из следующего (в разных комбинациях): тач-скрин вместо кнопок (см выше почему нас это не устраивает), не-сменная батарея, меньшее время работы, размер и вес, цена наконец.
- Навигаторы не-Garmin. К сожалению, для туризма Гармин фактически монополист. Это приводит к тому, что они не вкладываются в развитие этих приборов, которые теперь несколько архаичны и в них подолгу живут существенные "баги". Но туристических альтернатив по сути нет. Есть альтернативы для велосипеда. Самые известные - Wahoo. Кто-то еще китайскими пользуется. У меня нет личного опыта с этими приборами. Насколько я понимаю, Wahoo сейчас стал вполне адекватной альтернативой Garmin. Если покупать навигатор только для велосипеда, да еще не ездить зимой, то вполне можно задуматься о Wahoo.
- Спортивные часы. Как ни странно, но для ориентирования только по треку это в целом рабочий вариант. По функциональности можно сравнить с простыми велосипедными навигаторами. Но часы значительно легче, и используют меньше энергии - т.е. для них можно брать павербанк меньшей емкости. Многие часы сейчас могут нести в себе карту. Я их использую только в городе для пробежек. Но если выбирать, то хорошие часы с картой сейчас не дешевле навигатора, а функциональности у них существенно меньше.
- Компас+ карта. Вообще-то можно и так. Но зачем? Сейчас это скорей для желающих ощутить “дух приключений”. Ну и как запасной вариант на “совсем крайний случай”. У нас и так с собой 3 средства для навигации, и карта в них тоже есть, так что бумажная карта в качестве "крайнего случая" нам не нужна. Но бумажная карта удобна для осознания того, где ты находишься в масштабе региона, можно развлечься разглядыванием ее в палатке. Еще по ней можно показывать ребенку, где мы перемещаемся. Так что если нет ограничения по весу, то можно брать с собой и ее.
Карты для навигатора
У Garmin есть “официальные” поставщики карт. Карта той страны, где навигатор продается, обычно идет в комплекте. Для России это “Дороги России ТОПО” от Навител. Когда-то альтернатив им особо не было, и при поездке в новую страну надо было или покупать тамошнюю карту примерно за $99.99, или доставать её… иным образом.Однако, сейчас во многих, если не в большинстве, мест имеется хорошее покрытие карты OpenStreetMap. Поскольку ее может редактировать любой, то очень часто наполнение там намного подробнее и актуальнее, чем на “официальных” картах. Но там, где туристы бывают редко, дороги обновляются тоже редко. Встречаются и "белые" пятна, куда пока не добрался никакой энтузиаст. Эти пятна лишь относительно "белые": многие географические объекты экспортированы в OSM автоматически из источников, которые это позволяли, а рельеф имеет полное покрытие Земли по результатам спутникового зондирования. Но дороги и тропы там не будут прорисованы.
Для поездки я закачиваю в навигатор сборку OSM с сайта openmtbmap.org. Удобна тем, что в ней сделан акцент на то, что важно “off-road” туристу. Хорошо читаются мелкие дорожки, тропы, выделены размеченные маршруты, видно источники воды, в населенных местах хорошо видны достопримечательности и т.п.
Есть и другие сборки. Например, maptourist.org - как ни странно, от продавцов Garmin. Можно сделать и свою сборку со своими стилями.
В современные навигаторы можно загрузить и растровые карты в формате JNX. Собирать растровые карты удобно в программе SAS.Planet. Но может понадобиться “патчить” прибор.
Изначально это было рассчитано на спутниковые снимки. На практике спутниковые снимки в навигаторе мы использовали буквально пару раз. Чего точно не надо делать - это покупать подписку на Bird’s eye от Гармин, это какое-то "разводилово".
Для некоторых регионов актуальной оказывается растровая карта Генштаба. Например, в Казахстане советские карты 80-х годов очень полезны - там мало строительства, и дороги не зарастают лесами так быстро, как в наших широтах. Тем более, что на карте Генштаба обозначены не только дороги, но есть много и другой важной информации по местности, которой нет в OSM.
Ну а в целом, в навигатор можно залить в растровом виде практически любую карту. Мы закачивали в навигатор даже карту, нарисованную Катей в юности карандашом. Отсканировали, сделали "привязку" по трем точкам - и по ней стало удобно ходить с навигатором.
Конечно, изначально освоить загрузку разных карт в навигатор потребует некоторых усилий. В формат этой статьи такая тема никак не умещается. Но информацию нетрудно найти в интернете.
Карта Генштаба по Казахстану на экране навигатора. Видны старые дороги, летовки, обозначен тип растительности, рельеф.
Планирование маршрута
Планирование дома
Основа планирования до похода - это получить представление об особенностях региона. Это нужно и для создания начального плана, и для того, чтобы можно было оперативно этот план потом менять. Основной источник тут обычно отчеты (по регионам, где они есть).Для “рисования” трека будущего похода (который потом будет загружен в навигатор) наш основной инструмент - программа SAS.Planet. Сразу надо сказать, что эта программа - для любителей тщательно планировать маршруты, особенно нестандартные. В ней есть возможность подключить огромное количество разных карт и слоев данных, закачать кучу треков и точек (своих и чужих), между всем этим переключаться и анализировать.
А вот для чего SAS.Planet подходит плохо - это автоматическая прокладка трека. Проложить сама трек по дорогам она может, но редактировать его будет уже неудобно.
Нам самим автоматическая прокладка трека практически не бывает нужна. Достаточно часто маршруты наших походов заходят на дороги и тропы, которые пока не нанесены на OSM (а значит, автоматическая прокладка невозможна), а мы рисуем по спутниковым снимкам, картам Генштаба и иным источникам информации. Кроме того, мы придерживаемся вдумчивого планирования, и самостоятельные клики мышкой по карте вместо автопрокладки - это повод подумать о маршруте, а вовсе не неудобство.
Как-то так выглядит планирование в SAS-Planet. Много карт и слоев на выбор, база данных, треки и точки.
Ну а если ваша цель - по-быстрому прокладывать треки по очевидным дорогам или веломаршрутам, то SAS.Planet не подойдет. Есть много других программ и онлайн-сервисов, в зависимости от целей. Например, треки для бреветов и прочих длительных поездок на велосипеде по дорогам мы делаем на сайте plotaroute - там можно быстро проложить трек хоть на 1200 километров и редактировать его, передвигая ключевые точки.
Результат подготовки - несколько треков плюс важные точки. Один из треков - основной план, к нему делаем несколько дополнений, чтобы принять решение, куда ехать в зависимости от обстоятельств: добавить километража, когда становится понятно, что темп выше ожидаемого, или наоборот срезать. Или попробовать пробраться, а если не пойдет, то взять альтернативный вариант.
Подготовка треков - важный этап похода. Дома времени на планирование много, а в поездке раздумья над маршрутом - это частично потерянный отпуск. Можно было бы крутить педали, идти, или просто наслаждаться происходящим, а вместо этого - глаза в экран, пальцы елозят карту, голова пытается понять, что это все означает и как лучше поступить. На это все может улететь огромное количество времени!
А если двинуться вперед без особых раздумий, то можно получить приключения или маршрут, которыми не обязательно останемся довольными. Для взрослого человека это, возможно, и не беда, но в походах с ребенком приключения и некомфортный маршрут - совсем не то, что надо для счастья.
Планирование по пути
В большинстве небольших походов (до 2 недель) заготовленного дома набора треков более чем достаточно. А значит, достаточно и навигатора. Корректировки заключаются в переключении треков, или в локальном изменении маршрута, глядя на карту в навигаторе.Тем не менее, бывает, что домашних заготовок не хватает. В коротком походе это происходит из-за интересных идей, которые приходят в голову уже в реальной обстановке на местности. Или нужно делать корректировку из-за непредвиденных обстоятельств. И для этого уже использование только навигатора бывает недостаточно или неоптимально, особенно для велопохода с большими километражами: в навигаторе слишком маленький экран, чтобы оценить перспективу, и далеко по карте перемещаться очень неудобно.
А еще бывает необходимость сориентироваться по спутниковым снимкам. Типичная задача - ближе к вечеру найти предполагаемое место ночевки. Современные навигаторы позволяют закачать в них снимки заданного региона, но опять же, пользоваться этим неудобно.
Вот для таких несложных задач (оценить варианты изменения маршрута, “осмотреться” вокруг по спутнику) - как раз и удобен смартфон. Можно ради этого его раз в несколько дней включить. Программы с картами есть разные, но в походе, конечно, подходят только работающие оффлайн. Можно рекомендовать программу OsmAnd: с помощью той же SAS.Planet, для него можно дома подготовить“подложку” из того же набора карт, в т.ч. с “запеченным” слоем например heatmap. А сверху - векторную карту OSM.
Когда мы собирались в свой первый в жизни большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком зимой 2018 года, то всплыла новая задача. На 80 дней совершенно невозможно спланировать оптимальный маршрут дома. Мы ведь привыкли использовать доступное в походе время полностью, а заранее представить, сколько мы будем проезжать в день - довольно проблематично. И дороги неизвестные, а тут еще и ребенок. К тому же, невозможно было даже представить - куда нам будет хотеться свернуть после целого месяца в пути?
Словом, нужны были возможности рисовать трек, сравнимые с теми, что есть дома на компьютере. Для нас это означало ту же SAS.Planet в компактном формате. Говорят, сейчас есть сравнимые по удобству программы под Андроид, но мы собирались в 2017 году, да и хотели поменьше экспериментов с новым софтом, так что выбор свелся к планшетам на Windows, чтобы пользоваться программой без эмуляторов. Критериев для выбора было только два: вес и время автономной работы. И еще питание от USB, а не отдельное - но об этом позже. Мы выбрали планшет Asus Transformer Mini весом 800 грамм с полноценной клавиатурой.
Перед поездкой в планшет мы залили карты и спутниковые снимки региона предстоящей поездки. Область закачки представляла собой расширяющуюся к востоку воронку а-ля план “Барбаросса”: чем дальше, тем более туманные были представления о том, где мы будем ехать. Закачивание всего этого добра (сотни тысяч файликов в кеш) заняло пару недель, зато мы были независимы от местного интернета.
Планшетик оказался очень удобным - потом мы его брали и в велопоход по Патагонии на 3 месяца, и в другие велопоходы. Работать с треками, сидя возле палатки, с ним не менее удобно, чем сидя дома за компьютером. Например, в велопоходе по Сардинии в 2020 году у нас внезапно сорвались планы из-за ошибки в визе, и маршрут пришлось переделывать почти полностью уже на месте. Планшет тогда просто спас! С его помощью мы смогли прямо в походе быстро придумать новый маршрут по маленьким хорошим дорожкам и с посещением интересных нам мест.
В нашем планшете нет никакой водозащиты, но мы им и не пользовались под дождем, возили в гермомешке. Нет там и защиты от ударов. Однажды он был уронен на асфальт - экран треснул, и перестал реагировать на нажатия в нижней части. Но так как это не просто “таблетка” и есть еще клавиатура, тач-пад и мышь, то сенсорный экран был не так уж важен. Потом попытался найти в мастерских экран на замену, не получилось, сделал “ололо-ремонт” - залил трещины поксиполом. Планшет выдержал и не развалился, после удара от асфальт проездив в велосипедных сумках около пяти тысяч километров трясучих дорог (и еще несколько тысяч до него).
Основной сомнительный момент с планшетом - это Windows. Все-таки эта операционная система плохо справляется с портативным применением: очень ресурсоемкая, долго грузится, хочет жить своей жизнью. Например, однажды в велопоходе по Южной Корее мы остановились в кемпинге, и выдалось несколько свободных часов с интернетом. Так“оно”, не спросясь, решило обновляться - и занималось этим часа два, а мы ничего не могли сделать.
Ориентирование - задача номер один в походе, поэтому ей была посвящена вся первая часть статьи. Ну а во второй части будет про остальные гаджеты, которые нам нужны в походе, а также о том, как мы обеспечиваем всей этой электронике питание.