Отчеты Кати и Саши

Походы с ребенком, велопоходы

Пеший семейный поход по Турции, Ликийская тропа. Март 2022. Глава 2

Отчет о семейном пешем походе по горам Турции в конце зимы. Участники: папа, мама (в первом триместре беременности) и ребенок (6 лет), дни 3-4. Глава про участок маршрута от реки Караман возле города Термессос до поселка Гейикбаири. Пошли сильные дожди, и речка на нашем пути разлилась, так что мы чудом ее перешли вброд. Потом мы боялись оползня, а вместо этого ветром уронило дерево недалеко от палатки. Но все остались целы.

Вернуться назад
День3. 1марта 16.3км р. Karaman - подъем на перевал 1250 м
День4. 2марта 15.2км Спуск к реке и брод
Перейти к следующему

День 3. 1 марта 2022.
16.3 км, 1420 м подъема, 240 м спуска (диапазон 230 - 1250 м.н.у.м.)
р. Karaman - подъем на перевал 1250 м
Погода: утром +8 и до +14 (на 250 м.н.у.м.), вторая половина дня плюс 5-6 градусов (на 900-1200 м.н.у.м.), пасмурно, днем сильный дождь 1 час, вечером дождь

Весь этот день мы шли просто по грунтовым дорожкам в направлении поселка Geyikbayırı, на юг. Сначала прошли еще пару километров вдоль реки Karaman, потом перешли реку по мосту на южный берег.
Так как горы здесь вытянуты примерно в направлении с востока на запад, то чтобы двигаться на юг, надо подниматься и спускаться. От Карамана нам надо было подняться с 250 до 1250 м.н.у.м. на перевал под вершиной Koca Dag (1637 м). На перевал ведет сначала отсыпанная гравием грунтовая дорога, выше она превращается в каменистую горную. Заезд на дорогу преграждает шлагбаум, за день по ней проехала одна машина.
Идти было не то, чтобы супер увлекательно, но комфортно. Ведь вокруг прекрасный сосновый лес! Только подлесок меняется по мере того, как набираешь эту тысячу метров высоты. На небольших высотах сосны красиво увиты лианами, а в подлеске много невысоких вечно-зеленых лиственных деревьев и кустов - земляничные деревья с необычными ярко-красными стволами, рожковое дерево, лавр, колючий дуб и другие. А выше тысячи метров лес уже абсолютно чистый, без подлеска, только сосны и камни. Изредка открывались виды на известковые скалы и окрестности.

Практически непроходимая чаща из лиан и колючек на 300 м.н.н.м.. Необычно видеть сосновый бор вот таким!

Ручеек.

Иногда открываются виды на известковые скалы.

Вид назад. Термессос за вон той большущей горой.

Вид на низины и пригорода Антальи.

Лес на высоте тысяча метров. Только сосны, хвоя и мох на камнях.

На перевале 1230 м какие-то сады, пустующие в зимнее время.

Весь день мы поднимались наверх - хоть дорога и простая, а все-таки тысяча метров набора высоты. На ночевку остановились вскоре за перевалом, в лесочке, не доходя до поселка. По пути мы видели много следов оползней, скатившихся со склонов камней. Поэтому место для палатки мы выбирали очень тщательно, чтобы на палатку не упал сверху камень и не потек через нее ручей в случае сильных ночных дождей.
Вечером я опять мерзла, несмотря на пуховик - плюс пять и пронизывающая влажность.

Вид на скалах рядом с нашей ночевкой.

Нарвали лавровых листиков для супа.

Источники воды по пути (на февраль): ручеек в начале подъема и оборудованный трубой ручеек в середине подъема. На перевале были временные, грязноватые ручьи из тающего чуть выше на горе снега.

День 4. 2 марта 2022.
15.2 км, 200 м подъема, 660 м спуска (диапазон 700 - 1200 м.н.у.м.)
Спуск к реке и брод
Погода: плюс 4-6 градусов, дождь целый день

Весь этот день мы шли под холодным дождем. В такую погоду гулять совсем не хочется, но интуиция мне подсказывала, что надо обязательно идти вперед. Потому что для того, чтобы выйти дальше к поселку Geyikbayırı и далее на Ликийскую тропу, нам надо было пересечь некую речушку. Речушка совсем маленькая, так что ее пока даже никто на карту OSM не нанес, и на спутниковых снимках различить ее трудно, только на карте Генштаба нарисована. Но ведь даже очень маленькая речка в горах может стать серьезной преградой в случае сильных дождей! И мостов нет, обходить - километров 15-20. Поэтому нельзя было жить спокойно, пока мы ее не пересекли. И мы шли.

Утром мы спустились к небольшой деревне, находящейся под перевалом. Деревня чисто дачная, и в зимнее время года была совершенно пустой. За деревней начинается асфальтированная дорога вниз до шоссе.

В дождливую погоду трудно найти место, чтобы передохнуть и перекусить. Не доставать же еду под дождем, тогда все промокнет! Забились вот под немного выступающую скалу...

Дорога от деревни выводит на шоссе. Это небольшое шоссе, но машины по нему периодически ездили, несмотря на зимнее время. Идти по шоссе под ливнем было уныло. Чтобы было "веселее", мы пытались его как-нибудь обойти, руководствуясь спутниковыми снимками.
Первый обход оказался  удачным - по старой, непроезжей дороге. Там, наверное, в нормальную погоду вообще очень симпатично. Течет ручей, выходы скал, красивые деревья с причудливыми стволами. Но мы на это все смотрели через плотную пелену дождя.

Классные деревья!

А вот потом мы два раза срезали петли шоссе совсем не хорошо, вляпавшись в какие-то жуткие буераки на вырубках. Лучше бы по шоссе обошли, но так оно надоело...

Нашли приключений на свои мокрые задницы :)

Наконец, вышли на грунтовую дорожку, которая ведет от шоссе вниз к речушке. С ней проблем никаких нет. Сначала ведет через какие-то дачки, потом вдоль реки уже в виде размытой каменистой будьдозерной колеи. Сквозь дождь и туман проглядывали впечатляющие виды на ярко-окрашенные обрывы, но сфотографировать их нормально не было возможности. Под обрывами оглушительно ревела совсем не маленькая речушка, а бурный поток.

Там что-то очень яркое и красивое, но ничего не видно.

Там, куда приводит бульдозерная колея, через речку протянута какая-то железная труба. Очевидно, когда-то возле трубы будьдозер подровнял дно речки. Там не мельче, чем в других места, зато течение стабильное, нет больших камней. И это единственное возможное место для брода, так как в остальных местах среди крупных валунов река бурлила так, что была совершенно непроходима для нас.
Глубина воды на тот момент была примерно по трусы. Саша тщательно изучил брод, потом пошел с Виталиком на спине. Раздеваться в плюс пять под проливным дождем и лезть в холодную воду - отдельное удовольствие, но что же поделаешь.

Успешно перебравшись на другой берег, мы столкнулись с другой проблемой. Дело было уже к вечеру. Непогода продолжала усиливаться, дождь лил все сильнее, начинался ветер и гроза. Все устали. Подниматься из ущелья реки не хотелось - вдруг там наверху совсем сильно дует? А внизу мы хоть как-то укрыты. Вообще здесь такие ветра бывают, что сосны срезает как бритвой - мы такие ветровые "просеки" видели по пути не раз.
Но и оставаться в ущелье было тоже неоднозначно. Возможность встать достаточно высоко от воды была. Но где-то над нами должны были быть обрывы... Только вот видимость была метров десять всего - и их было совсем не видно! Мы долго бродили под проливным дождем туда-сюда, пытаясь разглядеть, что там наверху. В результате нашли место, где точно не было ни единого камушка, упавшего сверху, и через которое точно не потек бы ручей, на возвышении. Там и поставили палатку.
Конечно, ставить палатку без 100% уверенности в отсутствии обрыва над ней - неправильно. Но попробуй сделать идеально правильно, когда все (включая ребенка и беременную женщину) измотаны холодным дождем, вообще ничего вокруг не видно и не знаешь, что творится в других местах!

Наконец-то мы НЕ под дождем!

День 5 (утро)

Место нашей ночевки наутро.

Вот такой обрыв стали виден поутру. Мы ночевали НЕ под ним.

Вчера мы думали о том, как сделать, чтобы нас не смыла река, и не упал сверху камень. Также мы не забыли оценить, чтобы над палаткой не было крупных и старых деревьев. Но неподалеку был сосновый лес.
Утром Виталик вышел из палатки и пошел гулять. И тут раздался жуткий треск! Как же я перепугалась! Выскочила из палатки - ребенок в порядке, но метрах в двадцати от палатки рухнула сосна, разбившись на кучу осколков и свалив за компанию соседей. Причем вполне живая на вид сосна, а не старая сухая... Да уж, в такую погоду опасности угрожают со всех сторон! И это мы были в узком, извилистом ущелье, где дуть должно было меньше...
Зато никаких оползней этой ночью не случилось, и даже камни сверху нигде не скатывались.

Потом мы сходили посмотреть на речку. И поняли, что правильно сделали, что вчера спешили. Речка превратилась в мутный, непреодолимый поток! Труба, через которую речка вчера лишь слегка перекатывалась, теперь была полностью под водой. Торчавшие вчера валуны тоже скрылись под потоком. Так что если бы мы не перешли реку вчера, то пришлось бы нам тратить пару дней на малоприятный обход по шоссе через верховья - или сидеть, неизвестно сколько дожидаясь, пока вода спадет.

Наверх из ущелья мы вылезли по бульдозерной колее, без проблем.

Потом еще пару километров по обычной грунтовке до шоссе на окраине поселка Гейикбаири (Geyikbayırı), еще пару километров по асфальту и полтора километра по лесной непроезжей дороге - и мы вышли на маршрут Ликийской тропы. О нем в следующей главе.

Большой поселок Гейикбаири и Анталья вдалеке.