Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 16. Наша любимая долина реки Хукар. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

Уже 54 дня мы ехали на велосипедах по Пиренейскому полуострову, каждый день встречая что-то новое, и, казалось бы, ко всему должны были привыкнуть. Но неожиданно оказались в месте, которое вызвало у нас столь яркие чувства, будто позади не было всего этого длинного пути — долине реки Хукар (rio Júcar). Маленькие грунтовки и тропинки, белые обрывы, пещерные домики (и целые системы пещер), отсутствие людей, укрытость от холодных ветров — это был полный восторг для всей семьи! Но самое главное — здесь у нас было очень хорошо на душе.

Часть 16. Наша любимая долина реки Хукар
День 54. 18 марта (продолжение)
еще 11 км
На восток вдоль rio Júcar от города Valdeganga
День 55. 19 марта
16 км
Только дорожки, тропинки и пещерные дома в долине Хукара.
День 56. 20 марта 21 км
Еще того же самого, плюс город Alcalá del Júcar и посещение городских пещер.
День 57. 21 марта (начало)
пока 16 км
Остаток пути вдоль реки Хукар до конца дорог и подъем из долины.

День 54. 18 марта (продолжение)
еще 11 км, трек на Strava
Погода: 7-10 градусов, без дождя

Городок Valdeganga, куда мы доехали сегодня из Альбасете, находится на берегу rio Júcar. Здесь мы свернули с шоссе и поехали по долине реки.

• Rio Júcar (река Хукар) берет свое начало в горах Montes Universales за городом Куэнка (город стоит на ней) и дальше пробивает свой путь через окраины плоскогорья La Mancha, чтобы впасть в Средиземное море в районе Валенсии. Длина реки около 500 километров. Мы вышли к Хукару в его средней части, где река прорезала в известняковой породе узкую долину около ста, а далее двухста метров глубиной. По этой долине мы двинулись вниз по течению, на восток. На участке между городами Valdeganga и Alcalá del Júcar дороги идут по обе стороны реки. С одной стороны обычно дорога асфальтированная (но все равно почти пустая), а с другой стороны - грунтовка или вообще тропа. Нас интересовал, конечно, грунт!

Сегодня мы проехали вдоль Хукара всего около 10 километров. Сначала была узкая грунтовка, потом участок тропы. Известняковые обрывы здесь еще не такие высокие, как дальше, но уже впечатляют. А до чего же хороша тропинка! Настоящее счастье для велосипедиста!

Вид вниз на излучину Хукара в Вальдеганге

Какое все цветное!

ребенок поднимает длинный тростник
Виталик с трудом поднял этот "ствол" тростника! Вот какие тут высокие "травы"!

на велосипеде вдоль Rio Júcar (река Хукар)

тропа вдоль Rio Júcar (река Хукар)

Rio Júcar (река Хукар)
Стены долины становятся все выше и круче. А справа видна дырка, которая выводит к реке. Зачем они были вырыты - даже не представляю! А мы, конечно, туда полезли.

скелет в пещере
Тут кто-то умер

ребенок лезет в пещеру
Виталику скелет был безразличен, зато очень понравилось залезать с одной стороны и вылезать с другой.

на велосипеде по тропе вдоль Rio Júcar (река Хукар)
Вдоль тропинки выстроились домики. Автоподъезда здесь нет, поэтому все они заброшены.

Видим первые рукотворные пещеры в стенрах ущелья и гадаем - как туда залезали? По лестнице? Или раньше туда вела "полочка", которая потом обвалилась?

Остановились сегодня рано. Уж очень место нам понравилось. Полное уединение — по нашему берегу только тропа, на противоположном никакого жилья поблизости. Берега здесь терасированы, и мы встали на нижней терассе у реки, отделенные от нее высоченным тростником. Прекрасное место! Тихое, укрытое от внешних ветров. Слегка шуршит тростник, палатка стоит на сухих листьях. Рядом несет свои воды река удивительного бледно-голубого цвета. С обеих сторон возвышаются отвесные белые обрывы.
А я тем временем все продолжаю болеть. Все так же повышенная температура и прочие «радости» ОРВИ. Но плохое самочувствие не мешает мне воспринимать, как же здесь у реки хорошо. Как раз даже наоборот. Чем слабее себя чувствуешь, тем острее восприятие уюта!

ночевка в палатке в Испании в марте
Как же здесь уютно!

ребенок в сухом тростнике

День 55. 19 марта
16 км, набор высоты 289 м (диапазон 540-583 мнум), трек на Strava
Погода: ночью 0, днем 8-10 градусов, первая половина дня пасмурно, потом дождь.

Погода в мартовской Кастилии-Ла Манче продолжала быть суровой. На пятиста метрах высоты, где были мы, ночью был ноль, а в середине дня температура поднялась максимум до десяти градусов. В горах - снега и морозы. На плоскогорье гуляют ледяные ветра. А мы - в маленьком раю долины rio Júcar. Весь сегодняшний день мы провели в ней, знакомились ближе с тем, что увидели еще вчера, и просто заходились от восторга. Причем все трое в равной мере. Но как это описать словами?

Во-первых, важно то, по чему мы едем. Это или узкая грунтовка, или тропа. Никаких машин. Местами по тропе мы шли, но легко, без больших уклонов, просто потому что в габариты не вписывались. Одно сплошное удовольствие.
Во-вторых, мы здесь одни, совершенно одни. Мы проехали один городок (Jorquera), но он остался на противоположном берегу, высоко на обрыве. Были кое-где и жилые маленькие домики, но они остались тоже на той стороне, которая автодоступна. А на нашей стороне мы не встретили ни единого человека за весь день. И совершенно растворялись в этой природе, в этой тишине.
В-третьих, сама красота долины. Белые отвесные обрывы — это круто! Можно любоваться ими бесконечно.
В-четвертых, в этих обрывах пещеры. Много-много пещер! Когда-то здесь жили люди, а теперь — никого. Мы залезаем в одну, в другую... Гадаем, что здесь было раньше. Грустим об ушедшей жизни. Поражаемся тому, какой мир когда-то создали здесь люди. А Виталик весь просто горит энтузиазмом исследователя! Как и его родители, полностью впавшие тут в детство :)
Ну и наконец, мне доставляли необыкновенное наслаждение цвета вокруг. Я человек довольно мрачный, и поэтому, наверное, не люблю лето и его бойкую зелень, а в наших широтах в моей душе больше всего находят отклик цвета поздней осени. Но поздней осенью у нас так темно... А весну я хотела бы любить, но очень мешают клещи, которые вылезают раньше, чем успевает пробиться трава, и кучи мусора, которые появляются вдоль российских дорог после таяния снега… Здесь же была девственная чистота. И никаких клещей. И светло. Только сухая листва и сухой тростник, белый цвет камня, голубизна воды…
Это все объяснения… А я просто чувствовала себя здесь совершенно, до глубины души счастливой. И Саша тоже. И Виталик. Подумать только, 55 дней мы уже в пути. Португалия и Испания — это же бесконечное разнообразие умопомрачительных пейзажей. Моря, горы… Сколько мы всего уже видели! Казалось бы, что нас еще может удивить? И вот почти случайно мы попали в место, которое вдруг откликнулось в душе каждого ну очень ярким восторгом и нежностью. Так что мы очень удивились :) А возможно, именно огромный путь позади позволил нам в полной мере оценить эту красоту...

Это если словами. А дальше много фотографий все о том же :)

Rio Júcar (река Хукар)

Мы никуда не торопились, и Виталик много шел сам.

пещеры в обрывах Rio Júcar (река Хукар)
Ряд пещер-домиков.

дом в обрывах Rio Júcar (река Хукар)
Виталик уже рванул исследовать.

старинный дом из глины и палок
Вот так просто был устроен домик. Глина, палки, тростник с реки - все материалы собраны здесь же рядом.

Здесь, наверное, готовили еду... Может, хлеб пекли, может, творог делали. Представляю, как это было вкусно! Хотя, конечно, вряд ли обильно, в пастушьем-то быту.

пещеры в обрывах Rio Júcar (река Хукар)
К дальним пещерам вела лесенка и дальше полочка. Но она обвалилась. Там еще много пещер, но теперь туда никто уже не попадет, только птицы...

на велосипеде вдоль Rio Júcar (река Хукар)

Пока мы перекусывали, Виталик забрался на камень. Я не знаю, как. Он, видимо, тоже, потому что потом просил его снять.

велопоход по Испании с ребенком в велокресле
Мое любимое фото из этого велопохода было сделано именно здесь. Тут мы самые довольные!

на велосипеде вдоль Rio Júcar (река Хукар)

Распространенная штука в этой части Испании - канальчик вдоль реки, который ведет воду с сохранением высоты, чтобы снабжать водой дома, находящиеся выше уровня реки. И до сих пор вода по нему течет! Из таких канальчиков мы и пили.

на велосипеде вдоль  Rio Júcar (река Хукар)
Старинный мостик через канал.

На ночевку встали просто в середине дня. Мы шли по тропе за городом Joquera, тут полил дождь, рядом шел канал с водой, внизу у реки была хорошая полянка — ну и остановились. Спешить нам отсюда точно некуда.

ночевка в Испании в палатке
Наша вторая ночевка на Хукаре

счастливый ребенок в походе
Упал ребенок в кленовые листья - и лежит счастливый.

День 56. 20 марта
21 км, 376 м набора высоты (диапазон 504-572 мнум), 2 часа 15 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью 0, днем 6-10 градусов, переменная облачность, ветрено

Сегодня у нас еще один день в долине rio Júcar, новые прекрасные дорожки и обрывы. Опять много лазали по пещерам. И нам все так же ужасно интересно :)

Утром продолжаем по тропе. Виталик впереди!

пейзаж на Rio Júcar (река Хукар)

обрывы на  Rio Júcar (река Хукар)
Масштаб можно оценить по фигурке Саши внизу.

Rio Júcar (река Хукар)
Саша пошел погулять по полочке

Я с Виталиком тоже поднимаемся

Обвалившиеся пещеры

Rio Júcar (река Хукар)
Здесь можно увидеть дырки от балок, тоже были жилые пещеры, но обвалилось.

Вид вниз на нашу дорогу

Но сегодня мы посмотрели не только «сельские» пещеры, но и городские, в городе Alcalá del Júcar. Еще на подъездах к городу наше внимание привлек ряд окошек, выстроившихся высоко на обрыве. Оказалось, это система пещер, в которые можно попасть из города.
Те пещеры, в которые мы пошли, называются Cuevas del Diablo. Названы они не в честь чего-то дьвольского, как можно подумать, а в честь некого тореадора (потом больше героя ток-шоу) по прозвищу El Diablo и внешностью Сальвадора Дали, который то ли тут жил, то ли его фанаты содержат пещеры. Есть в городе и еще как минимум одна система пещер, открытых для посещения. Но мы ограничились одной. Берут за это счастье 3 евро (в них входит еще и напиток в ресторанчике).
Мы до этого все смотрели отдельные пещерки, а тут - целая система, совсем другой масштаб. Причем вырыто это все прямо внутри города. Вот прямо в обычных домах находятся входы в пещеры. Особенно нас впечатлил длиннющий подземный ход, приведший нас из одной системы пещер в другую, и там мы выглянули на улицу из двери, находящейся очень далеко от той, в которую мы вошли. Наверное, вся Alcalá del Júcar изрыта такими ходами! Трех-мерный город. Саша был в полном восторге — говорил, что похоже на город дварфов :)
И сам город очень хорош - с узенькими чисто пешеходными улочками. В поворотах улиц дома стоят совсем тоненькими углами. Наверху замок стоит. А внизу римский мост! Когда-то здесь шла важная торговая магистраль, соединявшая внутренние римские колонии с берегом. Удивительно, но об этом всем при подготовке маршрута я ничего не знала. Реально попали случайно!

Alcalá del Júcar
Подъезжаем к Alcalá del Júcar

Подъем в город

Вот такими зигзагами тут проложены улочки. А в поворотах - очень узкие дома!

Нам туда!

Внутри собрана куча всяких предметов разной степени старинности и самого разнообразного назначения. Целый музей! Их очень интересно рассматривать. Ребенку особенно :)

Какие необычные стульчики!

Cuevas del Diablo Alcalá del Júcar
Всякие каменные мисочки, сделанные из местной породы. А на стене фанатские материалы по тореадору

Тут можно выглянуть наружу.

Вид из пещеры на дорожку, по которой мы приехали.

Cuevas del Diablo Alcalá del Júcar
Очень длинный подземный ход. Никогда в таком не бывала! Виталик в восторге, конечно.

Высоченный колодец, в котором теперь сделана железная лестница. Соединяет две системы пещер. Интересно, что и зачем тут было раньше? Явно он не для того, чтобы по нему лазать, потому что в обе системы пещер можно зайти нормально из домов. И для собственно колодца слишком широк...

римский мост в Испании в Alcalá del Júcar
Римский мост. Ни с чем эти мосты не перепутаешь, совершенно особая архитектура.

Alcalá del Júcar
Вид на город со стороны. Так даже и не догадаешься, что он внутри весь прорыт ходами!

За Alcalá del Júcar продолжается по одной стороне реки дорога, а по другой тропа. Мы поехали по тропе, конечно. То есть пошли - тропа тут оказалась более сложная, чем предыдущие, так как вьется по склону. Но она не просто натоптана, а сделана на узкой полочке! Наверняка ужасно древняя. Может, это еще римский путь… Просто с велосипедом мне было идти легко, а Саше было потруднее - со спящим ребенком в кресле. Потому что после пещер Виталик вырубился и все таскалово по тропе проспал как убитый!

на велосипеде вдоль реки Хукар (rio Jucar)

Иду по тропинке. Внизу видна электростанция. Тут на Хукаре их несколько, но сделаны они очень правильно, с минимумом затопления долины, а с помощью каналов, поддерживающих уровень воды. Ведь можно же сохранить долину, если поставить такую цель!

ребенок уснул в велокресле
Папа тащит, ребенок дрыхнет.

По тропе мы спустились к реке и увидели развалины домика в заброшенном оливково-миндальном саду. А вокруг обрывы… И никого. Ну как же так? Ведь долина Хукара — это просто рай среди сурового плоскогорья Ла Манча. И раньше здесь действительно очень плотно жили люди, росли сады... А теперь тишина. Зато есть место для нас, заблудших случайно велотуристов. Вечер был чудесный, теплый (9 градусов), ветер утих. Как нежно ощущалось это тепло неподвижного воздуха на коже!

Остаемся здесь!

заброшенный дом в Испании

поход с ребенком с палаткой

Спасибо за приют этому сказочному месту. Но утром мы тоже его покинем…

День 57. 21 марта (начало)
пока 6 км, трек на Strava
Погода: ночью -3, утром 3-5 градусов, ясно

Ночью от вчерашнего тепла ничего не осталось, подморозило до минус трех. У меня все еще держалась температура и болело горло, и никак дела не двигались с места. Даже в таком прекрасном месте, как долина Хукара, выздороветь непросто... И вот очень кстати ночной морозец! А я очень верю в пользу морозного воздуха в качестве профилактики и лечения ОРВИ :) И ведь действительно помогло, продышалась за ночь хорошенько, утром уже стало конкретно лучше, а вскоре совсем выздоровела.

Утром нам оставалось пройти еще километр по крутой тропинке, так что все быстро согрелись. Особенно это важно для ребенка перед посадкой в кресло. А когда поехали, солнце уже прогрело воздух.

Виталик идет своим путем по желобу, который когда-то подводил воду к домам и садам.

на велосипеде вдоль реки Хукар (rio Jucar)
Поднимаемся от нашей стоянки и быстро согреваемся.

Потом проехали пару домиков, которые сдаются в аренду, от них уже есть дорога, но больше никакого жилья не видели. По дороге выехали к очередной гидроэлектростанции. На спуске - целый поселок, похожий на какую-то базу отдыха. Совершенно заброшенный, все заросло.
Возле этой электростанции дороги вдоль rio Júcar заканчиваются, потому что ущелье по мере приближения к морю становится все глубже. Так что здесь нам надо было покинуть реку и подниматься наверх. Но на прощание нас ждала уютная полянка со скамеечками над рекой, где мы долго сидели. Но сколько ни сиди, а надо ехать дальше, поход продолжается.

Полянка и мост

подвесной мост
Перейти по мосту - очень интересно!

Один из каналов, создающий необходимый перепад высоты воды. Потом эта вода отправляется на электростанцию. Система таких каналов позволила не делать дамбу и не затапливать долину реки. Электричество людям необходимо, но спасибо тем, кто придумал эту систему и сохранил Хукар!

Набрать по грунтовому серпантину надо было 200 метров, мы шли пешком, так что успели еще полюбоваться на лесистую долину. Но потом она скрылась из виду.

Подъем из долины Хукара

река Хукар (rio Jucar)
Вид назад на противоположный склон долины. Прощай, Хукар!

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!