Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велогонка Ascend Armenia 2023 (Александр Столяров)

Отчет о многодневной велосипедной байкпакинг гонке с самообеспечением по Армении - Ascend Armenia. В 2023 году она проводилась первый раз. Маршрут на 1200 километров и 25 тысяч метров набора высоты, преимущественно по грунтовым дорогам в горах. Маршрут поднимался на все основные горные хребты западной части Армении. Путь дополнительно осложнили дождливая погода в это лето и липкая глина. 530 километров на самодельном синг-спиде после поломки заднего переключателя. Время прохождения: 7.5 суток.







Общий километраж: 1200 км, преимущественно горные грунтовые дороги
(из них 530 км на самодельном сингл-спиде)
Набор высоты: 25 тысяч метров
заявлено (по треку получилось 27 тысяч).
Дата: 24 июня - 7 июля 2023
Личное время прохождения: 7.5 суток (для сравнения, у лидера Adrien Liechti: 5.5 суток).
Полный фактический трек можно скачать тут.
Ссылка на сайт гонки: https://www.ascendarmenia.com
Внимание: трек гонки меняется, так что вся информация именно для варианта 2023 года.

Ходовые дни
Дни км набор высоты ходовое время
День1 126км 3960м 9:30-0:40
День2 163км 4460м 2:30-24:30
День3 206км 3170м 4:05-0:40
День4 143км 3240м 4:22-21:55
День5 120км 3110м 2:45-22:35
День6 112км 3710м 2:10-21:40
День7 160км 2560м 4:50-0:40
День8 162км 2660м 2:20-21:20


Особенности Армении

Погода. Армения - южная страна. Солнца много, и жарит оно сильно. Но в то же время тут довольно высоко. “Базовая” высота, где расположено большая часть городов - 1000 метров над уровнем моря и выше. Значительная часть маршрута пролегает выше 2000м, периодически выходя за 2500м. Там существенно холодней, особенно в непогоду. Большую часть лета в районе Еревана и в окрестных горах довольно сухо. В этом районе проходит первая треть маршрута. А вот дальше по маршруту, за хребтом Арегуни, расположена “влажная” часть Армении, со значительно большим количеством осадков. В этом году с мая по июль дожди шли там каждый день за редким исключением. Гонка проходила в конце июня...
 
Дороги в Армении очень разные. Состояние грунтовок сильно зависит от того, на каких хребтах они расположены (разный состав почв) и, конечно, от погоды. Есть отсыпанные гравием дорожки, есть естественно каменистые. Часто при этом камни довольно крупные. Из-за того, что дороги в горах, там часто формируются колеи и боковые уклоны. Поэтому очень желательно иметь широкие “зацепистые” покрышки, даже несмотря на то, что песков тут нет. Просто чтобы меньше трясло, и колеса не соскальзывали вбок на спусках.
На карте OSM часто обозначены дороги, которые таковыми сейчас не являются. Обычно это дороги, профилированные когда-то в советское время, но сейчас заросшие. Большую часть их занес на карту, просто глядя на спутниковые снимки, пользователь с говорящим ником Dr. Dimedrol.
Есть и довольно много полевых дорог - в основном в ровной части страны, но иногда и на склонах гор. Они бывают ровные вплоть до идеального состояния - когда сухие. Но если размокают, то могут превратиться в непролазный ужас, налипающий и блокирующий колеса.

Так что подбор дорог для маршрута очень важен. Мне представляется, что для гонки они были хорошо разведаны и подобраны. Я достаточно посмотрел на альтернативы за 1.5 года жизни и около 12 тысяч пеших и велосипедных километров в разных местах страны.



Еда. Магазины встречаются в большинстве относительно крупных деревень. Но работают как правило с 9 утра и до 10 вечера. Поэтому может случиться так, что проезжаешь магазины в их нерабочее время, а потом выкатываешься на длинный участок по диким местам. Кафе-рестораны встречаются редко и в целом есть особенность, что там очень долго готовят, к тому же могут недооценивать это самое время готовки. Самый надежный вариант - кебаб. Если огонь разведен, то его готовят за 5-10 минут, да еще и заворачивают в лаваш в формате шавермы. Так что его можно есть на ходу. Еще в этом году время гонки выпало на сезон абрикосов и черешни. Так что я часто покупал фруктов в качестве перекуса. Тоже удобно кушать на ходу из кормушки, поплёвывая косточками.



Вода.  На старте может показаться, что всё кругом засушливое. Но на самом деле, возможность пополнить запасы воды попадается довольно часто. Условно - не реже 70 километров. Внизу это родники или магазины, вверху - ручьи. К началу гонки я уже достаточно освоился со страной, так что в основном ездил с одной фляжкой. Дополнительно брал только в магазинах сока для разнообразия. Стратегия такая: пьешь по глоточку на ходу. А потом, когда добрался до источника, нахлёбываешь сколько влезет свежей, холодненькой водички. Кайф.

Предыстория

С 2017 года сложилась традиция раз в год выбираться одному в скоростной поход/гонку - обычно Tour Unite. В 2022 году было не до того. Не столько из-за общего хаоса по известным причинам и нашего переезда в Армению, сколько из-за того, что мы ждали ребенка, и моё время было гораздо ценней для семьи. В 2023 году я тоже предполагал не устраивать ничего крупного в одиночку (за весь 2015, когда родился старший сын, у меня ровно ноль выездов на велосипеде).

Но как раз этим летом случился первая гонка Ascend Armenia. Международная байкпакинговая гонка в прямом смысле вокруг дома, с финишной точкой в 17 километрах от того места, где мы жили в Армении. К тому же, в предыдущее лето организаторы устроили фестиваль с мини-гоночкой. На нём удалось пообщаться с Tom Fitzerald, владельцем компании-производителя велосипедов Rodeo Labs, и Jay Petervary, можно сказать, живой легендой байкпакинговых гонок. Это вдохновило нас, и мы решили, что “отправить меня” на гонку - достойный семейный проект. Всё-таки велосипедные и туристические активности - это не моя индивидуальная “блажь”, а то, что объединяет нашу семью. К тому же, в первые месяцы после рождения малыша, когда принималось решение об участии, он вёл себя спокойнее и требовал не так много труда. Поэтому представлялось, что подготовка и сама гонка потребуют не слишком много усилий от Кати, которая останется ждать с детьми.

Подготовка

Когда прошлым летом JP спросил меня, буду ли я участвовать в гонке, я ответил: “Вряд ли, ведь с новорожденным не будет времени готовиться. Впрочем, и с минимальной подготовкой можно проехать маршрут не быстро, но за неделю”. В целом, так и получилось и по подготовке, и по результату.

Вплоть до последнего месяца, приоритет на использование свободного времени был на семейные походы. Зиму мы прожили рядом с Ереваном на высоте 1500м (сам Ереван на 1000м, а долина под ним - 800м). Прокатиться я выезжал в основном тогда, когда погода на выходные была неподходящей для семейных ПВД. Особенность географии такова, что большую часть зимы на высотах выше нашего дома лежал снег, а ниже было относительно тепло, и быстро просыхало после осадков. У нас же была “переходная зона”, которая то таяла, то замерзала. В итоге удалось пару раз прокатиться в долину, где шикарные скоростные грунтовочки. Но поездки туда представляли некую опасность: если внизу шел таящий снег, то при возвращении домой, по мере набора 700 метров, этот налипший мокрый снег начинал превращаться в лёд. Если перестать крутить педали - они перестанут крутиться из-за затвердевания трансмиссии. А глиняные грунтовки в горах были в раскисшем, непригодном для езды состоянии вплоть до апреля.

В последний месяц перед гонкой выходные были все-таки посвящены подготовке. Нельзя сказать, что я эффективно их использовал: зная, что малыш требует очень много внимания, и Катя постоянно переутомляется, мотивация выезжать у меня была сильно подорвана. Тем не менее, удалось сделать пару продолжительных выездов с отработкой снаряжения для ночевки.

Всего с начала года получилось набрать около 2500 километров наката. Это очень мало по меркам серьезных гонщиков, но достаточно, чтобы проехать без последствий для коленей или еще какого-то урона здоровью от недостаточной адаптации. К тому же, год жизни в стране дает некое преимущество от знания чего ожидать от дорог, магазинов и прочего. Плюс была высотная акклиматизация и язык, который понимают местные (преимущество относительно иностранцев).

Снаряжение

Я и вообще не люблю заниматься апгрейдами, а уж тем более в турбулентное время. Так что в целом поехал на том, что было. Salsa Fargo с рулем-бараном, трансмиссией 3х9 и механическими тормозами. Но с учётом постоянной езды по горам вверх-вниз, все же внёс небольшие изменения: купил багажник Tailfin с сумкой, поставил новую (но дешевую) амортизационную вилку и снял лежак с руля. Лежак очень полезен для плоских перегонов, но тут их почти не предполагалось, а весит он почти 500г, что в горах довольно существенно.



Спать решил в бивачном мешке. Мембранный OR Alpine. Купил его еще 3 года до того, но ни разу даже не пробовал. Я по-прежнему считаю, что в России палатка - лучший выбор, потому что позволяет укрыться в ней от дождя и комаров, перевести дух и спокойно покушать. Да и в случае затяжных дождей даже мембранный бивик становится мокрым на второй день. Но в Армении совершенно другая обстановка. Во-первых, тут почти нет гнуса. Точней, он есть, но только в некоторых местах, и кусачего довольно мало. Во-вторых, очень много попадается беседок для отдыха с крышей, а иногда и прикрытых с одной или нескольких сторон. В них можно спать на скамейке или прямо на столе, не рискуя промокнуть.

Спальник и коврик решил не брать. Это существенный даже не столько вес, сколько объем. Пробные заезды показали, что для сна с минимальным комфортом в дождь на траве на высоте 2000м кое-как достаточно пухового анорака весом 170г, дополнительных флисовых штанов и термоносков. Долго не поспишь, но долго и не надо - это же гонка. Я сплю в основном на боку, это уменьшает требования к теплоизоляции снизу. Подкладываю под верхнюю часть тела мембранную куртку, а под колени - пакет с чем-нибудь, что найдется в багаже. Например, пряники.

Перед стартом

Я считаю ключевым для успеха первых дней гонки максимальное восстановление в течение хотя бы недели перед стартом. Минимум 8 часов сна каждый день. Кататься в целом можно и даже полезно, если есть на это время. Но расслабленно. И вообще поменьше стрессов и спешки. Вот только в реальной жизни с детьми это практически невозможно.

Мне дважды крупно повезло. За две недели до старта  старший сын принёс какую-то суровую респираторную заразу, но я успел ей заразиться за неделю до старта. Еще за 3 дня до предстартового сбора я еле перемещался, а от температуры дико трясло, замерзал даже в одежде, завернувшись в одеяло. Но к гонке болезнь частично отпустила, хотя последствия и ощущались еще несколько дней на гонке. То есть, повезло, так как на несколько дней раньше стартовать просто не смог бы.

Старт гонки был в Ереване. Предстартовые мероприятия планировались в субботу, а старт - в воскресенье. Мы решили снять небольшую студию в апарт-отеле на 2 ночи. Приехали с семьей в пятницу в Ереван, до которого нам 120 километров. Помимо расстояния, Ереван был на 800 метров ниже нашего временного дома. Теоретически, на меньшей высоте должно легче дышаться. Но в Ереване температура выше градусов на 10, и кислород выжжен транспортом. Видимо, поэтому было душно, и ночью мне совершенно не спалось.

Предстартовый брифинг прошел в очень комфортной атмосфере. Правда, случился некий хаос с трекерами. Я до этого ни разу не использовал спутниковые трекеры, и арендный получил в этот вечер в предстартовый день. Было сказано, что после включения на открытом месте, должны начать приходить данные на странице гонки в trackleaders. Но у меня они никак не приходили, так что я потратил больше часа на попытки что-то с этим сделать. Не знаю, в чем была причина, но у меня и еще у нескольких участников это всё заработало только утром перед гонкой.


Семья активно участвовала :)

Второе крупное везение случилось в предстартовую ночь. Теперь Виталик умудрился подхватить серьезную кишечную инфекцию. Возможно, дубль получился не случайно, а из-за того, что организм был ослаблен недавней респираторной заразой. Так что сон в эту ночь тоже не сложился из-за необходимости разруливать ситуацию и ликвидировать последствия. Катя героически взяла на себя всю контактную деятельность, чтобы минимизировать риски для меня заразиться. И везение заключается в том, что я эту инфекцию таки не подхватил. Подхватила только Катя, через несколько дней инкубационного периода. Но она заболела сильно, поэтому время ожидания у семьи получилось намного сложнее, чем мы думали при планировании. Катя лежала и не могла носить малыша целый день на ручках, он от этого постоянно кричал. Но и тут повезло - если бы так же сильно заболел малыш, весьма вероятно понадобилась бы больница, и тогда гонку пришлось бы прервать, чтобы взять старшего ребенка. Но хотя бы такая возможность у нас была, потому что гонка была недалеко от дома. Не знаю, как оставляют семьи те, кто уезжает далеко, ведь дети болеют.

День 1.
126 км, 3960 м набора высоты, ходовое время 9:30-0:40






Несмотря на всего 30 участников самой гонки, на старте собралась ощутимое количество народу - присоединились местные велосипедисты и сочувствующие. К тому же, старт даже специально немного отложили, чтобы дать выступить каким-то людям из правительства.

Участок по городу прошел по перекрытым улицам. Впрочем, этого было всего 6 километров - до музея Эребуни. Здесь же закончила своё сопутствующее мероприятие и половина присутствовавших на старте велосипедистов. Дальше поехали только участники гонки и пара более серьезных велосипедистов.

За секундами на старте никто не гнался. Будущие лидеры ехали где-то в середине, болтая между собой. На одной из развилок, где дороги расходятся под острым углом, поддался стадному чувству и проскочил метров 100 не туда. Пока возвращался, мимо и проехал будущий победитель с компанией.

Со старта маршрут Ascend Armenia в редакции 2023 года уходит в большой подъем - на Гегамский хребет. Гегамский хребет - второй по высоте и самый большой по площади горный хребет Армении. Это череда потухших вулканов на высотах почти до четырех тысяч метров, на склонах под ними простираются обширные луга. Дороги на Гегамском хребте - это колеи, накатанные пастухами, которые пасут на этих лугах коров. Маршрут сразу набирал высоту с 960 метров в Ереване до точки 3280 метров на хребте за 71 км по расстоянию, с промежуточным сбросом с 1620м до 1210 м по пути.
Вот на этом первом, небольшом подъеме на 1620м участники, похоже, начали догадываться, что их ждёт. Значительную часть подъема добрая половина их шла пешком.



Тут, в качестве небольшого отступления, надо сказать следующее. Jay Petervary, приглашая на гонку, писал о проезжаемости маршрута. Будто бы пешком идти придётся только иногда, если устанешь. И многие потом говорили, что повелись на это. Надо сказать, что и правда, за совсем небольшим исключением, действительно везде можно было бы проехать. Технически. Если позволяют передачи. И если есть много сил, которые не жалко тратить на езду, которая порой менее эффективна, чем идти. И если повезёт с погодой, и глина не будет липнуть. И если дороги на старом месте не убьют машины. И если они не зарастут травой по шею. Надо сказать, что это особенности страны и местных дорог. Организаторы действительно вложили массу усилий в разведку, и в большинстве случаев альтернативы были бы еще сложней.

Я, конечно, знал, что ожидать от местных дорог, поэтому шел пешком без сожалений. Все равно после болезни и ночных приключений сил особо не было, и их надо было расходовать размеренно. Была надежда, что постепенно удастся “вкатиться”, и потом пойдет полегче.

На промежуточном спуске по довольно ровной грунтовке с удивлением для себя обогнал пару человек с довольно большой разнице в скорости. Похоже, они были в хорошей форме, но на неподходящих велосипедах. Как потом выяснилось, некоторые участники поехали на гревелах и, конечно, сошли в самом начале.

В начале основной части подъема, в Гарни - последняя цивилизация перед долгим перегоном. Я подумывал купить тут горячей еды, но было слишком рано для того, чтобы тратить время на ожидание. Но таки не смог себе отказать в небольшом перерыве на мороженое. Жара уже ощутимо придавливала, а у меня не было к ней акклиматизации.

Основной подъем несколько отсортировал участников. На высоте ближе 2700м обогнал несколько человек с печальными лицами. То ли усталость накопилась, то ли перегрев, то ли высота, или всё вместе. Сергей Гаманенко стоял с “поплывшим” видом. Сказал, что голове совсем плохо. Хотя они с Иваном Неждановым специально приехали заранее, чтобы акклиматизироваться к высоте, этого оказалось недостаточно. Надо сказать, ближе к 2900м у меня тоже начал ощущаться недостаток кислорода под нагрузкой. Хотя, казалось бы, год прожил на 1500м. Может, последствия болезни подпортили.

Так или иначе, но последствия этого подъема сразу привели к нескольким сходам.  Что довольно печально: ведь эти люди брали отпуск и прилетели из неближних стран. Что интересно, Сергей Степанов, который живёт в Ереване и решил прокатиться за компанию стартовый кусочек, в результате проехал столько же, как несколько участников гонки, добравшись почти до верха хребта.



Ближе к вершине пересёкся с гонщиком Tom Quirk, который часто в подъемы шел пешком быстрей, чем я ехал. Разговорившись, выяснилось, что у него большой опыт трейлраннинга. К тому же, обувь - кроссовки для хайкинга. И велосипед с трансмиссией в каретке. И 2.6” покрышки с вилкой Lauf. Пожалуй, наиболее подходящий велосипед для этого маршрута из представленных. С ним так и пересекались периодически половину этого дня: там, где относительно нормально ехалось, я уезжал вперёд. А на сложных участках Том уверенно обгонял меня пешком.

Если не присматриваться к профилю гонки, может показаться, что за подъемом на Гегамский хребет следует перевал и спуск. На самом деле, маршрут проходит немного по верху хребта и затем довольно долго следует вверх-вниз на высотах около 2500 м, и только на 120-м километре - перевал, после которого идет уверенный спуск.

Про дорогу в понижении до этого перевала организаторы предупреждали, что там обводненные луга и накатаны колеи, которые меняются по мере того, как разбиваются старые. Луга были действительно очень обводненные. Тут в первый раз были намочены ноги, и начался процесс, ведущий к “окопной стопе” - по этой причине у некоторых участников потом были сходы и обращения в больницу.







А у меня случилось небольшое приключение. Уже стемнело и похолодало. В свете фонаря видно лужу во всю дорогу неопределенной глубины. По примятой траве в обход видно след от предшественника. Он пересекает небольшую то ли канаву, то ли ручей, и видно, что там участник слегка заглубился и промочил ноги. У меня к тому времени ботинки были еще сухие, так что я огляделся в поисках альтернативного пересечения. Чуть в стороне вижу большую кочку и собираюсь на неё шагнуть. Перед этим завожу велосипед передним колесом в канавку. А дна-то и нет! Колесо погружается, погружается… Успело погрузиться до верха руля. И я за ним частично окунулся, прежде чем среагировал и вытащил. Замочил полностью одну ногу и одну руку. После этого на сухом месте раздевался и отжимал старательно. Всё теплое на себе надето, сменной одежды нет, а на верхах ночью холодно.

На предстоящую ночь был план поспать часа четыре: учитывая то, что перед стартом не выспался, про езду без сна речи быть не могло. Спать, конечно, наиболее эффективно тогда, когда в сон уже клонит. Но при этом есть ограничения: во-первых, желательно закончить сон до рассвета, чтобы использовать максимум светового времени; а во-вторых, в горах надо бы спать пониже. У меня же ни спальника, ни коврика, да еще мокрая одежда. Поэтому как минимум надо было спуститься в долину.

Спуск с перевала получился уже ближе к полуночи. Довольно “весёлый” - по техничной грунтовке в темноте. Когда остановился чутка размять затёкшие руки (механические тормоза имеют недостатки), мимо пролетела Achley Wedelich. Кажется, она спускалась со скоростью вдвое выше моей. Попереживал, как бы она там не убилась.

В конце спуска, перед деревней Елпин отвернул от дороги к роднику. Пока наполнял фляжку, огляделся и увидел места для отдыха. Подошёл посмотреть, что они с собой представляют. А там под крышей - Диван! Время на часах 0:40, в сон еще не клонит. Но не уезжать же от дивана с тем, чтобы потом спать в мешке на траве. К тому же, после спуска значительно потеплело, так что даже не стал на себя надевать всю одежду. Заснуть удалось довольно быстро, хоть и со второй попытки. Первая была прервана тем, что закашлялся - пост-эффекты болезни. От кашля же резко проснулся через 2 часа. Решил, что на этом хватит и поехал дальше. Кстати, позже в деревне увидел участника, спящего на остановке на перекрестке. Сомнительное место: все проезжающие шарашат фарами. Еще ведь могут подойти и начать интересоваться “всё ли хорошо”. Но знаю, что некоторые спокойней себя чувствуют в населенных местах.



День 2.
163 км, 4460 м набора высоты, ходовое время 2:30-24:30


Дальше маршрут идет в целом по долине, но обходя трассу петлями по отрогам местных гор, по грунтовкам вверх-вниз с небольшими  перепадами высот, в пределах 600м каждый.



Обнаружил, что передний тормоз заметно чиркает. Осмотр показал, что один из болтов каким-то образом погнулся, хотя я ведь сильно не падал. Там закругленные шайбы, и торчащая часть болта склоняется к диску. Заменил одну из шайбочек, так что в затянутом положении болт стал “смотреть” в другую сторону. Больше тормоз не беспокоил.

Вскоре после рассвета - время, когда меня стабильно клонит в сон. Так что остановился вздремнуть еще на пол-часика.

Доехал до города Ехегнадзор, тут организаторы поставили точку” last resupply” перед автономным участком в 60 км и почти двумя тысячами метров набора до Джермука. Но на часах 8 утра, а магазины в Армении в основном открываются с 9. Открытой увидел только овощную лавку. Купил там мешок абрикосов, потом поспрашивал - оказалось, есть работающий магазин, спрятанный за углом. Так что разжился припасами. Абрикосы часть съел, остальные помыл, так и поехал с пакетом на руле. Предстоял спокойный подъем, так что пакет не мешался.



К девяти утра, ровно за одни сутки гонки, удалось проехать 180 км и набрать 5.5 тысяч метров высоты.

Спуски в этой части (как, впрочем, и в основном по маршруту) все довольно неровные и каменистые. Так что, когда выпал единственный небольшой асфальтовый спуск, то он прямо очень порадовал. Тем более, что по красивому каньону у водохранилища. Вот только вывел он на трассу. По ней всего четыре километра до поворота на Джермукк, которые никак нельзя объехать, но именно этот кусочек ремонтировали. А так как это единственная дорога через Армению в Иран, фуры там неприятно объезжали по пыльному гравию.



От трассы - плавный подъем по старой, умеренно разбитой дороге по каньону в Джермук. Всё бы ничего, но дело было уже после полудня, высота по меркам Армении небольшая (с 1400 до 2100 метров), солнце палит, а воздух в закрытом каньоне не движется. Так что я начал перегреваться. Двигался с передышками в тени. На 24 километра с набором 700м в результате ушло больше 3 часов.

Дорвавшись до магазина в Джермуке, закупил себе мороженого и йогуртов. Устроился в тени и спокойно поедал это всё, постепенно приходя в себя. За этим занятием меня и застали организаторы. Подъезжает этот огромный черный джип, останавливается, выходят и говорят “Ага, вот мы тебя и нашли”! Я несколько напрягся, что же случилось. Оказывается, очень многие участники жаловались на сложные дороги. А лидеры - конкретно на дорогу через перевал после Джермука, на спуске дорогу  разбили на протяжении 4 километров. Лидеры пробирались там очень долго, и у них закончилась еда. Организаторы съездили наверх и разведали, где сейчас проходит актуальная дорога, и поставили там картонные плакаты про объезд. О чем было написано у них в инстаграме (который я не читаю).

Сказали что пытаются всех успокоить, а то народ сходит из-за слишком сложных дорог. Якобы дальше дороги будут лучше. Я в ответ заверил, что за меня в этом плане можно не беспокоиться: я никогда не схожу. Эта моя фраза вне контекста так и отправилась в инстаграм гонки. На самом деле, понятно, что могут быть непреодолимые обстоятельства, из-за которых сойти пришлось бы. Но это не про сложные дороги.

Еще в Джермуке был, собственно, КП. Каким-то образом в мероприятие включилась администрация гостиницы. Там для проставления штампиков был выделенный стол, торжественный листик “приветствуем участника  $USERNAME”. И даже дополнительный стол с прохладительными напитками. Еще писали, что у них можно бесплатно принять душ, но не слышал, чтобы этим кто-то воспользовался.

За Джермуком маршрут отправился снова наверх, на склоны вулканического нагорья, набирая высоту до 2830 м под горой Мурадсар. Подъем по разбитой грязненькой грунтовке. Местами было проще пешком. Плюс парочка бродов, которые я перешел разувшись - ботинки были уже подсохшими, не хотелось их мочить. В одном из бродов вполне себе можно было искупаться - это было бы быстрей, чем душ в гостинице.






На подъеме же меня догнал Влад Подофедов. Оказывается, он сильно отравился, отлеживался и отпаивался молоком. Теперь восстановился и торопится вперёд, надеясь догнать Дамира Шарафиева. По его словам, Дамир не спал, и из-за этого теперь медленно едет.

Наверху заметил, что у меня перестал мигать трекер. Закончились батарейки, которые мне достались в нём при получении. При их замене из прибора выпрыгнула мелкая пружинка и улетела в траву. Это могло бы стать серьезной проблемой: пружинка сложной формы, заменить ее непросто, в траве найти тоже. Искал довольно долго, но, к счастью, нашёл.

Новая колея на спуск, которую нашли организаторы благодаря жалобе лидеров, оказалась и правда приятная, скоростная. В середине спуска увидел джип, на капоте которого мужик держал направленный на меня объектив. Решил, что это вторая машина организаторов, которая называлась “Sheepdog 2 Media / Control”. Но, подъехав ближе, под объективом увидел ствол. А объектив оказался оптическим прицелом. То ли охотнички, то ли близость границы с Азербайджаном. На всякий случай, предупредил мужиков, что у нас гонка, и дальше там еще едут, а то мало ли им там пострелять в безлюдной местности захочется…





Маршрут спустился к поселку Кармрашен на 2000м. Дальше на треке была петля, бессмысленная и беспощадная, вокруг вулкана Вайоц Сар. Это самый молодой вулкан в Армении с хорошо сохранившимся конусом и, видимо, организаторы решили его таким образом почтить. На подъеме дорога петляет между каких-то карьеров, развилки под острым углом. Один раз уехал не туда. Набор 400 метров высоты, и тут же спуск. На спуске оказалось, что трек идет не четко по актуальной дороге. В наступившей уже темноте было не видно, где же дорога, так что часть спуска прошел пешком.



Зато после петли наконец начались обещанные организаторами качественные дороги на протяжении километров 200. Сначала грейдер через небольшой перевал в долину Ехегиса, потом длинный плавный асфальтовый спуск к селу Шатин.

На этом спуске, около 0:20 ночи нашёл себе в сторонке место под ёлочкой и завалился на длинный сон - на 3.5 часа. Надо было как-то компенсировать недосып предыдущих ночей. Посередине просыпался от кашля, но потом благополучно засыпал дальше.

День 3
206км, 3170м набора высоты, ходовое время 4:05-0:40


Встал в 4 утра, закончил спуск к Шатину и начал плавный подъем на Селимский перевал - с высоты 1300 до 2400 метров. Там большая дорога, шоссе. Процесс затянулся. Ближе к верху начался сильный встречный ветер, к тому же начало сильно клонить в сон. Мои стандартные приступы сонливости - через час после рассвета и потом еще через 3 часа. Так что выпал подремать на травке минут на 15.





Под перевалом расположена достопримечательность - древний караван-сарай. Мы здесь были в пешем походе с семьёй (красивые фотографии всех этих мест можно посмотреть в отчете по Гегамскому хребту). Это строение напомнило о том, что я пересекаю маршрут, по которому мы годом раньше пошли сразу после переезда в Армению. Еще подумалось, что, если здесь оказаться ночью, то было бы очень тематично забраться внутрь поспать.

С Селимского перевала дорога спускается к озеру Севан. Маршрут провели не по шоссе, а параллельно ему по грунтовой дороге к поселку Мартуни.
В  Мартуни стал целенаправленно искать фаст-фуд. Нашёл кебаб, который уже готов. Казалось бы, удача - ждать не надо. Но ждать пришлось мужика, который этот пожареный кебаб завернёт в лаваш и продаст. Мужик прибежал минут через 10 и стал заворачивать руками, не удосужившись их помыть. Что ж, в этих покатушках антисанитария неизбежна, и это всего лишь один дополнительный фактор. К счастью, у меня ни к каким последствиям это не привело. Возможно, потому, что у меня был бонус - адаптация к местным микробам. Но еда оказалась на редкость невкусной.

Один сверток с кебабом положил в кормушку, второй в руку и поехал. Вскоре, еще в процессе завтрака, догнал Дамира, который ехал очень медленно. Только причина оказалась не в том, что он не доспал, как предполагал Влад, а в сильном отравлении. Отмечу, что, несмотря на такое болезненное состояние, Дамир даже не стал отлеживаться, а продолжил движение, пусть и медленно. А потом, восстановившись, даже обогнал меня.

После спуска в Севану, маршрут сотню километров огибает озеро с северной стороны. Эта сотня воспринималась как телепорт. Хотя там был не только асфальт, но и грунтовки, но почти идеально ровно, кроме петли на полуостров Артаниш. На полуострове я, наконец, искупался. Получилось как раз оптимально: под вечер третьего дня жары, а дальше, как потом оказалось, жары уже особо и не было.





За поселком Шогакат в кемпинге на берегу был организован второй КП. Точка стояла неточно, в результате все проскакивали, а потом искали. Одна из организаторов, Татев, зазывала спуститься по лестнице с велосипедом. Самому было бы найти проблематично. В кемпинге кафе. Покушать хотелось, но к кафе я отношусь с настороженностью, и не зря - обещанную “быструю” яичницу готовили минут 15, если не 20.

После КП маршрут покинул берег Севана и поднялся на хребет Арегуни над озером. В сгущающихся сумерках, во время подъема на хребет, навстречу скатился знакомый уже джип. Это Том ездил топтать траву. Ехавшие впереди жаловались, что на спуске всё заросло по грудь, хотя он разведывал это место всего две недели назад, и тогда трава там, по его словам, была еще совсем низкая. Это к слову про разведку - несмотря на все старания организаторов, ситуация с дорогами в Армении меняется очень быстро, и случаются неожиданности.



Когда утеплялся перед ночью, решил попробовать убрать “памперс”, и надеть под беговые штаны бесшовные трусы. Думал, так будет натирать немного в других местах, так что слегка уменьшит образовавшуюся проблему с пятой точкой. Но нет, стало только хуже.

Участок по верху хребта Арегуни был отмечен на треке как “Epic Ridge Line”. Что ж, Эпик там у меня действительно был, но явно не такой, как предполагали организаторы. Стемнело, похолодало, высота там до 2500 метров, влажность высокая, так что образовался густейший туман. Налобный фонарь не включить - свет отражается от капель воды, слепит, и вообще ничего не видно. Фара на руле справлялась лучше. Возможно, потому что у меня “шоссейный” рефлектор, с отсечкой верхней части пучка, который мог бы слепить. Так или иначе, видимость получалась метра три.

Эти шевелящиеся клочья тумана в темноте создавали галлюцинации. Видно было только маленький кусочек травянистой колеи, и мозг сам достраивал картины за белым клубящимся маревом. Что-то из прошлых поездок по похожим мокрым местам с зелёной грунтовкой. Какие-то берёзы с качающимися ветвями, за ними серые покосившиеся избы… Причем это так сильно впечаталось в воспоминания как реальность, что я даже при написании отчёта проверил по спутниковым снимкам: там на хребте никаких деревьев нет и в помине!



В начальной части спуска действительно было заметно, что высоченная трава примята свежими следами машины. Ехать все равно пришлось, протискиваясь между мокрых стеблей, но до “притаптывания” Тома было явно хуже. Но более неприятный участок был уже в нижней части спуска в поселок Калаван. Дорога там относительно укатанная, но это обнажило размокшую глину, которая начала налипать на велосипед. Плюс довольно резкий уклон вниз. Дальше на гонке были и более глинистые участки, но по сумме обстоятельств именно этот участок запомнился как самый неприятный за весь заезд.





Остановиться на сон мотивировала приближающаяся гроза. Несмотря на все приключения, пока промокли только ноги, остальное оставалось скорей сухим. Поэтому хотелось успеть загрузиться в бивик до начала дождя, чтобы не промокнуть в процессе. Успел.

День 4.
143км, 3240м набора высоты, ходовое время 4:22-21:55


Поспал чуть меньше 3 часов, проснувшись традиционно от кашля. Выехал. Всё так же мокро, грязно и темно. Впрочем, вскоре спуск закончился, вышел на асфальт, и начался плавный согревательный подъем. А вскоре и рассвет. Трек здесь делал петлю и повернул назад на запад. Довольно приятный участок: после подъема по пустынному асфальту - хороший грейдерок, идущий в основном траверзом хребта. Особенно хорошо на контрасте с калаванским спуском.



Затем идиллия закончилась. Теперь по маршруту надо было пробраться в Берд по маленькой дорожке. На повороте трека с грейдера стояла дорожная техника. Мужики удивлялись, зачем мне туда поворачивать, пытались отговорить. Мол, если надо в Берд, то вот же нормальная дорога. А там - лютое месиво, будешь велик пешком нести. А что поделать, если  трек идет именно там. Впрочем, дорога скорей выглядела страшно. Но по факту эта расквашенная глина по большей части успела подсохнуть на солнцепёке. Так что почти целиком проехалось, хоть и не быстро.



К полудню добрался до первого на сегодняшний день магазинчика в маленьком посёлочке. К этому моменту от большого количества сладостей начались проблемы со слизистой во рту. Так что я решил устроить “углеводный детокс”. В магазине закупил мороженого и мешок черешни. Поплёвывая косточками, доехал до городка Берд.

Главная задача в городе - найти фастфуд. На картах почти ничего не отмечено, но нос подсказал направление, и в 100 метрах от трека был найден мангал, где мне довольно быстро пожарили 3 крупных кебаба. Как обычно, один взял в руку, чтобы есть на ходу, два других поместил в кормушку на будущее.

Вокруг Берда маршрут гонки делал небольшую петлю, а потом вел в следующий город - Иджеван. По пути предстояло набрать больше 1500м высоты на двух перевалах с промежуточным сбросом, что в послеобеденную жару на небольших высотах радости не вызывало. Как ни странно, обошлось без перегрева. А запас кебаба и приятная местность позволили получить массу удовольствия от этого участка.







Тем не менее, в Иджеван спустился уже около 8 вечера. Устроил большой шоппинг. Разжился хотдогами в первой встречной забегаловке. В аптеке закупил жидкость для полоскания рта. Тяжелая и объемная вещь, но проблемы надо решать. А в пекарне закупился пирожками - предстоял длительный перегон вдали от цивилизации.

Ближе к выезду из города уже наступили сумерки. Я заметил, что приближается очередная гроза. Тут я в первый раз за поездку засомневался, не остановиться ли в гостинице. Бивик уже подмокший, а тут середина маршрута, есть некий смысл “перезагрузиться”. Подумал, посмотрел на нарядную подсветку отеля и че-то не захотелось туда загружаться, обтекая грязью. Двинул дальше.

На подъеме от города слегка подмок, но в перерыве между дождями свернул на заброшенную дорожку и успел загрузиться в бивик до того, как накрыло ливнем.



День 5.
120км, 3110м набора высоты, ходовое время 2:45-22:35


Сработал будильник. Снаружи гроза и ливень, решил поваляться еще. В итоге выспал часа 4 и выехал в третьем часу ночи.

Дороги, конечно, размокли. Основная дорога проблем не доставляла. Но небольшой кусочек маршрута проходил по срезке. Она короткая, но километра полтора - дичайшая липкая глина. Во многом удавалось катить сбоку по траве, но местами велосипед пришлось нести, чтобы колеса совсем не залипли. И это в довольно серьезный подъем. Велосипед таки уделался, но не до полной блокировки. А еще, как потом выяснилось, здесь я потерял один из задних фонариков. Мне его потом вернул Иван Нежданов на финише. Облегчало процесс карабкания по глине то, что я был уверен, что после выхода на главную грунтовку, покрытие будет получше.

Так и случилось: на основной дорожке снова удалось поехать. Впрочем, вскоре меня традиционно после рассвета начало клонить в сон, так что в очередной подъем я спешился и вяло толкал велик вверх, поглядывая, где бы прилечь вздремнуть 15 минут. За этим процессом меня догнал Дамир. Он за компанию спешился, так что прошлись немного вместе до выполаживания.

И вот тут произошел “поворот сюжета”. При попытке стартовать снизу донёсся “хрясь”. Я тут же остановился и посмотрел на заднее колесо. Выругался нехорошими словами. Переключатель - в спицах и скрученный в зюзю. Сонливость сразу отшибло.



Попрощался с Дамиром. С этой ситуацией вероятность снова встретиться на маршруте представлялась невысокой. Дамир пожелал удачи, и, похоже, это помогло.

Вперед по треку до цивилизации мне было 50 километров (плюс рельеф). Оттуда был вариант съездить на такси в город Ванадзор, где есть некий шанс найти что-то в веломагазине, но весьма сомнительный. До Еревана слишком далеко на такси. Еще можно было бы просто скатиться назад в Иджеван и оттуда съездить на такси домой, где просто снять переклюк с велика Кати. Но так делать нельзя: не у всех же участников дом рядом с треком. Так что основная надежда - починить так, чтобы доехать до финиша: 530 километров и около 10 тысяч набора. Если бы оставалось километров 150-200, я бы попробовал добраться, даже просто используя велосипед как самокат. Но тут слишком далеко.

Осмотр показал, что сломан петух. Это не проблема - с собой запасной. Но лапки переключателя не только дико скручены, но и одна из них поломана там, где её должен притягивать болтик. Так что вернуть переклюк в работоспособное состояние - не вариант. Представляю, как Катя будет ругаться, что не взял запасной переключатель.
Что ж, надо делать сингл-спид. Гарантий, что это получится, нет. Но надо пробовать. В этом процессе есть необратимые моменты, так что не спешу. Сначала надо бы выбрать соотношение. Ориентироваться ли на езду по плоскости или вверх? Решаю попробовать подобрать под плавный подъем. Всё-таки эта гонка не зря называется Ascend. С “лёгкой” передачей по ровному асфальту я буду пусть и медленно, но ехать. А вот если поставить “быструю” передачу, то придётся все затяжные подъемы идти пешком. После экспериментов с тем, как совпадают звенья цепи, остановился на соотношении 22-15.

Сомкнул сокращенную цепь, попробовал в деле. Ожидаемо, халява не прошла: цепь норовит закинуться на более крупную звезду сзади, и колесо клинит. Стал вспоминать способы сделать эту конструкцию рабочей. Первым решил попробовать вариант надеть “лишний” кусок цепи на более крупную звезду. Не помню, от кого такое читал, но этот человек явно сам не пробовал. Дело даже не в том, что непонятно, как смыкать эту цепь. Дело в том, что две цепи просто не помещаются на соседних звёздах. Потом вспомнились варианты приматывания изолентой палок, которые бы ограничивали ход цепи в сторону. Прикинул, что это ж будет тереть, да и далеко на такой конструкции явно не уехать.

Начал думать о том, что у меня есть покрепче. А есть у меня сломанный переключатель. Присмотрелся к нему еще раз, но уже на предмет нельзя ли его приспособить, как натяжитель или направляющий. Лапки таки можно стянуть так, чтобы получился ограничитель. Выгнул их, и тут обратил внимание, что верхний ролик более-менее держится на болтике даже без внешней рамки. Прям как колесо на вилке Lefty.

Попробовал стянуть остатки переключателя и найти такое положение, чтобы ролик добавлял натяжение цепи, а рамка ограничивала её ход. Получилось! Конструкция ненадёжная, но пока работает, надо пробовать ехать.



На первых 50 километрах сингл-спид показал себя на удивление комфортным. Передача как раз подошла к плавным наборам этого участка - маршрут шел по пологим предгорьям Гугарацкого хребта. Пешком пришлось пройтись совсем немного. Некомфортным оказалось покрытие на спуске с хребта из Атана в Марц : смесь из глины, земли и навоза всех видов домашних животных. К счастью, это всё не сильно налипало и колёса не блокировало. Возможно, потому что навоз менял липкость глины в благоприятную сторону.





Уже на асфальте, повстречал машину организаторов. Развлёк их своей историей и конструкцией, на которой теперь еду. Порекомендовали автомойку на въезде в деревню. Я вообще раньше опасался отмывать велосипед струёй под высоким давлением. Но тут, говорят, все на гонке пользуются этими мойками. А у меня эта слабенькая конструкция, так что явно важней сейчас отмыть трансмиссию, чем переживать о дальнейшей судьбе подшипников, в которые может попасть вода. Начал отмывать осторожненько, с расстояния метра в 1.5 - струя-то действительно мощная, прямо чувствуется отдача от реактивной тяги. Но так грязь почти не сбивало, так что подошел поближе, а потом и вовсе лил с расстояния сантиметров 15. Как ни странно, после гонки подшипники остались в нормальном состоянии.



Организаторское КП3 расположилось в Дзехе в гостинице с рестораном на краю поля. Опасное это слово - ресторан. Как говорит народная мудрость: “никогда не ходи в ресторан голодным”. Спросил, есть ли у них что-то готовое. Сказали, есть суп, и салат могут за 5 минут приготовить. В итоге прождал еду 15 минут. Суп еще и не особо нажористым оказался.



Вскоре после странного петляния по заросшему полю (полевые дороги изменили положение), пересёк шоссе Ванадзор-Алаверди. Подумал, не попытать ли счастья с поиском переключателя в Ванадзоре. Но решил, что шансы низкие, а 50 километров уже как-то проехал. Авось и еще 500 получится. К тому же, на середине оставшейся дистанции прямо на треке будет более крупный город - Гюмри.

Там же на перекрестке с шоссе под деревней Ехегнут - известная мне точка с фастфудом. Знал, что там минут за 5 готовят вкусный объемный кебаб. Вот это настоящее спортивное питание, а не жиденький супчик за 15 минут! Приобрёл парочку.

Дальше до Алаверди маршрут проходит над по грунтам над каньоном реки Дебед. Это самый красивый участок трека! Даже шоссейные велосипедисты остаются в восторге, хотя они проезжают по асфальту на дне каньона. Сверху виды гораздо более захватывающие. Когда я там проезжал в первый раз (до гонки), был риск получить травму: сломать коленом отпавшую от изумления челюсть. В этот раз стемнело, когда ехал по этому участку, так что всего было не разглядеть, но все равно было очень красиво.





Судя по виду местности, в предыдущие дни дожди тут поливали часто и обильно. Везде течёт, всё мокрое и раскисшее. Но почва хорошая - практически ничего не липло на колёса, и мои хрупкие остатки “трансмиссии” тоже работали без проблем. А вот состояние собственной тушки, и особенно ступней, вызывали беспокойство, чтобы не раскисли до состояния “окопной стопы”.



Так что снова задумался о том, чтобы заночевать в гостинице - в Алаверди. Нормально просушить себя, одежду и бивик. Но, не доезжая до города, подвернулось место для пикника под крышей. Оно мне показалось достаточно сухим, так что решил там и поспать. Но насчет сухости ошибся. Все-таки оно было у реки, так что влажность высокая. Ничего не высохло, и спать было холодно, хотя высота совсем “никакая” - ниже 1000м.

День 6
112км, 3710м набора высоты, ходовое время 2:10-21:40


После часов трех некомфортного сна, в 2 часа утра двинулся дальше, через сонный городок.

От Алаверди начинается второй из самых протяженных подъемов в гонке - на Вирайоцкий хребет через гору Lejan, с 740 до почти 2500м. Градиент там переменный. Местами достаточно плавно, так что с моей передачей можно было ехать сидя. Местами - можно ехать только стоя, и периодически слишком тяжело, чтобы это делать продолжительное время. Так что я чередовал.

Поскольку долго идти пешком уныло, это стимулирует на сингл-спиде вкручивать, пока это возможно - в отличие от велика с передачами, когда всегда можно щелкнуть на более легкую. Возможно, поэтому на подъеме догнал Дамира. Удивительно было увидеть впереди движущийся свет в предрассветной мгле - думал, что после поломки обгонять будут только меня.

Дамир рассказал, что, вроде как, двое лидеров проспали больше 8 часов, т.к. не могли пройти ночью через какое-то место со злобными псинами. По его словам, это должно быть где-то на спуске с предстоящей горы. Поскольку я уже бывал на этом участке раньше, то у меня было предположение, где это может быть - пастуший лагерь располагается прямо на дороге, и обойти не получится из-за склонов. Решили с Дамиром пока держаться поблизости на случай этих собак. Но в реальности, пока мы закончили подъем, начали спуск и добрались до этого лагеря, там уже никого не было - коров вместе с собаками угнали на выпасы.





После основного спуска с горы, идет протяженный участок с плавным уклоном вниз к Степанавану. Худший вариант для моего сингл-спида. Едешь небыстро, а крутить не получается. Так что Дамир уехал вперед, в городе мы с ним не пересеклись, и больше я его не видел.

В городе Степанаван как обычно разжился спортивным питанием в виде кебаба. Пока его ожидал, грязь на трансмиссии подсохла. Цепь стала крутиться туго, а остатки переключателя начали угрожающе греметь. Хорошо, что я в городе - надо найти мойку. Первая подвернувшаяся занята, поехал дальше, ожидая, что их еще будет несколько. Но проехал до конца города и больше их не было, а состояние переключателя вызывало все большие опасения. Попытался отковырять глину “всухую” - лучше не стало. Так что принял нелегкое решение вернуться назад на мойку. Она как раз освободилась. Автолюбитель стоял рядом и аккуратненько протирал свой любимый жигуль полотенчиком. После мойки и смазывания, трансмиссия вернулась к условно-нормальному состоянию.

За Степанаваном начался участок по предгорьям Базумского хребта на запад, который по карте выглядел довольно простым, без общего набора высоты, но в реальности оказался каменистой грунтовкой по мелкому рельефу, с постоянными наборами и сбросами. Градиент часто требовал от моего сингл-спида езды стоя. А по этим камням ехать стоя не очень-то удобно. Так что время потратил.





На очередной перевал, теперь через Базумский хребт (высота 2300м), выбрался уже к вечеру. Особого спуска дальше не предполагалось, так как маршрут вышел на плато около 2000 метров, где расположено озеро Арпи и город Гюмри. Тут натянуло и непогоды. Сначала мелкие дождики, а потом вдарило сильно. Каждый раз, как оказываюсь в районе Гюмри, там холодно и ветер. В этот раз, когда спускался туда с перевала, было совсем сурово: сильный ветер и хлещет горизонтальный ливень. Промерз очень сильно. На мне была надета вся одежда, кроме пухового анорака. Но учитывая ливень, его не было смысла пытаться поддеть под мембранную куртку. Сжатый греть не будет, еще и подмокнет. Бивик тоже не просох с прошлых ночевок, так что в таких условиях останавливаться и спать в нем было довольно рискованно.

Решил, что ну уж теперь-то точно надо срочно искать гостиницу. Пока на второстепенной дороге их быть не должно, но вскоре трек ненадолго выходит на небольшую трассу, где в поселочке наличие гостиницы представляется вполне вероятным.

Но тут при поиске обхода гигантской лужи поворачиваю голову в сторону - и свет фонаря выхватывает из темноты чудо! Беседка с тремя глухими стенами. Причем задняя стена обращена как раз к направлению ветра. И внутри - новые сухие скамейки и стол. Деревянные, а не железные или бетонные, холодить снизу не будет. Захожу и пытаюсь оценить. Без ветра и дождя ощущение температуры резко меняется. Снимаю мокрую мембрану, накидываю свой тоненький пуховичок, и понимаю, что я еще не успел по-настоящему промерзнуть, так что в этих условиях смогу согреться. Ура, можно снова обойтись без возни и рандома с гостиницей!



Решил отпраздновать это дело, достав НЗ: банку тунца с лавашом. Еда, которую не поешь на ходу. Но то, что надо, чтобы прийти в себя. Продрых очень долго - почти 6 часов. Хотя “продрых” - не очень подходящее слово, учитывая, что постоянно просыпался от холода, немного двигался, чтоб согреться и засыпал дальше. Но грохот металлических стен беседки, которые тряс ветер, напоминал, что не надо спешить с выездом. К тому же, впереди ждали полевые дороги за озером Арпи, которые, по моему предположению, должны были стать липкими после дождя.


День 7
160км, 2560м набора высоты, ходовое время 4:50-0:40


Ближе к рассвету ветер подуспокоился, и дождя уже не было, так что выехал довольно комфортно. Размокшие грунтовки оказались лучше, чем ожидалось. Подлипали не везде и не критично, можно было найти объезды по траве, а ближе к середине дня - уже и подсохшие участки. Больше утомляло то, что они ровные, так что ехал  максимум 15 км/ч, хотя на нормальной передаче мог бы 20+. Это ощущение усугубилось на протяженном асфальтовом спуске к Гюмри.











После опыта с засыханием трансмиссии в Степанаване, в Гюмри я первым делом нашел автомойку, где уже привычно привёл все в “нормальное” состояние.

КП в Гюмри расположилось в кондитерской. И это было самое крутое КП, т.к. это самая крутая кондитерская! С витрины на меня смотрели огромные вкуснейшие пирожные, набитые нажористейшими углеводами! Выбрал наименее хрупкие, повесил пакет на руль, и отправился искать другое спортивное питание. Начинать лучше с белка. В этот раз не стал спешить с кебабом, а дождался трех шампуров шашлычка! Гулять - так гулять.

Теперь до финиша оставалось 210 километров. Хотя моя сомнительная конструкция уже проехала 320 км, все же решил, что есть смысл для надежности предпринять некие усилия для поиска переключателя. Все-таки Гюмри - второй по значению город Армении, а переключатель не абы какой экзотический, а 9х. Но то, что на карте было отмечено как магазин недалеко от трека, оказалось скорей ларьком на базаре. Переключатели у них были, но 7 и 8 скоростные. Они теоретически должны были работать с моей манеткой. Но посмотрел я на них, прикинул, что это ж мне нужно и цепь менять будет, соразмерил с оставшейся дистанцией… Махнул рукой и поехал дальше на сингл-спиде.

Длинный ровный асфальт после выезда из города почти заставил пожалеть об этом решении. А потом меня заставил насторожиться тот факт, что еду 19 км/ч вместо обычных 15. Присмотревшись, заметил, что конструкция разболталась, и цепь скинулась на меньшую звезду. При этом почти не скачет. Решил, что сойдет. Доехал так до начала очередного грунтового подъема (теперь на Ширакский хребет), а там уже затянул болтанку дополнительными стяжками, зафиксировав на привычной “горной” звезде.







Ширакский хребет после Гюмри запомнился точкой, которая на маршруте была обозначена “Old Ruins AND a Very Nice Shepherd Family”. Руины я в темноте не оценил, а вот Very Nice пастух встретил направленным на меня стволом и вопросом типа: “Я тут от волков защищаюсь. Ты волк?”. Тонкий горный юмор! Потом, правда, звал к себе отдохнуть, накормить и т.п. Но у меня гонка, да и как-то… мало ли, вдруг таки решит, что я волк.

Это была последняя ночь перед финишем. Задумался, есть ли смысл проехать ее без сна. Но до обозначенного лимита времени - еще 2 дня. Заглянул, кто где едет из других участников. Дамир - далеко впереди, а те, кто за мной - далеко сзади. Почему-то разрыв с ними не сократился даже несмотря на длинные ровные перегоны, где должны были бы меня догнать. Решил, что небольшой сон ничего не поменяет, а усталость уже ощущалась. Так что задремал на склонах Арагаца на 1:40.



День 8
162км, 2660м набора высоты, ходовое время 2:20-21:20


Остаток ночь проехал в зябком тумане. Ближе к рассвету этот туман начал активно оседать на землю в виде росы. Выпадал настолько обильно, что подсохшие уже было полевые дорожки снова начали размокать, хоть дождя и не было. Пришлось снова рулить, искать объезды по траве. На рассвете как обычно напала сонливость, так что снова остановился на 15 минут сна. Только из-за тотальной сырости пришлось забираться в бивик, чтобы не вымокнуть на траве.





В городе Апаран трек проходит мимо фуд-корта, я котором, якобы, шикарная еда. Вроде бы, на это указывали и толпы, которыми он был набит в довольно раннее для Армении время. Но я не нашел привлекательной для себя готовой еды. Так что купил 2 просто шавермы, которые оказались странными и не совсем шавермами.

После Апарана - торжественная петля вокруг водохранилища, а затем подъем на Тегенисский хребет с перевалом 2600 м (а базовые высоты там около 1800 м) и спуск в Анкаван.



Вскоре после перевала, уже в 3 часа вечера, получил от Дамира сообщение о том, что финишная вечеринка, оказывается, не завтра, а сегодня в 5 часов. Организаторы перепутали дату на сайте. В целом, это логично - воскресенье дает возможность организовать совместный праздник с местными, которые (еще) не готовы ехать целую гонку. Но в материалах до старта везде фигурировал вечер понедельника. Так что в итоге все “наши” участники не знали об этой смене дат.
Так внезапно выяснилось, что мне до вечеринки уже не 28 часов, а 2! Очевидно, к началу я не успеваю (оставалось еще 70 км и около 1000 набора). Но был шанс успеть до того, как все разбредутся. Сообщил Кате, чтобы она попробовала срочно попасть на тусовку, пока я доезжаю. А сам перешел из режима спокойного доезжания в режим “финишного рывка”. Насколько это позволяла трансмиссия. На спуске и на асфальтовом перегоне ускоряться возможности не было.

Последний подъем на маршруте - на перевал 2628 м через Памбакский хребет. Перед штурмом купил литр Колы. Хряпнул его и почувствовал, как к решимости добавилось действие кофеина. Воздержание от колы на протяжении гонки поспособствовало. Мне показалось, что на перевал заскочил “на одном дыхании”. Это может быть обманчивым чувством, но КОМ на участке я таки получил.



Наверху к вечеру уже “бодрящий” туман, так что перед спуском натянул на себя всю теплую одежду, включая мембрану. Грунтовый спуск с Памбакского хребта в Маргаовит - классная “изюминка” в завершение маршрута! Почти нет камней, уклон идеальный. Так что едется довольно быстро, но при этом тормоза надо нажимать только на резких разворотах серпантина. Получил массу удовольствия. Не зря они провели тут “фестивальную” гонку для даунхильщиков. Кстати, их разметка местами помогала не уехать с трека.

Остаток спуска в Дилижан, после выхода на шоссе закончил уже в темноте. Массовое мероприятие уже отгремело, но многие участники гонки еще сидели общались за столиками. Воссоединился с семьей, и мы еще потусили пару часиков, прежде чем отправиться на такси домой. Благо что наш дом этим летом был в 17 километрах от финиша.





Итоги

Финишировал пятым, время прохождения получилось ровно 7.5 суток. Первым в этой гонке приехал Adrien Liechti на двое суток раньше. Вторым Kai-Uwe Lehung, третьим Jacob Hora, четвертым Дамир Шарафиев. После меня на маршруте еще оставалось трое участников. Двое доехали под утро. На следующий день к вечеру финишировал Иван Нежданов - благополучно преодолел дистанцию и вложился в изначально озвученный лимит. Мы с семьёй по этому поводу поехали в Дилижан его встретить и немного потусить на настоящем завершении гонки. Подъехали и организаторы. А Сергей Гаманенко встречал друга с пиццей и пивасиком.
Всего из 27 стартовавших, до финиша добрались 8 человек. Остальные участники сошли из-за слишком медленного темпа, проблем со здоровьем (реакция на высоту, "окопная стопа") и потери мотивации на сложных дорогах. У Влада Подофедова тоже сломался задний переключатель, сход незадолго до финиша.

В целом, получилось довольно удачно. Оптимально использована неделя отпуска, при этом без затрат на заброску в другую страну, так как мы в Армении жили. Проехал за то время, за которое планировал, несмотря на приключения с залипанием в глине и оторванным переключателем. Удалось всей семьей пообщаться с международной байкпакинговой движухой.

Понравилась организация. Видно, что в мероприятие вкладывали душу, а не только ресурсы. Несмотря на ошибки, как, например, с датой финиша. Трек был очень хороший. Да, были жалобы от участников на чрезмерную сложность. Но ведь это же гонка, а не пляжный отдых для пупсиков! И все-таки почти полностью проезжаемый. Жаль, что в 2024 году под давлением жалоб организаторы решили кардинально упростить маршрут.

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!