Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Часть 1. На юг от Лиссабона вдоль Атлантики. Большой велопоход по Португалии и Испании с ребенком в велокресле

В январе 2018 мы (Саша, Катя и Виталик в велокресле) отправились в велопоход на целых 80 дней. С этого поста я начинаю свой подробный и неспешный рассказ обо всем, что с нами было. Мы начали наш маршрут в столице Португалии - Лиссабоне. Из Лиссабона мы двинулись на юг вдоль берегов Атлантического океана по региону Алентежу. За первые четыре дня мы успели искупать в океанских волнах велосипеды и ребенка, увидеть следы динозавра и отлично покататься по идеальному асфальту через сосновые леса вдоль пустынных пляжей.

велопоход по Португалии с ребенком в велокресле

Часть 1. На юг от Лиссабона вдоль Атлантики
День 1. 24 января 29 км Лиссабон, веломаршрут по набережной реки Tajo. Переправа на пароме в Trafaria. Ночевка в кемпинге в Caparica.
День 2. 25 января 29 км По пляжу вдоль океанских волн. Лагуна Lagoa de Albufeira. Ночевка в кустах у дороги.
День 3. 26 января 35 км Дальше на юг вдоль океана. Следы динозавров и святилище на Cabo Espichel. Горы Sierra Arrabida. Ночевка над океаном у обзорной площадки.
День 4. 27 января 56 км Дальше на юг вдоль океана по асфальту. Setubal. Паром на полуостров Troia. Ночевка на старой вырубке.

Сборы в поход
Наши сборы в первый в жизни трехмесячный велопоход были непростыми. Приключения начались еще до старта похода - уже почти закончив тех-осмотр велосипедов, Саша заметил, что стальная рама его велосипеда, во-первых, треснула у подседельной трубы, а во-вторых, имеет внушительную вмятину там, где крепится велокресло. Не заметить такое на самом деле легко, ведь это совсем не те места, которые проверяешь при обслуживании велосипеда! Погнуло раму наше первое велокресло Thule, которое мы потом заменили на Hamax (наш отзыв на эти велокресла). А почему треснула достаточно крепкая стальная рама (пусть и очень «немолодая») - вообще непонятно. Видимо, кто-то слишком сильно толкал велосипед, держа его под седлом...
Ничего сделать за несколько дней до вылета мы уже не могли, только отнесли раму на сварку трещины и поменяли рамы местами — Саше отдали мою целую раму, так как он везет намного больше груза, а мне "раненную". Так как обвеска на наших велосипедах разная, и каждый привык именно к своей, работы у Саши было много, а уж нервов сколько ушло! Но треснутая рама с тех пор успешно прошла многие тысячи километров... При толкании в гору я старалась брать велосипед не за седло, а за подседельную трубу пониже.

трещина на стальной раме у подседельной трубы
Вот такая трещина! Это совсем не то, что хочется обнаружить, собираясь в очень грузовой велопоход на несколько тысяч километров с горами и грунтами :)

ребенок и велосипедные запчасти
Так выглядел процесс перекидывания обвески с одной рамы на другую. Виталик в шоке :)

Вылетали мы в конце января. Новый год встретили с палаткой в лесу, а так все каникулы Саша прозанимался велосипедами. Еле успел :) Почему поехали зимой? Потому, что именно в это время года разница в комфорте между югом Европы и средней полосой России становится огромной. У нас как раз после нового года обычно ложатся снега и начинаются морозы, а там зеленая трава, синее море и яркое солнце. Мы, конечно, и в снегах в походы с ребенком ходим, но если уж уезжать надолго, то именно нашу зиму лучше "пропустить". А осенью или летом и у нас хорошо!

Заходим в аэропорт Пулково.

Из Петербурга до Лиссабона мы долетели без приключений, приземлились уже поздно вечером и пошли ночевать в ближайший к аэропорту отель. Отель у аэропорта - это не дешево, но после сборов и перелетов нам был необходим отдых. Это раньше, до ребенка, при позднем прилете мы с Сашей просто ложились спать на полу в зале прилетов, а утром собирали там же велосипеды и сразу начинали велопоход… А теперь у нас после перелета обязательный отель.

День 1. 24 января
27 км (из них 5 на пароме), трек на Strava
Погода: 20-22 градуса, туман.

Утром Саша собрал в номере велосипеды, мы упаковали в первый раз наши сумки и выдвинулись к набережной реки Тахо (Tajo). Точнее, не столько даже реки, сколько огромного залива, который образуется в месте ее впадения в Атлантический океан. От аэропорта до набережной совсем рядом, всего 2 километра, а по набережной уже идет веломаршрут. Так что выезд из аэропорта Лиссабона на велосипеде получается простой и безопасный. Но чтобы посмотреть достопримечательности вокруг Лиссабона (самые знаменитые из них - мыс Рока и замок Пена), нужно таскаться по городским улицам и пригородным дорогам безо всяких велодорожек. Нам с ребенком это было совершенно ни к чему, тем более в начале похода, так что из всего Лиссабона мы только набережную и посмотрели, и то не всю.

Днем 24 января погода в Лиссабоне была туманная — красиво! Мы ехали и удивлялись - вроде как мы в столице, но здания вовсе не отличались опрятностью, было много заброшенного. Веломаршрут в основном шел по пешеходной зоне, но иногда приходилось пробираться по складским улицам. И все это в тумане :) Хотя на улице было около 20 градусов, а мы приехали из зимы, все равно в этой сырости нам было очень зябко.
Потом выехали к площади Коммерции, самой известной в Лиссабоне. Там пообедали в ресторане, а также сделали торжественное стартовое фото. За площадью - очень впечатляющий мост имени 25 апреля (ponte 25 de Abril), чья длина составляет около 2 километров! А за ним в тумане виднелась огромная статуя Христа, раскинувшая руки над городом.

набережная реки Тахо Лиссабон в тумане
Туманная набережная.

веломаршрут вдоль реки Тахо Лиссабон
Велодорожка вдоль портовых территорий.

заброшенное здание Лиссабон
Очень много было такого. Романтика заброшенности... Но ведь столица!

Лиссабон в тумане
Город поднимается над рекой и теряется в тумане.

старт велопохода по Португалии с ребенком в велокресле
Вот такие мы на площади Коммерции в Лиссабоне на официальном старте похода. Бледные, чистые и потрепанные пока еще только морально (сборами). Саша и Виталик утверждают, что чувствуют себя хорошо. А я вот еще вовсю психую от предстоящих перспектив :)

Мост имени 25 апреля  Лиссабон
Мост имени 25 апреля и яхточки.

Мост имени 25 апреля и статуя Христа Лиссабон
Мост имени 25 апреля и статуя Христа. Фотографию пришлось сильно "отфотошопить" :)

Дальше за мостом имени 25 апреля еще много чего интересного и знаменитого, но мы закончили наш осмотр Лиссабона в порту Belem, откуда ходят паромы на другую сторону Тахо, в районы Porto Brandao и Trafaria. Уже приближался вечер, и нам не терпелось первый раз поставить палатку и приготовить ужин на горелке, чтобы убедиться, что все работает и мы ничего не забыли дома. Паром был большой, но почти пустой - машины едут в основном по мосту, и людей нет, сезон совсем не купальный. Но на велосипеде ехать через мост, насколько я знаю, запрещено и в любом случае ничего хорошего. Поэтому велосипедистам этот паром очень полезен. А для ребенка такая поездка - настоящее приключение!

паром Belem - Porto Brandao - Trafaria
На пароме Belem - Trafaria

От порта Trafaria до ближайшего кемпинга (parque de campismo Inatel de Caparica, а рядом есть еще и другие) всего пара километров. Мы приехали уже в сумерках, поставили палатку на окраине кемпинга (который в основном состоит из рядов брезентовых домиков, пустующих в несезон), Саша съездил за продуктами в ближайший магазин, поужинали и свалились спать.

2 день. 25 января.
29 км, без рельефа, 3 часа в движении по велокомпу,
трек на Strava
Погода: 12-15 градусов, пасмурно

С утра в кемпинге мы собирались долго, не спеша, так как шел дождь. Потом дождь поутих, выехали.

ребенок самостоятельно залезает в велокресло
У ребенка нет сил уже ждать, пока родители соберутся - лезет в кресло сам!

Из кемпинга мы сразу выехали к берегу океана, чей шум слышали ночью. Круто, конечно! Какие же огромные на океане волны! Совсем не такие, как на море, длинные, мощные. Мы проехали немного по пустым набережным, потом они закончились, вышли на асфальтовую дорогу. Для перекуса свернули снова к океану и устроились возле пустующих в несезон пляжных ларьков, чтобы спрятаться от холодного ветра. Хорошо все-таки в несезон! Никого нет. Только пустынный пляж и волны. Все засыпано песком... Так океан воспринимается намного ярче, чем если бы на пляже толпились отдыхающие.

океан и пляж в Португалии в январе

Пока кушали, мне пришла в голову мысль — а не попробовать ли нам поехать по пляжу? В нашей семье всякие идиотские мысли обычно приходят в голову именно мне :) Пляж в этом месте был плавный, песчаный, и прямо-таки звал по нему прокатиться... Спустились, поехали. Песок оказался довольно плотным. Мне с одними только велоштанами катило вообще прекрасно, Саша немного отставал, так как у него передние ортлибы, и переднее колесо сильнее зарывается, но тоже ехал нормально. Виталик сидел в кресле и распевал веселую песню о том, что нас смоет волной. Он же не знал, что так и будет :)

на велосипеде по пляжу вдоль океана в Португалии
Саша улыбается, Виталик поет. Пока еще все сухие :)

Ехать по пляжу вдоль океанских волн было очень интересно, поэтому мы гордо проехали мимо последнего выхода на дорогу и поехали дальше по пляжу. А берега тем временем становились все более обрывистыми, а пляж менее пологим, а значит, песок более рассыпчатым. Из-за рыхлости песка нам приходилось все ближе прижиматься к волнам. Естественно, в какой-то момент набежала особенно большая волна, и мы всей семьей свалились в воду. Но с головой накрыло только бедного ребенка… Мы вытащили велосипед с ребенком, оттерли Виталику лицо от песка и соли, промыли глаза из бутылки с водой, но, конечно, он перепугался. Пришлось делать привал, чтобы ребенок успокоился, хотя мы с Сашей волновались и хотели выбраться из потенциальной ловушки побыстрее. Пока обедали, Виталик и правда успокоился, сам согласился двигаться дальше. Ну а мы клятвенно обещали ребенку, что больше не будем его ронять в воду. Тем более, что ехать дальше все равно уже не получалось. Виталик немного еще попищал от ужаса, но вскоре снова начал получать удовольствие. А я уж боялась, что ребенок зависнет на негативном опыте... Молодец!

Берег начинает поджимать.

волны на океане в Португалии зимой
Океанские волны - это серьезно!

ребенка в велокресле уронили в воду
Бедный мокрый ребенок!

на велосипеде по пляжу вдоль океана в Португалии
Периодически набегали такие вот большие волны. А идти выше невозможно, вязнешь в песке.

Вот так пешком по песку и воде мы протащились километров шесть (проехали в начале тоже шесть), пока не дошли до большой лагуны, где береговые обрывы прервались и можно было наконец уйти с пляжа. Счастливые, мы сели перекусить у лагуны, глядя как катаются кайтеры и зная, что дорога уже рядом. Саша, как ответственный мужчина, думал о том, что теперь будет с нашей техникой. Второй день трехмесячного похода — а мы по полной программе искупали велосипеды в соленой воде с песком… А я легкомысленно думала о том, какое у нас получилось интересное приключение и настоящее знакомство с Океаном :) Забегая вперед, скажу, что техника наша, конечно, поржавела снаружи, но в функциональном смысле никак не пострадала и прошла без замен все три месяца похода, где испытаний для велосипедов было еще немало . Вот что значит - хорошо обслуженные и смазанные перед походом велосипеды! Не зря Саша старался!

Это мы свернули от океана. Даже немного пройти выше уровня волн с нашим грузом очень трудно!

ребенок в песке
Ребенок отдыхает на берегу лагуны, играя в трактор.

На сегодня приключений (а также океанского ветра) нам хватило, так что встали на ночевку мы пораньше, тем более что попались отличные густые хвойные кусты у дороги, куда не проникал ветер. Впрочем, шум океана долетал до нас и сквозь кусты.

ночевка в палатке в Португалии с ребенком

День 3. 26 января.
35 км, 705 м набора высоты, трек на Strava
Погода: утром 10 градусов, днем 15-16, солнечно, ветрено

Утро нас встретило солнышком. После городка Aldeia do Meco вдоль океана идут пустынные лесистые места. Вчера мы встали на ночевку в первых попавшихся кустах, но дальше видели предостаточно мест для стоянки как в сосновом лесу, так и с видом на океан. Дорога тихая (ну, в наш несезон), приятная.

дорога вдоль атлантического океана на юге Португалии

На этом участке мы ехали по официальному веломаршруту Eurovelo-1. Маршрут делает радиальную петлю к мысу Cabo Espichel, свернули туда и мы. Больше всего нас там интересовали окаменевшие следы динозавра (Pedra da Mua). Как объяснено на информационной табличке рядом, когда-то тут была низменная местность, по которой прошел динозавр и оставил отпечатки. Потом это болото покрыли другие породы и сохранили следы. А потом слой земной коры в этом районе наклонился, и океанские воды смыли все породы, которые покрывали следы - и они стали видны. Лучше всего видна цепочка следов в виде вмятин под обзорной площадкой. Вроде как рядом есть еще одна цепочка, но ее мы не нашли. Еще смогли отыскать два одиночных следа, у которых сохранились следы когтей. Подробнее можно почитать, например, тут.
Насколько я знаю, в этом районе есть еще один след динозавра, более четкий, но его можно посетить только по предварительному заказу. А следы на Cabo Espichel может свободно посмотреть любой желающий.
Круто, конечно — настоящие следы динозавра! Да и само место прекрасное. Мы там долго гуляли, среди нагретых солнцем хвойных кустов, совершенно одни на этом берегу.

следы динозавра Pedra da Mua у Cabo Espichel

Цепочка следов видна снизу по центру фотографии.

Издалека следы кажутся маленькими, но на самом деле вот они какие! Красным цветом я примерно обвела границу следа, чтобы было видно.

Вот такие красавчики тут должны были бродить когда-то

следы динозавра Pedra da Mua у Cabo Espichel
А тут виден след когтей.

От обзорной площадки возле следов открывается вид на сам мыс Cabo Espichel. Это выдающаяся скала, обрывающаяся в море. На обрыве, кстати, тоже есть следы динозавра. Но их я смогла рассмотреть только на фотографии, против солнца видно ничего не было.

Cabo Espichel
Вид на Cabo Espichel

следы динозавра Pedra da Mua у Cabo Espichel
Увеличенный фрагмент фотографии. Цепочки следов лучше всего видны внизу по центру, над деревьями.

Конечно, в таком выдающемся месте, еще и с таинственными следами на скалах, есть святилище. Называется оно святилище в честь Богородицы на Мысу (Santuario de Nossa Senhora do Cabo). А следы приписываются Деве Марии, которая выехала из океана на муле.
Там на скале есть красивая церковь (особенно красивая из-за ее расположения над океаном), перед ней большой двор, обрамленный постройками для паломников, когда-то приходивших сюда во множестве. А теперь никого, только пастух прошел со стадом овец…
Там вообще много на что есть посмотреть. К постройкам ведет полу-разрушенный водовод. Еще там есть более древнее, чем церковь, здание святилища у самого обрыва. Неподалеку находится действующий маяк. Подробнее можно почитать, например, тут. Но мы посмотрели, конечно, не все и не подробно. Эта тема постоянно будет встречаться у меня в отчете - посмотрели не все, посмотрели бегло... Уж очень здесь все насыщено историей! Поэтому, во-первых, информационно подготовиться к трем месяцам в Португалии и Испании физически невозможно. Во-вторых, осмотреть даже то, мимо чего непосредственно проезжаешь, тоже невозможно, так как тогда никуда не уедешь, а у нас все-таки велопоход. На одном этом мысу можно было насыщенно и с удовольствием гулять пол-дня! А в-третьих, в отчет всего не включить, я и так пишу очень подробно и выкладываю слишком много фотографий. А это место было бы достойно целого отдельного поста, как и многие десятки других, в которых мы побывали в этом походе.

святилище в честь Богородицы на Мысу (Santuario de Nossa Senhora do Cabo)
По бокам строения для паломников.

Вид на церковь сбоку. Массивные, приземистые строения очень подходят этому открытому всем ветрам месту!

Развалины водовода.

После мыса мы ехали через довольно населенную местность. Машин на дороге было много, но все аккуратно нас объезжали. Потом въехали в небольшие горки Sierra Arrabida, там было уже посвободнее. Но место для ночевки найти было трудно, сначала вдоль дороги тянулись заборы, потом — колючие кусты. Но нам повезло - нашли место на старой каменоломне за смотровой площадкой над океаном (Miradouro Mina de Brecha da Arrabida). Когда мы туда только пришли, место казалось пустынным, но потом повалил народ. Причем на смотровой площадке народ не задерживался, а все шел по тропинке через кусты на нашу полянку и усаживался. Но потом все разошлись, и мы остались в этом красивом месте одни, еще от ветра там было укрыто.
При установке палатки пришлось понервничать. Палатку Vaude мы купили незадолго перед походом и перед отъездом переночевали в ней только один раз, так как была зима, и мы предпочитали спать в другой, старой палатке. А в этот вечер мы обнаружили дефект дуги у новой палатки — внутренняя втулка оказалась не закреплена и ушла внутрь. Мы совсем не сразу догадались, что произошло и, конечно, очень переживали. Ведь впереди еще сотня ночевок, а дуга теперь требует ежедневного внимания. Кроме того, Саша сломал штатный колышек, всего лишь слегка ударив его камнем. Хорошо, что мы взяли с собой 4 обычных снаряговских колышка, их и использовали, так как почва на полянке была крепкая, а ветер ночью мог изменить направление.

Подъезжаем к Sierra Arrabida

на велосипеде вдоль океана в Португалии у Sierra Arrabida
Дорога идет высоко над морем, внизу лесистые горы, а вдалеке видна смотровая площадка, где мы ночевали.

ночевка в палатке над океаном в Sierra Arrabida
Это было одно из самых красивых мест для ночевки в этом походе!

Sierra Arrabida пейзаж
Вечер над Sierra Arrabida.

День 4. 27 января
55 км (из них 7 км на пароме), 499 м набора высоты, 3 часа в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: солнечно, в первую половину дня 7-9 градусов, днем 13-18, ветрено

Ночью было довольно холодно, +7, а еще ветер развернулся и начал продувать палатку. Зато луна и звезды были красивые! Прогреваться воздух начал только после полудня, но на солнце было довольно тепло.
Дорога вдоль Sierra Arrabida очень красивая — вьется вверх-вниз вдоль берега, вокруг сосновый лес, внизу райские бухты с песчаными пляжами. Не знаю, как тут в сезон, но в январе на дороге было почти пусто, а на пляжах совсем пусто, так что мы наслаждались красотой и уединенностью. Фотографии говорят сами за себя... А ведь кроме красоты там еще и запах был потрясающий - нагретой солнцем хвои и прочей южной растительности. Трудно было поверить, что у нас в Петербурге зима, морозы, все снегом завалило так, что с ребенком в лес и не сунешься. А здесь, в Португалии, был настоящий рай. Только вот крутить педали в таком раю было сложно - на каждом пляже хотелось отдохнуть :)

Sierra Arrabida пейзаж

на велосипеде вдоль океана по eurovelo-1 Португалия

океан в португалии

Доехали до города Сетубал (Setubal). Здесь в океан впадает река Саду (Sado) и образуется широкий разлив. Ехать на велосипеде в объезд долго, да и дороги там не располагают, но можно пересечь залив на пароме. А паром - это само по себе приключение! И ребенку, и родителям.

порт Setubal
В порту Сетубала.

с велосипедом на паром Setubal - Troia
Посадка на паром с велосипедом.

Setubal
Вид на Сетубал с парома

Паром высадил нас на полуострове Троя (Troia). Дорога по полуострову прямая, асфальт. Машины на ней были, но нормально нас объезжали. Жилья на основной части полуострова нет. С одной стороны от дороги тянутся красивые песчаные дюны с соснами, за которыми идеальный песчаный пляж, с другой — болотистый берег разлива Саду, тоже интересно, потому что там много больших птиц. Жаль, что нам рано было еще становиться на ночевку, палатку там можно было бы поставить где угодно, спрятавшись между дюнами… Но у нас же поход, надо не только отдыхать, но и ехать, а то вся логика посыпется. Мы даже не остановились ни разу на этой дороге — устав на пароме, Виталик уснул, так мы весь полуостров и проскочили одним махом.

на велосипеде по дороге через полуостров Троя Troia

дюны на полуострове Троя Troia
Песчаные дюны и океан.

болота на полуострове Троя Troia
Болота в разливе Саду.

Ближе к концу полуострова все утыкано такими вот маленькими причалами.

На выезде с полуострова деревня Comporta. После нее места остаются все такими же пустынными, стоят сплошные сосновые леса. Там красиво и очень хорошо дышится, но на ночевку не встать — все огорожено, висят таблички, что вход запрещен и даже указано, по какому закону нарушители будут наказаны.

Дорога за деревней Comporta

забор и частная собственность в португалии

В поисках магазина заехали в небольшой городок Carvalhal. Магазин был закрыт, так что зашли в ресторанчик неподалеку. Ресторанчиков в Португалии вообще очень много, по несколько штук даже в маленьком городке, и все работают. Поужинали вкусно, правда, получилось не очень-то дешево. Пока ели, магазин открылся. Пока купили себе чего-нибудь из еды, уже наступил вечер.
Мы проехали еще несколько километров, но вдоль дороги продолжали тянуться заборы. Поэтому как только попался участок без забора, свернули туда. Место было не особенно романтичное - заросшая вырубка. Но вообще вполне уютное. И пахло там приятно — вырубка-то была эвкалиптовая! Здесь вообще распространены посадки эвкалипта. Растет он, видимо, быстро, а после вырубки сам восстанавливается из пней.
Вот, опять за весь день — всего 3 ходовых часа. Обычно в походах я переживаю по этому поводу, но сейчас-то у нас времени много впереди! Так что можно никуда не торопиться. И Виталик очень доволен жизнью, на вопросы о настроении ответ неизменный - "У меня все хорошо! Я сказал, хорошо!".

ночевка в палатке с ребенком на вырубке в португалии
Виталик весь в карьерных работах.

You have no rights to post comments

Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:

Показать все записи по этому походу

Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Мысли в целом и наши чувства в большом семейном велопоходе

Подробный отчет по дням:

Часть 20. По береговому хребту Каталонии
Часть 21. От гор Montserrat к Жироне. Завершение похода

Фотоальбомы:
Просто покликать фото в полном размере.
Местоположение - жать на i.
Берега Атлантики
Андалусия
Мурсия и Ла Манча

Валенсия и Каталония

Другое:

Скачать наши треки.
Полный размер, но разведки и выбросы вырезала.
Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!