Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велогонка Ascend Armenia 2024 (Александр Столяров)

Отчет о многодневной велосипедной байкпакинг гонке с самообеспечением по Армении "Ascend Armenia 2024". Маршрут на 1120 км, половина грунтовых дорог, 20.5 тысяч метров набора высоты. Время прохождения 5 суток 9 часов.

Ascend Armenia



Ascend Armenia
Фото перед стартом.

Даты: 30 августа - 4 сентября 2024
Общий километраж: 1120 км (50% грунтовых дорог, 50% асфальт)
Набор высоты: 20500 метров
Время прохождения гонки: 5 суток 9 часов
Полный фактический трек можно скачать здесь.

Трек организаторов в с точками: ridewithgps.com/routes/44500710

Посмотреть запись трекеров: trackleaders.com/ascendarmenia24

период

км набор высоты сон
Сутки1 235км 5400м 40мин
Сутки2 210км 3200м 3часа
Сутки3 158км 4400м 3часа
Сутки4 197км 3700м 45мин
Сутки5 207км 3000м 25+10мин
Финишные 9 часов 113км 900м

Предыстория

Армения - отличная страна для велопоходов и гонок по горам (впрочем, для пеших походов еще лучше). Высокие, очень красивые горы, по которым есть довольно много неплохих грунтовых дорожек. При этом  гостеприимное население, практически полное отсутствие заборов, возможность перемещаться и “дико” ночевать где угодно.

Но Ascend Armenia - гонка с тяжёлой судьбой. Мы прикоснулись к ней почти на всём её протяжении. В Армении довольно давно живёт американец Tom Fitzgerald. Его сын Stephen Fitzgerald в Америке владеет компанией, которая производит велосипеды для байкпакинга. У Тома был Большой Чёрный Джип, поездив на котором, он вдохновился армянскими горами. И смог вдохновить своего сына, что это было бы классным местом для проведения велосипедной гонки с самообеспечением.



Это был мощный импульс. В 2021 году Стивен приезжал в гости к папе, покатался на велике по горам и тоже ими проникся. В 2022 году он даже привёз с собой одну из легенд мировых гонок - Jay Petervary, в компании с которым они обкатали будущий маршрут. И устроили велосипедный фестиваль с маленькой гоночкой на Севане, в котором мы участвовали с семьей. На этом фестивале даже разыграли в лотерею несколько призов, включая целый велосипед. Начали мощно, на широкую ногу.

В 2023 состоялась первая гонка Ascend Armenia. Мой отчет по ней можно прочитать здесь: "Велогонка Ascend Armenia 2023".

Но тогда же, в 2023, начались и первые сложности. Стивен - относительно опытный бизнесмен, но гонки раньше не организовывал. Тем более, не было опыта организации велогонок у его отца и поддерживающей его Татев Аветисян. Возможно, отсутствие громкого бренда организатора повлияло на то, что не так много человек соблазнилось на поездку на гонку в далекую для них страну. С другой стороны, 27 участников - не так уж и мало для начала. Но многие из них недооценили сложность мероприятия. Вкупе с дождём, который тогда сделал глину липкой, это привело к тому, что финишировало всего 8 человек. Это, конечно, не способствовало тому, чтобы в следующий раз приехало больше людей, услышавших о гонке от тех, кто на ней побывал.

Скажем даже более прямо: многие участники громко пищали и плакали от того, какой же невыносимо сложный, по их мнению, получился маршрут. В итоге, в 2024 году маршрут сильно упростили, убрав многие участки со сложными дорогами и особенно длительные автономные участки по большой высоте. Набор сократился с 25 тысяч метров до 20. А ещё перенесли гонку на начало сентября - сухой сезон в Армении.

Но мне в 2023 году всё же очень понравилось, несмотря на сложности. В 2024 году мы уже жили в Сербии, но семья скучала по горам Армении и была бы не против пообщаться снова с организаторами. Так что я запланировал поездку в Армению, хоть и не люблю повторяться.

В 2024 году гонка Ascend Armenia должна была состояться во второй раз. Однако, в этот раз Стивен дистанцировался от мероприятия (испугавшись, что недостаточный успех может бросить тень на его велосипедную фирму!), не занимался рекламой, а всю работу оставил пожилому и далекому от велосипедного мира отцу.
Так как Стивен в этот раз не приехал, а в Армении спутниковых трекеров нет, то к участникам было выдвинуто требование привезти свой спутниковый трекер без возможности аренды, которая обычно бывает на гонках. В последний момент требование смягчили и дали возможность периодического трекинга из приложения на телефоне. Но, безусловно, это всё оттолкнуло многих, кто мог бы поехать.
А еще за пару месяцев до старта Том попал в серьезное ДТП со своим джипом - единственным транспортом для разведки и проведения гонки.

В итоге гонка оказалась под вопросом, и я даже поучаствовал в другой (отчет: "Велогонка Montenegro Mountain Madness 2024"), чтобы не остаться без отдыха.

Том все-таки смог провести гонку, но из-за отсутствия рекламы и всей этой неизвестности участников получилось довольно мало - на полную дистанцию приехало 17 человек (и еще трое на сокращенную). Показательно, что из иностранцев были только несколько итальянцев и чехов - видимо, куда упали зерна "сарафанного радио".

Подготовка

Возможно, к этой гонке я был подготовлен гораздо лучше, чем к любой из предыдущих. Я знал Армению (прожил в ней до этого 1.5 года), ездил в прошлый раз во многом по тому же маршруту. А главное - с начала года удалось накатать 5800 километров и 100 тысяч метров набора высоты, включая гонку Montenegro Mountain Madness за 2 месяца до старта. Это не много по меркам серьезных гонщиков, но очень прилично для человека с работой и с семьей с маленьким ребенком. Я никогда не устраиваю целенаправленных тренировок, просто катаюсь, сколько получается в рамках доступного времени.

Мы приехали в Армению за 2 недели до гонки и поселились на берегу Севана. Отлично отдохнули с семьёй (точней, семья отдыхала, а я продолжал удалённо работать). Чистая, спокойная без волн вода для детей гораздо лучше, чем море! Заодно и акклиматизировался к высоте: Севан расположен на высоте почти 2000м над уровнем моря.

Как всегда, я не ставил целей с кем-либо гоняться, но собирался проехать побыстрей в меру своих возможностей. Ориентировался на то, что проеду как минимум на сутки быстрей, чем в предыдущем году: погода обещала быть лучше, да и маршрут существенно сократили.

Снаряжение

К этому лету велосипед у меня очень основательно износился. Под замену уже пора было практически всему, кроме рамы. После долгих размышлений, собрал себе новую трансмиссию 3х11 с гидравлическими тормозами из компонентов разных групп. В качестве вишенки на тортике - фрикционная манетка на руле для переднего переключателя. Так что диапазон передач и качество тормозов были более чем достаточны для мероприятия. Дополнительно снова купил амортизационную вилку, которой очень не хватало на предыдущей гонке в Черногории.

Единственное, что не успел поменять - это колёса (готовых подходящих в Сербии не было, заказывать из Германии требовало времени). И это меня очень беспокоило: задняя втулка издавала странные звуки на холостом ходу. Но незадолго до старта обнаружилась куда более серьезная проблем: в передней динамо-втулке не только перестал работать генератор тока, но и образовался довольно серьёзный люфт. Так что мне пришлось не только взять с собой все запасные аккумуляторы для обычной фары (вдобавок к весу нерабочей динамовтулки), но и гадать, доедет ли вообще моё колесо до финиша!

Размышлял, что брать в качестве системы для сна. Принял решение уже непосредственно перед стартом, воспользовавшись прогнозом погоды, который обещал отсутствие осадков. Поставил на себе “инновационный эксперимент”: вместо бивика или палатки взял большой мусорный пакет формата “для трупов”. Он плохо защищает от дождя, но занимает мало места, его не жалко, и можно класть на землю с жесткими камушками или травой, не боясь испортить дорогую вещь. А еще - в случае поломки в нем можно увезти на транспорте велосипед. Зато взял легкий пуховый спальник. Ночи могли быть хоть и сухими, но холодными.



В этот раз после финиша записал видео с разбором всего снаряжения: https://www.youtube.com/watch?v=KRc_eibd2EY



Сутки 1

В предстартовый день переместился с Севана в Ереван. Всего собралось 17 человек на полную дистанцию в 1111 километров, и трое - на сокращенную в 533 км.

По требованию полиции, старт в Ереване назначили на 7 утра, чтобы меньше ограничивать движение. Это не дает как следует выспаться перед стартом, зато позволяет проехать один из самых жарких участков по прохладе. К участникам гонки на начальном этапе присоединились и местные велосипедисты. Так что на старте получилась вполне ощутимая масса. Первые несколько километров, пока маршрут вёл по городу, ехали по перекрытым улицам с сопровождением полиции. Впрочем, армяне встают поздно, так что в это время улицы и так были пустые.





От выезда из Еревана - сразу довольно резкий, но не длинный грунтовый подъем к селу Гегард. 650 метров набора. Тут плотная группа участников уже ощутимо растянулась в зависимости от выдаваемой мощности.

Пересекался там с Сергеем Степановым и Дмитрием Холодиком, которые решили ехать вдвоём. При чем, на этом участке уже оказывалось, что то один, то другой выезжает вперед и ждет другого. Это замедляет. Сколько я видел результаты гонок с самообеспечением, всегда лучший результат проехавших вдвоём получается хуже, чем у победителя соло.

После подъема - спуск по шоссе в Гарни. Одно из самых туристических мест в Армении. Тут античным храм и ущелье, где река размыла столбчатые вулканические образования - Симфония Камней. Вообще, за вход в Симфонию надо покупать билет за 200 драм - символическая сумма, возможно меньше стоимости бумаги, на которой напечатан билет. Но все было открыто и никого не видно. То ли организаторы о чем-то договорились, то ли просто рано ещё. 9 утра - все спят. Что ж, удобно: обычно тут много туристов, а в этот раз безопасно спустился по камням на полной скорости, не рискуя кого-нибудь сшибить.

Несколько раз встретил машину организаторов. Пока участники не очень далеко растянулись по маршруту, Том очень активно фотографировал всех.


Фотография от организаторов.

После подъема на плато над Азатским водохранилищем чуть не влетел в растянутую поперёк дороги верёвку - заметил в последний момент. Вот и новые гидравлические тормоза пригодились! Странно, что больше никто о ней не говорил. То ли зрение у них лучше, то ли ехали чуть иначе - там хитросплетение маленьких дорожек одна рядом с другой.



После этого - главное отличие маршрута этого года: вместо грунтового перевала через Гегамский хребет на высоте 3250, в этот раз поехали через Араратскую долину и асфальтовый перевал на 2000. Не поехать на Гегамский хребет - большая потеря. Всё-таки это главный хребет Армении, и его преодоление давало ощущение некоего существенного промежуточного достижения.

С другой стороны, Араратская долина - тоже очень важная часть Армении. Это главный сельскохозяйственный регион страны. Он очень сильно отличается от всего остального на маршруте. А еще - тут растут самые вкусные в мире фрукты! Я не армянин, но я правда так считаю. Пока ехал по долине, меня раза 3 останавливали местные и дарили персики. Даже расстраивались, что мог взять немного. Хорошо ещё, что у меня большие кормушки. Персики очень сладкие и сочные. Просто идеально на жаре. И натуральных углеводов добавляют, и утоляют жажду.



Впрочем, жара давила очень сильно, так что я выпивал огромное количество воды - кажется, больше литра в час. К тому же, подъем на перевал начался в самое пекло - в час дня. Подъем очень плавный, но очень долгий. Из-за того, что я был не акклиматизирован к жаре (на Севане жили при +21 максимум, а тут +33 в тени и езда по солнцу), на меня это сильно давило. Несколько раз останавливался в редкой тени, чтобы прийти в себя и не “поплыть”.

После перевала - выход со второстепенного шоссе на очень неприятную трассу. Это основное шоссе в восточную часть Армении (Вайоц Дзор и Сюник), и дальше в Иран. Поэтому на ней встречаются в том числе перегруженные иранские фуры с не очень вежливыми водителями. К счастью, по этому шоссе надо было ехать в основном вниз, и где возможно - маршрут выходил на альтернативные грунтовки.

Грунтовочки в этот день были очень ровные. Никакой тряски. Один встреченный парень мне жаловался, что его трясет. Но он ехал на гревеле, с узкими покрышками и жесткой вилкой, а у меня не только правильные покрышки, но и амортизационная вилка.



Единственная неприятность - очень много пыли. Видимо, из-за большого количества дней без дождя верхний слой глиняной почвы растёрли в эту пыль. Она покрыла всю одежду, велосипед, а главное - трансмиссию. Цепь уже начала шелестеть, но я не видел возможности её смазать. Просто так мазать - абразив впитается вместе со смазкой. А если где-то помыть - то еще хуже, на мокрое снова налипнет.

Уже после заката выбрался на продолжительный асфальтовый участок и увидел автомойку. Решил позаботиться о трансмиссии. Помыл велик, собрался немного утеплиться и ехать дальше. Но тут из темноты выбежал какой-то безумный человек, который увидел, что остались неиспользованные деньги на счете автомойки. Это расточительство его, видимо, беспокоило. Так что он стал набрасываться на меня, размахивая шлангом. Пытался лить на велик, пихая форсунку с высоким давлением близко к велосипеду. Не хватало еще вымыть смазку из остатков подшипников! Еле удрал от него.

Я рассчитывал на ужин в фудкорте города Ехегнадзор. Но при разглядывании трека не заметил, что фудкорт расположен в километре от маршрута. На повороте к нему остановился - там магазин и шаверма. Но в шаверме заявили: “сегодня не работаем, приходите послезавтра”. Эх, придётся ехать всухую, неохота добавлять лишние 2 километра. Закупился в магазине, выхожу - тут подъезжают Сергей Степанов и Дмитрий Холодик. Зовут ехать ужинать в фудкорт. Ну ладно, прокачусь за компанию.

Фудкорт хорош тем, что есть готовая еда на витрине, не надо ждать. Закупились основательно - суп, салат, жаркое и напитки. Парни взяли аж по 3 стеклянные бутылочки облепихового напитка. Меня тоже к нему пристрастили.

У Дмитрия на колесах покрышки с камерами, собрал огромное колючек в долине, потратил все камеры и заплатки. Я слышал, что другие тоже от этого страдали. А у меня перед стартом был выбор - поехать на старых бескамерных колёсах, рискнув разваливающимися втулками, или одолжить колёса под камеры. Хорошо, что я выбрал первое, колючек даже не заметил.

После ужина - подъем в горы по грунтовым дорогам до 1900м высоты. А в прогнозе погоды обнаружился ливень. Это не очень сочеталось с моей спальной системой на основе пакетика для трупиков. Но не ночевать же из-за этого в унылой гостинице! Поехал вверх, предполагая поспать в беседке (коих в Армении очень много повсюду), когда накроет дождём. В целом, в последнее время я пришёл к тому, что эффективней каждую ночь хоть немного, но спать. Но это не обязательно, особенно в первую ночь.

Когда я поднялся больше, чем наполовину, начала приближаться гроза. Посмотрел на частые молнии, задумался, хорошая ли это идея - ехать на хребет. Остановился, изучил профиль рельефа на карте. Выходило, что маршрут нигде не выходит на собственно хребет - всегда рядом с дорогой есть вершины на сотни метров выше. Решил, что продолжать движение достаточно безопасно.

Впрочем, молнии за всю ночь близко ко мне и не подошли - сверкали и грохотали часто, интенсивно, но на удалении. А вот ливнями накрыло основательно 3 раза. Обнаружил, что куртка у меня под таким потоком протекает. Хорошая была когда-то, но ультралайту не свойственно быть долговечным. Температура опустилась, но особого холода не было, пока продолжал движение.

Беседки почему-то не попадались. На спуске присмотрелся к обрезкам водовода. В трубу можно было бы залезть и она укрывала бы от дождя. Но клаустрофобия оказалась сильней сна. В долине видел пару беседок, но они оказались заняты - похоже, чехами Martin Novak и Petr Jirousek. Судя по трекеру, где-то рядом в холмах ночевал и Валерий Соловьёв.



Выехал снова на участок трассы в Иран, остановился надеть светоотражающий жилет и включить задние габариты. Тут же откуда-то появилась патрульная машина с мигалками - подъехали спросить, всё ли у меня в порядке. Но кроме них на этом куске асфальта длиной 4 километра мне никто и не встретился. Хорошо ездить в 3 часа ночи!

От трассы в Джермук ведёт пустынная дорожка по каньону реки. Я думал, что уж тут-то беседка найдётся. Но нет. Впрочем, грозу к этому времени уже унесло, так что в верхней части каньона я расстелил на обочине свой пакет и просто лёг на него в той одежде, что был. Самый эффективный способ поспать - когда никак не надо обустраивать лагерь. Минут через 40 проснулся достаточно выспавшимся, слопал банку тунца и двинулся дальше.

В Джермук добрался на рассвете. Тут КП1. Первый этап пройден. В прошлый раз тут был довольно пафосный чекпоинт - встречали с индивидуальной табличкой, предлагали напитков и бесплатный душ. В этот раз было объявлено про бесплатный душ, но в качестве отметки на КП просили только фотографию. Так что я сфотографировал и двинул дальше.

К этому моменту впереди меня было только двое лидеров - Pavel Machacek и Giona Uccelli. Они довольно много времени провели в гостинице, пережидая грозу. Что логично - предстоял подъем на одинокую гору высотой 2800. Но к моменту моего приезда они были уже далеко впереди, а сзади меня догоняли другие участники, которые ехали быстрей, но больше спали.

Итого за сутки: 235км, 5400 набора. 40 минут сна (c 3:41 до 4:51 остановка на ночевку)

Сутки 2

Перед основным подъемом - довольно долгий участок с небольшим уклоном. Ночью я опасался, что от ливней глина раскиснет и начнет налипать на колёса, блокируя их. Но всю ночь проблем не было, начались они только здесь. Чернозем лип довольно активно, так что пришлось для перестраховки обходить его по траве. При этом, судя по следам, лидеры тут проехали, ещё не залипая. То ли они не дождались окончания ливней, то ли глина размякла через какое-то время после дождей. Ну да это был не очень длинный участок, и нести велосипед на себе всё-таки не пришлось.



Подъем до 2800 метров после Джермука - самый высокий и самый сложный из тех, что организаторы оставили с предыдущего года. Дорога не очень ровная, градиент средний. Можно было бы ехать в седле, но это получилось бы достаточно медленно и энергоёмко, так что идти пешком было оправданной альтернативой. Чем я с удовольствием и воспользовался.

А вот спуск с горы в Кармрашен не порадовал! Копали траншеи для трубопровода. Причем, прямо по треку, так что было даже не ясно, по какой стороне канавы ехать и где пересекать. К тому же, градиент местами очень уж резкий. Наверняка улетел бы там пару раз через руль, но мне жена не разрешает.



После Кармрашена небольшой подъем по грейдеру, а после него - перевал с шикарными видами на ущелье, а затем приятный затяжной спуск вдоль реки в село Шатин.



Но на этом отдых закончился. Дальше предстоял подъем на Селимский перевал - набирать с 1300 до 2400м. Хоть и по асфальту, но набор есть набор. К тому же, в этот день снова он выпал на самую жаркую часть дня: с половины второго. Поэтому закупился в Шатине напитками, залил воды побольше и двинул. И все равно на подъёме остановился в магазине докупить воды и мороженки.

На Селимском перевале есть известная достопримечательность - старый караван-сарай. В предыдущем году я даже подумывал в нём переночевать. В этот раз был там слишком рано, но, как потом узнал, это осуществили Сергей и Дмитрий.


Вид назад на подъем.

После Селимского перевала уже думал, что сейчас быстренько спущусь к Севану, но не тут-то было. Там довольно долго идёт не спуск, а скорей ровная дорога по верху с небольшими наборами и сбросами. А ещё - к тому моменту, как я туда выбрался, там был сильный встречный ветер. В итоге я еле двигался вперёд - 12 км/ч при максимальных усилиях. Возможно, не повезло - по опыту нашей жизни на Севане в предыдущие две недели, этот ветер обычно как раз появляется временно в вечерние часы, потом стихает.

После спуска надеялся поужинать в селе Мартуни. Но не повезло: время не позднее, суббота, а никакой общепит не работает. Закрыты все шавермы, кебабы и даже часть магазинов. Поехал дальше по треку и далеко не сразу нашел себе подходящую еду на ужин - банку кильки и лаваш.

Дальше маршрут ведёт по второстепенной асфальтовой дороге над Севаном параллельно берегу, виляя через деревеньки. А потом уходит на грейдера и полевые грунтовки. На одной из таких грунтовок один из лидеров до этого наткнулся на верёвку, натянутую поперёк дороги. Улетел через руль и ушиб колено. Об этом предупредили в чате гонки, так что я ехал осторожно. Но нигде ничего такого не встретилось. Как не встретили этого и другие участники. Странная история: первый проехал без проблем, второй наткнулся, остальные тоже ничего не видели. Возможно, временно натянули от скота. Но это же кто-то вбивал колышки, потом убирал их…

День получился тяжелый и, по ощущениям, медленный. Много времени ушло из-за жары и встречного ветра. Даже вдоль Севана, где надеялся на “телепорт” по ровному асфальту, все равно получилось медленно. Я был уверен, что в течение дня меня обгонят те несколько человек, которых объехал ночью. Но нет - весь день не видел никого, кроме машины организатора. Только уже поздно вечером в темноте встретил двух чехов. Но они где-то там же и заночевали - в гостинице в Варденисе.

К ночи остыло, и от ветра уже стал замерзать, надел на себя все тёплые вещи. Хотел остановиться пораньше (уже подустал), но места были не очень: или деревни, или голые продуваемые поля. Думал доехать до базы отдыха на КП2, но до нее оставалось еще несколько десятков километров, когда спать стало хотеться уже довольно сильно. Так что я просто отошёл в поле подальше от дороги (чтобы у патрульных не было желания интересоваться моим благополучием) и постелил пакеты прямо на торчащую солому, оставшуюся после уборки урожая. Даже не стал есть кильку перед сном - слишком уж “рубило”. Вообще-то это неправильно: перед сном надо есть, чтобы организму было, чем восстанавливаться.


Вот здесь я спал.



Проснулся через 2 часа, начал уже собираться, но потом подумал: вот я потратил время на то, чтобы отходить от дороги, раскладывать спальник, а ехать еще далеко - отосплюсь-ка я как следует. Так что проспал суммарно больше трех часов.

К КП2 у посёлка Шоржа приехал к 7 утра. Надеялся там разжиться каким-то завтраком. У меня есть ощущение, что при недостатке “настоящей еды” начинает и увеличиваться потребность в сне. Но всё закрыто, тишина, все спят.



Посмотрел трекер, кто где находится. Ночью, после падения на верёвке, Giona Uccelli втопил как следует и обогнал лидера Pavel Machacek. Но на этом он всё, сошёл на этом КП. Как потом говорил Том, был “никакой” - видимо, не рассчитал свои силы. Или дело в падении. Но после падения он всё же проехал почти сотню, и темпом быстрей всех... Еще в это время на КП досыпал Валерий, который объехал меня на ночёвке, и сзади приближались два чеха и итальянец Nicolo Bellamoli. Лидер при этом почему-то был не очень далеко впереди. Похоже, тоже подустал.

Итого за сутки: 210км, 3200 набора. 3 часа сна (c 23:25 до 3:05 остановка на ночевку)

Сутки 3

От Шоржи маршрут поднимается на хребет Арегуни. Это место примечательное: до Шоржи летом ходит электричка из Еревана, туда ездит много людей на пляж - здесь вода лучше, чем в более близкой к Еревану части озера. Тут же и проводили велосипедный фестиваль в 2022 году, еще до первой Ascend Armenia. И микро-гонка тогда была на тот же хребет. А учитывая, что я и сам тут ездил несколько раз, то подъем через деревню Драхтик ощущался почти как “домашний”.

По хребту идёт приятная полевая дорожка. В этот раз повезло с погодой и временем дня, так что в полной мере насладился видами сверху на Севан.





Перед спуском с хребта, в тени трактора встретилась пара собак. Привязались ко мне. Я периодически останавливался, пытаясь их отогнать - безуспешно.

С этой стороны хребет довольно крутой. Вниз в Калаван ведёт несколько дорог. Но все, по которым я когда-либо спускался, были очень крутые и “техничные”. В этот раз Том выбрал очередной новый вариант. Дорога оказалась еще и заросшей высокой травой с крепкими стеблями, больше похожими по жесткости на кусты ивы. Хотя и было очень жарко, пришлось одеться, чтобы стебли не раздирали кожу. Посреди спуска встретилась машина Тома. Он утверждал, что проехал тут до этого уже 2 раза, чтобы примять траву. Но это довольно-таки бесполезно: джип едет по колее, а стебли свисают в основном с высоких обочин.



Поскольку я был в Калаване до этого не один раз, то знал, где там есть источники воды, и рассчитывал на них. Но внезапно оказалось, что оба крана не работают! Это оказалось не очень приятной новостью, поскольку жара, а у меня оставалось буквально несколько глотков и впереди предстоял очередной затяжной подъем. К счастью, в начале подъема нашелся магазин, где удалось закупиться минералкой.

Подумал, не надо ли купить побольше еды и воды. С собой была легенда, составленная Сергеем Степановым, где указаны известные ему магазины и источники питания. Сам я подготовиться не успевал, спасибо Сергею, что поделился со всеми. Из легенды следовало, что в верхней части подъема, у деревни Ттужур, есть один потенциальный магазин, и еще один точно имеется. Но, когда подъехал к этому месту, оказалось, что к магазину надо ехать 1.5 км в сторону от трека со сбросом высоты. Я этого не стал делать.


В прошлом году проложили свежий асфальт, но упавший со склона камень уже выбил кусок из него... И таких было несколько.

Следующий магазин был гораздо позже, в селе Итсакар. И он оказался закрыт. Это была совсем уж неприятная ситуация. Я не только 2 раза не смог поесть “настоящей еды” в кафе, но вот теперь заканчивалась уже и “сухомятка”. А дело к вечеру, впереди опять затяжной подъем, после которого я приеду в крупный город - Иджеван - уже глубоко ночью. А за ним - длинный автономный участок. Надвигающийся голод мотивировал меня поднять на уши местных жителей. В результате они послали какого-то мальчишку, который привёл хозяйку магазина. Потратил много времени, по припасы пополнил.

Сентябрьская погода в горах оказалась довольно контрастной. Еще до захода солнца, температура начала быстро падать. После магазина надо было сначала сбросить 400 метров, а потом сразу подъем с 1000 до 1800м. Я думал, что на подъеме все равно согреюсь, поэтому не стал утепляться. Но не тут-то было: сбросив примерно треть, задубел так, что дрожащими руками надел на себя пару тёплых слоёв.



На подъёме произошла главная неприятность этой гонки. Сначала порвалась спица на заднем колесе. Не при каком-то ударе, а когда я просто плавно ускорялся вверх. Пока я возился, пытаясь уменьшить восьмерку и слегка сбалансировать нагрузку на остальные спицы, меня обогнали четверо участников. Попробовал ехать, и меньше через час точно так же порвалась ещё одна спица. Но - на переднем колесе! Вот как такое может быть: 26 тысяч километров со спицами ничего не происходило, когда ездил под тяжелым грузом (ребенок в велокресле плюс сумки), и тут вдруг вылетают почти одновременно две на разных колёсах? Могу только предположить, что их как-то повредило при перевозке. Но всё равно вероятность вылететь через 2 недели после перевозки с таким маленьким разрывом во времени - очень уж невероятное совпадение. Другая версия - мистическая: в предыдущем году рядом с Иджеваном я лишился заднего переключателя, вот и в этом году не обошлось без его влияния.



Раньше я всегда возил в подседеле набор из запасных рубашек переключателей и спицы. Но так давно ничего с ними не происходило, что угораздило же меня при обслуживании велосипеда не положить запаску обратно! При чём, уже когда мы были в Армении, пришли новости с гонки Шёлковый Путь, где у парней тоже вылетели спицы, и один даже сошёл из-за этого, чтобы не рисковать. Но мой ремнабор был тогда уже недоступен, так что эта новость меня не спасла.

В итоге, на середине маршрута я стал уже беспокоиться не столько за свои разваливающиеся втулки, сколько за то, что могут вылететь еще спицы. Успокаивал себя тем, что когда-то очень давно я успешно доехал 200 км похода с тяжелым грузом после вылетания аж пяти спиц. Решил пока ехать потихонечку, аккуратно, и мониторить ситуацию.

Уже после перевала, на спуске в Иджеван, начало сильно рубить в сон. Остановился и проспал часа 3. Снова сильно дольше, чем обычно на гонках. Подозреваю, что из-за недостатка нормальной еды было ощущение, что плохо восстанавливаюсь.


На спуске в Иджеван.

Впрочем, другие спали еще больше: утром я оказался впереди чехов и Валерия. Но на существенном расстоянии передо мной (как потом выяснилось) - Nicola Bellamoli. У него, как оказалось, была своеобразная “стратегия” - выключать трекер с вечера и до утра, часов по 12+ без единого обновления. Я его потом стал называть Белая Моль - порхает где-то подолгу, никто его не видит. Сколько спал, где вообще ехал - никто не знает. Потом утром даже организаторы с ним разминулись и были удивлены, как он впереди оказался. Нет, я не думаю, что он где-то срезал. Хотя и в Страве у него тоже трека нет, я всё же не вижу каких-то аномалий в скорости его движения. Но с трекером как-то не очень красиво поступил: кроме него, никто так больше не делал. Он-то мог пользоваться информацией о том, кто как едет и, главное, когда спит. А другие о нём - нет. Можно было бы предположить, что он так батарейку экономил, но нет: днём он много часов держал прибор включенным, выключал именно ночью, когда эта информация более ценна. Если бы хотел экономить, то включал бы раз в час обновить положение.

Иджеван проехал уже в 4 утра. Убедился, что не зря в прошлый день так настойчиво добивался еды в магазине. Всё закрыто, ничего круглосуточного не обнаружил. Точней, была открыта пекарня, но там продавали только хлеб.


Рассвет над Иджеваном.

Из города маршрут набирает высоту - с 650 до 1900 метров. Большая часть - плавное унылое вкручивание по ровному грейдеру. Но под конец градиент резко увеличивается и есть памятное для меня место - участок липучей глины, где в прошлый раз я лишился переключателя. В этом году дожди меня обошли (кроме первой ночи). Так что комфортно вскарабкался по окаменевшей почве.


Вот такой становится дорога, когда глина сухая.

Примерно к 7 утра поднялся на плато - ровно трое суток в пути.

Итого за сутки: 158км, 4400 набора. около 3 часа сна (c 23:40 - 3:30 остановка на ночевку)

Сутки 4

Перегон Иджеван-Туманян по плато - один из самых приятных участков. Полевые дорожки виляют вверх-вниз по мелкому рельефу на высотах 1900-2000м. Есть техничные участки, но без крупных камней.





Начало спуска с плато, к селу Атан, представляет собой колею в траве под очень резким градиентом. На грани моих возможностей спускаться в седле. Перед спуском заметил, что сзади приближаются чехи. Но почему-то на спуске они отстали. Я этому удивился: всегда считал, что спуски я еду очень осторожно  и медленней других. Уж тем более на разваливающихся колёсах. Но, видать, чехи даже более осторожные - как потом удостоверился ещё раз, они ехали чуть быстрей в подъем, но существенно медленней вниз. Так и пересекались с ними в этот день несколько раз, немного пообщались.

К обеду добрался в село Дсех. Первые магазины после автономного перегона. У меня еще оставалась еда - в прошлом магазине на фоне голодухи закупил с большим запасом. Но не смог себе отказать в мороженом. Тут же была и гостиница с рестораном. Но в прошлый раз в нём очень долго несли “готовый” не особо вкусный суп. А я знал, что в часе езды впереди есть популярное место на шоссе, где можно быстро получить очень вкусный кебаб. Так что, несмотря на то, что уже третьи сутки без нормальной еды, решил еще немного потерпеть.



Еще небольшая прогулка по полю, пара спусков и подъемов - и вот я, наконец, у долгожданного кебаба. Он закрыт! Да что ж это за карма такая! Это очень популярный круглосуточный ларёк на шоссе в Грузию. Его все вокруг знают. Он не может не работать. Но не работает. А через пару километров маршрут снова покидает шоссе, следующее кафе опять не скоро.

Но всё-таки драмы не случилось. Через километр нашёлся шашлычный ресторанчик, который был открыт. И даже относительно быстро приготовили. И даже шашлык оказался вкусным и довольно мягким. Поел и взял с собой на ужин. Жизнь налаживается! Правда, пока я трапезничал, мимо проехали чехи и удалились существенно вперёд. Ну и ладно, я же не собирался ни с кем гоняться.

Налаживанию жизни способствовал и следующий участок маршрута. Петли по ущелью Дебеда на карте выглядят неказисто, но в реальности там очень красиво даже на фоне остальной Армении, где нет дефицита на горные красоты. Вот тут парочка фото “на ходу”. Но вообще-то чтобы действительно оценить, надо ехать по этому вот полю над обрывом и вертеть головой (с отвисшей от удивления челюстью). При этом там ещё и дорожки очень приятные для езды.





Правда, под конец этой петли по ущельям, с треком произошло что-то странное. Он пошёл по краю обрыва прямо через заросшее поле. Дело не в том, что его распахали, там просто заросли. По-идее, Том такое не должен был включать в трек. Тем более, что в сторону отворачивали хорошие колеи и выводили на маленькую дорогу, куда чуть позже выводил и наш маршрут. Не улавливалось никакого логики в том, чтобы продираться этот километр просто через сухую траву и колючки. Было уже темно, так что я подумал, что, может, не вижу какую-то колею. Включил фонари посильней, походил немного вправо - влево. Нет ничего. Пришлось двинуться по азимуту, чтобы не отходить далеко от трека.



Прогулка по полю - удобный момент, чтобы записать события дня на диктофон. Я это делал 2 раза в день: утром, после момента, когда прошли очередные сутки, и вечером, после того, как прошла еще половина. Чтобы записать, активировал приложение диктофона в телефоне и совал его в кормушку. Делать это лучше или на пешем участке, или на плавном подъеме. Иначе много постороннего шума или отвлекаюсь, чтобы сконцентрироваться на проезде каких-то техничных “препятствий”. Записи потом отправлял Кате вместе с фоточками. Она их при возможности расшифровывала и делала посты в соцсеточках.

И вот, отправил сообщение. Вскоре за полем уже вижу колеи, собираюсь садиться ехать дальше. Сообщение от Кати: “я очень мечтаю, чтобы ты доехал”. Понятно, речь про мои колёса, каждое из которых может развалиться в любой момент - или из-за спиц, или втулки. На это можно было бы ответить, что я еду аккуратно, а дальше уж как повезёт. Но у сообщения есть и вторая часть: “а ещё, может, ты обгонишь Валерия, а то вы что-то рядом едете”.

Ого! Это было очень неожиданно! Катя не просто никогда ничего подобного мне не писала, но и вообще довольно презрительно относится к гонщикам, которые едут ради того, чтобы кого-то обогнать. Я ехал своим темпом, и на положение других поглядывал только изредка - сориентироваться, кого могу вскоре встретить. Вопросом “кого можно обогнать”, вообще не задавался. До этого момента.
(Комментарий от Кати: ребенок у меня практически не спал эти дни, и я смотрела на трекер круглосуточно, а зная хорошо Сашу, почувствовала, что в этот момент он может поехать немного быстрее. И решила так написать. И не ошиблась! Ведь Саше самому приятнее выложиться по полной программе, если есть такая возможность)

И вот открываю карту, вижу Валерия вообще близко. Оглядываюсь назад и вижу свет его фонаря. Сильно приблизился по сравнению с тем, когда смотрел в прошлый раз (давно). Т.е. он едет заметно быстрей. Но больше спит. Но осталось не так далеко. Он может и сократить сон - больше меня спал, значит, и больше есть из чего сокращать. Гоняется ли он вообще со мной? Не знаком с ним лично, но по армянскому велочату сложилось впечатление, что гоняться он любит.

А что у меня? Сон сократить могу - в прошлые разы спал по 3+ часа. Хотя тогда в этом была необходимость. А что сейчас? Попытался оценить состояние организма. Понял, что бодрячком. Шашлык усвоился и явно придал энергии! А у меня еще и запас с собой. И спать хочется меньше - вероятно, можно спать обычные 1.5-2 часа или меньше (но это не точно). И можно добавить к скорости очень существенно. Надолго ли этого хватит? По опыту - минимум на 4 часа, а может и сильно дольше. Ну да главное не дать догнать себя до сна. Если я начну удаляться, это будет оказывать психологическое воздействие.

Что ж, перехожу в режим гонки. Раз жена хочет… Лишь бы колёса выдержали!

Мне категорически не нравятся короткие скоростные заезды. Но вот когда после нескольких дней пути наконец перестаешь следить за тем, чтобы не переутомиться и начинаешь ехать в полную силу - это кайф. Повышенный пульс и скорость сами по себе дают выброс эндорфинов. А еще эта “укатанность” снижает болевые ощущения и увеличивают восприятие скорости (20 км/ч по грунтовке могут ощущаться как 25).

Периодически оглядываясь назад, вижу, что свет фонарика сначала удаляется, потом исчезает. Смотрю на trackleaders. Если уж я теперь гоняюсь, то… кто там ещё рядом? Уверенно догоняю чехов, хотя в подъем они обычно быстрей ехали. Хорошо пошло! Еще должна быть Белая Моль - был довольно далеко впереди, но потом как обычно исчез с радаров. Попробуем и его обогнать. Лидер далеко - даже если удастся держать такой темп до финиша, всё равно крайне маловероятно догнать. А все остальные отстают на сутки и больше.

В одиннадцатом часу пролетел ночной Степанаван. Прикинул, что еды должно хватить до следующего города, так что даже не притормаживал. После выезда из городка достал на ходу телефон и убедился, что чехи легли здесь баиньки. А Валерий остановился еще раньше. Удивился. Потом он написал, что приболел в этот вечер.

Подумал, как поступить со сном. Кроме этой ночи, будет ещё одна и сколько-то часов езды после неё. Спать совсем не хотелось, хотелось вкручивать. Решил, что можно обойтись одним сном, если сделать его днём на солнышке. Заодно сэкономить на раскладывании пакетов и спальника.


Что-то из ночных приключений.



По опыту предыдущего года, вскоре после Степанавана ожидал долгую каменистую дорогу на перевал. Каменистая дорогам была, но маршрут изменился, и сначала был участок, где грейдер чередовался с асфальтом. Лучше бы асфальта там не было, потому, что он появлялся в темноте неожиданно, и переход с грунта на асфальт был с острым краем. Когда в такое влетаешь на спуске в темноте, можно и обод там оставить! К счастью, обошлось.

Плато к северу от Гюмри - по моим личным представлениям является полюсом холода Армении. Я там был несколько раз, и каждый раз промерзал очень сильно. Так и в этот раз - при приближении перевала на высоте 2300, даже будучи разогретым подъемом, “дал дуба” настолько, что надел на себя всю одежду, включая тёплые штаны, про которые уже думал “зачем я их вообще брал”. Пожалел, что не взял тёплых перчаток, но обошёлся надетыми на руки термоносками.

К 6 утра спустился с перевала и выехал к уютной беседке, укрытой от ветра тремя стенами. Она спасла меня на гонке в предыдущем году. Несмотря на мой план спать днём на солнышке, я не смог удержаться и улёгся в ней. Всё равно до этого уже 2 раза останавливался поспать по 9 минут, чтобы сбить сон. Но 45 минут в беседке хватило, чтобы ехать уже до вечера без сонливости.



Итого за сутки: 197км, 3700 набора. 45 минут сна (c 06:05 - 7:10 остановка на ночевку)


Сутки 5

Проснулся - как раз начинаются пятые сутки гонки. Собирая вещи, одновременно закладывал в себя имеющуюся сухую еду и посматривал на карту. Чехи сократили сон и уже существенно продвинулись от Степанавана, но от меня довольно далеко сзади - им еще лезть в перевал. Валерий только проезжает Степанаван - мне можно на него больше не смотреть. Итальянец… Да где же он! Как вообще понять - он впереди или сзади? Вот как раз с этого момента я и стал для себя так называть господина Nicola Bellamoli Белой Молью! Ну как так можно - по 12+ часов не включать трекер?!

Впереди ждали ровные приятные грунтовые дорожки до озера Арпи. В этот раз приятные - в прошлый тут приходилось старательно объезжать липкий чернозем по траве.



Только в одном месте маршрут проходит через широченное пространство у водопоя скотины, растоптанное, размокшее и щедро удобренное продуктами коровьей жизнедеятельности. Количество скота подчеркивалось количеством башен из кизяка, который заготовили на зиму. Стоя среди этих “продуктов” глянул на карту и увидел, что Моль выпорхнула - наконец-то включил трекер. Позади меня, но отстает не сильно. Сколько он спал - не понятно, его состояние не оценить. Но хоть какая-то информация.



От озера - ровненькие грунтовки и потом шикарная дорожка по ущелью реки Ахурян. А там уже и Гюмри.



В Гюмри поднимался в номинальные +29 градусов. Но в полный штиль среди асфальта это ощущалось “как  на сковородке”. Хорошо, что за предыдущие дни я успел акклиматизироваться. Потом прочитал, что в этот день у организатора от перегрева на этой жаре сгорел двигатель. Как потом выяснилось, ремонт ему стоил очень дорого, занял несколько месяцев, и в итоге свой джип он решил продать.

Заехал сфотографировать велосипед у “КП” в булочной. После этого целенаправленно поехал в кафе, где годом раньше получил быстрый и безумно вкусный шашлычок. Ведь как я недавно в очередной раз убедился: хорошая еда хотя бы раз в сутки важна для хорошей езды, да и уменьшает потребность в сне. Припарковал велик у входа, направился внутрь, истекая слюной… И не узнаю места, хотя это точно было здесь. Но теперь это какой-то чёртов смузи бар! Где моё мясо?!



Немного покрутившись по городу, нашел какую-то шаверму. Шаверма - это должно быть быстро, не так ли? Не тут-то было. 25 минут. А с учетом всех поисков и посещения магазина, в центре Гюмри проторчал час. Шаверму погрузил в кормушку и поехал. Есть ее не так удобно, как шашлык - надо останавливаться и есть риск испачкаться. Да и вкус совсем не тот. Но уж что есть, то есть.

На подъеме после Гюмри случилось помутнение рассудка: зная, что скоро за перегибом пропадёт связь, я полез в чат гонки и ответил на несколько сообщений. Может, это и не помутнение было, а мне надо было на эти 10-15 минут переключить мозг. Так или иначе, но, заглянув после этого на карту, увидел, что Белая Моль приблизился к подъему и выключил трекер - в этот день даже раньше обычного. А чехи проехали Гюмри, почти не остановившись. Разрыв по времени сократился до часа с небольшим. И это последняя ночь. Будут ли они спать - не известно. Надо снова поднажать!


Вид назад на подъеме.

На высокогорье после Гюмри на треке гонки есть точка VERY NICE SHEPHERD FAMILY. Там летом живёт пастух, с которым у организатора, Тома, какие-то особо полюбовные отношения. Но на меня он в предыдущем году направлял ружье “по приколу”, якобы я похож на волка. В этот раз в чате писали, что он поил водкой лидера гонки. В мои планы не входило пьянствовать, так что я приготовился говорить, что сыт и спешу, а вот сзади едет голодный итальянец, который не останавливался покушать в Гюмри. А еще к этому моменту наступили густые сумерки, так что понадеялся пробраться незамеченным. Старался издавать поменьше звуков и даже спускаясь на тормозах крутил педали чтобы задняя втулка не трещала. То ли моя стелс-тактика сработала, то ли прекрасный пастух был пока удовлетворён тем, что напоил Павла, но мне удалось проскочить, избежав гостеприимства.

После высокогорья с тем пастухом, маршрут поднимается еще выше, через перевал 2300. На треке было обозначено, что тут “сезонные дороги”, т.е. их положение меняется, надо искать на местности. Но в реальности никаких дорог обнаружить не удалось. Да, дело было уже в глубокой темноте, но я светил фонарями на полную мощность и ничего видно не было. Местами заросли, местами выкошено, местами еще и перекопано.. Пришлось идти пешком километра 3. Впрочем, это было вверх, так что мало на что повлияло.

Как ни странно, но в эту ночь особо холодно не было, хотя поднялся сильный ветер, который дул с разных сторон, закручиваясь вокруг вулкана Арагац (самая высокая гора на современной территории Армении). Даже на высоте 2300 было заметно теплей, чем в предыдущую ночь на такой же высоте на перевале перед Гюмри.

Вниз с перевала вело тоже что-то странное. В свете фонаря выглядело как полоса шириной 50+ метров, раскатанная до грунта. При этом неровная, и где-то более рыхлая, где-то менее, на вид в светодиодном свете было не отличить. Рыская влево-вправо, выбрал какую-то более плотную часть, по ней и спустился.
А вот дальше пошли уже действительно “сезонные” дороги по скошенным полям. С небольшим уклоном вниз, но сильно против ветра.



Хотя к этой ночи у меня уже накопился недосып, и хорошо было бы вздремнуть часа полтора. Но у меня уже сформировалось некое негативное отношение к итальянцу. Тем более, что он в этот раз выключил трекер заранее. Так что я решил ехать без сна, насколько получается, чтобы не пустить Белую Моль вперед себя. К тому же, я-то держал трекер включенным. Предположил, что, если Моль увидит, что я не останавливаюсь, а он меня не догоняет, то бросит бессмысленное преследование и ляжет спать. А когда он утром всё-таки включит трекер, я увижу его позицию и пойму, сколько можно взремнуть без риска обгона. Если он со мной вот так гоняется, то что ж.

Но с сильной сонливостью я всё же не езжу, так что нашёл на этих скошенных полях кучу соломы и завалился туда, чтобы минимально вздремнуть сбить сон. Шикарнейшая соломенная постель получилась! Жаль не мог себе позволить валяться больше 10 минут.

В эту ночь случилась какая-то странная история с батареями. Поскольку динамо-втулка у меня давно перестала вырабатывать ток, я брал с собой обычную фару на сменных аккумуляторах формата 18650, и мешок этих самых аккумуляторов. И вот почти половина из них почему-то стали отказываться работать. Я долго выбирал из мешочка с заряженными те, которые таки будут отдавать энергию. Задача осложнялась тем, что основная фара у меня на двух элементах. К счастью, была и запасная, менее мощная на одном 18650. Так что можно было пробовать по одному последовательно. Что еще добавляет странности: дома все батареи зарядились и работают нормально. И я бы даже стал подозревать себя, что на фоне недосыпа мог перепутать полюса (у Fenix BC30 надо обращать внимание на то, где минус, а где плюс). Но в обычной “однопальцевой” фаре-то не перепутаешь! Короче, очередная чертовщина. Они случаются ночью.

После спуска с предгорий Арагаца - небольшой пробег по асфальту до городка Апаран. Тут есть круглосуточный фудкорт. Несколько раз слышал о нём восторженные отзывы, но мне там почему-то каждый раз не везло. Тем не менее, во втором часу ночи другой еды не будет, а ехать еще довольно далеко. К тому же, в фудкорте ни одного посетителя и лежит готовая еда. Что может пойти не так? Сколько может понадобиться времени, чтобы 5 человек продали пару кусочков готовой пиццы? Оказалось, 15 минут! Бегали туда-сюда между кассами и прилавками, что-то искали в терминале на экране. Вот тебе и гонка!
Пока ждал пиццу, увидел на карте, что чехи остановились ночевать в деревне Беркарат - достаточно далеко позади среди полей под Арагацем. Уж не знаю, где они там нашли ночлег в ночи в мелкой деревушке вдали от крупных дорог. Но для меня это означало, что теперь под вопросом только мое положение относительно итальянца. К этому времени он уже много часов был с выключенным трекером. Спит ли он? Не проехал ли мимо, пока я был на фудкорте?

После Апарана еще пара десятков километров асфальта - и маршрут пересекает плотину, за которой начинается последний “дикий” участок и последний перевал (2530м). Перед плотиной, уже около 4 часов утра, меня снова начало “рубить”, уже особенно сильно. Я решил, что надо таки дать себе поспать подольше. Поставил будильник на +40 минут, но через 24 минуты таки проснулся сам. Хорошо, что проснулся: время-то я выставил, а кнопку старт для таймера не нажал! Посмотрел карту - Моль ещё прячется. Надо пробовать ехать.

Пятые сутки гонки закончились для меня в начале последнего крупного подъема.


Вид вниз на подъеме.



Итого за сутки: 207км, 3000 набора. 25+10 минут сна


Финишный участок

На перевал заехал в бодром расположении духа. Знал, что после него остается всего 100 км, и в основном по асфальту преимущественно вниз в Ереван. Ближе к верху обратил внимание, что на дороге часть гравия - это обсидиан. Сын его любит. Выбрал для Виталика несколько камешков покрасивее. Поехал дальше в предвкушении, что скоро уже увижу семью.



Возле самого перевала - несколько пастушьих лагерей с собаками. На треке Том их отметил страшными предупреждающими надписями. Собак действительно много, и они крупные. Но - воспитанные, “при исполнении”. Подбежали с лаем, но я поднимался к ним на позитиве, посвистел немного - и они начали вилять хвостами, проводили меня немного.



Грунтовый спуск с перевала - и выход на финишное шоссе. Плавный спуск по ровной дороге вернул сонливость. Посмотрел карту - Белая Моль наконец-то включил трекер. Давно пора было - его уже организаторы искать собирались. Как я и надеялся, он позади. Далеко позади - почти в 4 часах. Я подумал о том, чтобы теперь-то таки поспать подольше, но обошелся 12 минутами.

Однако, со сном я всё-таки просчитался. Последние километров 50 ехал совсем уж медленно, учитывая, что это дорога вниз, и несколько раз останавливался сбить временно сонливость короткими мгновенным “заснул-проснулся”. Так что догоняющие существенно сократили отставание. Не могу эту ошибку со сном записать полностью на свой счёт. Если бы все честно включали трекеры регулярно, я бы поспал подольше в середине ночи, когда больше всего хотелось.


В этом селе мы когда-то прожили несколько месяцев.



Финиш гонки хоть и находился в Ереване, но трек провели по мелким спокойным улицам. Хотя под конец и случился инцидент: на дороге вдоль реки водитель встречной машины внезапно решил объехать яму на своей стороне и поехал прямо в меня, будто там пустое место. Я еле успел оттормозиться и притиснуться к бордюру.

Финишная точка находилась в самом центре города, у 5-звездочной гостиницы Мариотт. В уличном кафе при гостинице встречали организаторы - Том и Татев. Посидел часик, пообщался. Том хотел угостить меня ужином. Но вскоре появился главный менеджер отеля (экспат, конечно). Оказалось, что он интересуется всякими ультра-эндуранс мероприятиями, и знал про гонку. Так что заявил, что еда и напитки за счет заведения. Разговорились (в основном, с Томом) про перспективы развития подобного спорта в Армении.

Ну а я спешил к семье, но увидел, что скоро приедут Артур и Ирина Насыровы, которые ехали сокращенный вариант маршрута. Дождался их поприветствовать. Поздравил с успешным финишем - и погрузился в такси в деревню, где мы расположились на оставшееся время в Армении. Ехать до него почти 2 часа, половину которых я благополучно проспал.

Ascend Armenia
Фото на финише.

Итог


Общее время на гонке: 5 суток 9 часов (1120 км, 20.5 тыс метров набора)

Приехал вторым. Лидер Pavel Machacek - всего на 5 часов раньше. Но он мог бы проехать и быстрей - последние ночи много спал. Возможно, понимая, что его все равно никто не догонит. Мой результат звучит красиво, но надо понимать, что на гонке не было никого из мировых знаменитостей.

Белая Моль приехал третьим, на 2 часа позже меня. Еще через час доехали двое чехов - Martin Novak и Petr Jirousek. Еще через 6 часов - Валерий Соловьёв.

Остальным, которые оставались на маршруте в следующие дни, не повезло. Хорошая погода закончилась, некоторых накрыло грозами. Глина и чернозем размокли, и во многих местах начали налипать и блокировать колеса. Несколько человек сошли, в том числе из-за поломок. Но больше 10 из 17 таки доехали полный маршрут.

Мой велосипед чудом доехал. Спицы две вылетели одна за другой в середине пути, но больше ничего не ломалось. Люфт в передней втулке значительно усилился, она начала греметь, но не развалилась.

По сравнению с Черногорией, где я ехал предыдущую гонку в этом же году, в Армении дороги значительно менее каменистые. Но передняя амортизационная вилка таки была очень кстати. Камней всё же хватало. Да и на обычных неровностях периодически раскачивало так, что приходилось гасить телом резонанс. Думаю, даже двухподвес бы тут не помешал.

Моя задача-минимум была проехать на сутки быстрей, чем в предыдущем году. Получилось быстрей на двое суток. В основном, конечно, за счет более короткого (на 80 км и 5 тыс метров набора) маршрута, во многом - за счет хорошей погоды, в некоторой степени - за счет гидравлических тормозов (позволяли держать выше скорость на спуске), немного - за счет лучшей подготовки перед стартом, и еще чуть-чуть - за счет сообщения от жены, которое мотивировало меня добавить скорости в последние 2 дня.

К сожалению, в 2025 году гонка по Армении проводиться уже не будет. В одиночку пожилой Том не может с этим справиться. Но для желающих покататься по горам Армении остаются треки гонки за 2023 и 2024 год. Дороги там часто непростые, могут меняться со временем, в случае дождя - липкая глина, большие наборы высоты. Но таковы особенности местности в Армении, это не является недостатками маршрута. Я много катался по Армении и могу сказать, что маршрут проложен довольно неплохо. Но перед поездкой надо смотреть норму осадков. Лучше всего ехать в начале осени.

Пожалуйста, не воруйте! При использовании наших материалов - давайте активную ссылку на наш сайт!
Если вам пригодилось или понравилось - мне будет приятно об этом узнать!
Вопросы по маршрутам - спрашивайте!
Связаться с нами: почта hotaru111@yandex.ru, вКонтакте, Телеграм