Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 2. По грунтовым дорожкам южной Португалии. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

По пути на юг через Португалию мы временно переключили свое внимание с океанских берегов на малонаселенную горную и сельскую местность. И она понравилась нам ничуть не меньше! А пешеходный маршрут Rota Vicentina подсказал нам немало прекрасных маленьких грунтовых дорожек. Впрочем, вдоль океана мы в эти дни тоже немножко прокатились, куда же без него!

велопоход по Португалии с ребенком

Часть 2. По грунтовым дорожкам южной Португалии.
День 5. 28 января 43 км Вдоль океана по асфальту. Город Santiago do Cacem. Начало маршрута Rota Vicentina. Ночевка в зеленых горах.
День 6. 29 января 49 км По грунтовым дорожкам через горы и поля по маршруту Rota Vicentina. Ночевка в кемпинге Vila nova de Milfontes.
День 7. 30 января 58 км Маяк Cabo Sardao и грунтовые дороги вдоль океана. Zambujeira do Mar. Через поля и парники. Odeceixe. Ночевка на берегу за Odeceixe.
День 8. 31 января 39 км Грунтовыми дорогами дальше на юго-запад. Aljezur. Ночевка в лесу перед Carrapateira.

День 5. 28 января
43 км, 636 м набора высоты, 3 часа в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: утром -3, днем 15-17 градусов, солнечно, свежий северный ветер

Прогноз обещал нам, что ночью будет +4, но это у океана, наверное. А у нас в трех километрах от него (хотя и без высоты) ночью было аж -3. Температуру мы замеряем по двум приборам - температурному датчику для гармина и велокомпьютеру Sigma, показания в целом у них совпадают. Но и по палатке было видно, что на улице уверенный минус - конденсат на внешнем тенте замерз, образовав ледяную корочку. При этом ветра не было, поэтому спать нам было теплее, чем в предыдущую ночь в +7, но с ветром.

папа и ребенок в палатке
Парни в шоке от мороза. Но январь же!

Утром мы продолжили ехать по асфальту. Проехали пару километров - и с обоих сторон от дороги пошли прекрасные леса безо всяких заборов. И километров 15 так тянулось, а дальше чередовалось - то есть забор, то нет. Ну вот, совсем немного вчера не доехали до красивых мест! Но кто же знал, мы так долго ехали вдоль заборов, что не верилось, что они могут закончиться. А на спутнике виден только лес, забора не видно.
Ну ладно, ехать-то в любом случае по таким сосновым лесам было очень приятно, вне зависимости от наличия забора. Солнце быстро прогрело воздух, красота, прекрасный воздух! Машин в это воскресное утро практически не было, ветер был легкий попутный, мы катили себе и наслаждались. На дороге встречалось немало народу на шоссерах, с особо медленно ехавшими Саша даже поболтал.

При планировании этого участка нашего похода я пользовалась велосипедным маршрутом Eurovelo-1 (Atlantic bicycle route). Но в реальности следовали мы ему лишь иногда, так как он не очень логичен. Перед городом Синиш (Sines) мы опять с него ушли. Маршрут идет прямо через Синиш, который примечателен только тем фактом, что там родился Васко да Гама, а в остальном просто большой промышленный город. Я решила, что там нам с ребенком делать совершенно нечего, и проложила трек прямо по асфальту, через город Сантьягу ду Касем (Santiago do Cacem).
Мы долго кружили по Santiago do Cacem в поисках открытого в воскресенье магазина. Вот, каждый день мы ищем магазин, потому что у нас вечно чего-нибудь не хватает, и никак не можем приспособиться! Вы не думайте, что мы так уж не способны на автономность. Есть такая закономерность - когда магазины есть по дороге каждый день, то почему-то каждый день без них ну никак не обойтись :) А если реже - спокойно обходишься реже.
Сами бы мы магазин не нашли, если бы случайно встретившийся человек на шоссере сам не догадался, что мы ищем, и не указал нам дорогу в большой супермаркет Continente. Эти почти всегда работают без выходных. А городок вообще уютный, с широкими улицами, машин почти нет... В магазине мы купили курицу-гриль и дыню, ими и пообедали прямо там же у стен, которые скрывали нас от холодного ветра. Вкусно, тепло и быстро!

обед у магазина в велопоходе с ребенком

Пока мы сидели у магазина, Саша рассматривал карту в навигаторе и заметил некий пешеходный маршрут - Rota Vicentina. Как раз тут в Santiago do Cacem он и начинался. Я о нем не знала, так как это не чисто велосипедный маршрут, а пешеходный, но доступный для велосипеда.

• Rota Vicentina - сеть размеченных пешеходных маршрутов вдоль южных берегов Португалии, общей длиной около 450 километров. В эту сеть входят Trilho dos Pescadores, Caminho Histórico и несколько небольших круговых маршрутов. Всю подробную информацию по этим маршрутам и карту можно посмотреть на очень качественном сайте rotavicentina.com.
  • Trilho dos Pescadores (Путь Рыбака, Fishermans trail) - маршрут длиной 125 км, проложенный максимально вдоль океанского берега. Он начинается от приморского городка Porto Covo и заканчивается на мысе Святого Висента (Cabo de S. Vicente), ближе к югу частично перекрываясь с Caminho Histórico. Trilho dos Pescadores - чисто пешеходный маршрут, для велотуризма непригоден, много идет по тропам. Между прочим, это просто отличный маршрут для пешего похода! Десятки километров диких и необыкновенно красивых океанских берегов, песчаные пляжи, высокие обрывы самых разных цветов и фактур, крутые тропинки - таких мест в Европе немного.
    Конечно, тут надо иметь в виду, что ночевки в палатке в Португалии, как и почти во всей остальной Европе, официально запрещены. Но в реальности свободного места в Португалии много, и с установкой палатки нет никаких сложностей. Не мусорите и не оставляйте после себя следов - и можно ночевать на природе с чистой совестью. Просто на всякий случай ставить палатку лучше незаметно.
  • Caminho Histórico (Исторический путь, Historical way) посвящен португальской глубинке с ее многовековой историей. Маршрут начинается в Santiago do Cacem и тоже заканчивается на мысе Святого Висента (Cabo de S. Vicente). Этот маршрут проложен в основном по сельским грунтовым дорогам и подходит как для пешего похода, так и для велосипеда. На легком велосипеде по нему можно проехать везде, но и на наших тяжело груженых велосипедах мы тоже в основном ехали. Прекрасный маршрут для велотуризма! Одна беда - если ехать по югу Португалии только в одну сторону, то приходится делать нелегкий выбор между уютными грунтовочками по горной и сельской местности - и океаном с его мощью и берегами выдающейся красоты. Конечно, океанские берега "круче" и вообще уникальные. Но и глубинка тоже мне очень понравилась, просто чем-то другим, менее очевидным. Так что мы постарались найти компромисс - часть пути проехали по Историческому Пути, а часть пути - вдоль океана.

Ничего пока не зная о Rota Vicentina, мы решили сунуться на него, чтобы посмотреть. Сначала я взвыла - маршрут идет по маленьким грунтовым дорожкам, а горки в этих местах низенькие, но очень даже крутые. Сил затаскивать свой очень груженый велосипед в постоянные подъемы у меня почти не хватало. А вот Саша в основном в седле заезжал...
Но постепенно я втянулась, затаскиваться на горки стало проще, а потом и вовсе пропало всякое желание уходить назад на асфальт. Потому что маршрут этот оказался совершенно прекрасным! Мы ехали по лесам пробкового дуба или среди лугов, вдали от цивилизации. Тишину здесь нарушал разве что лай собак в редких маленьких хозяйствах да овечьи колокольчики. На этих дорожках Португалия вдруг открылась для меня с совершенно другой стороны! И хотя езда по идеальному, почти пустому асфальту вдоль синего океана была очень даже хороша, на Rota Vicentina я испытывала куда больший восторг. А если бы мы не нашли этот маршрут, мне бы в голову не пришло туда ехать...

разметка пешеходного маршрута Caminho Histórico Rota Vicentina
Вот такая разметка стоит на маршруте Rota Vicentina. Но лучше все-таки иметь трек. Также попадаются таблички больших пешеходных маршрутов GR11 и E9, которые на этом участке проложены по Rota Vicentina.

поля и коровы на пешеходном маршруте Caminho Histórico Rota Vicentina
Мимо овечек - только пешком. Пастьшьи собаки здесь просто так на людей не бросаются, но следят внимательно.

Вид вниз в сторону Синиша.

пешеходный маршрут Caminho Histórico Rota Vicentina

монастырь 15 века на пешеходном маршруте Caminho Histórico Rota Vicentina
Просто в лесу - монастырь 15 века...

пешеходный маршрут Caminho Histórico Rota Vicentina по лесу пробкового дуба
Дорога через лес из пробкового дуба.

Там же, в лесистых горах, мы и остановились на ночевку — я боялась, что мы покинем эти прекрасные места слишком быстро, и отказалась уезжать :) Нашли красивый холм, и поставили палатку у развалившихся стен заброшенного дома. Мы не знали, что задержимся на грунтах, так что заранее не набирали воды на ночевку, но еще со вчерашнего дня у нас оставалось 3 литра. Для ночевки втроем этого маловато, но если поужинать бутербродами, то вполне хватило, даже на то, чтобы закипятить чай на следующий ходовой день. А природных источников воды тут нет...
Вечер прошел чудесно. Вокруг нас раскинулся лес, только линия ЛЭП вдали напоминала о внешнем мире. Я показала Виталику старые птичьи гнезда в дырочках стен, и весь вечер малыш занимался тем, что организовывал в еще необжитой дырочке домик для птички. Хоть плачь от умиления! Сказочное место, прекрасная ночевка, бесконечное счастье...

ребенок играет на развалинах дома

Виталик строит гнездо для птички... Получилось очень уютно. А рядом есть настоящие :)

ночевка в палатке в велопоходе по португалии

Пока ребенок играет, мне есть, чем заняться за компьютером, так как в этом походе мы вели онлайн-трансляцию вКонтакте, а также я записывала туда дневник, по которому сделан этот отчет.

День 6. 29 января
49 км, 920 м набора высоты, 4 часа 40 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: утром 9, днем 13-19 градусов, солнечно, ветер северный умеренный

Утром по моему настоянию мы продолжили ехать по Rota Vicentina. С утра еще какое-то время ехали по лесу. Там долго держалась влажная, ароматная прохлада... Очень было хорошо!

пешеходный маршрут Caminho Histórico Rota Vicentina по лесу пробкового дуба

заборы от коров на пешеходном маршруте Caminho Histórico Rota Vicentina
Территория здесь разделена на отдельные пастбища. Но все ворота можно открыть! Главное, не забыть закрыть. Так что скотоводство скотоводством, а можно сделать так, чтобы люди могли пройти. Нормальные люди овец не тронут и ворота закроют, а от воров никакие заборы все равно не помогут.

ребенок и кора эвкалипта
Любимым деревом Виталика в этом походе стал "ипскалипт". Когда наш маршрут ушел на север, где эвкалиптов уже не было, ребенок очень по ним скучал и чуть видел что-либо отдаленно напоминающее, как вопил "ипскалипт!!!"...

Лесной разбойник :)

После пересечения шоссе N-120 маршрут Rota Vicentina пошел уже по другой местности. Здесь чередовались зеленеющие поля, небольшие поселки и редкие, высушенные солнцем леса пробкового дуба. Этот участок был особенно интересен нашему мальчику, ведь мы постоянно видели животных  - коров, овец, лошадей, кур, свиней. Ребенок был в полном восторге! И днем Виталик не спал, и катили мы все с энтузиазмом, так что в этот день провели в движении не 3 часа, как обычно, а почти 5. Оно само так получилось, но это все-таки многовато.

на пешеходном маршруте Caminho Histórico Rota Vicentina

поля на пешеходном маршруте Caminho Histórico Rota Vicentina

Много заброшенных домов...

Ну и январь у них :)

городской источник в португалии
В городке Cercal нам попался источник с водой. Все бросились отпиваться!

На грунтах в горах было совершенно прекрасно, но к вечеру мы все-таки приняли нелегкое решение покинуть Rota Vicentina и выйти в цивилизацию. Прошло уже 6 дней, а мыться в здешних засушливых горах совершенно негде. В обычных двух-недельных походах мы проблему мытья решаем просто - вообще не моемся :) Но сейчас у нас было впереди больше двух месяцев, и сразу со старта зарастать грязью не хотелось. Так что мы попрощались с дикими горами и скатились вниз.

Немного экстремальный спуск. А Саша не боится :)

указатель на Aldeia Bugaga
Проезжали населенный пункт Aldeia Bugaga. Саше понравилось название.
И спуск туда был вполне себе бу-га-га-шечный :)

В городке Vila nova de Milfontes за 9 евро мы получили место на зеленой травке в почти пустом кемпинге с неограниченным теплым душем. Весь вечер мы занимались мытьем, стиркой и прочим наведением чистоты. Дело это ужасно долгое и утомительное. Все устали... Но надо.

Палатка в кемпинге Vila nova de Milfontes
В кемпинге Milfontes. Ветерок вечером неслабый, хотя мы среди деревьев.

День 7. 30 января
58 км, 4 часа 40 минут в движении по велокомпу, 529 м набора высоты, трек на Strava
Погода: солнечно, утром 9, днем 14-20 градусов,
северный ветер

Утром мы не стали возвращаться на Rota Vicentina, оставшийся сильно выше, а поехали дальше на юг по маршруту Eurovelo-1. Через примерно двадцать спокойных, но не особо интересных километров по асфальту (трасса с обочиной или второстепенное шоссе) мы наконец снова вышли к океану, у маяка Cabo Sardao.
Маршрут Eurovelo-1 почему-то делает на маяк только радиалку, а потом сразу уходит от берега. Но поизучав спутниковые снимки, я нарисовала трек по-другому, вдоль берега. Там отличная дорожка, и километров шесть можно ехать прямо над океаном. А берег тут очень хорош - обрывы метров 50 высотой, внизу разбросаны скалы, о которые белой пеной бьются волны. Очень яркие ощущения!

Маяк Cabo Sardao

Виталика во всей этой красоте прежде всего интересует дыня, которую купил ему папа

берег океана в Португалии
Невероятные обрывы и гроты. Жаль, что фото против солнца.

гнездо на берегу океана
Гнездо на гребне

суккулентная растительность на берегу океана в Португалии
Только такие вот суккуленты выживают в условиях ветра, солнца и недостатка влаги.

Виталик вызвался пройтись сам. Он надежный парень в том смысле, что указание держаться подальше от обрыва соблюдает строго, можно не волноваться.

дорога вдоль берега океана
Дорожка мечты!

ребенок спит в велокресле
После просторов, солнца и ветра надо поспать!

берег океана в Португалии
Абсолютно автонедоступный пляж :)

Потом, правда, наша дорожка вдоль берега закончилась, уткнувшись в глубокое ущелье, где с гружеными велосипедами не пройти. Выехали к городку Zambujeira do Mar. Там сделали привал на спуске к океану, где можно было посмотреть на волны поближе и помочить ножки. На большее я не решилась - вода холодная! Да и невозможно было бы купаться в таких жутких волнах.

Океан - это круто!

складки породы на берегу португалии
Тут шли сложные геологические процессы!

Zambujeira do Mar
Вид назад на Zambujeira do Mar

Дальше мы ехали уже дальше от берега, а вокруг тянулись поля или парники. А вот маршрут Eurovelo-1 Portugal тут пошел вдоль берега, по каким-то явно пешеходным тропам. Eurovelo-1 Portugal - маршрут в чем-то полезный, но вообще дурацкий. То он уходит от берега там, где проехать можно, то наоборот жмется к берегу там, где проехать сложно. Составляли его явно люди с противоположными взглядами на прекрасное, не договариваясь между собой. Так что советую его редактировать под себя, а не просто брать и ехать.

Через сельское хозяйство.

страусиная ферма в португалии
Показали ребенку страусиную ферму.

Парники закончились только у реки Ceixe возле городка Odeceixe (Одесейши). Был уже вечер. Встать возле реки было негде - внизу выпасы, на склонах непролазно колючие кусты, и вообще места очень населенные. Мы беспокоились, так как уже было поздно. Встал трудный выбор - или ехать в близлежащий кемпинг, или рискнуть поехать дальше и искать место там. В кемпинг мне ужасно не хотелось, только вчера в кемпинге были, и вообще хотелось на море. Так что поехали дальше.

Река Ceixe и пляж Praia de Odeceixe
Река Ceixe и дальше знаменитый пляж Praia de Odeceixe. Красиво тут, конечно, но ставить палатку на виду у целого городка нам не захотелось. Тем более, что это вообще-то запрещено.

Мы миновали Одесейши и еще немного проехали, а потом свернули к океану мимо многочисленных домиков и кое-как пролезли через кусты. За кустами дюны, никого нет, только слышно, как собаки рядом в домиках лают. Там на песчаной тропинке мы и поставили нашу палатку. Внизу бурлил океан - красота! Правда, Саша нервничал в этот вечер, так как мы еле успели поставить палатку до темноты (жена просила море вместо кемпинга потому что). А мне вот стыдно, что мы протащили велосипеды несколько метров через заросли, помяли немного… Но палатку поставили четко на песочке, растительность дополнительно не портили.

ночевка в палатке на берегу океана в Португалии

берег атлантического океана

День 8. 31 января
39 км, 597 м набора высоты, 3.5 часа движения по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром 13, днем 18-21 градусов, тепло, слабый ветер, без осадков

В этот день мы частично ехали по маршруту Eurovelo-1, а частично по Rota Vicentina, который теперь подошел близко к берегу, составляя из них (и не только) наиболее симпатичный нам трек. Асфальт постарались минимизировать, в основном были разнообразные грунтовые дорожки.

Очень приятные воспоминания оставил 6-километровый участок по тропинке вдоль оросительного канала. Не могу разобрать по карте, куда и откуда идет этот канал, но он очень длинный. На OSM тропинка вдоль него нарисована, начиная с Odeceixe, и оттуда явно можно ехать сразу по каналу. Но мы не знали и вышли на канал случайно уже позже... Жалко, но все же лучше позже, чем никогда - прекрасное место!
Кстати, эта тема со случайным выходом на веломаршрут будет встречаться у меня в отчете нередко. В Португалии и Испании очень много интересных веломаршрутов, которые могут подсказать приятные и логичные грунтовые дорожки. Найти такие дорожки просто по карте намного сложнее, особенно когда едешь не старательно подготовленный 2-недельный велопоход, а трех-месячный. Но я так и не смогла понять, как искать по этим маршрутам информацию. Возможно, это можно сделать со знанием испанского. Возможно, надо просто знать, где искать. А возможно, информации иногда и правда нет. В любом случае, в процессе похода, с мобильным интернетом и тормозящим компьютером найти эту информацию было нереально. Поэтому мы попадали на эти маршруты или интуитивно, или просто случайно. В отчете буду старательно про них писать, чтобы желающие могли провести более подробные изыскания и включить их в свои треки.

на велосипеде по тропе вдоль канала
Здесь было очень приятно ехать!

Это веломаршрут, поэтому кое-где стоят такие вот знаки с падающим велосипедистом.

Еще нам запомнился городок Aljezur (Алжезур). Очень уютный, чистый и тихий, с белыми домами, мощеными улочками и цветами в кадках, напомнивший нам знаменитые "белые города" Андалусии.
  • История города Aljezur уходит в века. Первые находки поселений в этом месте относятся к Бронзовому и Железному векам, а потом здесь оставили свой след лузитане, вест-готы, арабы (от которых остался на холме Castelo de Aljezur), ну и с 13-го века португальцы. Это обычная последовательность событий для большинства здешних городков. Что-то невероятное, если вдуматься, но в походе быстро привыкаешь :) Впрочем, Алжезур особенно выдающийся, так как здесь была не только крепость, но и порт, имевшие важное стратегическое и торговое значение. До 18 века река (ribeira de Aljezur) была настолько полноводной, что по ней корабли выходили в море! Но потом ее забросили, а деревню сильно повредило Лиссабонское землетрясение.
В Aljezur можно было бы провести хоть целый день, гуляя по улочкам и отыскивая всякие древности (в чем могут помочь стоящие информационные стенды на английском). Но мы ограничились привалом на площади у реки, а на замок посмотрели только снизу. Ну, как обычно, у нас же поход...

Крутой спуск к Алжезуру.

Aljezur (Алжезур)

ribeira de Aljezur (Алжезур)
Ribeira de Aljezur. Не верится, что здесь ходили корабли всего несколько столетий назад. Как раз где-то здесь должны быть следы одной из многочисленных пристаней, существовавших в то время.

Ну а мне в этот день больше всего понравились участки по грунтовым дорожкам через горки, где между крутыми «хребтами» прячутся маленькие долины. Эти долины были такие уединенные, спрятанные от всего мира, внутри иногда есть хозяйства, овечки пасутся… А иногда и вообще никого. Я даже не могу логично описать, чем же мне там так нравилось. Никаких особенных пейзажей и красивых фотографий в отчет... Но мне было очень уютно. И хотя именно в этих горах были особенно крутые градиенты, я ничуть не жалела, что приходится тащить велосипед вверх (и вниз иногда тоже, настолько круто) и что двигаемся мы медленно.
А вот океан в этот день мы видели только издалека, хотя и ехали вдоль него в паре километров.

горы в южной португалии
Одна из долинок на нашем пути. И никого...

подъем с велосипедом из долины
Выход из долины требует усилий, подниматься тут долго и круто.

Чтобы не повторять вчерашний цейт-нот с поиском ночевки, выбрали место по спутниковым снимкам и остановились еще за 3 часа до заката, в сосновом лесу на дюнах севернее городка Carrapateira. Мы надеялись дойти там до океана, но не дошли, так как на дорожке был глубокий песок и идти далеко. К тому же, берег океана без растительности, дует сильно. А у нас было тепло и уютно. И лес очень красивый, хоть и без вида на океан. Мне ужасно нравятся здешние сосны, растущие на песке. Приземистые, раскидистые, с толстой корой... И они такие зеленые! Кажется, в наших северных широтах такого яркого зеленого цвета просто не бывает!

пейзаж в южной португалии
Вид с холма на лес, в котором мы будем ночевать, и горы, с которых мы спустились. Почти не видна крошечная фигурка Саши на дороге.

ночевка в палатке в лесу в походе по португалии
Семейное фото на ночевке

Виталик залез на сосну и обнимает ее :)

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!