Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода | ||
День 76. 9 апреля |
44 км |
Вдоль гор Montserrat. Ночевка в палатке. |
День 77. 10 апреля | 67 км |
По асфальтовым дорогам через горы в природных парках Sant Llorenc del Munt i l'Obac и Gallifa (городки Mura, Sant Llorenc Savall, Gallifa, Sant Feliu de Codines, Centelles) |
День 78. 11 апреля | 45 км |
По асфальтовым дорогам через городки Els Hostelets de Balenya, Seva, Viladrau, Sant Hilari Sacalm, природный парк Les Guilleries |
День 79. 12 апреля | 41 км |
Спуск с гор. Via verde Olot – Girona до Жироны |
Дорога |
Поезд Жирона - Барселона, поезд Барселона - аэропорт, ночевка в кемпинге, вылет из аэропорта Барселоны | |
Короткое заключение |
День 76. 9 апреля
44 км, 1042 м набора высоты (диапазон 136-715 мнум), 4 часа 25 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +6, днем 10-19 градусов, переменная облачность.
Утром нам совсем не хотелось возвращаться на шоссе, которое начало грохотать еще до рассвета. Поэтому решили пробраться напрямую через горки по грунтам. На карте OSM были обозначены дорожки качества G2 в нужную нам сторону. Сначала и правда было G2, но потом пришлось свернуть на нечто, что с трудом можно было назвать дорогой :) То есть когда-то там дорога была, но ее размыло ручьями. К счастью, там нам было вниз, иначе бы мы вообще не прошли. Но даже на спуск мы потратили много времени, велосипеды с трудом скатили пешком, скользя в мокрой глине. Ох, уж эти испанские грунты! Очень медленно! Но все равно намного лучше, чем шумное шоссе с машинами.
Чтобы выйти к подножиям гор Montserrat, нам надо пересечь долину реки, сбросив 150 метров круто вниз по такой вот "дороге". Ну зато напрямую :)
Эта глина еще и скользит!
От речки мы поднимались уже по асфальтированной дороге, так что затащились вверх куда проще, чем спускались вниз. Дальше проехали по дублеру большой трассы. На нашей дороге было жить можно, а вот количество машин и фур на трассе просто зашкаливало! Мы ведь катались как-то вдоль трассы в Андалусии, но там трасса была на порядок с меньшим количеством машин. Видимо, Барселона очень большой город, раз производит вокруг себя столько авто-трафика!
- Монастырь Монсеррат (Monestir Santa Maria de Montserrat) — бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии. Сейчас это одна из главных туристических достопримечательностей Каталонии, как и центр паломничества католиков со всего мира.
- Для тех, кто далек от паломнических целей, главная ценность монастыря в его расположении — на склонах очень необычного горного массива Montserrat («разрезанные горы»). Этот массив сильно выделяется над окружающей местностью - его высота достигает 1224 метра, тогда как вокруг всего 400-500 м.н.у.м. А еще эти горы очень красивы - отвесные закругленные скалы.
Так как мы старались посмотреть на нашем пути самые разные горы и природные образования, то и горы Monserrat нам обязательно надо было увидеть, вне зависимости от монастыря. Лучший способ сделать это с велосипеда - проехать по дороге BP-1103, которая вьется по склонам массива и потом выходит к монастырю. Конечно, для того, чтобы посмотреть горы Montserrat в полной мере, надо прогуляться пешком по многочисленным размеченным тропам - они позволяют увидеть это все изнутри и подняться наверх. Но тропы не для нас, с трехлетним ребенком... Да и без ребенка, мы бы не решились оставлять велосипеды со всеми вещами в столь популярном месте даже в лесу, не говоря уж о парковке.
Машин на дороге BP-1103 было умеренно — основной поток туристов поднимается к монастырю с другой стороны, а кроме туристов, ехать сюда некому. Дорога идет очень красиво. Поднимешь голову - а там в облаках вершины. Вниз тоже открывается хороший вид, но такие виды у нас каждый день :)
Дорога вдоль гор Montserrat
Облака красиво смотрятся в жизни, но фотографировать мешают.
Вид вниз на населенную долину реки El Llobregat. До центра Барселоны тут 40 километров, но все очень населенно. Для Испании подобная плотность домиков - это редкость.
Мы не поленились и поднялись до самого монастыря. Ну монастырь как монастырь, выделяет его только местоположение или осознание большой религиозно-культурно-исторической ценности. А нас там, честно говоря, больше всего впечатлило количество народу :) Десятки автобусов, сотни машин, непрерывный поток людей... И это в понедельник и не совсем еще сезон! А самым ценным была возможность показать ребенку горную железную дорогу, рельсовый фуникулер и фуникулер с кабинками одновременно в действии :) Мамы мальчиков поймут, как это круто :) На этом мы оттуда и смылись! Не привыкли мы к таким толпам…
К счастью, народ толпится в галерее, а на велосипедах можно подъехать спокойно по дороге.
Фуникулер
Вид от монастыря
Дальше мы не стали спускаться к реке по основной дороге, а еще прокатились по узкой, но асфальтированной дорожке по горам. Оттуда открывались отличные виды на скалы Montserrat. Даже лучше, чем те, которые мы видели с дороги по склонам, так как со стороны.
Фотография против солнца и в дымке, но все равно красиво.
Горы Monserrat были последней точкой нашего планируемого маршрута по Испании. Отсюда до Барселоны всего 40 километров по прямой. А домой мы должны были улетать именно из Барселоны - билеты купили еще задолго до старта похода, просто примерно прикинув километражи. И удивительным образом приехали к Барселоне всего на три дня раньше, чем дата вылета! Вот это точность :)
Наш маршрут закончен, и сейчас мы могли бы спуститься в кемпинг на море и оставшиеся дни пассивно отдыхать. Но мы готовы были покататься еще :) Прикинули километраж, и получалось, что как раз успеваем доехать до города Жирона на самом северо-востоке Каталонии, а оттуда вернуться в Барселону на электричке. И поехали дальше :)
До вечера нам надо было добраться до более диких мест. В принципе, при желании можно было найти уголок для ночевки между "урбанизациями", но нам хотелось из населенки все-таки выехать. Поэтому мы скатились в долину реки El Llobregat и поехали по ней до подходящего нам подъема на горы по другую сторону. Населенность в долине плотная (фото было выше), и машин там было на любой дороге ужасно много. Еле дотащились до городка el Pont de Vilomara и полезли наверх из долины. Там буквально сразу начинаются леса (хотя домиков в этих лесах все равно поначалу разбросано немало), и мы весьма быстро смогли встать на ночевку на заросшей полочке в сосновом лесу. Накаталась я сегодня по полной программе! Всего 44 километра проехали, но тысяча метров набора высоты (и это я всегда считаю по чищенному треку, самый минимум, а Strava вот все 1300 метров показывает). И обеда у нас сегодня не было, так как просто не было времени.
Наконец-то тишина...
Вечером Виталик никак не хотел засыпать, все крутился, а мне смертельно хотелось спать. На мое счастье, через час после начала укладывания ребенка началась небольшая гроза. Виталик испугался, прижался ко мне - и даже пяти минут без движения было достаточно, чтобы раздалось долгожданное детское похрапывание :) После чего я тоже смогла с чистой совестью вырубиться. Спасибо грозе!
День 77. 10 апреля
67 км, 1454 м набора высоты (диапазон 256-761 мнум), 5 часов 55 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью гроза и ноль, утром +2, днем 9-12 градусов и переменная облачность, вечером сильный дождь
Большинство знакомых нам велотуристов, оказавшись наконец возле финиша через 77 дней пути, просто спустились бы в город и оставшиеся три дня протупили. Поэтому, отправившись еще немного покататься, сегодняшний день мы воспринимали как подарок за неленивость :) И он нас совсем не разочаровал!
Утро было чудесным, свежим после дождя. Нас ждали очень хорошие асфальтовые дороги (все, на подарочные дни обойдемся без "драматических" испанских грунтовок!) через зеленые горы по природным паркам Sant Llorenc del Munt i l'Obac и Gallifa. Велосипедистов на них было куда больше, чем машин. Мы хорошо пообедали в городке Sant Lorenc Savall, я была полна сил, Виталик тоже ехал с удовольствием. В общем, прекрасный день в прекрасных местах. А на душе полная расслабленность и тихий восторг, ведь наш поход успешно завершен, и этот день - только для удовольствия.
Cami rural - сельская дорога, лучший для велосипедиста тип асфальтированных дорог в Каталонии. Машин на них практически не бывает, скорость ограничена.
Дорога по parc natural Sant Llorenc del Munt i l'Obac
Вид назад на вершины Montserrat
Особенно в этот день нам запомнилась дорога вдоль реки el Tenes мимо монастыря Sant Miquel del Fai. Дорога тупиковая для машин, поэтому их тут не было совсем. Что всегда приятно :) Очень красиво и само ущелье реки, и открывающиеся виды вниз на долину, и выходы красных пород у основания гор, и сам монастырь Sant Miquel del Fai, расположенный на очень узеньком выступе прямо посреди отвесного обрыва. В монастыре есть интересные пещеры и много чего еще (ссылка), но у нас не было никакого желания останавливаться и вникать. Намного лучше было просто крутить педали на пустой дороге и пассивно наслаждаться видами ущелья.
Вид вверх, куда мы поднимаемся.
Монастырь Sant Miquel del Fai, вид поближе. А то на предыдущем фото его даже не разглядеть :)
Вид вниз вниз на городок Riels del Fai.
Вот такие тут красоты!
Только вечером мы неожиданно получили немножко приключений. Мы думали встать на ночевку перед городком Centelles, но хорошее место вот так просто не находилось (немало домиков, а в лесах недавно порубили подлесок, некомфортно среди веток). В Сентеллесе на карте был обозначен некий кемпинг. Мы не могли погуглить подробностей, так как интернет-карточка у нас закончилась. Но лазать по лесам в поисках хорошего места стало лень, плюс хотелось проехать побольше перед обещанной на следующий день непогодой (и, главное, преодолеть леденящий спуск к Сентеллесу, который расположен в большой долине), еще и ребенка хотелось порадовать (он кемпинги любит). В общем, решили дожать до кемпинга на удачу, хотя был уже вечер. Но кемпинг оказался не кемпингом, а "дачным поселком" из пленочных домиков, закрытым всвязи с несезоном. Никакой жизни в нем не наблюдалось, палатку ставить негде...
Пришлось нам срочно искать место для палатки на окраинах Сентеллеса. Мало того, что вечер, так еще драму нагнетали черные грозовые тучи. Буквально в паре километров от нас, на другом краю долины, дождь уже лил как из ведра.
Когда мы тащились наверх из городка в сторону более диких мест, встретили парня с собакой. Он с нами заговорил - мы идем нипойми куда, а скоро дождь. Я не стала скрывать, что мы хотим заночевать в лесу (у нас было железное оправдание - закрытый кемпинг). Но парень даже не понял, о чем я говорю! Даром что вполне прилично говорил и понимал на английском. И наша гора багажа с примотанными снаружи палаткой и пенками ему тоже ни о чем не намекнула - очевидно, он никогда такого не видел. "Почему вы такие спокойные?!" - воскликнул он удивленно. А потому спокойные, что через 15 минут после нашего разговора мы уже ставили палатку в лесу, а на горелке варились макароны. Все-таки автономность - это круто! А дождь как раз дождался, пока мы закончим с ужином, и тогда уж ливанул с дикой силой :)
Готовим ужин!
День 78. 11 апреля
45 км, набор высоты 848 м (диапазон 573-995 мнум), 4 часа 10 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: дождь с небольшими перерывами, 4-7 градусов
Дождь лил всю ночь, но наша полочка оказалась хорошая, никакой лужи на ней не образовалось. Как же все-таки приятно спать под шум дождя! Утром мы не спешили вылезать, тем более что вчера мы ехали аж 6 часов, на 2 часа больше нашей нормы. Виталик прекрасно проводил время — скакал по родителям. А мы пытались сохранить себе зубы и носы в целостности :)
Чем заняться ребенку в палатке во время дождя?
Есть у нашего ребенка и мирные способы развлечения - перетаскивание пакетов из одного конца палатки в другой.
Часам к 10 дождь стал слабее, и мы выехали. Потом, правда, снова полило сильно, но когда уже вышел, это менее неприятно, чем собирать вещи под проливным дождем. Сегодня мы целенаправленно ехали к Жироне, стараясь выбирать дорожки поменьше, но только асфальтированные - уделаться в грязи за день до финиша нам не хотелось :) В долине реки el Congost, где расположен Centelles, дороги были все довольно загруженные, но ничего не поделаешь. Поднялись из нее при первой удобной возможности.
Первый привал сделали рано, в городке Seva, так как попался ресторан — а мимо еды и тепла в такую дождливую погоду лучше не проезжать :) Потом Виталик заснул, и мы без остановок доехали под дождем до следующей кафешки, на пересечении с трассой C-25. Там, правда, оказалось не очень приятно - женщина за стойкой была русской (ну, или из соседних государств) и вела себя в лучших советских традициях "вас много - а я одна". Какой контраст с улыбающимися, спокойными испанцами! Наверное, ее раздражали конкретно мы (потому, что свои), но и на других посетителей она смотрела с классическим лицом бесконечно измученной русской женщины, просто повежливее. А я смотрела на нее и думала - ну и зачем было переезжать в другую страну, чтобы остаться настолько неизменной... А больше "наших" мы в этом походе не встречали, только в Гранаде один раз слышали русскую речь среди туристов.
Во второй половине дня мы ехали уже по пустой асфальтовой дорожке через лесистые горы природного парка Les Guilleries. Мимо только иногда проезжали фуры (медленно!) - здесь добывают много питьевой воды. Это душевные места, почти уже предгорья Пиреней. Там же мы преодолели перевальчик до тысячи метров (последний в этом походе!), потом был уже только спуск.
Леса сегодня были в основном лиственные, и на высотах 500+ мнум деревья еще стояли совсем голые. А на высотах чуть больше тысячи метров шел уже не дождь, а мокрый снег. Конечно, весной в горах Каталонии теплее, чем в средней полосе России, и за зиму снег так не накапливается, как у нас. Но вообще разница получается не так уж и велика. Сейчас я ничего не имела против холодной погоды, в голых деревьях и дожде есть своя красота. Но если бы наш поход не заканчивался в Жироне, и мы попытались бы ехать дальше на север, то уткнулись бы в Пиренеи, где в апреле еще слишком холодно по меркам велотуристов с ребенком в кресле, и вовсю случаются серьезные снегопады.
Немного выше нас дождь выпадал уже в форме снега. Высота горы на фото всего 1200 м.н.ум.
Выглянуло ненадолго солнышко и очень красиво осветило дорогу.
Весенние цветы.
Наша последняя ночевка получилась на краю маленькой дороги лесников (тут за лесом "следят" - активно рубят подлесок, не знаю зачем). Везде в других местах текла вода, но тут мы нашли уголочек посуше. Ничего романтического, но там не стояла и не текла вода - а это очень ценно в подобную погоду!
Чем заняться ребенку под дождем? Конечно же, копаться в воде! Благо ручьи текли везде.
День 79. 12 апреля - финиш
41 км до вокзала, вниз и ровно, трек на Strava
Погода: 3-7 градусов в горах, 13-17 градусов в Жироне
Утром обнаружилось, что у меня полностью отказал задний тормоз. Саша попробовал прокачать его, но выяснил, что дело в сломавшемся механизме в ручке. Это слабое место шимановских гидравлических тормозов, и починить в полевых условиях это невозможно. Хорошо, что тормоза у велосипеда два. Но я, как и многие, в основном пользуюсь задним, так что мне потребовалось время, чтобы сменить рефлекс. А вообще удивительно, что тормоз сломался именно на последний день похода, когда это совсем не проблема. Сломайся он раньше, это бы замедлило наше передвижение на асфальтовых спусках и полностью бы исключило грунты. Вспоминали, как в прошлом году у Саши именно к последнему дню похода (правда, обычного двух-недельного) вылетело пять спиц, но все-таки колесо доехало :)
До Жироны мы ехали исключительно вниз. Сначала спускались дальше по ущелью реки, по пустой (не считая велосипедистов) дороге, и сплошные леса вокруг!
Мне нравится, как выглядят смешанные леса весной, такими пятнами.
Везде шумели потоки воды.
Последствия дождя
Когда спустились, вышли на via verde Olot – Girona – Sant Feliu de Guixols. Это один из самых популярных веломаршрутов в Испании, который соединяет предгорья Пиреней с берегом моря, но мы по ней проехали совсем немножко - велодорожка легко и приятно привела нас в самый центр Жироны. До самого города мы ехали по грунтовочке через поля и леса, потом через большущий пустой парк, и буквально сразу оказались напротив знаменитого кафедрального собора Жироны на набережной реки Onyar с историческими разноцветными домиками и огромными чайками. Жирона нам понравилась, но удивила своей современностью. Этот город был совсем не похож на все, что мы проезжали раньше! Никакого ощущения средневековья и вообще старины, как во всех маленьких городках, которые мы проезжали в Каталонии.
Вот такой парк практически в городе
Жирона, самый классический вид
Торжественное фото на завершение похода.
Дорога и провоз велосипедов
В оставшееся время мы съездили на вокзал узнать расписание поездов на завтра и загрузились в отель. На следующее утро без каких-либо приключений уехали на поезде класса Regional в Барселону. Билеты на него покупаются в тот же день, на велосипед билета не нужно, разбирать велосипед и убирать в чехол тоже не требуется. Садиться с велосипедами надо в дверь с соответствующим значком. Внутри вагона есть крючки, где можно велосипеды подвесить. Саша повесил мой, а свой оставил стоять, так как он с креслом. Контролеры ничего по этому поводу не сказали.
Железнодорожный вокзал в Жироне
Вот так выглядит провоз велосипедов на региональном поезде в Каталонии
Промежуточные станции все заколочены. Сесть на поезд там можно, но вот что-то узнать или даже купить билеты - вряд ли.
В Барселоне мы вышли на конечной, Barcelona Sants. Станция находится под землей, там много платформ. Выходить в город мы даже не стали, достопримечательности и культурная программа нам после трех месяцев похода точно не нужны. Очень удачно поезд в аэропорт Барселоны уходил с той же платформы, где мы вышли. Саша сбегал на вокзал купить билеты, пока я с Виталиком сторожили велосипеды. Только Саша прибежал, как и поезд подоспел. В нем тоже можно с велосипедами, но места намного меньше - мы поставили их вдоль стены у туалета. Но опять-таки, никто ничего не имел против.
Наш самолет улетал утром, а ночевать мы отправились в camping Tres Estrellas на берегу моря в пяти километрах от аэропорта. Добраться до него оказалось непросто - вдоль моря за аэропортом идет только трасса, непригодная для езды на велосипеде. Пришлось поискать пути, а в одном месте даже продираться вдоль трассы совсем без дороги.
Палатку в кемпинге мы не ставили - сняли себе маленькую каменную хатку, чтобы не распаковывать вещи. Остаток дня провели в пассивном отдыхе - пообедали в ресторане, вышли к бурному морю, Виталик поиграл на площадке. Время прошло незаметно.
Мы снова на берегу Средиземного моря!
Кормление ребенка макаронами :)
На следующее утром мы докрутили назад в аэропорт, уже зная дорогу, там Саша собрал велосипеды, и без приключений мы долетели до родного Петербурга. Подробнее о том, как мы паковали велосипеды и все наши вещи в бесплатную норму багажа, я расписала здесь.
К вылету готовы!
Заключение
На этом я заканчиваю свой очень длинный отчет. Каких-то глобальных выводов писать здесь не буду. Кое-что про свои чувства и впечатления о большом велопоходе с ребенком я написала в отдельном посте про эмоции. Но несмотря на бурление чувств, этот поход получился очень благополучным. А процесс написания этого отчета помог мне обдумать многое и в вопросах велотуризма, и в себе.
Мы настраивались именно на три месяца похода, поэтому к их концу чувствовали полное моральное удовлетворение. Но даже такого большого срока не хватило, чтобы изучить и половину всего, что есть в Испании. Мы не увидели ни Пиреней, ни центральных плоскогорий, ни разнообразных внутренних горных хребтов, ни влажного Кантабрийского побережья. Это места, куда ехать лучше в мае, а не в марте-апреле (и уж тем более не зимой). По крайней мере, в семейном формате. Так что простор для деятельности у нас еще оставался огромный, но закончилась виза, и мы должны были отправиться домой.
Я однозначно могу рекомендовать Пиренейский полуостров для самых разнообразных велопоходов - от катания по сложным грунтовкам в пустынных горах до комфортных поездок всей семьей. Природа здесь чрезвычайно разнообразна, пейзажи и ландшафты постоянно меняются, прекрасная старинная архитектура есть в каждом городке, и вообще все насыщено историей, вплоть до самой древней. Здесь можно кататься на велосипеде и жить в палатке хоть целую зиму - хватит и дорог, и интересностей, и тихих мест. А главное - в Испании и Португалии совершенно безопасно, и водители на дорогах спокойные и аккуратные.
Комментарии
Сейчас вы в Патагонии и я вам бесконечно завидую. У меня ходить в велопоходы с малыми детьми так и не вышло. Слишком уж всё зависит от настроения ребёнка (да и жены). Я совершенно не могу при этом наслаждаться самим походом, только дёргаюсь.
PS. Передний тормоз при одинаковом усилии на рычаг гораздо эффективнее заднего. Кроме того на мокрой дороге колесо заднее не войдёт в юз.
Удачи вам большой столь далеко от дома.
Павел М.
Ну, а если общение с незнакомым человеком, для вас неприятно, то тут ясно. Но ведь ваши многочисленные подписчики практически такие же люди с обочины.
вот мы в походе сейчас - и нет у нас никаких взаимодействий. Ну дают иногда в магазине ребенку печеньку,мы передаём ее,отвечаем спасибо, поулыбались и попрощались. Все. К тому же мы по испански разговоры разговаривать в принципе не умеем.