Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 13. Вдоль Средиземного моря по Costa de Almeria. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

Из Альмерии мы покатили на велосипедах на северо-восток вдоль Средиземного моря. Эти берега так и называются - Costa de Almeria. Здесь чередуются дикие гористые места и маленькие курортные городки. Хорошо и там, и там. Наш маршрут мы проложили по второстепенным шоссе, грунтовкам, набережным и даже по тропинкам вдоль моря прокатились. Первые два дня на берегу нас потрепало ветром и полило дождиком, зато потом погода порадовала теплом и тишиной. А еще у нас здесь случилась необычная ночевка - в настоящем маленьком пещерном городе. Прекрасные места для велотуризма!

Часть 13. Вдоль Средиземного моря по Costa de Almeria
День 40. 4 марта 19 км Маяк Cabo de Gata. Природный парк Cabo de Gata-Níjar. Дикая ночевка в палатке рядом с морем.
День 41. 5 марта 50 км Природный парк Cabo de Gata-Níjar.  Rodalquilar. Agua Amarga. Ночевка в палатке в холмах.
День 42. 6 марта 50 км Маленький перевальчик по асфальту. Тропа к Torre Pirulico. По набережным и тропинкам вдоль моря от Mojacar до Villaricos. Ночевка в палатке на берегу моря.
День 43. 7 марта 44 км По асфальту и набрежным до Aguilas. Природный парк Cabo Cope у Puntas de Calnegre. Ночевка в пещерном городе.
День 44. 8 марта
51 км
Вдоль моря разными дорогами. Puntas de Calnegre. Puerto de Mazarron

День 40. 4 марта
19 км, 402 м набора высоты (диапазон 0 - 200 мнум), 2 часа в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +13, днем 14-17 градусов, сильный ветер (по прогнозу 10 м/с с порывами до 20), иногда дождь.

Так как в кемпинге была стиральная машина, то еще вечером мы решили все перестирать. Мы вообще недавно стирались, всего 4 дня назад в Гранаде, но раз уж вот она, стиральная машина, хотелось дать себе какой-то запас времени хотя бы от стирки. Но быт не обманешь! Стиральная машинка заглючила, мы потратили кучу времени, но на выходе получили гору мокрого недостиранного белья, с которым вообще непонятно, что делать...
Вечером обслуживающего персонала не было, так что утром нам пришлось дожидаться открытия ресепшена и начинать весь процесс сначала. Вот, думали, что сэкономим себе время с использованием машинки, а получилось наоборот. Обидно - опять задержки… Конечно, заняться всегда есть чем, и Саша использовал получившееся время до того, чтобы заменить цепи на купленные вчера в Альмерии. Под дождем, зато в кемпинге есть где руки помыть. Виталику дождь был безразличен, он и был так весь мокрый от беганья по лужам, которые налил вчерашний дождь. Бегал себе по кемпингу с энтузиазмом…
Время улетело как обычно просто мгновенно, и вышли мы в результате не в 11, когда закончила работать сушильная машина, а в 12. И это мы изо всех сил стараемся не тупить! Страшно себе представить, как мало бы мы ехали, если бы не старались...

Кемпинг Gabo de Gata с палаткой
Кемпинг Gabo de Gata. Выглядит голо, но на самом деле тут хорошее покрытие - мелкая морская галька, поэтому даже под дождем нет грязи. Стоящие сзади кемпер-прицепы в основном были нежилые.

стиральные машины в кемпинге в Испании
Слева нормально все стирается, а справа, куда загрузились мы, даже пены нет.

Когда выехали, то поняли, что в кемпинге было значительно лучше, чем в окружающем мире. Наше шоссе шло вдоль берега, а с моря дул мощный боковой ветер. Ехать было физически возможно, но порывы были резкие, и мы не могли не вилять по всей дороге. А машины на ней проезжали на удивление часто. Дорога тупиковая, только до маяка Cabo de Gata. Но было воскресенье, а место красивое, наверное, в этом дело.

дорога к маяку Cabo de Gata, Альмерия
Красиво, но очень ветрено

пешком с велосипедом в сильный ветер
Где повыше, ехать у меня из-за ветра не получается, роняет вбок. Иду вниз пешком.

У маяка Cabo de Gata, который находится на конце довольно большого выступа материка, ветер гулял с особенной силой. Я попросила отдыха - Виталик спал, Саша не жаловался, а вот меня утренние переживания из-за стирки и ветер в сочетании с машинами жутко утомили. Чтобы передохнуть, мы зашли в ресторан рядом с маяком. Но это оказался ресторан не чтобы поесть, а для «понаслаждаться». Мы взяли каждому по блюду за 12 евро, но вышла я из ресторана такая же голодная, как и вошла. Вышли - и опять застряли. Приехали двое детей постарше, и Виталик изо всех сил пытался с ними как-то повзаимодействовать. В основном он норовил их как-то пихнуть или стукнуть, так что коммуникация шла так себе. А что еще ему делать, когда их двое, они старше и языковой барьер? Но Виталик совсем не унывал от того, что дети косо на него смотрят, и очень радовался обществу. А дети были мирные. Поэтому мы не нашли в себе духу Виталика взять и увезти, провели там еще минут сорок, прячась от ветра за стеной ресторана и по возможности защищая старших детей от нашей "дикой обезьянки".

маяк Cabo de Gata, Альмерия
Маяк Cabo de Gata. В такую погоду место выглядит довольно унылым. Но машины сюда зачем-то перли.

За маяком шоссе заканчивается, и вдоль берега идет закрытая для машин грунтовая дорога, высоко поднимаясь над берегом. Это прекрасное место — горы, дикий берег моря (здесь продолжается природный парк Cabo de Gata-Níjar), еще и дорога пустая.
Вообще берег Средиземного моря к северу от Альмерии (Costa de Almería), на мой взгляд, наиболее интересен для велотуризма на всем восточном побережье Испании. Здесь, как и везде, горы нередко подходят к морю, что затрудняет строительство, при этом трасса A-7 (E-15), идущая вдоль всего побережья, тут пущена не вдоль воды, а в стороне, в объезд гор. Для велотуризма эти места очень рекомендую, вместе с Costa de la Luz на юго-западе Испании.

природный парк Cabo de Gata-Níjar, Альмерия, на велосипеде
Впереди виден наш следующий подъемчик и наверху древняя арабская дозорная башня Torre de la Vela Blanca

Дорога крепкая и ровная, тащить вполне легко. Но чтобы не так уставали руки при затаскивании, опираюсь на руль локтем.

Вид вниз на серпантин и велотуристов у его начала. Берег Средиземного моря был единственном местом за весь наш поход, где мы периодически встречали велотуристов. Это и понятно - даже в марте в Испании еще довольно холодно, а вот на берегу моря тепло.

природный парк Cabo de Gata-Níjar, Альмерия
Наверху, прячемся от ветра за валунами и любуемся пейзажами.

Вот такой вид на берег Cabo de Gata открывается сверху. По склону вьется наша дорога вперед.

природный парк Cabo de Gata-Níjar, Альмерия, на велосипеде
Саша не без труда, но все-таки едет.

Заночевали мы вскоре, спустившись вниз к морю и спрятавшись в русле небольшого ручья. Тут природный парк и ставить палатки, конечно, запрещено, как и вообще находиться после темноты. Если бы не было запрещено, весь берег был бы уставлен кэмперами, как мы видели дальше. Везде стоят таблички на эту тему. Но мы пронырливые велосипедисты, и довольно безвредные, надеюсь. Спутились к морю и прямо под табличкой поставили палатку в русле ручья. После первого же большого дождя там не останется и следов.
Впрочем, мы встали так не столько ради моря и уж точно не из любви к нарушению правил, а потому что больше негде было. До следующего кемпинга — 12 километров с боковым ветром, а был уже вечер (из-за того, что поздно выехали из кемпинга и у ресторана сидели, проехали сегодня совсем мало). В сторону от моря поднимались безлесые горы, где спрятаться от ветра было невозможно. Даже в нашем узком русле ручья ветер гулял вовсю, но хоть какое-то укрытие. Саша очень старательно натянул все оттяжки нашей палатки (Vaude Mark L 3P) на велосипеды и большие камни (колышки из мягкой почвы тут же вырывало со звоном и выбрасывало куда подальше) и уверял меня, что палатку точно не порвет, но мне все равно было страшно. Всю ночь ветер яростно дергал палатку, грохотал о тент бросаемый ветром дождь, вдали бились в берег волны... Я боялась, а вот Виталик спал как убитый во всем этом невероятном шуме!

природный парк Cabo de Gata-Níjar, Альмерия, пейзаж
Мы спрятались между ближним и средним мысом.

ребенок и волны
Виталику нравилось стоять так, чтобы волны обдавали его брызгами. Я выбрала безопасное расстояние, где ребенка только обливало, но не смывало. Но вообще удивительно, что ему было не страшно.

натянуты все оттяжки у палатки Vaude Mark L3P
Палатку окружили камнями. Утром Саша камни снова хаотично разбросал, чтобы не было следов.

День 41. 5 марта
50 км, 853 м набора высоты (диапазон 0 - 265 мнум), 3 часа 50 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью и днем около 12 градусов, пасмурно, периодические дожди

Утром мы были рады покинуть наше красивое место на берегу, так как ветер продолжался, и сидеть в палатке было мало приятного. Удивительно, но когда мы вылезли из палатки, ветер стал ощущаться намного меньше. Мы давно знаем эту закономерность в ощущениях - пока сидишь в палатке, кажется, что жесть полная, а потом вылезаешь, и жить можно. Тем более, что когда мы поехали, ветер часть пути дул нам в спину, а так он вообще не чувствуется :)
Сначала нам оставался еще небольшой участок по грейдеру до городка San José. Дорога шла вдоль дикого, пустынного побережья, где почти ничего не растет кроме агав. На фотографиях эти голые и бурые (потому что зима) холмы выглядят довольно невзрачно, но на самом деле там было круто - настоящий дикий берег!

природный парк Cabo de Gata-Níjar, Альмерия

Внизу целый лес из агав и даже вроде немного хилых эвкалиптов и сосенок виднеется.

Детская площадка в San José, Испания
Детская площадка в San José. Все прибрежные городки - курортные, поэтому там есть и велодорожки, и маленькие парки, и детские площадки. Но в марте все пустует.

За San José ехали уже по асфальту. Машин там опять было, хотя тоже тупиковое направление. Мы так привыкли в Испании к пустым дорогам, что недовольны, когда на дороге есть машины. Но испанские водители ведут себя очень хорошо, и мы чувствуем себя всегда в безопасности.

Въехали в поселок Rodalquilar, расположенный в одноименной долине. Когда-то Rodalquilar был шахтерским поселком - рядом в горах добывали золото. Подробнее про это можно почитать на www.andalucia.com. Потом все это забросили. А потом поселок прославился снова. Во-первых, здесь в округе снималось несколько фильмов, уж очень располагает пейзаж и романтика заброшенности. Во-вторых, сам поселок с заброшенными шахтерскими домиками облюбовали художники и все тут изрисовали граффити. Теперь развалины с рисунками тщательно огорожены, но художники ездят сюда и сейчас. Только не в марте. Наверное, не любят они холодной погоды :)

В поселке на карте было обозначено множество ресторанов, штук 15, и мы надеялись остановиться хоть где-нибудь, чтобы поесть и передохнуть, пока дождь. Но все рестораны оказались закрыты. Пришлось прятаться просто под крышу одного из них. Саша сначала сопротивлялся залезать под частную крышу, но я его уговорила — ну кому какое дело, что под крышей сидят велосипедисты с ребенком. Приходил кто-то, но на нас внимания не обращали. Дождь лил очень мощно, ехать под таким мало удовольствия, ничего не видно и не сфотографировать, так что мы не торопились, обед приготовили.

Valle de Rodalquilar
Спуск в долину Rodalquilar

Rodalquilar граффити
Пример заброшенного домика с рисунком. Не очень показательный, но шариться под проливным дождем нам там не хотелось.

Под крышей

А вот что действительно обидно - из-за дождя мы не могли теперь свернуть с асфальта на запланированный мной очень интересный грунтовый участок мимо бывших золото-добывающих шахт и заводов, пустынных гор и романтических заброшенных усадеб. Одна из них, Cortijo del Fraile, особенно известна - на ее фоне снимались сцены из фильма Клинта Иствуда, а еще здесь когда-то произошла очень кровавая трагедия во время свадьбы, что вдохновило Гарсия Лорку написать об этом пьессу (подробнее на www.andalucia.com). Мне мало что говорит название фильма и тем более название пьессы, но пейзажи там на самом деле вдохновляющие. Через эти места проходит MTB маршрут TransAndalus, есть и некий маршрут Ruta Minero-Cinematica (трека не нашла). Но это грунт, и в дождь там наверняка есть липкая глина, учитывая местность. Один раз вляпался - и приехал надолго.... Жаль, очень-очень жаль. Но такова жизнь в велопоходе. И так в этот раз погода ограничивает нас очень редко.

Дождь не кончался, что делать, поехали дальше. После долины Rodalquilar дорога поднимается на небольшой перевальчик. Вокруг безлесые остренькие горы - прикольный пейзаж. Под дождем все это смотрелось как-то очень по-северному.

После перевала попутный ветер быстро донес нас по маленькой асфальтовой дорожке до прибрежного поселочка Agua Amarga. Поселочек находится в маленькой бухте. Мы вышли на пляж, сели на деревянную дорожку, прикрытую от ветра, еще и солнышко вышло - такой кайф было посидеть в тепле у моря! Но счастье длилось недолго, вскоре набежала туча и полила нас очередным дождиком. Но на этот раз последним - циклон, регулярно поливавший нас уже неделю, к вечеру полностью исчез за горизонтом.

велопоход с ребенком вдоль Средиземного моря
Сидим в тепле!

пейзаж море, скалы и волны
Суровое море и надвигающийся дождь.

В Agua Amarga когда-то заканчивалась железная дорога, ведущая из шахт у Lucainena de las Torres. Здесь, на высоком берегу, железную руду перегружали с железной дороги на корабли. После гражданской войны все забросили, но остатки перегрузочной станции можно посмотреть и сейчас, на холме над поселком. Но мы туда не лазали, времени не было.
Осталась и насыпь от этой железной дороги. Ее верхние 5 км сделали официальной велодорожкой (via verde de Lucainena de las Torres, описание на www.viasverdes.com), но проехать можно по всей железной дороге, просто не всегда легко. Местами она осталась в виде насыпи, местами превратилась в грунтовую дорогу. Проследить ее на спутниковых снимках нетрудно. В моих изначальных планах как раз было проехать по ней, но нам понравилось на море, и мы решили проехать вдоль берега дальше на север, так что этот вариант трека остался неиспользованным. Кстати, веломаршрут TransAndalus тоже уходит здесь от моря, но не по бывшей железной дороге, а еще интереснее - по руслам ручьев (rambla), а потом дальше в горы, вдоль границы Андалусии с Мурсией.
Сколько всяких вариантов, глаза разбегаются на карте! Зачем я расписываю про эти все велосипедные маршруты так подробно? Чтобы те, кто поедет тут после нас, могли ими при желании воспользоваться. Ведь ни по "кинематографическим" грунтам возле Родальквилара, ни по железной дороге в Lucainena de las Torres я не знаю ни одного русского отчета, да и по этим краям в целом мне известен всего один отчет (newroadsblues.com). А без отчетов народ что-либо ищет крайне неохотно :)

Берег моря за  Agua Amarga довольно крутой. Там есть внизу пляжи, но мы не решились спускаться к ним с гружеными велосипедами (может, зря). А на ночь остановились в холмах. Там в углублениях когда-то давно были сделаны «полочки», каменные перегородки помогали удерживать влагу редких дождей. Вся Испания в таких "полочках", характерно видимых на спутниковых снимках и не раз предоставлявших нам отличные места для ночевки. Так и сейчас мы поставили нашу палатку на  "полочке", с ровной поверхностью, скрытые от посторонних глаз и частично - от ветра.

дикая ночевка в палатке в Испании

День 42. 6 марта
50 км, набор высоты 644 м (диапазон 0-189 мнум), трек на Strava
Погода: ночью +12, днем 18-20 градусов, солнечно, без ветра

От циклона не осталось и следа, весь день светило солнце, не было ветра и наконец-то было действительно тепло. Давно у нас не было таких полноценно теплых дней. После всех этих ветров и дождей - полнейшее наслаждение!

Утром мы проехали по асфальту большой цементный завод. Потом прибрежный курортный городок Carboneras. Потом мимо замороженной стройки огромного отеля - крупное строительство на этом берегу запрещено, но этот отель все-таки начали строить. Но, видимо, общественность все-таки остановила непотребство, и все заморозили как есть.

Здание исписано призывами к тому, чтобы его разобрали. На стене изображен гнусный капиталист, который взятками добился разрешения на строительство.

От отеля шоссе поднимается на перевальчик до 200 м.н.у.м. Возле перевала нас очень заинтриговал пеший маршрут, обозначенный на OSM, который идет вдоль берега, а потом проходит через горы под шоссе насквозь по некому туннелю Tunel de el Sopalmo (не знаю, какого происхождения). Но мы не решились пойти его искать. Оставить велосипеды и просто пешком сходить туда-сюда - далековато, 2 км в одну сторону, с ребенком это пол-дня. А идти сразу с ребенком и гружеными велосипедами, чтобы выйти на другую сторону - для нас тоже задача на пол-дня, потому что тропа поднимается весьма круто по каменистому руслу. Тропа и вход в туннель видны на спутниковых снимках, но с шоссе увидеть вход нам не удалось, как мы ни пытались. Эх... В обычном взрослом велопоходе можно легко повесить рюкзак на спину и пойти искать приключений с велосипедом в руках, а вот с ребенком мы не можем себе этого позволить. И страдаем, конечно, потому что тяга к приключениям у нас от появления ребенка не уменьшилась. И "шило в попе" колет, колет и колет! И даже на 42-й день непрерывного похода оно продолжало нас колоть :)

Подъем на перевальчик по асфальту. Где-то в этой стене - вход в туннель.

С туннелем не сложилось, но хотя бы спуститься с перевала мы решили по тропе. Эта тропа позволяет выйти на тупиковую грутовку вдоль берега (тогда как шоссе идет выше) и обозначена на карте OSM, также я про нее читала в отчете Тани Никульниковой (newroadsblues.com). Только Таня поднималась тут вверх, и ей пришлось попотеть, а мы спускались вниз. Сначала легко скатились по тропинке по ущелью (велосипедных следов там множество!), а в конце без усилий слезли пешком круто вниз. Виталика высадили, чтобы спускался сам. Пыхтел, но все-таки слез!

пейзаж горы и Средиземное море в Испании
Прекрасный пейзаж с одиноким домиком на горе. Нам туда, вниз!

На спуске. Виталик ползет на попе за нами, пища от ужаса.

Внизу у берега стоит арабская дозорная башня - Torre Pirulico. Такая же круглая и гладкая, как те, что мы видели раньше. Меня эти башни очень впечатляют своей стройностью, лаконичностью и твердостью в веках. 1300 лет уже стоит над морем! Torre Pirulico - одна из целой большой цепи арабских дозорных башен, находящихся в видимости друг друга, которая протянулась от Mojacar на запад до городка Adra. Некоторые из них мы видели по пути. Но Torre Pirulico особенно красива из-за своего окружения - вокруг только море и скалы! Вход в башню открыт, все внутри можно посмотреть и полюбоваться еще раз на окружающий пейзаж.

на велосипеде вдоль Средиземного моря с ребенком в велокресле
Очень довольные велотуристы на фоне Torre Pirulico

Torre Pirulico арабская дозорная башня
Виталик уже несется наверх.

пейзаж горы и Средиземное море в Испании
Вид с башни туда, куда мы поедем.

К городку Mojacar проехали еще немного по грунтовке, а дальше по небольшой, но очень симпатичной тропинке вдоль скал. Mojacar тянется вдоль берега, потом перетекает в следующий прибрежный городок, и в следующий, вплоть до городка Villaricos. Трека по этому участку пути у меня не было заготовлено, но Саша очень бодро ориентировался по навигатору, и провел нас с минимумом асфальта и с максимумом уютных набережных или даже еще интереснее - по тропинкам вдоль моря. Тропинка - это же настоящий подарок для велосипедиста! Здесь же в дополнение к радости от тропинки было море, пальмы и яркие желтые цветочки. А еще мы сегодня хорошо пообедали в ресторанчике на набережной - наконец-то я наелась!

Castillo de Macenas
Castillo de Macenas - совсем другая архитектура защитных сооружений, и тоже распространенная на этих берегах. 18-й век, создана уже под огнестрельное оружие.

Тропинка к Mojacar

набережная Mojacar, средиземное море

Праздник живота!

на велосипеде вдоль Средиземного моря с ребенком в велокресле
На грунтах хорошо, но и в цивилизации тоже отлично! Тем более, в такой теплый день у моря.

Вдоль лагуны с неизвестными мне черными уточками

На ночевку мы встали вскоре за Villaricos, где к морю вплотную подходят горки, а череда городков временно прерывается. Там мы нашли (как всегда, с помощью закачанных в планшет спутниковых снимков) прекрасное место на авто-недоступном маленьком пляже. Ночью, правда, пришел кто-то с фонариком и собаками, и долго пер в сторону нашей палатки, не замечая ее. Саша в ужасе воскликнул «Нас запалили!», а я его успокаивала — человек, который среди ночи гуляет по далекому от жилья пляжу, явно не в праве нас «запаливать». И вообще странная это формулировка :) Увидев наконец палатку, человек перестал слепить нас фонарем и повернул назад.
Конечно, побережье Испании - не самое уединенное место. Но все равно для меня это была ночевка мечты у моря. Прекрасный подарок после совершенно идеального походного дня!

ночевка в палатке на берегу Средиземного моря в Испании

Скалы за нашим пляжем.

День 43. 7 марта
44 км, набор высоты 508 м (диапазон 0-60 мнум), 3 часа 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +12, днем 17-19 градусов, солнечно, без ветра

Утром мы двинулись к большому городу Aguilas. Опять ехали то по пустынному второстепенному шоссе вдоль моря, то по набережным.

на велосипеде среди пальм
Много-много пальм в городке San Juan de los Terreros. Испытываю какое-то особенное наслаждение, катаясь среди пальм. Они такие гламурные, а мы такие грязные велотуристы :) И вообще тепло и хорошо!

детская площадка на берегу моря в Испании
Детские площадки у моря - это прекрасно!

В Агиласе загрузились в Burger King, чтобы подзарядить ноутбук и подумать о наших дальнейших планах. А то в обычных ресторанчиках розеток нет.
Как я уже писала, изначально я думала уходить с берега сильно раньше, еще у Agua Amarga, но уж очень нам понравилось на море. Раньше я очень скептически относилась к велопоходам по набережным, а теперь мне ужасно нравится вот так ехать под теплым солнышком вдоль синего моря, сидеть на скамеечке, пока ребенок играет на детской площадке, и все такое. Не знаю, от чего такая перемена — может, потому, что мы теперь с ребенком, может, возраст так поменял восприятие. Да и побережье Costa de Almeria оказалось на редкость хорошим, потому что уютные набережные — это прекрасно, но иногда надо и отдыхать от цивилизации, а здесь такая возможность есть, регулярно встречаются дикие участки. И с ночевками в палатке проблем у нас нет.
После рассматривания карты я предложила доехать вдоль берега до Картахены, а уже оттуда через Мурсию по виа верде углубляться в горы. Тем более что как раз после Картахены берега становятся намного более населенными. И вообще, если мы так и поедем вдоль берега, то уже через пару недель будем на нашем финише, в Барселоне! А у нас еще 37 дней :) На том и порешили. Спасибо Бургер Кингу за комфортабельные условия.

Кстати, Виталик у нас сегодня немного температурит. И мы догадываемся, почему - те дети, с которыми он играл несколько дней назад возле ресторана у маяка, немного кашляли. И вот. Ребенок у нас закаленный, хотя мы специально ничего для этого не делаем. Никогда не болел из-за холода, дождя или ветра, а зимой может вылезти морозным утром из палатки и пойти есть снег без всяких последствий. Но при этом он легко может заразиться какой-нибудь ОРВИ. В походе мы мало контактируем с людьми, так что 40 дней прошло без болезней, это первый раз. Удивительно совпало, что заболел Виталик в те единственные несколько теплых дней подряд, которые у нас были за три зимне-весенние месяца. Ну ладно, Виталику крутить педали не надо, а походные условия — самые лучшие для выздоровления в любом случае. Единственное лекарство, которое я всегда беру с собой и использовала в этот раз - сосудосуживающие капли, которые помогают ребенку спокойно спать при насморке. В остальном ребенок весел и активен.

За Агиласом начинается природный парк Cabo Cope у Puntas de Calnegre. Парком является, собственно, только узкая полоса вдоль берега, а выше идут парники. Здесь у моря не горы, как обычно бывало на диких участках, а ровно. И берега не каменные, а известковые. Так как берег низкий, то тут нет таких масштабных резных обрывов и гротов, какие мы видели на южных берегах Португалии месяц назад.

природный парк Cabo Cope у Puntas de Calnegre на велосипеде
Грунтовая дорога по природному парку Cabo Cope у Puntas de Calnegre вьется вверх-вниз.

природный парк Cabo Cope у Puntas de Calnegre
Такого типа морского берега мы еще не видели.

На плоских камнях в море чайки устроили себе детский сад.

Один кусочек берега повыше тут все-таки был, с красивым гротом над тихой бухточкой, а в известняке рядом был маленький пещерный городок из нескольких десятков помещений, жилых и для скотины. Называется этот мыс Cala Blanca. Не знаю уж, когда были сделаны эти пещеры. Пишут, что тут в пещерах найдены следы жизни с неолитических времен, но не в этих, наверное, тут порода слишком мягкая для того, чтобы пещеры могли просуществовать с неолита. Хотя кто его знает...
Посмотрела я на это, посмотрела — и захотелось остаться в пещере! Место не полностью уединенное - к пещере на автомобиле не подъехать, но неподалеку к морю выходит тупиковая асфальтированная дорога. Саша, конечно, не сразу согласился там остаться, но потом я его уговорила. Конечно, ему и самому очень понравилось место, но он же ответственный мужчина и всегда переживает, что будет, если кто-то придет, а мы тут ночуем. А я не переживаю - ну придет, ну уйдет :) Но потом все остались довольны, конечно. Ранним вечером к пещере подошла семья гуляющих и сразу ушла, а потом никого не было. Вся эта красота - только для нас!
Вечер мы провели на берегу бухты под спокойный плеск волн. А потом Виталик ни капельки не удивился, что мы сегодня ночуем в пещере и не ставим палатку. Заснул как обычно, и долго потом вспоминал, как мы в пещере ночевали в одних спальниках. Даже год спустя, когда я пишу этот отчет, он прекрасно все помнит.

природный парк Cabo Cope у Puntas de Calnegre
Саша спускается к бухте Playa Blanca, на берегу которой мы заночуем. Пещеры видны слева.

в пещерном городе с ребенком
Я так понимаю, что внизу были загоны для скотины, а наверху жили, и входы были приподняты над землей.

Между собой внутренние пещеры соединены небольшими коридорами и лестницами.

Волшебный вечер на берегу. Ребенок развлекается, поднося камни папе, чтобы он бросал их в воду. А мама просто смотрит на воду.

переночевали в пещерном городе
Мы остановились внизу в загоне для скотины, так как там было чисто и не было риска, что ребенок вывалится. Явно не нам первым пришла такая идея, пол был выложен камнями. А так почти как древние люди :)

День 44. 8 марта
51 км, набор высоты 877 м (диапазон 0-392 мнум), 4 часа 20 минут в движении по велокомпу, трек на Strava
Погода: ночью +10, днем до +18, солнечно, иногда холодный ветер, иногда жарко.

в пещерном городе с ребенком
Доброе утро! Если что, дырку вырыл не Виталик :) Он только песок через нее выбрасывал.

С утра Виталик сосредоточенно посыпает себя песком. А что, удобно - от "кровати" до "песочницы" тут было два метра :) Пещерный город - просто идеальное место для ночевки с ребенком!

Родители с утра искупались. Вода в Средиземном море в марте еще холодная, конечно, но поплавать можно. А тут все раполагало, утро, красота, никого нет.  Единственное наше морское купание за весь поход получилось!

переночевали в пещерном городе
Покидаем наше убежище

Спасибо этому месту! Я не готова выделять лучшую из семьдесяти четырех ночевок, которые были у нас в этом походе, потому что много было по-разному хорошего, но эта ночевка определенно была самой необычной!

Дальше мы решили попытаться пробраться к поселку Puntas de Calnegre вдоль берега. Для этого надо было преодолеть небольшой хребет, вдающийся в море. На карте значилось всего чуть более километра тропы вдоль берега, а остальное было обозначено как trk - дорога. Сначала действительно была дорога — грунтовка с очень крутыми подъемами. Видели там велосипедиста, который налегке катался туда-сюда, тренировался. Ему бы наш груз, вот это была бы тренировка :) А вот тропа оказалась совершенно непроходимая - нечто почти незаметное прямо по крутому осыпающемуся склону над морем. Ну что же, никогда нельзя заранее знать, пройдешь или нет. Если не ехать по чужому отчету, конечно.
А вообще место нам понравилось - крутые горки, море и одинокая развалина в конце. Хотя с обеих сторон от этого хребта царит сельское хозяйство, тут было дико. И отсюда казалось, что ничего другого и не существует - только море и горы... Так что мы не очень пожалели, что съездили туда-сюда.

Вот такая дорожка вверх-вниз. Дно даже ближайшего оврага трудно разглядеть, а их тут десяток таких подряд. Зато полная дичь!

Пикник на тупике. До большого поселка с парниками всего три километра, но отсюда создается полная иллюзия, что весь берег дикий.
И можно представить, как оно тут было до курортов и парников.

Ну что делать, вернулись и выехали наверх к шоссе, которое пересекает горы серпантином. Шоссе оказалось очень душевное, пустое, так как оно дублировано трассой (она идет туннелем), заросшее по краям желтыми цветами. Перевальчик там до 400 м.н.у.м., градиент плавный, заехали вообще без усилий. Наверху открываются виды. В одну сторону на природный парк Cabo Cope - Puntas de Calnegre, где мы вчера ехали и ночевали, а с другого края - на поселок Puntas de Calnegre и парники, занимающие все более-менее ровное пространство между горами и морем.

Едем мимо кактусовых плантаций. Опунция! Все без колючек - обрили, наверное.

Уютная дорожка на перевальчик.

Вид назад. Где-то там мы ночевали в пещерном городе у моря.

Вид на горы. Очень острый тут рельеф.

парники на берегу моря в Испании Puntas de Calnegre
Вид вперед на Puntas de Calnegre и парники.

От Puntas de Calnegre до следующего городка Bolnuevo (который перетекает в город побольше Puerto de Mazarron) можно проехать по берегу по грунтовке. Сначала дорога идет вдоль парников, где на тоненькой полоске толпится огромное количество кемперов. У каждого кемпера сидели, раскинувшись в креслах на солнышке, его обитатели. Прикольно :) Вообще кемперов на этой части побережья в марте было очень много. Кемпинги забиты до отказа, но также есть много мест, где, видимо, просто разрешена стоянка, и они везде там стоят. В марте здесь уже довольно тепло, пока в остальной Европе еще холодно, вот и слетелись сюда всякие бездельники погреться на солнышке :)
Потом дорога становится не для кемперов, и снова наступают просторы и уединение - синее море, камни, сухая трава да развалины. Там можно было бы отлично переночевать на берегу, но нам было рано.

кемперы на бесплатной стоянке на берегу моря в Мурсии
Не самое уютное местечко, но у моря и бесплатно.

Дорога уже не для кемперов.

развалины у моря
Все заброшено и порушено, а на бывших пастбищах стоит стеной сухая трава. Зато мы могли наслаждаться уединенным берегом.

Тут тоже совершенно дико. Поэтому нам так понравилось на этом берегу - всегда был отдых между населенными участками.

Bolnuevo
Вдоль цветных скал.

Резные скалы у Bolnuevo.

В Puerto de Mazarron мы пообедали в прибрежном ресторанчике. Их там на удивление мало, а гуляющих много, поэтому все, что есть, были забиты. Но нам все же далось найти местечко. Городок приятный, ехали по набережным или один раз просто по пляжу среди пальм.

на велосипеде с ребенком вдоль Средиземного моря

Puerto de Mazarron перетекает в следующие прибрежные городки, но там вдоль берега пути нам найти не удалось. Поехали по шоссе, причем довольно загруженному и без обочины. Первое неприятное место в нашем маршруте получилось, на пятый день езды вдоль берега.

К вечеру я как-то очень устала, хотя никаких особенных нагрузок сегодня не было и пообедали мы сытно. В конце этой череды городков есть пара кемпингов, но они все были довольно плотно заняты, а ночевать в тесноте между кемперами не очень-то приятно. Так что решили все-таки поднапрячься и дотащиться до следующего маленького горного хребта — Sierra de la Muela, где населенка и парники временно прерываются.
Остановились как только, так сразу, менее чем в километре от конца парников - залезли в глубокое русло сухой реки! Внутри оказалось очень уютное и совершенно невидимое извне местечко, тихое, напоенное ароматом южных трав. Море было видно вдалеке, а так вокруг красивые горы. Как хорошо, что мы не упали в кемпинге, а все-таки дотащились! Никакой кемпинг не сравнится с дикой ночевкой! А еще это настоящее волшебство, когда среди весьма населенной местности находишь укромный уголок для своей семьи и палатки.

ночевка в палатке в сухом русле реки в Испании
Вечером гору над нами красиво осветило закатное солнце.

колючки и цветы в Испании в марте
Вот такие вокруг росли чудесные цветочки с 3D-колючками. Но за весь поход у нас не было ни единого прокола, спасибо покрышкам Schwalbe Smart Sam plus!

цветы в Испании в марте
Еще такие цветы тоже там густо росли. Они пахнут югом! Когда живешь в Санкт-Петербурге, очень ценишь такие запахи. Жаль, что запах не сфотографируешь...

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!