Часть 20. По береговому хребту Каталонии | ||
День 72. 5 апреля | 37 км | По асфальту через el Masroig, el Lloar, Gratallops, Escaladei, la Morera de Montsant. Ночевка в палатке возле горы Montsant |
День 73. 6 апреля | 37 км | По асфальту через Cornudella de Montsant и мимо Siurana. Грунт к Prades. По асфальту через природный парк Poblet. Ночевка в палатке. |
День 74. 7 апреля | 41 км |
Монастырь Poblet. По асфальту через l'Espluga de Francoli, Blancafort, Solivella, Rocafort de Queralt, Biure. Ночевка в палатке. |
День 75. 8 апреля | 56 км |
По асфальту через La Llacuna, Capellades. Ночевка в палатке возле горы Montserrat. |
День 72. 5 апреля
37 км, набор высоты 1191 м (диапазон 70-722 мнум), 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +6, днем 16-22 градуса, солнечно, ветер слабый
В этот день, как и последующие, мы ехали на северо-восток по Прибрежным Каталонским горам (Cordilleras Costeras Catalana). Дороги сегодня выбирали второстепенные асфальтовые, проехали несколько маленьких городков - el Masroig, el Lloar, Gratallops, Escaladei и la Morera de Montsant. Дорожки наши то взбирались в горки, то скатывались с них, так что набор за 37 километров получился больше тысячи метров.
Приятный участок вдоль реки Siurana, единственный ровный сегодня. Впереди видны обрывы горы Montsant.
Вот такая маленькая речка Siurana. Я в ней помылась недалеко от дороги, а Саша поленился, и потом жалел.
Старинный городок Gratallops
Отдыхаем в тенечке в Гратальопсе.
Здесь в округе много виноградников, а в каждом городке есть своя винотека. Винотеки не пустуют, посетителей там немало. Мы тоже попробовали местное вино, когда обедали в ресторане в городке Escaladei. Стоил этот ресторан вдвое больше нашего обычного - 32 евро за два «меню дня», но и еда была "сложносочиненная", плюс в довесок шел кувшин местного вина. Я совсем не привыкла к алкоголю, так что осилила лишь несколько маленьких глоточков. Ничего не понимаю в вине, я бы предпочла что-то послаще :) А Саша пол-бокала выпил, но тоже не впечатлился. Куда уж нам :) А еще в этом же ресторане мы попробовали знаменитую crema catalana. Своеобразно - сам десерт вкусный, но слой жженого сахар сверху был очень горький, пришлось аккуратно выедать содержимое из-под него. Виталику тоже очень не понравилось, когда попался кусочек этого сахара. Но попробовать, конечно, все это было интересно! Тем более, что основные блюда здесь были сытные и вкусные, голодными мы не ушли. И официант там был вежливый, что всегда оставляет приятное впечатление.
От Escaladei мы полезли в особенно крутой подъем к подножиям большой и обрывистой Serra de Montsant. Хотя и полные сил после обеда, частично мы там шли пешком, было жарко. А еще здесь единственный раз за три месяца в Португалии-Испании мы столкнулись с гнусом — на подъеме к нам липли мошки. Но выше они уже пропали, и больше не появлялись. И вообще дорога красивая - Serra de Montsant возвышается прямо рядом. Официант в ресторане отговаривал нас сюда ехать, так как подъем, но мы никуда не спешим, нам важнее минимум машин и красота!
Уже подъезжаем к горе
Городок la Morera de Montsant под сенью горы
Выгуливая ребенка на площадке, можно любоваться старинной архитектурой.
Вот такие тут камни, тянется эта красота около восьми километров и видна издалека.
Вид в сторону моря. Мы всего в 20 километрах по прямой от густо-населенного побережья, всего за несколькими перегибами - большущие города Reus и Tarragona. А здесь в горах совершенно тихо и пусто. Нам однозначно больше нравится в горах!
Где-то под горой Montsant мы и заночевали, в густом сосновом лесу. Еще один хороший велопоходный день позади. Сегодня без каких-либо драм :)
Первая техническая проблема, на 72-й день похода - образовалась восьмерка на колесе. Мужчинам потребовалось 10 минут на ее устранение. Виталик только рад - он очень любит работать вместе с папой!
День 73. 6 апреля
37 км, 833 м набора высоты (диапазон 487-1031 мнум), 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +9, днем 14-17 градусов, ветер слабый, переменная облачность, короткая гроза.
Сегодня Виталику исполняется три годика! Праздновать его родители ничего не любят, так что у нас обычный походный день. Ну, а ребенку мы в любой день уделяем максимум внимания и стараемся радовать как можем.
Торжественная фотография в цветочках.
Утром проехали городок Cornudella de Montsant. Еще один, но от этого не менее приятный, старинный городок с узкими улицами. В здешних городках обычно весьма пусто, но люди живут, хотя, наверное, не во всех домах. Мы специально сворачиваем с объездной дороги в эти городки, чтобы их посмотреть, это не требует никаких усилий. Ну, разве что улицы иногда бывают крутыми.
Типично для Каталонии - церковь без лишних украшательств. Но старый камень так красив сам по себе!
Дальше двинулись по тупиковой дороге на городок Siurana. Дорога очень красивая, идет мимо разноцветных обрывов - есть и обычные желто-серые, а еще есть красные и даже участок совсем разноцветных. Интересное место! Только вот вопреки нашим ожиданиям народу там было много. Хотя пятница, вроде бы совсем не выходной... Машины занимали все доступные обочины, кто-то просто отдыхал, кто-то лазал по скалам, кто-то даже палатку недалеко у дороги поставил. Неужели это просто сезон начался? Или уж очень место выдающееся, не знаю.
Вид вниз в процессе подъема на горы Serra de la Gritella в Сиурану. Обрывы Serra de Montsant остаются позади.
Сверху обычные серо-желтые скалы, а ниже необычные - темно-красные.
Скалолазы
В сам город Siurana мы заезжать не стали - он расположен красиво на узкой горе, но туда надо делать радиалку. А вместо этого свернули по грунтовой дорожке к городу Prades через горки Serra de la Gritella (на обрывы которых мы смотрели при подъеме). Эта грунтовка — единственный способ сделать поездку мимо цветных обрывов не тупиковой. Грунт оказался в худших традициях, очень "техничный". Нам надо было вверх, и мы в основном шли пешком. Но часть пути все же ехали. И не пожалели, места приятные, и там уже не было ни людей, ни машин. Ну и виды на окрестности, куда ж без них.
На подъеме на нас погремела и полила дождиком локальная гроза. На погодном радаре прямо видно было, что гроза ровно в одной точке. А все потому, что эти горы сильно выдаются на местности, вот она и сформировалась. Грозу мы переждали в палатке. Так и хотелось там остаться - вокруг прекрасные сосновые леса, без колючек, ровные :) Но вышло солнышко, а раз такое дело, мы все-таки поехали дальше. То есть теперь уж точно в основном пошли, в том числе и на спуск, так как Виталик заснул в кресле, а грунт был ну совсем неровный.
Прогулка вверх по лесу.
Вот такие виды.
Выходим к Prades. Как хорошо все-таки с велокреслом по сравнению с велоприцепом, даже на таком спуске можно спокойно идти со спящим ребенком.
Из Prades мы поехали дальше по второстепенным асфальтовым дорогам (и так долго на грунтах протаскались!) через целиком покрытые лесом горы, Parc Natural de Poblet. Здесь очень большой лесной массив по европейским меркам — километров 15-20 в диаметре сплошь лесистые горы. В Испании мы привыкли к маленьким масштабам - любые природные зоны или расстояния между городками укладываются в максимум несколько десятков километров. Самый комфортный масштаб для велосипедистов с ребенком :) И в этой местности 20 километров сплошного леса - это уже прямо восторг. Мы его, правда, краешком проехали, но все же.
Что больше всего впечатлило - там наверху, на высотах 1000+ метров, леса листопадные. В начале апреля деревья стояли еще без листвы, весна здесь только начиналась. Это первый листопадный лес на нашем пути! В центральной и южной Испании все леса были или сосновые, или из вечнозеленых видов дуба, а листопадные деревья встречались только в долинах рек, не в виде леса. Оказавшись здесь в настоящем листопадном лесу, мы почувствовали, что действительно сильно сдвинулись на север, несмотря на все наши петли и зигзаги!
Дорога через весенние леса. Справа вечнозеленый дуб кустится, а вот слева настоящие большие листопадные деревья, окутанные вечнозеленым плющом.
После маленького перевальчика следует очень длинный спуск к реке Francoli, сбрасывать аж 600 метров высоты. Серпантин по горам плавный, поэтому очень извилистый. Красота! Ехали мы не быстро, любовались пейзажами и самой дорогой, вьющейся по склонам. Машин на ней почти не было.
Заночевали мы внизу, но не выезжая из гор, у пересыхающей речки на перерытой кабанами полянке. Очень душевные места!
Ниже леса уже из нелистопадного дуба, так что все стало зеленым.
День 74. 7 апреля
41 км, набор высоты 674 м (диапазон 390-708 мнум), 3 часа 50 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +10, днем 12-18 градусов, переменная облачность, сильный ветер.
Утром мы закончили спуск до монастыря Поблет (Reial Monestir de Santa Maria de Poblet, википедия). Это один из самых крупных в Испании монастырей католического ордена цистерцианцев. И здесь в округе многое от них. Для цистерцианцев характерно стремление к аскетизму и ручному труду. В первую очередь они уделяли внимание сельскому хозяйству, владели обширными землями, вводили всякие инновации и много чего полезного строили. Архитектура у них строгая и стройная. Но мы в сам монастырь заходить как-то постеснялись (а зря, я потом фотографии посмотрела - там интересно), только проехали мимо его длинных и высоких стен.
Вход в монастырь.
Стены очень высокие!
Красиво смотрится среди буйной зелени
Потом город l'Espluga de Francoli, находящийся на трассе и железной дороге, суровый и с обилием памятников борцам. Вообще в Каталонии про борьбу везде. На каждом столбе намотаны желтые ленточки, символ независимости Каталонии, висят флаги, лозунги всякие. Кого-то там посадили недавно из каталонских слишком активистов, потом вроде бы выпустили... А я смотрела и думала о том, что у них сейчас все очень хорошо, раз они могут добиваться чего-то там от правительства вообще-то весьма безопасно. Не как в России...
Каждая доступная поверхность в Каталонии обвешана желтыми ленточками.
Из Эсплуги мы ехали по второстепенным асфальтовым шоссе через городки Blancafort, Solivella, Rocafort de Queralt. Места там приятные, поля и виноградники. Но машин на дорожках иногда было многовато (ну, по испанским меркам), что нас всегда напрягает, несмотря на вежливость испанских водителей. А еще бил в лицо сильный встречный ветер, мы плелись на скорости 7-8 км/ч.
Симпатично, но ветрено
Виноградники весной перепахивают, но где не перепахали, там радуют глаз беленькие цветочки
Такие вот очень парадные здания "агрикультурных синдикатов" (20-го века постройки) попадались здесь регулярно. Я так поняла, что здесь работают (или работали) с виноградом.
Я не очень хорошо себя чувствовала, еле дотащилась до Рокафорта в надежде на ресторан. Но ресторан там оказался только один. В нем одно меню дня стоило аж 20 евро - дороже, чем где-либо на нашем пути. Мы бы потратились, но официант очевидно не хотел нас обслуживать. Просто не подходил к нам и все, хотя прекрасно видел. Нас такое отношение возмутило (учитывая высокую цену), и мы ресторан покинули. Осталась я без еды и без отдыха в тепле, пришлось кое-как перекусывать в соседнем переулке, сидя на земле, чтобы спрятаться от ветра. А все потому, что тут винные места! Клиентура приезжает соответствующая, пафосная. Хотя вот в прошлом недешевом ресторане при винотеке официант был очень к нам любезен... Так что и от человека зависит.
История с рестораном (поиск, выяснения, ожидание) заняла в результате очень много времени, при этом мы остались без обеда (сидеть еще час варить свое после того, как провозились с рестораном, не хотелось). И устала я еще больше. У меня часто эта драма теперь - я рвусь ехать вперед, душа летит (и шило в попе колет), а при этом на тело иногда накатывает непонятная, совершенно свинцовая усталость. Я продолжаю крутить педали, стараюсь изо всех сил, иногда впадая от усталости уже в полу-бессознательное состояние, и мне жутко не хочется сдаваться перед этой гадской усталостью. Но усталость все равно побеждает... И получается как бы такой тупик - что бы я ни делала, отдохнуть никак не получается, пересилить усталость невозможно, а от борьбы я только еще больше устаю. Странно, вроде же я должна была ух как натренироваться к 74-му дню похода с регулярными и при этом ну очень умеренными нагрузками. Но почему-то не чувствую никакой тренированности! Мышцы прямо отказываются работать! А вот полноценное горячее питание (салат с безлимитным оливковым маслом, картошка, мясо, сладкий десерт flan - такой набор нам обычно выдают) очень эффективно помогает мне выйти из этого тупика усталости. Поэтому стараемся находить возможности пообедать регулярно. Если не получается несколько дней подряд, то грусть. Не сочтите меня избалованной, я не виновата, что так организм работает... Это я оправдываюсь, но мне самой очень тяжело смириться с собственной слабостью.
На ночевку мы остановились за городом Biure. Тут везде поля с перелесками. Так как перелески растут на склонах, а поля плоские, то создается ощущение сплошного леса, но при ближайшем рассмотрении это оказалось не так. Саша хотел найти место в лесу, искал очень долго и не нашел. А достаточно укромным ему показалось только место на краю поля на 60 метров выше, чем мы были. Ну, там еще и направление ветра надо было учитывать, чтобы не слишком палатку трепало. Я жутко устала ждать, пока Саша вернется с разведки, а потом была, конечно, совсем не рада тащить велосипед в гору. И вообще сегодня мы много путались и грустили, даже Виталик раскапризничался. Хотя мы его кормили холодными перекусами весь день, он все равно требовал есть. Ну что делать, дотащились до найденного Сашей места, сварили макароны, с трудом запихали этих макарон в отчаянно ревущего ребенка, потом сами тоже поели - и всем резко стало лучше жить. Вечер прошел мирно и уютно.
Усталые и одетые во все теплое, что есть с собой.
Вид от нашей палатки.
День 75. 8 апреля.
56 км, 776 м набора высоты (диапазон 235-664 мнум), 4 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +6 и дождь, днем 7-12 градусов, пасмурно, без осадков
Вчера прогноз обещал нам, что начнутся дожди. Ночью дождь действительно пошел, и утром продолжало поливать. Мы просидели в палатке часов до 9 утра, потом решили вылезать и ехать. То есть, Саша бы может и посидел, но я настаивала, что мы не должны быть такие сахарные :) Хотя и мне было очень неохота мочить сухое все, отвыкли мы уже от дождей в испанском климате. И не жарко на улице - плюс 6.
Собрались под дождем, поехали. А дождь взял и перестал. Не первый раз у нас такое - когда мы нагло вылезаем под дождь и начинаем ехать, он прекращается. Хотя в этот раз прогноз совершенно уверенно рисовал дождь весь день, но его больше не было! Удивительно. Вот поэтому никогда нельзя строить свои планы по прогнозу, а надо ехать. Часто погода оказывается намного лучше, чем ее обещали, и жизнь куда проще, чем казалось заранее.
В первую половину дня мы ехали по пустым второстепенным асфальтовым дорожкам мимо полей с сочной зеленой травой по длинной узкой долине между горами. Кажется, я где-то писала, что не люблю зелень... Но на самом деле всем нам было очень приятно смотреть на траву в полном весеннем расцвете. Глазам удовольствие!
В городке La Llacuna мы наконец нашли себе ресторанчик. Удивительно - на нем не было вообще никакой вывески. Какое уж там меню, написанное на доске :) Потому что он для местных, а они и так знают. Мы определили ресторан по шуму и гаму, доносящемуся из дверей. Испанцы тихо не едят, и шум внутри стоял просто адский! А вот в том пафосном ресторане, где нас вчера не стали кормить, стояла гробовая тишина, только вилки воспитанно позвякивали!
Провели в ресторане мы часа два. Это только кажется, что «меню дня» - это быстро. В реальности два часа - вынь да положь. Зато мы наелись, отдохнули, зарядили нашу электронику, а Виталик насладился обилием шумного народа (он любит, когда вокруг галдят и толпятся). Потом ему еще дали поиграть в лего, а на выезде вручили леденец. Этот обед в ресторане для местных дал нам всем мощный заряд сил и позитива.
Очень довольный ребенок с леденцом.
После городка Capellades, где мы пересекли большую трассу, пошли загруженные дороги, несмотря на такой же статус (желтенький 4-значный код), как и у дорог, по которым мы ехали раньше. Все потому, что места напротив Барселоны очень густо заселены, много «урбанизаций», жители которых все передвигаются на своих машинах. Поэтому на большом радиусе от Барселоны на всех асфальтированных дорогах машин много. Так что это совсем не те места, где хорошо кататься на велосипеде. Но у нас была цель - горы Монсеррат, ради них можно и потерпеть. А эти горы уже виднелись впереди! И на ночевку удалось встать хорошо, в тихом лесочке — и с видом на горы. После загруженных дорог очень хорошо отдыхать в лесу.
Места вокруг довольно бесцветные, но над ними возвышается стена гор Montserrat, уходящая в облака.
Торжественное семейное фото на фоне гор Монсеррат.