Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 18. Гора Penyagolosa, piedra en seco и церковь Estrella. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

Мы продолжали ехать на велосипедах по горам вдоль границы Валенсии и Арагона. Эти четыре дня получились очень насыщенными и интересными, а главными событиями стала гора Penyagolosa (1815 m), вокруг которой мы проехали по грунтовым дорожкам, поля с каменными стеночками piedra en seco (особый рукотворный пейзаж), и святилище (santuario) Estrella, спрятанное в глубоком ущелье. Испания не переставала нас удивлять и восхищать!

Часть 18. Гора Penyagolosa, piedra en seco и церковь Estrella
День 64. 28 марта
42 км
Велодорожка Via Verde Ojos Negros мимо Barracas. По асфальту в долину rio Mijares и мимо Olba. Ночевка в палатке.
День 65. 29 марта 42 км
По асфальту через Fuentes de Rubielos, Cortes de Arenoso, Villahermosa del Rio. Ночевка в палатке.
День 66. 30 марта 41 км
По асфальту до Puertomingalvo. Грунты вокруг горы Penyagolosa. Долина с рукотворным пейзажем piedra en seco. Спуск в долину rio Monleon. Ночевка в палатке.
День 67. 31 марта 31 км
Santuario de la Estrella Mosqueruela. Поля с piedra en seco. Подъем в Villafranca del Cid. Ночевка в палатке.

День 64. 28 марта
42 км, 424 м набора высоты (диапазон 657-986 мнум), 3 часа 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +10, днем 20-26 градусов, солнечно, ветер умеренный

Утром настроение у меня было уже намного лучше и устойчивее. Кажется, кризис преодолен, и теперь я готова обойтись без драм. Саша рад :)
Продолжили дальше по Via Verde Ojos Negros. Велодорожка очень приятная, часто идет в глубоком канале (который неплохо прикрывает от ветра, хоть и не полностью), встречаются участки с глиной очень яркой окраски.
Справа от нас поблескивала снегами гора Javalambre (2020 м.н.у.м.). Мы ее несколько дней уже видим с разных сторон. Я мечтала на нее съездить, ведь прямо через нее идет дорога. Но раньше этого не позволяла погода, а вот сегодня вроде бы наконец позволяет (очень тепло и ветер умеренный), но теперь ехать туда - это делать петлю назад. Хватит с нас уже катания кругами! И грунтов пока тоже хватит, хочется куда-то наконец сдвинуться. Так что сегодня у нас только велодорожка и потом маленькие шоссе!

Via Verde Ojos Negros на велосипеде по Испании
Здесь бывшая железная дорога не проезжая, и велодорожку пустили через верх мимо ветряков.

Barracas
Городок Barracas по дороге

придорожный ресторан в Испании
Вспоминая наш опыт с придорожными ресторанами, в городе Barracas свернули к трассе, которая проходит там рядом - и не прогадали! Ресторан там был, и еды там было много и быстро!

Среди огромных кипарисов

Через красные глины

Via Verde Ojos Negros
Вид на гору Javalambre. Две тысячи метров высотой, а так и не скажешь. До нее двадцать километров по прямой, но по дорогам намного дальше, конечно.

Via Verde Ojos Negros на велосипеде по Испании
Зона для отдыха у заброшенной станции.

Толпа школьников на велопрогулке. Вообще велосипедистов на дорожке было много, потому что Semana Santa и хорошая погода.

С Via Verde Ojos Negro мы свернули по шоссе на город Olba. Выехали к rio Mijares. День был жаркий, ущелье реки прикрывало нас от ветра. Самое время устроить банный день! Мы нашли маленький запруженный приток возле источника Fuente de la Salud, куда вела тропинка с шоссе, и забрались туда. Вода была холодной, но искупаться и помыть голову после пяти дней регулярных вкручиваний и таскания велосипедов по горам было очень приятно. А главное, купание отодвигало необходимость ночевки в отеле для мытья и стирки. Да и Виталику радость - побегать голышом, поплескаться в водичке. В общем, чудесно провели время! В этом походе такие наслаждения у нас бывают не часто :)

rio Mijares
Вид на долину rio Mijares. Детали опять очень мелкие для фотографии в размере 800 пикселей. А вдалеке выделяется гора Penyagolosa (1815 m), вдоль которой мы потом поедем. До нее всего 30 километров по прямой, а по дорогам 70, но приедем мы туда только послезавтра. Да уж, не очень у нас большие тут скорости...

Fuente de la Salud
Голого ребенка я не фотографирую, так что тут только само озерцо.

Fuente de la Salud старинный водовод
Старинный мостик, а за ним обвалившийся водовод, по которому вода в канале вдоль реки пересекала ущелье.

Olba, старинный город в Испании
Город Olba.

Уехать далеко этим вечером не удалось - ребенок наигрался и устал, капризничал. Пришлось вставать на ночевку пораньше. Мы с Сашей надеялись, что хоть спать ляжем пораньше, но нет, укладывание заняло часа два... Ну ничего не поделаешь, нашему мальчику еще и трех лет нет, а проблем он в этом походе доставляет нам действительно очень мало. Особенно если сравнивать с его мамой :)
Ну а место было очень уютное, рядом со старинной каменной стеной в сосновом лесу. И вообще день хороший получился, по-настоящему отдыхательный, хотя едем мы всегда примерно одинаково по времени, 3-3.5 часа. А все потому, что тепло и тихо! И без суровых грунтовых приключений :)

ночевка в палатке в Испании с ребенком

День 65. 29 марта
42 км, 1094 м набора высоты (диапазон 674-1101 мнум), 4 часа 5 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +6, днем 10-17 градусов, солнечно, ветер умеренный.

Утром обнаружила под большим камнем скорпиона размером с ладонь! Я такого не то что в жизни не видела, но даже себе не представляла, что они такие огромные бывают. Так что фото нет - я была в шоке! В холодную погоду такое огромное животное сидит под камнем и не может укусить, даже если захочет. А в теплую ведь гарцует с жалом наперевес! И наверняка не против забраться втихаря в палатку, как и его более мелкие сородичи. Это одна из причин, почему мы предпочитаем кататься везде в несезон. А Виталику после этой встречи мы категорически запретили переворачивать камни. Мало ли кто там может сидеть!

Ехать сегодня продолжаем по маленьким асфальтовым дорогам по лесистым горам. То вверх, то вниз. Первый привал - детская площадка в городе Fuentes de Rubielos. Это уютный городок, названный Fuentes в честь многочисленных бьющих в нем и вокруг источников. Все эти источники очень душевно оформлены, и видно, как здесь ценили воду. А еще эта вода очень вкусная! В следующем городе, Cortes de Arenoso, есть даже памятник источникам. Сам памятник — тоже источник, а в нем сделан ряд кранов с табличками, на которых перечислен каждый окрестный источник поименно. Детская площадка в Cortes de Arenoso тоже есть, и была Виталиком всячески облазана.

Fuentes de Rubielos старинный источник в Испании

Трудно сфотографировать источник, который наполовину в тени, а наполовину освещен яростным утренним солнцем. Фотошоп мне в помощь :)

Cortes de Arenoso памятник источникам
Памятник источникам

древний дуб в Испании
Очень старинный дуб. Они тут есть в окрестностях. По форме кроны видно, что дуб не всегда жил так хорошо, как сейчас - его ветки долго использовали в качестве источника дров.

Наигравшийся на площадках Виталик заснул, и мы докрутили до города Villahermosa del Rio. Город расположен в глубокой долине, а за ней поднимается во всей красе гора Penyagolosa. Мы сюда и ехали для того, чтобы на нее посмотреть.

Penyagolosa и пейзаж в горах Испании
Наша дорога вниз и Penyagolosa видна слева.

Villahermosa del Rio

В Villahermosa del Rio мы пообедали кафе, которое нашли на въезде. За 16 евро - по два блюда, десерт, салат и кока-колу на двоих!
А ведь в начале этого похода мы вообще не знали, как добыть в нетуристической Испании еды. Потом читатели нам подсказали, что надо искать написанное мелом на доске меню дня и приходить в сиесту. Помогло! А теперь мы знаем, что еда есть везде и всегда! Главное - не стесняться ее требовать, не зная испанского :) Меню на доске? Это скорее редкость на нашем пути. Только повар знает, что он приготовил. А бармен часто не в курсе, что есть у повара. Но если ты уверенно хочешь есть, то бармен бежит на кухню и узнает, что еда есть. А в утреннее время можно добыть то, что было приготовлено вчера. Еще часто просто в баре есть кусок мяса и картошка в холодильнике, которые могут быстро поджарить. В общем, теперь мы регулярно обедаем в ресторанах (после чего и ужинать не хочется). В длинном путешествии хорошее питание - это важно, а я сама приготовить что-либо сложнее макарон не способна, так что рестораны очень помогают нам с поддержанием жизненного тонуса :)

После обеда поднялись наверх через город. В Villahermosa del Rio все, как мы любим - узкие улочки не для машин. Они очень крутые, но это не беда, когда в любом случае планируешь подниматься. Лучше даже сделать это быстро :) Виталику по таким городам гулять тоже очень нравится.

на велосипеде по Испании Villahermosa del Rio
Машины остались внизу

Villahermosa del Rio улочка старинного испанского города
Улочка Villahermosa del Rio

Мы еще заглянули в магазин, потом в булочную, а потом двинулись дальше - всве выше и выше. Шоссе на город Puertomingalvo извивается по лесистым, но весьма крутым склонам. Мы уже боялись, где же нам ночевать, но нашлась полочка в небольшой расщелине над шоссе. Ну что бы мы делали, если бы не эти полочки, сделанные когда-то здесь повсеместно людьми для садов, а теперь так хорошо подходящие для того, чтобы заблудшие велотуристы могли поставить палаточку и провести уютный вечер с ребенком!

Без полочки тут ночевать было бы негде.

ночевка в палатке в Испании с ребенком
Везде разбросаны огромные шишки.

День 66. 30 марта
41 км, 884 м набора высоты (диапазон 874-1581 мнум), 4 часа 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +3, днем от 5-10 градусов, переменная облачность, краткий снегопад, ветер умеренный.

Наш 66-й день похода получился просто отличным. Не чувствовалось ни малейшей усталости, и нам было ужасно интересно. А провели этот день мы под сенью прекрасной горы Penyagolosa (Пеньяголоса, 1815 m). Спасибо небесной канцелярии за то, что она временно приостановила работу вентилятора, и ветер нам сегодня не мешал.

Утром мы продолжили подъем по шоссе к городу Puertomingalvo, оставалось набрать еще 400 метров. Так как был выходной (пятница перед Пасхой), то движение на дороге было. Но шоссейников было куда больше, чем машин. Удивительно - они все едут совершенно налегке, причем многие были в футболочках и шортиках, а на улице плюс пять. Ну ладно на подъеме, но как же они не замерзают на спуске? Непонятно!

поход на велосипеде по горам Испании
Выезжаем.

поход на велосипеде с ребенком (2 года) по горам Испании
Виды открываются просто шикарные.

пейзаж в горах Испании
Южные склоны сделаны полочками (их распахивают и сейчас) и там есть несколько маленьких домиков, а северные склоны - только скалы и лес.

В сам Puertomingalvo мы заезжать не стали, полюбовались издалека. Город очень красивый, на отдельно стоящем холме на высоте 1400 метров, среди гор, с замком и со средневековой церковью, которая даже больше, чем замок. Puertomingalvo меня очень впечатлил и запомнился. Хотя мы уже столько городов видели, этот показался особенным. Может, потому, что он очень высоко? 1400 метров — это серьезно. Какой-то другой тут воздух, чем внизу. Облака сегодня были высоко, но когда я смотрела на этот древний город, мне казалось, что они проносятся прямо мимо него… Ведь здесь такое бывает нередко.

Puertomingalvo, старинный город в Испании
Puertomingalvo. Но самая лучшая его фотография, которая издалека, почему-то оказалась не в фокусе... Интересно даже - почему? Обычно на моем фотоаппарате такого не бывает...

Рядом с Puertomingalvo мы свернули на грунтовую дорогу, которая ведет к подножиям Пеньяголосы. Да, мы снова были морально готовы к грунтам :) И в этот раз с выбором дорожки удалось "попасть в яблочко" - она оказалась просто отличная, ровная, вьющаяся по склонам с плавными наборами. Дальше были участки, где мы наверх поднимались пешком, но легко. Дорога то радовала нас видами (мы поднялись до 1500 мнум - вот это высота!), то входила в совершенно прекрасный сосновый лес, чистый, стройный, без колючего подлеска. Колючки остались внизу!

поход на велосипеде с ребенком (2 года) по горам Испании
Идеальная грунтовка по идеальному лесу

Мы на фоне горы Penyagolosa (1815 m)

А потом еще один чудесный подарок нам преподнесла погода — налетела маленькая снежная туча и устроила короткий, но потрясающей красоты густой снегопад. Причем теплый, ведь на улице было градусов пять. Я была в полном восторге от красоты, а Виталик радостно ловил ртом снежинки. А потом быстро вышло солнышко, и все растаяло. Это был единственный снегопад за наш поход :)

ребенок в велокресле под снегом
Виталик увлечен поимкой языком снежинок

на велосипеде с ребенком в велокресле под снегом
У Саши за спиной торчит очень довольная мордашка

Вот это снегопад! Фотография отконтрастирована для понятности, а в реальности все было совершенно белым!

поход на велосипеде с ребенком (2 года) по горам Испании
Все уже растаяло :) А я смотрю на эту фотографию и думаю о том, что никаких усилий не жалко на планирование грунтовок - чтобы иногда попадать на вот такие!

Дорожка вывела нас в центр для посетителей parque natural Penyagolosa, откуда начинаются пешие маршруты на гору. До этого мы ехали совершенно одни, а тут толпился народ. Выходной, Semana Santa и хорошая погода - в парке был аншлаг. Парковки были забиты и туда-сюда сновал народ разной степени спортивности, собирающийся пойти гулять на гору или уже погулявший.
А вот с походными рюкзаками в Испании никого не увидишь. Неудивительно - ведь ночевки в палатке в Испании запрещены, и никаких легальных возможностей для этого нет. Кемпингов или оборудованных площадок для ночевки в палатки в природных парках Испании не делают, за какими-то редкими исключениями. Поэтому официально гулять тут можно только одним днем. Бедняги!
Саша мне говорит - ты слишком много внимания уделяешь палатке, это просто способ комфортно путешествовать для нас, а вовсе не какая-то универсальная ценность. А меня вот как-то огорчает, что для испанцев пойти погулять на несколько дней по горам с палаткой недоступно, только если нарушать закон. Для меня бы поход не имел бы никакого смысла, если бы мы были без палатки. Потому что гулять можно только несколько часов, это же вообще ничто, и только ночевка в палатке дает возможность провести на природе принципиально больше непрерывного времени. Я за один день вообще ничего почувствовать не успеваю…
Конечно, в Испании есть люди, которые ходят в пешие походы с палаткой, потому что не могут по-другому. Но они это делают не у всех на виду, поэтому мы их не видели ни единого.

Все приехали на один день.

Скатившись с Пеньяголосы, мы поехали дальше на северо-восток по широкой тупиковой долине. В эту долину в случае дождей стекает вода с Пеньяголосы по пересыхающему ручью rambla del Pla. Но не вытекает, потому что долина - как блюдце с бортиками. Русло ручья хорошо видно на спутнике и заканчивается ничем - возможно, там вода уходит под землю.

Очевидно, что ручей всегда приносил и оставлял в долине много питательных веществ, поэтому здесь плодородная почва, плюс собирается влага с окрестных гор. Поэтому долина использовалась для земледелия и скотоводства еще в древности. А камни, которые этому мешали, были собраны в бесчисленные стеночки и каменные круглые будочки.
Построены они без цемента — такая техника называется piedra en seco («сухой камень»). Это самая древняя техника строительства из камней, и в ней много чего построено в самых разных древних культурах (например, дольмен El Romeral в Антекере). Но в отношении Испании под piedra en seco понимаются в первую очередь именно эти структуры.
Архитектура без архитекторов. Просто камень на камень. Миллионы камней, поставленные аккуратно друг на друга. Сотни километров стен и сотни будочек, а также других конструкций. Невероятный труд! Ведь люди могли бы просто в кучи сваливать эти камни, но нет, они строили, чтобы стенами огораживать пастбища, а в будочках укрываться самим и скотине в непогоду или, может, что-то хранить.
Сейчас это выглядит совершенно сказочно и потрясает воображение. Здесь, у подножий Penyagolosa, мы увидели такой рукотворный пейзаж впервые, но встречали и еще. А самые обширные поля с piedra en seco на нашем пути были вокруг города Villafranca del Cid, куда мы попали на следующий день.

piedra en seco
Ряды стен. И это только маленький фрагмент! Непросто все людям доставалось в этой каменистой и засушливой местности...

Стены и будочки

Будочка внутри

piedra en seco
Кладка потолка. Слои камней лежат внахлест, постепенно сужаясь. И все это держится за счет силы тяжести.

Не знаю, что это. Вряд ли колодец, глубина не очень большая. Может, здесь хранили пищу или воду.

По этой долине идет прямое, как стрела, шоссе, заканчивающееся тупиком, безо всякого населенного пункта в конце. Его можно было бы использовать как взлетную полосу, и маленькая взлетная полоса тут действительно есть, но в стороне. А вылезти из долины можно только по маленькой дорожке через деревню Estrella, спрятанную в ущелье реки Monleon четыреста метров глубиной. Туда мы и направились.

знак берегись самолета
Знак "берегись самолета". Сейчас следов какой-либо летной активности мы не увидели.

на велосипеде по горам Испании
Крутой спуск к rio Monleon.
По таким спускам на груженых велосипедах не погоняешь!

В этот день мы только спустились в ущелье и там встали на ночевку на боковой полочке. Это место очень отозвалось у меня в душе — небольшая впадина рельефа, с двух сторон окруженная старинными каменными полочками, сейчас заросшая очень чистым и стройным сосновым лесом. Полнейшая глушь и тишина! Для меня это место осталось одним из лучших из всех, где мы останавливались в Испании.
Эти старинные каменные стеночки неизменно вызывают у меня очень глубокие чувства. Я думаю о людях (сначала арабах, потом христианах), которые когда-то сортировали эту землю и камни, ровняли и укрепляли полочки, выращивали сады... Прошли века, теперь здесь никого нет, а на месте бывших садов снова растет лес. И только эти выложенные людьми камни, которые видишь то там, то тут, напоминают о жизни, которая тут когда-то кипела.

Мистическое ощущение...

Кто-то очень устал :)

ночевка в палатке в Испании с ребенком
Палатка, ребенок, лес и старинные каменные кладки...
Я и от фотографии взгляд не могу оторвать, а в жизни просто дух захватывало.

Вечер был тихий, но среди ночи начался ветер. Мы были во впадине и в лесу, так что палатка почти не качалась. Но шум стоял сильный! Я уже привыкла к этим звукам среди ночи - как летит порыв ветра, гудя словно приближающийся товарный поезд, потом проносится с ревом над палаткой и улетает дальше. Так что сплю теперь под это все спокойно, а не вздрагиваю каждый раз, как в начале похода.

День 67. 31 марта
31 км, 963 м набора высоты (диапазон 801-1286 мнум), 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +4, днем 8-11 градусов, солнечно, сильный ветер

на велосипеде по горам Испании

Проехав еще немного по ущелью совершенно сухой реки Monleon, мы въехали в маленькую деревню - Estrella (Santuario de la Estrella Mosqueruela). Там всего несколько домиков и большая церковь. Когда-то тут жило до трехста человек, сейчас осталось двое постоянных жителей (ссылка), но нередко приезжают посетители. Так как мы были тут в Semana Santa, то были не одни, мимо проехало несколько машин.

Santuario de la Estrella Mosqueruela

Глушь тут невероятная - ущелье около 400 метров глубиной, пробраться в которое можно только через верх по грунтовке, а до конца 1967-м года даже этой дороги не было. И вот внутри этого ущелья спрятано несколько домов и церковь. Церковь была построена здесь еще во времена Реконкисты в 14-м веке, хотя изначально была не такая большая, как сейчас.
В те времена, когда образовалось это поселение, на стенах ущелья выращивали виноград. Не знаю, начали это делать арабы или пришедшие сюда после Реконкисты христиане. Сейчас про былые виноградники напоминают только маленькие полочки, которыми густо испещрены крутые склоны окрестных гор... Как же люди это делали? На такой склон и просто забраться трудно, не говоря уж о земледелии!
Здесь произошло явление иконы Божьей Матери, а также случилось чудо, когда из сухого источника появилась вода, так что в 17-м веке эта крошечная деревня стала известным местом паломничества. Паломники приходят сюда и сейчас. Интересный вопрос - чем определялось то, где именно происходили эти явления и, главное, были признаны другими людьми... Почему именно здесь, в этой глуши? Из-за виноградников? Из-за труднодоступности? Из-за каких-то локальных исторических факторов? Но меня саму, безо всяких религиозных мотивов, это место очень впечатлило своей укрытостью от внешнего мира...
Трудно поверить, но в 19-м веке Estrella пережила жуткое наводнение, которое снесло 17 домов и погубило 26 человек. Половина деревни тогда исчезла с лица земли. Глядя на полнейшую сушь вокруг даже весной, сложно было это себе вообразить. Но тогда пошел сильный дождь, за несколько часов вылилось очень много воды - и вот... Засушливый климат бывает очень коварным!
Это я очень коротко перечислила некоторые факты истории (ссылка), и это для такого крошечного поселения. Удивительное место. Хотя, для Испании это нормально...

Внизу у дороги источник.

Церковь 18-го века, построенная на месте более старой.

Солнечные часы на стене.

Santuario de la Estrella Mosqueruela
Купол недавно отреставрирован, и он сильно выделяется на фоне старых черепичных крыш.

Основная дорога из Эстреллы ведет через высоты около 1500 мнум. Та самая, которая была построена только в 1967-м году, и даже удостоилась памятника по этому поводу, так как до того Estrella была достижима только пешком или на лошади. Ну а теперь люди вполне спокойно доставляют сюда свои тушки на машинах, мимо нас несколько проехало.
Но мы нашли еще одну дорогу, в сторону города Villafranca del Cid, и поехали по ней, потому что этот путь шел всего через 1200 мнум и так, что склоны прикрывали нас от сильного западного ветра. Ветер внутри ущелья чувствовался мало, но мы смотрели прогноз по внешнему миру, и он призывал максимально прятаться. Когда вылезли, поняли, что не врал :) Дорожка наша была маленькой каменистой грунтовкой, но взбиралась умеренно круто, извиваясь по склонам. Мы много шли пешком, но без надрыва, и нам там очень понравилось, радовали открывающиеся виды ущелья, а лес почти скрывал от ветра.

Santuario de la Estrella Mosqueruela
Вид на Эстреллу сверху. Обратите внимание на склоны, здесь везде росли виноградники.

Взбираемся все выше.

Когда мы поднялись, пошли уже открытые места, и ветер там гулял вовсю. Спасибо погоде, что вчера сделала перерыв в ветре и удалось спокойно покататься у Пеньяголосы. А сегодня все как обычно... Жаль, потому что окрестности города Villafranca del Cid – это все сплошной рукотворный пейзаж piedra en seco. Мы посмотрели то, что было по пути, но от идеи покататься там кругами в такой ветер мне пришлось отказаться. Вот как эти поля выглядят на спутнике - https://goo.gl/maps/ENNUuanHGTx. В Villafranca del Cid даже есть музей, посвященный piedra en seco, но нашим приоритетом было покушать в тепле и успеть выехать из города (а жаль).

Villafranca del Cid

piedra en seco Villafranca del Cid

Более крупная будочка. Они тут всех размеров и в очень большом количестве.

К Villafranca del Cid мы спустились очень интересно — по старинной заброшенной каменной дороге. Повезло найти такой путь!

Villafranca del Cid
Старинная дорога в Villafranca del Cid. Саша идет пешком, потому что камни на ней крупные.

А вот дальше из города нам неизбежно надо было проехать по верхам. Там было целое поле ветряных генераторов, много десятков. При этом повезло - в основном дорога была скрыта от ветра, потому что шла чуть-чуть ниже вершины холма, с подветренной стороны. Удивительно, но каких-то пара метров склона может серьезно задержать поток воздуха. И мы там вполне себе ехали. Под полноценный удар попали только в одном месте, на перегибе. Там уже шли пешком, но все равно одним особенно свирепым порывом у Саши вырвало из рук велосипед со спящим Виталиком. Саша всегда ведет велосипед справа от себя и ближе к краю дороги, но тут ветер налетал слева, вот Саша и не удержал. К счастью, там вдоль дороги был отбойник, велосипед полностью не упал, и ребенок даже не проснулся. Так и проспал всю эту жесть.

ветряные генераторы в Испании
Дорога через ветряки.

Наконец мы достигли грунтовки, которая спускалась ниже основной дороги и шла по подветренному склону. Сегодня мы вообще весь маршрут продумывали так, чтобы нас максимально прикрывали склоны. В такую погоду карта с линиями высоты крайне полезна, иначе бы нам туго пришлось. Ну, учитывая, что в Испании много дорог и есть выбор, как лучше ехать.
Свернули на грунтовку, и на этом же склоне заночевали. Как обычно - на старинной полочке, где теперь рос дубовый лес и протоптали тропинку коровы.

пейзаж в горах Испании
Вид на нашу грунтовку. Там в лесу мы будем ночевать. А там, где леса нет, хорошо видно, как терассирован весь склон.

piedra en seco
Кладка здешних полочек, вид вблизи. Как же точно каждый камушек подобран!

ночевка в палатке в Испании

луна встает над лесом
Вечером любовались, как встает луна.

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!