Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 19. Мимо гор els Ports к реке Эбро. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

К западу от большой реки Эбро протянулся мощный и красивый горный массив Puertos de Tortosa-Beceite, коротко els Ports. Дороги там внутри есть только в восточной части, но из-за усталости мы пропустили поворот туда. А в западной части дорог нет, только пешеходные тропы. Так что внутрь этих гор мы не попали, зато прокатились вдоль них по всей длине, несколько дней любуясь на величественные скалы.

Часть 19. Мимо гор els Ports к реке Эбро
День 68. 1 апреля 42 км Город Morella. Дикая ночевка в палатке.
День 69. 2 апреля 37 км По асфальту в Penarroya de Tastavins. По грунтовке в Beceite. Ночевка в кемпинге.
День 70. 3 апреля 47 км По грунту до Arnes. 16 км по Via Verde de la Terra Alta. Santuario La Fontcalda. Перевальчик Col d`en Torner. Дикая ночевка в палатке.
День 71. 4 апреля 40 км
По грунтам к More d`Ebro. Мост через Ebro. Дикая ночевка в палатке.

День 68. 1 апреля
42 км, 1014 м набора высоты (дипазон 747-1244 мнум),
4 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью 0, утром +7, днем 14-17 градусов, солнечно

Утром нам оставалось еще километров семь по грунтовке. Отличная была дорожка, сначала долго шла траверсом склона, потом спустилась к реке. Правда, спуск был как обычно чересчур техничен для груженых велотуристов - то каменистый, то просто шел по грубо вырубленной скале. Ну, кое-как сползли, частично пешком. На горных грунтовках едешь медленно и вверх, и вниз :)

пейзаж лес и горы в Испании

коровы в лесу
Коровы смотрят на нас удивленно

Дальше уже ехали по асфальту. Сегодняшней нашей целью был город Morella. Во второй половине похода мы практически никаких городов не смотрели, тем более специально. Но фотографии Мореллы я увидела еще дома при подготовке, и тогда меня очень привлекли шикарные готические церкви, которых там несколько. После 2.5 месяцев в Испании эти церкви были для нас уже совсем не какие-то особенные, но все же я хотела в эту Мореллу заехать.
Но все оказалось совсем не так, как мечталось. Изначально моя идея была снять в Морелле отель и погулять по городу спокойно без велосипедов. Мы бы так и поступили, но вот беда, мы попадали в Мореллу как раз на Пасху. Все отели были забиты. И вообще все оказалось забито. К счастью, в город машины не пускали, но даже пешего народу внутри была просто тьма! Еще и солнышко в этот день конкретно припекало. Хотя наш температурный датчик зафиксировал не более 17 градусов в тени, нам было очень жарко, а улицы в Морелле крутые. То есть большинство улиц даже не улицы, а лестницы, поэтому мы поднимались большими зигзагами. Терпеть не могу тащить, пыхтя и потея, свой тяжелый велосипед среди гуляющего налегке народу! С огромным трудом мы поднялись до самой красивой церкви, посмотрели на нее и двинулись прочь из города. К счастью, по пути нам попался магазинчик, где мы добыли мороженого и колы, а потом употребили, прямо сидя на асфальте, это хоть немного придало сил.

Morella старинный испанский город
Издалека Morella выглядит впечатляюще. Но подниматься туда было непросто.

много туристов в Испании в пасхальную неделю semana santa
Улицы Мореллы в Пасху

Morella старинная каменная церковь

Средневековые святые женщины

Фрагмент одной из дверей. Красота в деталях!

Обидно получилось! Ведь я маршрут специально подстраивала под то, чтобы попасть в Мореллу… А подстраиваться и изобретать тут как раз пришлось, и то полностью не удалось избежать загруженных дорог, потому что город расположен очень неудачно для велотуриста, на перекрестке двух больших трасс. Ну да, на церковь в Морелле мы в результате посмотрели, и она была действительно хороша, но усилия, которые на это пришлось потратить, получились совершенно неадекватными. Не повезло нам, что Пасха, в другой день здесь могло бы быть прекрасно.
Эта история - яркий пример того, что бывает, если ориентировать маршрут на «точки интереса». Потому что эти «точки» в реальности могут оказаться совсем не такими интересными, как думалось дома, а то и вообще мраком. А намного лучше ориентироваться на то, чтобы ехать по хорошим дорогам! Правда, с ними свои сложности - должна добавить я, вспоминая наши недавние драмы и слезы в поисках хороших грунтовок в горах Валенсии.

Morella старинный испанский город
Прощальный взгляд на Morella

Из-за усталости (а возможно, и легкого теплового удара) после Мореллы у нас случился очередной "прокол" с маршрутом. После жаркого тесного города нам хотелось одного — снова в горы и леса. Я потратила много времени, разглядывая спутниковые снимки, и придумала, как нам можно проехать дальше по очень глухим грунтам через лесистые и скалистые горы Puertos de Tortosa-Beceite (els Ports). Причем горы эти весьма крутые, дорог внутри практически нет, а таких дорог, чтобы по ним не выкатиться в результате к морю (куда мы совсем не хотели) - так и вообще других нет. Я была очень довольна своей находкой, проставила точки для Саши в навигатор (на картах этой дороги не было, так что чисто по спутнику). Но забыла поставить точку, где надо поворачивать с шоссе! А Саша не уточнил… И мы повернули не на то шоссе. Поняли ошибку мы довольно быстро, всего через три километра и сто метров набора. Но был уже вечер, я жутко усталая… Расплакалась… Хотя если посчитать, на эти слезы я потратила в результате в несколько раз больше времени, чем мы бы потратили на то, чтобы тупо вернуться эти три километра! Но когда едет крыша, логика бессильна. И когда я осознала, что потратила столько времени зря, разревелась только пуще прежнего. На этом силы меня окончательно покинули, и ночевку пришлось искать тут же. К счастью, с этим все получилось хорошо, поставили палатку на укромной полочке и даже с видом.

День 69. 2 апреля
37 км, 481 м набора высоты (диапазон 553-1173 мнум), 3 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +4, днем 10-19 градусов, солнечно.

Утром я все еще чувствовала себя плохо. Сначала мы таки повернули назад с намерением вернуться на развилку, где ошиблись. Но утро было холодное, с той стороны дул сильный ветер, и возвращаться значило ехать против этого ветра три километра до развилки, еще и вверх, а потом долго ехать с ним боковым по верхам, чтобы в конце оказаться на грунтах, по которым тоже вряд ли получится ехать легко... Через несколько сотен метров, осознав все это, я развернулась - и поехала вниз по ветру по асфальту. Ехала и долго ревела, конечно, но сил тогда не было совсем. Ох уж эта усталость, откуда же она берется?
Так мы в горы els Ports и не попали... Жалко, конечно, потому что каждый участок грунтов через дикие горы, который мы смогли проехать в этом походе, был очень ярким опытом. Но мои силы ограничены, и ничего с этим было не поделать. В качестве компенсации мы ехали вдоль этих гор и два дня ими любовались. Красивые!

Puertos de Tortosa-Beceite (els Ports)
Вид на горы Puertos de Tortosa-Beceite сбоку.

В этот день мы проехали дальше по асфальту до городка Penarroya de Tastavins, где удачно пообедали, потом вышли на хорошую грунтовку до городка Beceite. Там ехали не быстро, так как Виталик спал, а качестве грунта было различным, но нам понравилось. А мимо весь день проплывали горы els Ports. И я полностью утешилась.

Маленькая асфальтовая дорога к Penarroya de Tastavins

Penarroya de Tastavins - красивый старинный город. С рельефом, как всегда.

Грунтовка к Beceite

В Beceite мы загрузились в кемпинг. Мы последний раз мылись в ручье 5 дней назад, а наши аккумуляторы для навигатора заряжали последний раз дней 10 назад - в общем, кемпинг был нужен. А тут он как раз был! Редкое явление в континентальной части Испании :) Оказалось приятное местечко, кемпинг новенький, маленький, кроме нас там только один кемпер стоял. Помылись, поели, еще и много времени до заката осталось поделать дела и побездельничать.

camping Beceite с палаткой
В кемпинге Beceite
. А на деревьях мы развесили кучу постиранной одежды.

А еще сегодня по дороге у нас было важное событие - мы увидели Пиренеи! То есть тогда, на месте, мы только подумали, что могли бы их видеть, но сами себе не поверили. От нас до вершин Пиреней было как минимум 200 километров! Так что мы пришли к заключению, что видим облака, которые висят над ними. Однако, я сфотографировала эту белую линию, а дома внимательно рассмотрела фотографию - и сомнений нет, мы видели именно горы, а не облака. Пусть мы до Пиреней в этом походе так и не доехали, но увидеть - это было важно. Удивительно, что в конце похода мы оказались всего примерно в 80-ти километрах от снежных вершин, но так больше они нам и не показались.

Вот так это выглядело - белая полоса на горизонте.

горы видны за 200 километров
Приближенный в raw-конвертере фрагмент фотографии. Я не мастер редактирования фотографий, но даже так горы явственно видны.
За 200 километров!

День 70. 3 апреля
47 км, 744 м набора высоты (диапазон 137-639 мнум), 4 часа 35 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром+7, днем 17-20 градусов, солнечно, ветер слабый

Утром мы продолжили ехать по маленькой грунтовке на северо-восток, до города Arnes. Дорожка опять была отличная, прежде всего из-за открывающихся справа видов на Puertos de Tortosa-Beceite. По этому участку гор, севернее Beceite, я даже не знаю никаких нетупиковых дорог, уж очень горы крутые. Тут только тропы, поэтому самое лучшее — это смотреть их пешком. Но мы никакого желания гулять с 15-килограммовым ребеночком в переноске не испытывали, да и сложно так куда-либо дойти, а сам он никуда не дойдет тем более, потому что ему лень. Поэтому любовались со стороны. Тем более, что за последние недели мы привыкли к более пологим пейзажам, а тут такие скалы! Скалы - это всегда круто и красиво.

на велосипеде с ребенком по горам Испании
Едешь, любуешься на скалы - и прямо тут же можно собирать миндальки :)

миндаль с деревьев в Испании можно есть
Сбор миндаля - Саша сбрасывает миндальки палкой, а Виталик их ловко находит на земле.

Иногда нам казалось, что весны не будет. Но вот она - в начале апреля в Каталонии на высотах 500-600 мнум листики на миндальных деревьях уже вполне распустившиеся.

Вкусненькие миндальки! Разбиваем камнем и едим.

Puertos de Tortosa-Beceite (els Ports)

Из городка Arnes по грунтам мы вышли на еще один велосипедный маршрут по бывшей железной дороге — Via Verde Val de Zafán, чтобы следующие 18 километров проехать по ней.

• Via Verde Val de Zafán сделана на базе железной дороги, которая вела от города Tortosa в дельте реки Ebro внутрь континента, а потом рядом с городом Hijar сливалась с ныне существующей железнодорожной веткой в Сарагосу.
  • Длина официальной велодорожки большая - около 90 километров. Она поделена на несколько участков (ссылки на сайт viasverdes.com 1, 2, 3). Тот участок, на который мы вышли, назван Via Verde de la Terra Alta.
  • Via Verde de la Terra Alta - самая красивая в смысле пейзажей из всех виа верде, которые мы посетили в этом походе. Сначала она идет вдоль горной системы Puertos de Tortosa-Beceite и с нее открываются шикарные виды на них со стороны, а потом идет внутрь по глубокому ущелью с многочисленными туннелями.
  • Состояния велодорожки прекрасное, асфальт или твердый грунт. Единственное, что туннелях не было освещения, через них можно пробраться и в темноте, но лучше с фонариками.
Как я написала выше, это была самая красивая via verde, которую мы видели в этом походе. Потому что горы! Едешь по ровной дорожке, а мимо проплывает каменная красота. Как в кино, только все настоящее и на свежем воздухе :) Также здесь было очень много туннелей на радость ребенку.

Via Verde de la Terra Alta
Выехали к мосту, по которому via verde пересекает речку Riu d`Algars, теперь надо туда забраться.

Заброшенная станция

Внутри все заросло ежевикой

Via Verde de la Terra Alta
Когда-то люди видели эту красоту из окна поезда

Via Verde de la Terra Alta на велосипеде с ребенком

Такие вот картины открываются. Жаль только, что все было в дымке.

Via Verde de la Terra Alta туннель

После городка Bot велодорожка начинает спускаться к морю по каменистым глубоким ущельям. Там в ущелье мы ее и покинули, свернув к святилищу Santuario La Fontcalda, где также есть бальнеологический центр благодаря бьющим там горячим источникам. Это место, церковь в очень глубоком ущелье, чем-то напомнила нам Santuario de la Estrella, где мы были несколько дней назад. Когда-то это ущелье наверняка было тоже очень труднодоступным... Но в этом случае ощущения глуши у нас не возникло - все-таки сюда ведут и via verde, и пусть крутая, но асфальтированная дорога. Теперь там, где есть дорога, вообще о какой-либо труднодоступности говорить не приходится, люди ездят на машинах без малейших усилий...

Дорога углубляется в горы

Via Verde de la Terra Alta туннель
Еще один темный туннель впереди

Santuario La Fontcalda
Вид назад на Santuario La Fontcalda. На маленьком масштабе почти не разглядеть, но по противоположной стене ущелья вьется via verde, там выход из туннеля и мост.

Но, в отличие от автомобилистов, мы поднимались своими силами и с гружеными велосипедами, так что смогли оценить глубину ущелья на своей шкуре :) Набирать там 300 метров, причем весьма круто, несмотря на заложенный серпантин. Мы почти всю дорогу шли пешком. Сложности добавляла жара и безветрие. Зато когда мы наконец забрались на перевальчик Col d`en Torner, во все стороны открылись потрясающие виды. Эти острые гребни серого камня были точно не похожи ни на какие из всех тех гор, что мы видели в Испании. Вот такая она, Испания - все время видишь что-то новое! Даже через 70 с лишним дней пути.

La Fontcalda

Ночевать на подъеме было совершенно негде - хотя там и лес, но склоны очень крутые. Хорошо, что у нас было достаточно времени, чтобы спокойно подняться и полюбоваться окрестностями. А как только подъем закончился, места перестали быть дикими. Но мы нашли себе хорошую уединенную полочку, в этот раз на краю заброшенного оливкового сада.

Идем на ночевку.

дикая ночевка в палатке в Испании
Наша палатка среди ароматных трав.

День 71. 4 апреля
40 км, набор высоты 688 м (диапазон 33-545 мнум), 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +6, днем до 18-24 градуса, солнечно, ветер слабый

Первую половину дня мы пробирались к городу More d`Ebro, где есть не-трассовый мост через преграждавшую нам путь реку Эбро. Грунтовки были непростые, особенно сам спуск к реке, где я частично шла пешком, но нам понравилось, никаких машин и отличные виды. И вкусных миндалек там было много :)

на велосипеде с ребенком по горам Испании

Очень крутой и каменистый спуск к Эбро. В сумме мы тут сбросили 450 метров высоты, хотя, к счастью, не все настолько круто.

долина Эбро
Долина Эбро. Сама река скрыта за небольшим дополнительным хребтом.
Было неожиданно, когда нам пришлось его перелезать :)

В More d`Ebro мы сделали все, что положено сделать в городе (закупились продуктами в Меркадоне, пообедали в ресторанчике и выгуляли ребенка на детской площадке), а потом двинулись через Эбро по мосту. Внешне река и мост были ничем не примечательны, но географически и исторически Эбро - очень важная река.
  • Ebro (Ibēr, Эбро) — самая полноводная река Испании. Берет начало в Кантабрийских горах на Атлантическом побережье, а впадает в Средиземное море, пересекая полуостров почти целиком. Ее длина 920 километров. Название Иберия, обозначающая примерно же, что и Пиренейский полуостров, происходит от нее. Долина реки Эбро - всего одна из всего двух низменных областей Испании (вместе с долиной реки Гвадалквивир, а все остальное горы), но климат тут засушливый и резко континентальный, так что плодородие не очень высокое.
Здесь мы скатились практически на уровень моря - давно мы не опускались так низко :) А дальше снова поднялись, в прибрежные горы Каталонии, так что это был географически важный мост и на нашем пути.

More d`Ebro, мост через Эбро
Вид на More d`Ebro с моста через Эбро.

цветущие маки в Каталонии в апреле
В долине Эбро в начале апреля уже цветут маки. Теплынь!

Дальше мы ехали по второстепенным асфальтированным дорожкам. Можно было бы тут ехать и по грунтам, но я была на это не способна, слишком тяжелый рюкзак. Его набили до отказа - и закупленной в магазине едой, и кучей теплой одежды, потому что было жарко, и мы с себя сняли все, что можно. До вечера успели выбраться из долины Эбро и немного углубиться в горы. Вокруг тянулись вперемешку леса и виноградники. Палатку мы поставили на полочке в поросшем колючками сосновом лесу за городом els Guiamets.

Наша дорожка

Возле Эбро было единственное место, где мы могли показать ребенку распустившиеся листики винограда. Выше все виноградники еще стояли голыми.
Виталик очень впечатлилися и потом долго эти листики вспоминал!

счастливый ребенок в велопоходе
Я в этом отчете ничего не пишу про какие-либо сложности с ребенком, потому что их просто не было. Виталик был тотально доволен походом и всем происходящим.

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!