Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 4. Южный берег Португалии. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

Южный берег Португалии густо заселен, города следуют один за другим. Однако, на самой кромке океана осталось место для обрывов, гротов, ходов и камней самой разной формы. Лучшее место для детей на берегах Португалии, я считаю! Можно бегать, лазать и играть. Да и взрослым обязательно понравится, только вот с гружеными велосипедами пройти там непросто. А дальше берега стали болотистыми, но и там было немало хорошего - лагуны с бесчисленными птицами, разнообразные дорожки и красивый город Тавира.

Часть. 4. Южный берег Португалии
День 12. 4 февраля 43 км
Прогулка с велосипедами вдоль берега от Carvoeiro до Benagil с обрывами, гротами и дырами, очень красиво! Armação de Pêra. Ночевка в кемпинге.
День 13. 4 февраля 30 км
Прогулочная дорожка вдоль лагуны Salgados. Прогулка с велосипедами вдоль берега в районе Gale, очень красиво! Albufeira. Дикая ночевка в лесополосе.
День 14. 6 февраля 49 км
Quateira. Велодорожка вдоль лагун природного парка Rio Formosa. Faro. Olhão. Дикая ночевка на заросшем поле.
День 15. 7 февраля 51 км
Тропинки до Fusete. Веломаршрут по грунтовкам до Tavira. Осмотр Tavira. Веломаршрут по садам к Monte Gordo. Ночевка в кемпинге.

День 12. 4 февраля
43 км, набор высоты 731 м, 2 часа 50 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром 7 градусов и дождик, днем 12-16 градусов, солнечно, ветрено

Утром шел дождик, и мы не торопились вылезать из палатки. Но тут у нас произошла еще одна беда (после сашиного сильно порезанного вчера пальца) - Виталик как обычно скакал по палатке и в очередном прыжке случайно сломал мои ходовые очки. Кое-как мы замотали их ниткой и погнули, но все равно получилось не слишком ровно. У меня -9 диоптрий, так что любое искажение очень чувствительно. Я была очень огорчена, все время на автомате пыталась поправить очки, и голова кружилась… А впереди еще два месяца похода! Покупать очки в Португалии совсем не хотелось, так как с моими диоптриями требуются самые тоненькие пластиковые линзы, а не какие попало, и процесс поиска и заказа скорее всего занял бы несколько дней. Ну ничего не поделаешь, жизнь в походе продолжается, а значит, регулярно приносит какие-то трудности, но разрешить их в длинном походе обычно куда сложнее, чем дома.

Из кемпинга мы выехали по каким-то тропам на берег в городке Carvoeiro и там долго сидели на пляже - я плохо себя чувствовала из-за головокружения и переживаний, так что сил ехать не было. А место очень уютное - городок расположен в малюсенькой бухте, с двух сторон поднимаются высокие берега. Немного удалось восстановить силы :)

Пляж в Carvoeiro

Солнце красиво осветило обрыв

А дальше мы решили попробовать пробраться вдоль берега. И там оказалось так красиво, что про переживания и сломанные очки я забыла!
Весь берег океана между Portimão и Armação de Pêra состоит из известняков и приподнят над океаном. Порода эта мягкая, с трещинами и подвержена растворению в воде, поэтому волны и дожди вырезали в обрывах многочисленные гроты и ходы, да и сами обрывы красивые, желтые на фоне синего океана и неба. Ну как еще эту красоту опишешь!
Главная сложность - непосредственно вдоль берега дорог нет. Основная дорога идет сильно выше. Есть дорожки по поселкам, которые подбираются к берегу то ближе, то дальше в зависимости от рельефа, но и с них почти ничего не видно. Так что если ехать по дорогам, не сворачивая, то даже и не узнаешь об этой красоте. Идеально исследовать этот берег пешком. Хотя застройка идет почти сплошная, но она остается в основном выше, а сам берег свободен. Натоптано много тропинок, где-то можно пройти прямо вдоль воды, а еще местами над обрывами проложены деревянные дорожки и сделаны лестницы. Все это сливается в один непрерывный пеший маршрут невероятной красоты. "Взрослые" велотуристы тоже могут тут пройти относительно легко, особенно если у них "велоштаны" с лямками или вещей мало, но у нас-то вещи на трех-месячный поход с ребенком, велокресло и четыре ортлиба… Не распрыгаешься по камням. Так что мы посмотрели только несколько маленьких участков. Но красоты нам все равно хватило!

деревянная дорожка по красивому берегу между Carvoeiro и Benagil
Вот это дорожка!

красивый берег океана между Carvoeiro и Benagil
Видна фигурка Саши, который тащит велосипед с четырьмя ортлибами и 15-килограммовым ребенком в крутой подъем. Ребенка можно высадить, но тогда будет намного медленнее, хоть и легче. Ну, ради такой красоты можно и попотеть!

красивый грот на берегу океана между Carvoeiro и Benagil

Вид на породу и на чайку поближе.

дыра в известняке на берегу океана между Carvoeiro и Benagil
Пример "карстового колодца" - этакая глубокая дыра просто посреди травы. Чтобы заглянуть, вытягиваю руку с фотоаппаратом. А где-то там внизу слышно, что море плещется.

Пещера (algar) Benagil - самая большая и известная на этом берегу. Ее "крыша" сверху провалилась, поэтому внутри грот очень красиво освещается солнцем. Лучшие виды на него, конечно, открываются изнутри, но туда попасть можно только на лодке. Местные вовсю организуют такие экскурсии. В рамки нашего велопохода это дело не вписывалось, поэтому мы посмотрели на грот Benagil сверху. Хотя отверствие огорожено, многие перелезают ограду и подходят к самому краю, чтобы сфотографировать. Но вообще-то делать это надо осторожно - крыша очень тонкая по краям и в любой момент может обвалиться, а выжить при этом вряд ли удастся. Я вытягивала фотоаппарат вперед как могла :)

Вот так выглядит отверстие в пещере Benagil на спутниковом снимке. Тропинки вокруг кажутся ровными, но это только кажется, потому что рельеф значительный. Мы вдоль берега не прошли, а проехали по дороге, оставили велосипеды сверху и спустились к пещере пешком.

Benagil cave
Вот так выглядит пещера Benagil, если туда заглянуть сверху.

Хотя впереди было еще немало пещер, дыр и обрывов, мы уже утомились от таскания велосипедов, которым занимались почти весь день. Поэтому вышли наверх на дорогу и по ней по-простому доехали до городка Armação de Pêra (Армасан ди Пера). На набережной остановились в кафе, а то мне давно уже хотелось внести разнообразие в наше скромное меню. Тут заметили, что у Виталика упала на ходу одна варежка, пока он спал. А варежки нам очень важны, холодов впереди еще много! Так что бедный Саша оставил нас с ребенком в кафе, а сам час ездил искать эту варежку. Проехал аж до места нашей предыдущей остановки, но нашел варежку только на обратном пути уже недалеко от кафе… Ну ладно, главное, что нашел! И поели хорошо.

Так как уже наступил вечер, нам оставалось только ехать в кемпинг неподалеку. Кемпинг Armacao de Pera был ну совсем дешевый - 8.5 евро. Правда, не слишком уютный — голая земля, и кемперов там стояло немало, в отличие от всех предыдущих кемпингов. Там даже была фура-кемпер! Я такое чудо техники первый раз в жизни видела :) Но мы нашли для нашей палатки вполне уединеннное место на отшибе, да мне лично и все равно, где ночевать, раз уж это не дикая ночевка. А с душем все там было в порядке.
И вообще это очень хорошо, что кемпинги (да хоть какие!) тут есть, потому что кемпинг - это гарантированное место для палатки среди «населенки». А вот если бы нам пришлось грузиться в отель, было бы намного хуже. Когда мы долго в походе, то стоит оказаться в помещении, как начинаем чувствовать себя и все свои вещи ужасно грязными! Запахи в замкнутом пространстве концентрируются. Но если себя можно относительно легко вымыть, то все вещи за одну ночь ну никак не перемыть, а главное, не высушить, да и не надо это. Так что при необходимости помыться или переночевать среди "населенки" мы всегда однозначно предпочитали кемпиги, а не отели. Жаль, что вдали от берегов кемпингов в Португалии и Испании почти нет...

Кемпинг Armacao de Pera с палаткой

Кемпинговая фура
Кемпинговая фура, travel light!

День 13. 5 февраля.
30 км, 339 м набора высоты, трек на Strava
Погода: ночью до +1, днем 13-15 градусов, солнечно, ветрено

Утром мы снова поехали на берег. За  Armação de Pêra берег пологий, в одном месте даже лагуна сформировалась, Lagoa dos Salgados. Часть ее превращена в поле для гольфа, но другая часть осталась птицам, а между морем и лагуной сделана километровая деревянная дорожка, с которой можно полюбоваться на дюны, лагуну и птиц. Дорожка выводит к целому району пятизвездочных отелей, густо усаженному пальмами. Мы не против гламура, если там никто не мешает проехать скромным велосипедистам :)

на велосипеде по деревянной дорожке у Lagoa dos Salgados

птица на Lagoa dos Salgados
На Lagoa dos Salgados можно посмотреть много всяких разных птиц.

Черная птичка в зеленоватой воде.

От отелей мы спустились на пляж у городка Gale. Здесь берег снова стал обрывистым. Вот, вчера мы были уверены, что посмотрели уже на все варианты южно-португальского океанского берега. Но нет! Нас опять ждали совершенно новые картины. Здесь берег был сложен не только известняком, но и какими-то другими мягкими породами, а формы, в которые их выточила вода, были наиболее причудливыми. Горы сложной формы, пещеры и ущелья - только все маленькое! У нас, взрослых, был полный восторг, а уж для Виталика… Он аж пищал! В этом походе наш мальчик почти все время доволен, но таким счастливым, как на этом берегу, я его не припомню. Виталик лазал (по шершавой породе это очень удобно делать), бегал по пещеркам и ущельицам (как раз подходящим ему по размеру), копал, носил песок и камушки из одной маленькой лужицы в другую…
Если хотите поехать с детьми в какую-то одну точку побережья южной Португалии, рекомендую именно участок берега между Armação de Pêra и Albufeira. Это просто огромная детская площадка, созданная самой природой! Конкретные интересные места надо смотреть по спутниковым снимкам и фотографиям в Google Earth, а мы в рамках похода смогли посмотреть только маленький участок у Gale... Но впечатлений нам хватило на целый день! А вообще это все можно осматривать много дней, и всем будет интересно.

красивый берег океана между Armação de Pêra и Albufeira с ребенком
Сашина голова на одном уровне с головой Виталика, потому что песок на разных уровнях.

Парни забрались каждый на свою высоту. Камень шершавый, лазать очень удобно.

По этим ходам ребенок мог бы лазать бесконечно.

красивый берег океана между Armação de Pêra и Albufeira с ребенком

Виталик носится с совочком очень стремительно!

Мы дали Виталику время поиграть, по нашему ощущению много, но по его ощущению, конечно, мало. Но в таком месте никакого времени все равно не хватит! Так что потом все-таки стали постепенно продвигаться вдоль берега. Как раз был отлив, иначе бы мы не прошли. Но и в отлив идти по камням с нашим грузом было не быстро. 900 метров мы шли часа полтора :) Берега Португалии - точно не то место, где надо "набирать километраж".
Виталик прошел весь путь сам, даже по очень сложным, неровным и скользким поверхностям (иногда постанывая от ужаса). Несмотря на обилие лужиц, даже ноги не промочил! Для нашего мальчика это было реальное достижение, преодолеть такой трудный и длинный путь. И прямо заметно было, как растет у него ловкость.

Легкий участок пути по песку

красивый берег океана между Armação de Pêra и Albufeira с ребенком и велосипедами
Парни лезут!
Пройти здесь - задача, которая в равной мере интересна и сильному мужчине (нагруженному велосипедом), и маленькому мальчику. На фотографиях прибрежные камни выглядят миниатюрными, но в реальности там перепады высоты по метру.

красивый берег океана между Armação de Pêra и Albufeira с велосипедом
Мама тоже тащит, где может. Но в некоторых местах папа помогает ей "отдыхать" :)

Виталик бежит налегке вперед
, пока родители корячатся с велосипедами

Вторая половина дня у нас ушла на преодоление большого города Albufeira (Альбуфейра) и его пригородов. Сплошная занудная «населенка» тянулась более 15 километров. Часть пути мы проехали по велодорожке, но больше приходилось ехать по шоссе вместе с машинами. Заезжать в исторический центр и на набережную не стали, проехали все мимо по велодорожке. Уж очень хотелось выехать из "цивилизации" до ночи. Кемпинг в Альбуфейре есть, но он в стороне от берега, да и нам уже хотелось дикой ночевки.
Палатку мы поставили в небольшой лесополосе, поместившиейся между застройкой Альбуфейры и следующего большого города Quarteira. Эту лесополосу мы высмотрели на закачанных в наш компьютер спутниковым снимках и двигались прицельно туда. И не ошиблись, место было очень приятное. Все-таки в лесу намного уютней, чем в кемпинге. Чисто и тихо!

дикая ночевка в палатке в португалии в лесополосе

День 14. 6 февраля
49 км, 326 м набора высоты, 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +3, днем 10-15 градусов, солнечно, ветрено

Сегодняшний день был не таким бурно интересным, как предыдущие - мы въехали в совсем уж густо населенный низменный район берега, и большие города шли один за другим. Впрочем, сколько уже можно невероятных красот! А интересное все равно нашлось и в этот день, как для взрослых, так и для ребенка.
Изучение городов (каждый из которых, конечно, имеет свою насыщенную и древнюю историю) может сделать этот участок пути более осмысленным, но мы ехали через города по кратчайшему и наиболее комфортному для велосипеда пути, никуда не сворачивая. Потому что осматривать городские достопримечательности в формате грузового велопохода с ребенком в велокресле — очень трудная задача! В городе ребенка нельзя выпустить из кресла. Везде машины, которым начинаешь мешать в ту же секунду, как остановился на что-то посмотреть или подумать. А когда велосипеды сильно нагружены, то управляться с ними на тротуарах очень тяжело! Поэтому здесь мы никаких достопримечатльностей не смотрели — не от безразличия, а ради экономии сил.

Утром мы проехали город Quateira, что удалось сделать приятно - по длинной набережной. Когда набережная закончилась, мы попробовали высунуться на песчаный берег, но был еще прилив, и проехать не удалось. Пришлось тащиться по шоссе среди бесконечных коттеджных поселков...

на велосипеде по набережной Quateira
Набережная Quateira

Второй раз мы вышли к океану уже ближе к городу Faro. Там в месте впадения нескольких мелких речек в океан образовалась большая лагуна, отделенная от океана двумя длинными песчаными косами и цепочкой островов. Это место является природным парком - Parque Natural da Ria Formosa.
Мы хотели попробовать прокатиться по косе с запада (Ilha de Faro), но хотя уже было время отлива, проехать по песку все равно не получилось — там слишком большой уклон берега, из-за чего песок велосипеды не держит. На спутниковых снимках этого никак не оценить... Я со своим умеренно груженым (хотя и все равно более тяжелым, чем у нормальных велотуристов) велосипедом достаточно комфортно шла пешком, а вот сашин велосипед с 15-килограммовым Виталиком плюс 4 набитых ортлиба совсем зарывался, и идти ему было тяжело. Так что мы героически протащились полтора километра вдоль воды и покинули косу по первому пешеходному мостику.

Саша пытается тащить велосипед по песку, но колеса тонут.

природный парк Rio Formosa
Один из пешеходных мостиков через болота Rio Formosa.

Дальше к Фаро идет отличная прогулочная дорожка вдоль болот (лагуны в отлив представляют собой болото). Здесь приятно ехать и интересно смотреть вокруг. Много птиц - в основном всякие утки, еще есть фламинго и разнообразные неизвестные мне птицы типа маленьких цапель, которые охотятся на отливной зоне. Виталика ов всем этом птичьем царстве особенно заинтересовало, как ныряют уточки и как окунают голову в воду фламинго. Вот, еще один вариант здешних берегов — болота! Ну действительно - каждый день океанский берег у нас разный!

Лагуны Rio Formosa с одной стороны ограничены высоким берегом, а с другой полосой дюн, насыпанных ветром и волнами. А подпитывают их впадающие сюда речки.

птица в природном парке Rio Formosa
Очень деловая птичка ищет червей в отливной грязи.

природный парк Rio Formosa
На маленьком островке - бесчисленные разнообразные утки и им подобные плюс одинокий фламинго.

Дальше мы прокатились веломаршруту вокруг аэропорта Фаро. Веломаршрут идет сначала в виде шикарной велодорожки, потом разбитого грейдера, а потом прикольной тропинки. Аэропорт огромный, больше трех километров в длину. Виталику этот участок тоже понравился — можно рассматривать самолеты и аэропортовую технику, что маленькому мальчику очень интересно.

веломаршрут вокруг аэропорта Фаро

Наконец въехали в город Faro (Фаро). Я мечтала поесть в ресторанчике, и мы попробовали сделать это на набережной. Просидели 10 минут только в ожидании того, чтобы подошел официант, и ушли. Рядом был Макдональдс, и там за 10 минут и по цене одного ресторанного блюда наелась до отвала вся семья. Эти бесконечные прибрежные рестораны источают такие вкусные запахи и так манят меня (Саша равнодушен), но в реальности ресторан — это безумно долго. У нас всего дневного времени — семь часов (плюс час утром и два часа вечером на стоянке), и потратить минимум два из них на ресторан было бы слишком.

Больше ничего интересного в этот день не было. Мы ехали большей частью по шоссе, в половине случае вообще без обочины или велодорожки. Иногда веломаршрут проводил нас по каким-нибудь задворкам, но ниего приятного там не было. Здесь после Фаро мы довольно много использовали трек велосипедного маршрута Eurovelo-1 Portugal, с которым уже много встречались на западном берегу Португалии. В предыдущие дни мы захватывали его минимально, так как он не совпадал с нашими интересами и целями, а вот между Faro и границей с Испанией Eurovelo-1 Portugal оказался нам полезен в поиске оптимальных дорожек. Так в идеале и надо обращаться с этими маршрутами Евровело - не слепо ехать по треку, который проложил неизвестно кто (тем более, что это делали разные люди с разными представлениями о прекрасном), а подходить критически - местами пользоваться маршрутом в качестве подсказки, а местами искать более интересные или подходящие лично вам варианты.

Ближе к вечеру проехали город Olhão (Ольян), там хотя бы набережная была. За Ольяном есть кемпинг, но мы там останавливаться не стали. Тесновато как-то. Удивительно, что на западном побережье все кемпинги были практически пустые, а на южном вполне себе плотненько. Так что с помощью спутниковых снимков мы нашли клочок незастроенного, заросшего и закрытого от посторонних взглядов поля между Olhão и следующим городом Fuseta и прекрасно переночевали там в тишине на травке.

дикая ночевка в палатке в португалии

День 15. 7 февраля.
51 км, 370 м набора высоты, 4 часа 10 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +3, утром +4, днем 11-13 градусов, переменная облачность без осадков, ветрено

С нашей ночевки мы искали путь поинтереснее к городу Fuseta. Это было очень увлекательно, каждая удачно найденная тропинка- как маленький приз :) Мы очень любим тропинки! В Фусете вернулись на Eurovelo-1. Участок веломаршрута Eurovelo-1 между Fuseta и Tavira нам понравился - он много идет по грунтовым дорожкам (в том числе велодорожкам) вдоль болот, лагун и прудов, а если и выходит на общие дороги, то только тихие, второстепенные. Хотя никаких природных красот тут нет, а океан вообще остается за лагунами, ехать было однозначно приятно и увлекательно. В отличие от предыдущего дня.

добыча солей на южном берегу португалии
В многочисленных лагунах разной степени наполненности добывают какие-то соли.

Заброшенная станция Marim. Раньше соли вывозили по железной дороге, а теперь, видимо, фурами, но мы их не видели.

Вот так тоже пробрались, руководствуясь вело-следами. Потом, правда, вляпались в соленое болото :)

Какую чудесную тропинку нашли, Саша очень доволен, я тоже :)

А это специальная велосипедная дорожка, уже на Eurovelo-1.

Город Tavira (Тавира) мы не стали проезжать мимо, в отличие от всех предыдущих, а захеали и погуляли там с велосипедами. Тавира - городок небольшой, но очень древний и с хорошо сохранившейся исторической застройкой. Узкие улочки, много церквей (традиционно белых с очень скромным украшением), через реку - мост римских времен, под зданиями - раскопки. Не могу не включить в отчет много фотографий. Многое здесь типично для Альгарви, просто в Тавире смотрится в наиболее "чистом виде". В общем, рекомендую для посещения.
Только вот машины жутко мешают смотреть. Как только остановишься — тут же кто-то едет! Поэтому город нам очень понравился, но все-таки с гружеными велосипедами и ребенком гулять там было довольно тяжелым трудом.

улочка в Тавира
Улочки Тавиры

Тавира

церковь в Тавира

Я читала, что в Португалии распространены дома, покрытые керамикой азулежу, но в реальности этот домик был единственным таким за всю дорогу.

Среди домов - старые крепостные стены.

раскопки в Тавира
Как это обычно бывает в городах с древней историей, под современными зданиями кроются более древние слои, где чего только нет. Табличка рядом с этими раскопками гласила, что тут найдена стена финикийских времен (8-й век до нашей эры), слой построек и алтарь до-римских народов - турдетан (4-й век д.н.э.), ну и, конечно, остатки римских и мусульманских зданий.

Римский мост в Тавира
Римский мост в Тавире

За Тавирой велосипедный маршрут становится еще приятнее - большая его часть идет через сады. Если бы маршрута там не было, то, скорее всего, хозяева закрыли бы проезд, так что веломаршрут очень полезен. Велосипедистов катается тут и правда немало, но дальнобойных велотуристов среди них мы не видели.

знак проезда только для велосипедистов на веломаршруте
Стоят знаки - проезд разрешен только для велосипедистов. Как мило :)

Мост немного падает и его перегородили, но мы перелезаем так. Ну мы же легонькие :)

Красивая дорожка и красивое освещение.

Следующее интересное и уютное место - деревня Cacela Velha с церковью и маленькой площадью прямо на высоком берегу океана. Туристы сюда приезжают, конечно, но машины и автобусы останавливаются на въезде, поэтому, в отличие от Тавиры, здесь ребенку можно было гулять, а не только смотреть из кресла. Виталика это место очень впечатлило, еле увели потом. Удивительно, но наш ребенок в этом походе (как и в следующем) стал проявлять не только понятный для маленького мальчика интерес к животным и к технике, но и не менее страстный интерес к исторической архитектуре. Церковь в Cacela Velha Виталик осмотрел самым подробным образом, а когда какой-то дядя пришел с фотоаппаратом, Виталик носился вокруг и пытался объяснить дяде, откуда лучше вид. Жаль, дядя не понял :)

Cacela Velha с ребенком
Над просторами

церковь в Cacela Velha

печная труба в Португалии
На прощание сфотографировала традиционную форму печных труб в южной Португалии. Скоро нас ждет Испания, где трубы уже другие!

На ночевку мы остановились в кемпинге Monte Gordo. За кемпингом есть довольно большой участок леса, где наверное можно было бы встать дико (и мы утром видели там "диких велотуристов"), но Саша из-за порезанной пальца давно не мылся, так что решили кемпинг. Тем более что остановились мы там прекрасно - на холме, .куда машины не заезжают, под фонарем с розеткой, от которой все зарядили, и даже туалет с душами был недалеко :) И всего за 10 евро.

с палаткой в кемпинге Monte Gordo

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!