Отчеты Кати и Саши

Походы с ребенком, велопоходы

Пеший семейный поход по Турции, Ликийская тропа. Март 2022. Глава 1

Отчет о семейном пешем походе по горам Турции в конце зимы. Участники: папа, мама (в первом триместре беременности) и ребенок (6 лет), дни 1-2. В этой главе - подробно про древний античный город Термессос высоко в горах и маршрут "тропа Александра Великого" вниз из Термессоса к реке Караман.

День1. 27февраля 4.2км Осмотр Термессоса
День2. 28февраля 7.1км Термессос - спуск к р. Karaman
Перейти к следующему

День 1. 28 февраля 2022.
4.2 км, 370 м подъема, 170 м спуска (диапазон 900 - 1100 м.н.у.м.)
Осмотр Термессоса
Погода: плюс 5-6 градусов, пасмурно, без дождя

Маршрут нашего похода мы начали в античном городе Термессос. При подготовке похода я увидела фотографии в интернете - и захотелось посетить его.
В своей истории Термессос больше всего знаменит тем, что его не смог взять Александр Македонский. А покинут город был после сильного землетрясения. Но копировать подробности тут не буду, Гугл в помощь.

Чем же так интересен именно этот город сейчас? Самое главное - своим расположением! В отличие от большинства античных городов, которые находятся в низинах, возле моря и/или рек, Термессос был построен высоко на горе, на высоте тысяча метров над уровнем моря. Древний город среди высоких, диких гор - это реально очень круто! Я таких еще не видела.
Еще замечательно то, что после своей гибели из-за землятрясения Термессос более не застраивался, не подвергался реставрации в наше время и не поврежден археологическими раскопками. Это тоже создает особое ощущение. О современности напоминают только таблички с описаниями (по-английски), но это как раз очень удобно.
И вообще там очень красиво! Сам город был богатым и красивым, а теперь античные руины увиты вечно-зеленым плющом... А нам еще и очень повезло с погодой - горы были затянуты облаками, и среди этих бегущих облаков древний город выглядел просто потрясающе! Ведь бег облаков очень напоминает о беге времени... Руины приглушенно выступали из тумана, как сказочные, а горные вершины вокруг то открывались взгляду, то снова полностью исчезали...

Термессос находится довольно далеко от Ликийской тропы. Туда можно съездить за один день на такси из Антальи. Но мы не любители авто-поездок по достопримечательностям. Потому что в таком случае достопримечательность оказывается полностью вырвана из контекста местности - вылезаешь из транспорта, осматриваешь и уезжаешь... Нас это не устраивает! И уж тем более, когда речь идет про город в горах, очень хотелось изучить своими ножками и эти горы тоже.
Поэтому я решила включить Термессос в наш маршрут, сделав его стартом похода. Никаких официальных маршрутов на данный момент Термессос с Ликийской тропой не соединяет, и никаких отчетов про эти места я не нашла, так что я придумала свой вариант по картам.

Ну а до самого Термессоса добирались на такси, так как откуда-то все равно надо начинать поход. Это около 30 километров от центра Антальи. Это территория национального парка, на въезде надо заплатить (25 лир за нас двоих взрослых, ребенок бесплатно). Дальше такси довезло нас по асфальтированной дороге до парковки на высоте 900 м.н.у.м. Идти по этой дороге пешком от шоссе, по "слепым" поворотам среди машин, я категорически не советую, так что такси - оптимальный вариант, в отличие от общественного транспорта.

Перед входом в город - большая парковка. Наверх идет две тропы. Левая (восточная) тропа проводит мимо городских стен, а правая (западная) мимо красивого высеченного в скале некрополя. И то, и другое интересно. Так как мы шли в одну сторону и не собирались возвращаться, выбрали восточную тропу, как более интересную, а к некрополю сходили радиально.
Восточная тропа выводит к главной, нижней городской стене Термессоса. Она очень мощная, несколько метров высотой. На фото ниже - метровый Виталик стоит для масштаба. Какая там качественая каменая кладка! Стыки между плитами тонюсенькие, подогнаны друг к другу почти идеально. Лишь кое-где в стыках смогли укорениться чахлые кустики или трава. А ведь со времен постройки этой стены прошло как минимум два с лишним тысячелетия! Честно - впечатляет!!

Над главной городской стеной есть еще одна, верхняя стена.

Слева от входа - руины гимназий, сильно разрушенное большое здание.

Тут тоже потрясающе ровная каменная кладка.

Плющ цепляется за неровности древних каменных плит.

Дальше мы сходили туда-обратно по западной тропе к некрополю, высеченному в скале. Такие высеченные в скале некрополи - не редкость, но в Термессосе он всего один, состоит из двух ярусов (возможно, изначально ярусов было три). Красоты некрополю добавляет очень яркая окраска известняка - рыжая, серая, черная.

Странные лица с очень крупными губами и раскосыми глазами.

Потом мы погуляли по городу. Обычные городские строения практически разрушены землетрясением и временем, теперь представляют собой груды камней. Общественные здания и храмы сохранились лучше, так как, видимо, и построены были более тщательно. На бывших улицах грудами валяются куски колонн, которые их когда-то обрамляли. Представляю, каким красивым был город! Если рассматривать камни внимательно, то можно заметить всякие мелочи, вроде выбитых на мостовой надписей - они напоминают о том, что когда-то тут действительно жили люди и оставляли свои "граффити" на камнях. Могли ли они представить, что эти надписи останутся на тысячелетия!

Там, где раньше были здания и портики, теперь лежат груды обработанных камней, пронумерованные археологами.

Подземные цистерны для воды.

Развалины общественных построек и храмов.

Наконец, самое известное место - это театр Термессоса. Это действительно круто! Главная особенность именно этого театра - это его расположение. Прямо над сценой возвышается вершина горы. В первый день все было очень густо затянуто туманом, так что гору мы не увидели совсем. А вот на следующий день утром облака на несколько минут нам ее показали, так что добавлю сюда утренние фотографии, они красивее.

В театре идет представление облаков!

Сидим, смотрим, уходить не хочется!

Дальше мы пошли смотреть на южный некрополь. Термессос со всех сторон окружен некрополями, а именно множеством огромных каменных саркофагов. Саркофаги сделаны из цельного куска камня, а сверху закрывались тяжеленной крышкой. Использовались они, конечно, не для одного человека, а целым родом. На некоторых сохранились барельефы и выбитые в камни тексты на греческом.
Все эти саркофаги были разграблены еще давно, часто одна из стенок была пробита. Но больше всего поражает то, что сделало с ними землетрясение! Эти многотонные куски камня оно разбросало, словно спичечные коробки! Люди думали, наверное, что мощный саркофаг - это надежно. Но для сил природы это ничто. Задумаешься тут...

Вид на разбросанные землетрясением саркофаги со стороны. Все склоны ими усыпаны...

Через некрополь мы прошли по тропе, осмотрев только те саркофаги, которые были рядом. По такому кладбищу не особо погуляешь - каменные обломки, колючие кусты.
Тропа выводит к самому юго-западному краю плато. Там наверху стоит какая-то бетонная будка - судя по всему, для противопожарного наблюдения. Наверное, в ясную погоду оттуда открывается широкий вид, но у нас был виден только туман. Впрочем, как я уже писала, мы об этом совсем не жалели - в тумане гулять по древностям очень круто.

На ночь мы планировали остаться в Термессосе. На осмотр города ушел целый день, и никуда уйти оттуда мы в любом случае не успевали, ведь вокруг горы и крутые склоны. Все посетители к вечеру разошлись. Но все равно ставить палатку в посещаемой части города мы не хотели, неприлично как-то (да и мало ли там охранник какой-нибудь есть). Нашли малюсенькую полянку без колючих кустов в лесу между городом и южным некрополем, там и переночевали, не оставляя после себя следов. Вечер был очень холодный из-за густого тумана при +5, даже в толстом пуховике мне было зябко.
Источники воды в Термессосе отсутствуют! Поэтому воду на готовку ужина и завтрака мы таскали с собой изначально, набрав ее еще в Анталье. Когда-то воду собирали и отправляли в цистерны специальные водоводы, они были разрушены землетрясением, а больше воде на плато взяться неоткуда.

А ночью земля напомнила нам о трагической истории Термессоса - два раза ощутимо пихнула в спину. Маленькое землетрясение! Я как раз не спала в этот момент, и почувствовала эти толчки совершенно явственно. Страшно было представить, какие же толчки когда-то произошли здесь в древности, разбросав саркофаги, словно игрушечные, и разрушив здания...

День 2. 29 февраля 2022.
7.1 км, 110 м подъема, 860 м спуска (диапазон 250 - 1050 м.н.у.м.)
Термессос - спуск к р. Karaman
Погода: утром +5 (на 1000 м.н.у.м.), днем до +15 (на 300 м.н.у.м.), пасмурно, без дождя

Утром мы еще погуляли по Термессосу и снова сходили к театру, долго там сидели. Незабываемое место! Вчера посетители были, а вот ранним утром над древним городом царила полнейшая тишина.

Как я писала, главный вход в Термессос - по асфальтированной дороге с севера. Сам город высоко в горах, вокруг сплошные неприступные обрывы. Но есть и еще один вход - маленькая тропинка, которая поднимается с юга, из долины реки Karaman. На карте OSM ее назвали "Путём Александра Македонского" (Way of Alexander the Great), хотя он там и не ходил. Информации об этом маршруте в интернете я почти не нашла, но мы решили рискнуть и покинуть город этим путем.
Начинается тропа за зданием Гимназии. Натоптана тропа слабо, что не удивительно - для обычных туристов это слишком долгий и трудный путь (хоть и бесплатный) - в одну сторону пять километров и более 700 метров перепада высоты от ближайшей маленькой грунтовой дорожки. На тропе есть разметка красными точками и стрелочками. Она очень помогает, но в таких зарослях не достаточна. Даже с этой разметкой и полноценным навигатором, мы не раз теряли тропу в густых зарослях кустов, и идти по ней было совсем не быстро даже вниз.

Сначала мы миновали небольшую стену, которая защищала город с этой стороны, и прошли через еще один небольшой некрополь. Дальше уже построек нет. Но видно, что когда-то именно здесь проходила настоящая мощеная дорога, просто очень заросла и разрушилась.

Здесь бывшая древняя дорога видна хорошо...

...а здесь ее трудно опознать.

Небольшой грот.

Вот такие тут дубы - с маленькими, жесткими и очень колючими листиками! Прогулка по такой "дубраве" - не из легких :)

Иглица колючая (Ruscus aculeatus) - распространенный тут кустик. Тоже ужасно колючий!

Встречаются фиолетовые цветочки цикламена.
Ну хотя бы он не колючий, а просто красивый :)

После сброса почти 700 метров высоты тропа выводит к реке Караман. Но прежде чем спуститься к ней, сначала идет по обрывистым склонам над рекой. В целом, мы этот участок спокойно прошли, только в паре сложных мест Саше пришлось отдельно переносить рюкзак и потом проводить Виталика за руку. Но это в сухую погоду. А в мокрую погоду ходить там с детьми очень не советую - породы нестабильные, глина скользкая. Это было первое препятствие на нашем пути, которое могло бы стать временно непреодолимым, если бы всего лишь в этот день (а не на следующий) пошел сильный дождь. И подобных ситуаций было еще очень много в дальнейшем.
Но нам повезло оказаться здесь не в дождь, так что мы наслаждались этими красивыми дикими местами и очень интересной тропинкой. А еще мы там видели несколько горных козликов. Так что получилось, что по "Пути Александра Великого" мы пошли только для того, чтобы связать Термессос с Ликийской тропой, а в реальности этот участок пути оказался очень интересным и ценным сам по себе.

Скально-лесистое ущелье реки Караман, вид вверх по течению.

Речка далеко внизу.

В паре мест тропа обвалилась. Внизу отвесный обрыв. Впереди виден Саша, который ведет Виталика за руку.

Вид с обратной стороны. Собираю затуманенные токсикозом мозги в кучку - и иду :) Пройти здесь в дождь, скорее всего, мы бы не решились, потому что этот склон превратился бы в липкую глиняную горку, ведущую прямо в пропасть.

Здесь доверяем Виталику идти самостоятельно.

Потихоньку тропа опускается к берегу реки Караман и идет вдоль нее. Идти комфортно, когда уровень воды небольшой. Но по фотографиям нетрудно догадаться, что в случае сильного дождя там придется продираться по колючим кустам над бушующим потоком, потому что берег окажется под водой. Так что через несколько дней мы бы уже вот так не прошли. Опять повезло!

Мощные корни этого дерева выдерживают все наводнения! Круто!

Наконец, тропа выводит на грунтовую дорогу. Там уже можно было расслабиться, что (пока) трудностей больше не будет. Мы прошли по дороге еще немного и поставили палатку чуть повыше, на лугу среди соснового леса. Там было очень-очень хорошо и уютно. К тому же очень тепло - плюс десять без тумана. В этом уединенном, совершенно укрытом от внешнего мира месте мы сидели на траве у палатки, дышали лесным воздухом, смотрели на горы - и набирались сил.