Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 15. Caravaca - Albacete: холодный март. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

В марте на центральную Испанию обрушились снегопады и холода. Глядя на прогнозы погоды, мы проложили наш маршрут так, чтобы в эти снегопады не попасть — не вглубь страны, а вдоль, на север мимо цепи гор и по плоскогорью La Mancha к городу Albacete. Ветер и там был холодным, но обошлось без снегов и морозов.

Часть 15. Caravaca - Albacete: холодный март
День 50. 14 марта
39 км
Caravaca de la Cruz. Подъем в горы. Ночевка в палатке.
День 51. 15 марта 45 км
Вдоль гор на север через Fuente de Benizar и Socovoz по асфальту. Ночевка в палатке.
День 52. 16 марта 43 км
Vicorto. По грунтам. Lietor. Ночевка в палатке.
День 53. 17 марта 57 км
По асфальту через плоскогорье La Mancha в Albacete. Ночевка в апартаментах.
День 54. 18 марта (начало)
25 км
Велодорожка из Albacete на северо-восток в Valdeganga

День 50. 14 марта
39 км, набор высоты 871 м (диапазон 534-1194 мнум), 4 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +6, днем 13-16 градусов, переменная облачность

У меня сегодня день рождения, 34 года. Много-то как! Я человек, совершенно определившийся в жизни - люблю походы, люблю мужа и сына. Так что день рождения в походе с мужем и сыном - это хорошо. В честь этого попросила себя торжественно сфотографировать с велосипедом, палаткой и всем таким. Выгляжу довольно потрепанной на 50-й день похода :) А ребенок фотографироваться со мной отказался, вредничает и валяется в палатке!

Утром мы довольно быстро докатились до конца Via Verde del Noroeste в городе Caravaca de la Cruz. Этот город знаменит прежде всего тем, что там находится так называемый Истинный Крест (Vera Cruz) - крест, который содержит в себе легендарную частицу того креста, на котором был распят Иисус. Крест Караваки был верифицирован Католической церковью, и это чрезвычайно важная для христиан реликвия. Поэтому издавна Caravaca de la Cruz была и продолжает быть важным местом паломничества.
Сама реликвия Истинного Креста находится в базилике, построенной на базе арабской крепости на высоком холме над городом. Фасад у базилики очень красивый, из резного розоватого мрамора, а со стен бывшей крепости открывается вид на старинный город, который напомнил мне чистотой красок Антекеру.

Via Verde del Noroeste
Впереди горы, via verde скоро заканчивается.

Caravaca de la Cruz
Сувенирный магазинчик в Караваке. А рядом был бар, где мы радостно подъели всю оставшуюся со вчерашнего дня готовую еду.

Базилика Истинного Креста

Вот такие животные вырезаны на фасаде

Caravaca de la Cruz
Вид на стены бывшей арабской крепости. Виталик радостно тут носится.

Вид на Caravaca de la Cruz с крепости

Каравака находится на самой границе гор. Нам удалось найти асфальтовую, переходящую в грейдерную, дорожку, совсем без машин, ведущую в горы по красивым лесистым местам. Ехать там было очень хорошо!

ребенок и большие шишки в Испании
Виталик насобирал под сосной шишечек

На ночевку сегодня опять остановились пораньше, на нераспаханном краешке маленького поля (потому что там ровно). И, как оказалось, очень правильно сделали. У Саши уже день как болело горло, подхватил от Виталика (сам Виталик уже выздоровел). А я только сегодня похвасталась, что у меня все хорошо, и тут буквально за час подскочила температура, заломило все тело, заболело горло. В таком состоянии и на ногах удержаться трудно. Ужинать не стала, еле дожила до того момента, когда можно выпить Терафлю (хорошо, что было с собой!) и забраться в спальник. Что было самое жуткое - с высокой температурой выбраться из палатки в кустики. Реально было ощущение, что сейчас умру от холода, хотя вечером на улице было относительно тепло, плюс 5. Когда Терафлю перестало действовать, температура опять поднялась, и поспать мне больше почти не удалось, так сильно колбасило. Виталик и Саша как-то полегче отделались...

Саша набирает воду из естественного источника, свесившись над маленьким водопадиком. Нечасто нам это удавалось сделать в Испании!

ночевка в палатке в горах Испании

День 51. 15 марта
45 км, набор высоты 617 м (диапазон 592-1303 мнум), 3 часа 10 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +4, днем 8-15 градусов, переменная облачность, ветрено

Утром все выглядело мрачно. Над нами шумел ветер, ветер гнал мелкий дождь, температура плюс 4. И мы с Сашей вообще больные! Посидели какое-то время в палатке, но в походе с ребенком отлежаться нельзя. Пока мы в палатке, Виталик скачет по нам, а он очень тяжелый. Потом устанет скакать и категорически потребует активно заниматься собой на улице... Так что ехать дальше оказывается проще, чем "отдыхать". Выздоравливать будем на ходу!

Еще в это утро нам пришлось конкретно подумать над нашими дальнейшими планами. Изначально я планировала покататься по горам, на краю которых мы находились и выйти на виа верде на другой стороне. Горы эти дикие, красивые, а особенно знаменательны тем, что именно здесь (а не в Sierra Nevada, как некоторые думают) берет свое начало великая река Гвадалквивир.  Хотя это довольно четко выделенная группа, общего названия этих гор я не нашла, а топо-карта пестрит названиями Sierra de Segura, Sierra de Cazorla, Sierra de Alcaraz и т. д. Так что мне приходится их называть просто «эти горы». Находятся они внутри национального парка с таким же сборным названием.
Но теперь планы нам пришлось поменять. В ближайшем будущем прогнозы обещали какие-то жуткие холода (до -7 ночью, не выше плюс 2 днем) и осадки, что при такой низкой температуре значит снегопады. И это я про высоты всего около 800 метров (как высота нашей ночевки). Ничего себе март!
А вот с востока от гор, где находились сейчас мы, получалась дождевая тень, и прогнозы обещали более-менее нормальную жизнь. На метео-радаре, который мы рассматривали в телефоне, хорошо было видно, как циклон ударяется о горы с запада - и быстро теряет свой пыл. Так, этим утром над нами лишь слегка моросило, а западную и центральную часть гор поливало дождем. Поэтому мы решили ехать на север, держась восточного края, но не поднимаясь выше. Жаль, но что поделаешь. У нашей семьи есть немалый запас выносливости, но это на экстренный случай, а долг взрослых - по крайней мере стараться избегать слишком суровой погоды. Тем более, когда это можно легко сделать, просто правильно выбирая маршрут.

Вот так это все выглядело на экране телефончика

Итак, едем на север по предгорьям. Наш путь сегодня лежал по асфальтовым, но совсем пустым дорогам на высотах тысяча с небольшим метров то по лесистым горам, то по долинам с полями. Мне очень понравились эти долины своей чистотой красок - синие горы, кремовые поля, кое-где розоватые пятна цветущего миндаля... Надо всем этим гулял холодный ветер. Может, мое восприятие было обострено из-за того, что я болела, может, из-за ледяного ветра, который подчеркивал суровую красоту, но мне очень тронули душу и запомнились эти места.

на велосипеде по горам Испании
Над просторами.

Вид на долину реки Alharabe, куда мы спускаемся. Высота долины 1100 м.н.у.м. В марте здесь еще совсем зима, ни единого зеленого листика.

Перекусываем на скамеечке возле маленькой часовни в Campo de San Juan. Она немного прикрывала нас от холодного ветра.

Rio Alharabe

Гора с когда-то жилыми пещерами

Самая любимая из сделанных мной фотографий этих мест. Фотографии для мониторов приходится делать поярче, а в реальности все было нежно-пастельным...

На скале наверху видны зубчики стен. Справа - развалины дома.

Fuente de Benizar
Городок Fuente de Benizar. Здесь горные городки совсем не похожи на "белые города", которые мы видели в горах южнее. Все очень даже цветное!

Видели сегодня немало диких горных козлов и козочек. Но близко они не подпускают, фотографировали издалека.

Запомнился нам городок Sokovos. Я была очень голодная, хотелось хорошего обеда, а городок пустынный, как и все здесь. Как найти еду? На главной площади мы нашли бар, но еды там не было. Долго там стояли с грустным видом, так что тетя из бара сжалилась, вышла и послала нас дальше с сообщением, что там есть ресторан. Тот ресторан оказался закрыт, но мы проехали еще, и уже следующая тетя, теперь из кондитерской, вышла на улицу и послала нас в отель. И все это обсуждалось исключительно на языке жестов :) Английского в испанской глубинке не знает, естественно, никто. А в отеле таки был работающий ресторан. Сами бы мы об этом в жизни не догадались! Там нас всех отлично накормили за 20 евро, плюс мы посидели в тепле. Местные там, кстати, тоже заседали, хотя на улицах было очень пусто.

Вечер был солнечный, тихий и теплый, а мы сытые, так что хотелось еще покататься, но пришлось остановиться заранее там, где был лес, а то дальше на спутнике виднелись одни поля. Ну ничего, вечернее время пролетело как всегда незаметно на полянке среди сосен, укрытой от ветра. Тепло, хорошо!

День 52. 16 марта
43 км, 1043 м набора высоты (диапазон 457-785 мнум),
4 часа 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: утром +4, днем 10-15 градусов, переменная облачность.

Вчера мы отлично покатались по пустым асфальтовым дорогам, но всегда же хочется еще интереснее. Поэтому сегодня решили прокатиться по грунтам. Тем более, что двухполосное шоссе на Elche de la Sierra, по которому мы комфортно ехали вчера, с утра было уже не такое пустое. Я нашла по спутнику и линиям высоты самые гуманные грунты, и поехали.

Свернули с шоссе мы в городке Vicorto. Городок оказался очень достопримечательный, потому что там на площади стоит - копия фонтана со львами из Альгамбры! Ну и что, если копия, львы эти в любом случае совершенно прекрасны. Причем на площади они смотрелись очень даже органично, вокруг никого, можно подойти и потрогать, а также можно сесть и перекусить с видом на альгамбрских львов, что мы с Сашей и сделали. А Виталик на площади нашел кота, который разрывался между надеждой что-то у нас выпросить и ужасом перед ребенком. Ребенок бегал за котом по всей площади и пытался котом руководить. Кот периодически прятался во львах. Веселое было зрелище!

Пейзаж у Vicorto

копия львов из Альгамбры в Vicorto

Эти львы совершенно прекрасны!

Из Vicorto мы двинулись на грунты. Набрали высоту над городом, прокатились по долинкам, потом пешком поднялись на микро-перевальчик, а дальше уже более гладко пошло, через миндальные плантации и лесопосадки. Получился ли в нашем грунтовом варианте смысл, сказать сложно. На наших очень груженых велосипедах это все-таки довольно тяжело и медленно, а в этот раз ничего особо увлекательного мы с грунтов не увидели и по маршруту не выиграли. Но тут места такие, в целом не очень интересные. Не то чтобы все заселено и распахано, но при этом и лесов нет нормальных, и скал тоже нет. А мы избалованные :) Зато если бы мы не решили свернуть в сторону с шоссе, то не увидели бы альгамбских львов в Vicorto, а это было очень ярким впечатлением!

Красивый вид назад на Vicorto

Саша промотивировал Виталика забраться на 60-метровый подъем самостоятельно. Но вообще ребенку скучно так идти, так что обычно он ленится, и Саша его тащит в велокресле.

Вид вниз на нашу дорожку

На спуске Саша подскользнулся на сыпухе поверх гладкого камня, упали с ребенком. Виталик отделался маленькой ссадиной, мы ему объяснили причину падения, и его это полностью удовлетворило. В целом падения с ребенком в велокресле, если скорость небольшая, ребенку ничем кроме испуга не грозят. Но Саша очень хорошо владеет велосипедом, так что за три месяца катания потерял управление всего раза два, наверное.

К вечеру мы вышли к реке Rio Mundo и вдоль нее доехали до городка Lietor. Глядя на реку, мы чувствовали, как правильно поступили, поехав по противоположному от направления движения циклона склону гор. Нам нами дождя так и не было, а вот река, текущая с той стороны, несла мощный поток коричневой воды от недавнего (или все еще льющего) дождя. Второй раз в этом походе планирование маршрута в дождевой тени гор оказалось очень действенным (первый раз мы убегали от дождя за Сьерра Невада на 36-й день).

река Rio Mundo и город Lietor
Город Lietor над Rio Mundo

Вот не боятся люди строиться тут на обрыве!

Rio Mundo
Воды много!

Мы еле успели выбраться из города (со 150-метровым подъемом из долины реки и обязательным привалом на детской площадке посередине) и остановились на ночевку в первом же подходящем месте, в перелеске между оливково-миндальными плантациями.

День 53. 17 марта
57 км, 610 м набора высоты (диапазон 649-914 мнум), 3 часа 30 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +3, утром +5, днем 8-10 градусов, сильный ветер, утром пасмурно, днем дождь

педикюр в походе с ребенком
Утренний педикюр. Люблю эту фотографию - загар и зимние куртки :)

ребенок в походе в велокресле
Виталик походом доволен!

Утром нам осталось еще немного прокатиться по предгорьям по пустой старой асфальтированной дорожке, а потом мы выехали на край огромной равнины - плоскогорья La Mancha (Ла Манча). Диаметр ее составляет около 200 километров, а высота над уровнем моря - около 500-600 мнум. Название ее стало знаменитым благодаря литературному герою Дон Кихоту Ламанчскому, потому что именно здесь развивалось действие романа. Мы находились на самом восточном краю Ла Манчи, уже не таком ровном, как ее центральная часть, но даже отсюда просторы впечатляли.

плоскогорье La Mancha (Ла Манча)
Начало плоскогорья, пока тут еще есть рощицы деревьев, потом будет ровнее и только поля
. Вместо ветряных мельниц времен Дона Кихота теперь ветровые генераторы.

На плоскогорье ветер ничего уже не прикрывало. А дул он мощно! Как раз нам в спину. По асфальту мы быстро долетели до городка Pozohondo. Там удалось найти ресторанчик и (как всегда не без приключений) добыть еду. Очень кстати - на таком ветру невозможно ни отдыхать, ни вообще соображать. А подумать нам было необходимо.
В моих изначальных планах было двинуть здесь на северо-запад в Куэнку и далее в горы, чтобы увидеть знаменитые "каменные грибы" и много чего еще. Но погода этого никак не позволяла. Прямо сейчас в горах севернее Куэнки метео-радар показывал мощные снегопады, а дальше обещал еще и морозы.
Это непросто - отменять задуманное и придумывать на ходу новый маршрут. Но я как-то не думала, что середина марта в центральной Испании будет настолько холодной! Ведь мы были сейчас как раз на широте нашего старта, Лиссабона, и на высотах всего метров 800, а там бывало поднимались до 400, не ощущая разницы. Но на берегах Атлантики в январе и феврале было значительно теплее, чем в центральной Испании в марте.

• Климат на Пиренейском полуострове очень контрастный, что важно учитывать, собираясь туда в поход зимой и в межсезонье. Понятно, что температуры зависят от высоты и от широты, но они еще очень сильно зависят от близости моря. Чем дальше от моря, тем зимы холоднее, а наступление весны происходит позже. А на берегу даже в середине зимы относительно тепло, и снег не выпадает почти никогда. Также при планировании похода важно иметь в виду очень существенное возрастание уровня осадков с юга на север и с востока на запад. Северо-запад Испании - самое дождливое (а зимой в горах - снежное) место на всем полуострове. Летом это не принципиально, а зимой и весной лучше держаться юго-востока, как сделали мы.
Выходить снова на само побережье мы совсем не хотели, однако просто проложив маршрут по горам ближе к берегу, мы уже очень сильно выигрывали по температуре и успешно "убегали" от мартовских морозов и снегопадов. Так и решили поступить. Ну а пока нам оставалось только ехать до большого города Альбасете. Мы 7 дней не мылись, кемпингов в округе все равно нет, так что самое логичное - воспользоваться апартаментами. Саша все забронировал, и мы выехали на шоссе. До Альбасете оставалось около 35 километров.

Ветер продолжал подгонять нас в спину, постепенно набирая обороты. Неслись мы на скорости около 35 км/ч, почти не нажимая педали. Это даже довольно стремно, но вообще повезло нам, что именно такое направление. Через 20 км мы немного повернули, и ветер стал больше боковым. Там мы ехали по обочине, а перед Альбасете смогли уйти на тротуар, потому что велосипеды мотало неслабо. Если в цифрах, то архив погоды по аэропорту Альбасете на сайте rp5 показывает силу ветра в тот день 10-13 м/с (и иногда порывы до 20 м/с). С таким боковым ехать еще можно, но уже сложно.
Кроме того, начался дождь. Брррр! А Виталик среди этого ветра и дождя спокойно заснул в кресле… Проснулся уже перед Альбасете, когда дождь разошелся в полную мощь. И никаких жалоб! Поражает меня этот ребенок. Он может жутко истерить из-за каких-то своих внутренних причин, которые только я могу частично понять, или капризничать из-за ерунды, а при этом реально суровая погода не вызывает у него не только жалоб, но и вообще какого-либо недовольства. Ему нормально! Причем он ведь в велокресле, открытый всем ветрам, и дождь лупит его по по лицу. Видимо, и правда восприятие погоды — это во многом в голове... Когда знаешь, что ветер и дождь — это бррр, начинаешь мерзнуть больше. Когда относишься нейтрально, то и чувствуешь себя лучше. Очень интересно наблюдать за восприятием погоды ребенком, которое еще не замутнено опытом. С другой стороны, для нас с Сашей дождь и ветер стали принципиально труднее, когда мы стали родителями. Потому что ответственность! Думаю, не надо пояснять, что даже если ребенок не жалуется, в такую погоду мы все равно волнуемся, чтобы он таки не замерз. А если все-таки на что-то жалуется, то очень переживаем и чувствуем себя виноватыми.

Капюшон колбасит ветром, а Виталик заснул!

ребенок в велокресле под дождем
Ребенок проснулся под дождем и ветром. И дарит обалдевшим родителям лучезарные улыбки. На вопрос "ну что, Виталик, жесть, да?" серьезно отвечает "да-а-а, жесть!".
И "у меня все хорошо!".

Въезд в Альбасете был комфортным, по велодорожкам. Потом мы зашли в магазин и с купленными продуктами загрузились апартаменты. Там было очень уютно — просторная квартира, горячий душ, стиральная машина... В этот вечер никому было не жаль, что мы ночуем не в палатке :) Хорошо все сложилось!

День 54. 18 марта (начало)
пока 25 км, трек на Strava
Погода: 7-10 градусов, без дождя

Утром мы не торопились покидать апартаменты, вышли только в 11. Альбасете покинули по велодорожке, которая продолжается параллельно шоссе более 20 километров до города Valdeganga. Однозначно, город Альбасете был к нам очень гостеприимен! А ведь сюда еще ведет велосипедный маршрут по via verde с юга, просто мы на нее не попали из-за того, что прятались за горами от циклона. Ключевое для велотуристов место получается :)
Велодорожку в Valdeganga не специально строили, просто новую дорогу проложили отдельно, а старую дорогу превратили в велодорожку. Рядом местами была видна и еще более старая дорога. Даже на этой самой старой дороге асфальт так и разбили, просто она была поуже, вот и заменили ее новой. По велодорожке катили многочисленные велосипедисты, в основном на шоссерах - качество позволяет. Еще на дорожку все время выбегали маленькие зайцы, их норами утыканы обочины шоссе. Они подпускают довольно близко, но не настолько, чтобы хорошо их разглядеть или тем более сфотографировать. Все время мельтешат! А вокруг тянулись поля с минимумом жилья. Красиво, только вот ветер мчался через эти поля безо всяких преград. Нам он был попутно-боковым, но все равно напрягал. Ведь даже в середине дня на улице было плюс семь... Отдохнуть мы смогли только в городке Tinajeros, где с 81-го года (об этом сообщает табличка) вырастили небольшой сосновый лесок. А в нем есть детская площадка :)

ена велосипеде по плоскогорью La Mancha (Ла Манча)
Велодорожка из Albacete в Valdeganga по Ла Манче

Но пусть нам было не очень комфортно на этом ветру, я была рада, что мы попали на плоскогорье La Mancha именно в такую погоду, прочувствовав эти просторы не только визуально, но и непосредственно на своей шкуре. Причем в гуманной форме - ветер-то был больше в спину :) А кроме всего прочего, именно этот холодный ветер на суровом плоскогорье помог нам в полной мере оценить следующее место на нашем пути - долину реки Хукар, которой будет посвящена следующая часть отчета.

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!