28 сентября — 4 октября (7 дней)
800 км (почти все грейдера и грунтовки), 6 тыс. м. набора высоты
Скачать полный трек здесь или с nakarte.
Вернувшись из сентябрьского велопохода по маршруту Тур Юнайт вдоль Дона (Tour Unite 1350 км Воронеж-Ростов 2021. Костюхина Екатерина), я внезапно поняла, что мне очень срочно надо в Карелию. Осенние степи вдоль Дона были совершенно прекрасны, с просторами, с волшебными ароматами степных трав... Но для того, чтобы мое счастье этой осенью стало полным, мне нужно было еще попасть на север. Я так соскучилась по Карелии!
Муж всегда поддерживает мои желания, и сын не стал возражать на то, что мама еще немного уедет покататься. Времени перед следующим походом всей семьей на остров Кунашир оставалось совсем мало. Я поднапряглась, как можно быстрее собрала вещи и для себя, и для семьи (спасибо большому количеству коробок, в которые я могу собирать вещи в несколько разных походов одновременно), и отправилась вдвоем с велосипедом на Мурманский поезд.
Времени у меня получалась ровно неделя. С этим расчетом, в качестве старта я выбрала станцию Летний на пути следования мурманского поезда, а финишем - станцию Сортавала, откуда каждый день ходит в Петербург поезд Ласточка. Между ними я частично ехала по маршруту Карельского сегмента Тур Юнайт (целиком я бы его никак не могла проехать за это время), а частично своим путем, не изобретая себе никаких трудностей.
Я довольно давно не была в Карелии, и получившийся маршрут меня очень порадовал. Почва там — сплошной гравий, так что есть, из чего строить дороги. Иногда они реально ровные! Чаще из них хаотично торчат какие-нибудь камни и есть ямы, так что надо рулить, но ехать при этом приятно. Стиральная доска, конечно, встречалась, но намного реже, чем в среднем на российских грейдерах. В низких местах есть лужи, их я обходила по краю или бродила босиком, чтобы не мочить ноги. Ну и часто имеется бодрый рельеф - короткие, но крутые и очень многочисленные горки :) При этом хорошие грунтовые дороги в южной Карелии (не в северной) полноценно связываются в единый маршрут, и нет никакой необходимости таскать велосипед по буеракам.
Очень важный для меня момент - это минимальный трафик на дорогах и очень мало жилья по пути. Это такая редкая возможность - комфортно кататься на велосипеде по дорогам, и при этом быть по-настоящему одной! В этом году, в велопоходах по Вологодской области и по берегам Дона мне очень не хватало одиночества. Формально-то я была одна, но вокруг постоянно были люди в машинах и в поселках, и в любой момент мое личное пространство могло быть нарушено (и не всегда можно было мирно отвязаться). А вот в Карелии я наконец смогла полностью уйти в свои ощущения и контакт с природой без опасений, что меня кто-то насильно выдернет из моего мира.
Единственным неудачным моим выбором в маршруте стала гора Воттоваара, о чем я расскажу в отчете.
В этом походе мне хотелось совместить задумчивое любование прекрасной природой осенней Карелии, ненапряжные 100+ км в день по рельефным грунтовым дорогам и комфортный (8-9 часов) сон в палатке. Получилось!
Расписание дня было таким. На ночевку я вставала заранее до заката на берегу озера. Благо, озер по пути много! Это такой чудесный момент — просто сидеть у воды и спокойно провожать уходящий день, когда все дела дня уже сделаны, палатка стоит, и ужин сварен... Ломить куда-то на ночь глядя — брр, не хочу!
Вставала и выезжала я утром еще в темноте и встречала рассвет уже в пути. Это тоже чудесный момент, когда мир находится в особом предрассветном состоянии... Но при этом не посидишь — холодно!
Ну а днем я останавливалась в понравившихся местах столько раз, сколько мне хотелось. Чтобы немного сэкономить время, старалась делать перекусы возле озер или на мостах через речки — чтобы и любоваться, и подкрепляться одновременно.
Ехала не спеша, особенно осторожно на спусках: получить травму, навернувшись на камне в безлюдных местах безо всякой связи - не вариант.
С погодой мне повезло - было сухо, без дождей, а иногда даже и солнечно. Ночью температура опускалась до 2-4 градусов тепла, но заморозков не было. Впрочем, спать все равно было прохладно, так как влажность в Карелии большая.
Насчет красоты осенний Карелии расписывать словами много не буду - думаю, мои очень многочисленные фотографии скажут сами за себя. Я нежно люблю Карелию в любом случае, но однозначно с конца сентября по середину октября - это лучшее время, чтобы кататься здесь на велосипеде. Лес расцвечивается яркими красками, а не просто стоит по обе стороны дороги непроницаемой зеленой стеной. Так как лиственных пород в здешних лесах очень много, то зачастую такое ощущение, что плывешь в золотом море, а ветерок осыпает дорогу листьями, как будто каплями золотой пены. При этом уже нет главной летней проблемы - карельского гнуса (степней, комаров, мошки).
Лирическое вступление
Хочу вставить в начале отчета дословно текст, который я написала, сидя в одиночестве на берегу тихого Карельского озера. Он обо всем самом главном, что было в этом походе.
"Осень в Карелии для меня - это история про тишину.
Птицы уже в основном улетели, а те, что остались, не поют. Комаров и мух тоже нет. Бывает, ветер пошелестит листвой, поднимет на озерах мелкие звонкие волны. Но когда ветра нет, то и эти звуки исчезают. В основном мой путь лежит по дорогам, где нет машин и их шума. Может что-то проехать совсем изредка, но это ничего в общем не меняет.
Я на велосипеде, одна.
Конечно, пока я кручу педали, шуршат по грунту колеса моего велосипеда. Но как только останавливаюсь - тут же погружаюсь в тишину. Полную. Уши не могут даже воспринять такую тишину. То кажется, будто звенит, то - как будто давит.
Я невольно замираю и пытаюсь реже дышать. Как можно так громко пыхтеть!
Особенно тихо становится вечером. Наступает штиль. Озера превращаются в идеальные зеркала. Деревья замирают. И только крик одинокой утки или всплеск бобра пронесутся изредка над молчаливым озером так оглушительно, что я вздрагиваю от неожиданности.
Медленно-медленно опускаются в этой тишине на землю холодные осенние сумерки… Так каждый вечер я провожаю ещё один прекрасный походный день, глядя на воду и темнеющее небо.
Но наиболее совершенной тишина становится перед рассветом. Услышать можно разве что капельку ночной росы, упавшую на сухой листик...
Это мое любимое время. Я тихонько собираю палатку и выезжаю ещё в темноте с фонариком. Мимо проплывает черный, непроницаемый лес. Ничто не шелохнется в нем. Очень постепенно, беззвучно наполняется мир бледным утренним светом. И тогда маленькие лесные птички радостно приветствуют рассвет своим слабым попискиванием.
Лесная жизнь на рассвете, впрочем, идёт своим чередом. Просто тихо. Иногда фонарик высвечивает на дороге свежий медвежий помет, ещё с паром. Наверное, медведи видят мой фонарик и заранее отходят в сторону. И смотрят неподвижно из темного леса, невидимые для меня... Но сегодня наконец-то встретила в сумерках одного на дороге. Нам делить нечего - он меня тихо пропустил, отойдя в сторону, я так же тихо проехала мимо, про себя пожелав ему успешной подготовки к зимовке. И никаких идиотских разговоров.
Тишина промывает меня всю, мои чувства и мысли. В душе ясно и прозрачно. Как вода чистых карельских озер, которая умывает каждое утро мое лицо. Это такое волшебное ощущение! Которое навсегда останется в моем опыте."
День 1. 28 сентября 2021.
104 км, 476 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6036176895
Утром я вылезла из Мурманского поезда на станции Летний и обалдела. Я совсем не в первый раз вижу золотую осень, но в этот раз она превзошла все мои ожидания. Так что первый день пути у меня прошел в полном шоке от окружающей сверкающей золотой красоты :)
Мой маршрут сегодня целиком пролегал по очень приятным грейдерам. От станции Летний я двинулась прямо на запад, пересекла мурманскую трассу и углубилась в леса. Проехала мимо деревень Машеозеро и Новое Машеозеро. Через 25 км после Нового Машеозера на дороге развилка, можно свернуть южнее, а я поехала прямо на запад в сторону поселка Боровой. После развилки дорожка совсем небольшая, местами каменистая. Потом снова становится более накатанной. В любом случае, качество очень хорошее. Еще и рельеф сегодня незначительный, катить легко.
В начале пути мне встретилось штук десять лесовозов, а дальше на дороге машин не было. Я осталась совершенно одна среди волшебного золотого леса на прекрасной дороге. И не спеша крутила педали велосипеда, впитывая красоту вокруг.
Дорога со станции Летний.
Поселок Летнереченский.
Осина - мое любимое дерево. Оно всегда красиво, но осенью превосходит своей яркостью все прочие деревья.
Листья осины.
Вид на Машеозеро.
Дорога к западу от Машеозеро.
На ночевку я остановилась на берегу озера Долгое. Берега озер здесь нередко болотистые. Но на озере Долгое есть высокий берег с замечательным сосновым лесом. Поставила палатку на мху возле воды. Костры я не жгу, так что после меня все тут осталось, как было.
Идеальное место для палатки!
Листья голубики на берегу осенью стали ярко-красными.
Тишина после заката.
День 2. 28 сентября 2021.
144 км, 873 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6038264181
Ближе к поселку Боровой я взобралась на Тунгудскую возвышенность, оставленную здесь ледниками. Она не высокая, но выделяется среди окружающей местности более ярко-выраженным ледниковым рельефом - песчаные холмы и гряды, много небольших озер с хорошими берегами. Очень красивые места! Собственно, моя ночевка была как раз на краю этой возвышенности.
Выехала я незадолго до рассвета, его встречала уже в пути. Рассвет получился очень красивым, так как свет солнца пробивался из-под тяжелого слоя низких облаков, сначала окрасив пурпуром облака, а потом высветив верхушки деревьев.
Предрассветное фото на озере Кинеозеро.
Два мира.
Чуть в озеро не рухнула, пока эту травинку фотографировала :)
Вскоре я достигла реки Чирко-Кемь возле поселка Боровой. Чирко-Кемь - один из притоков большой Кеми. В этом месте она уже весьма большая река, пробежавшая около 200 километров. Река то собирается в узкое русло, то широко разливается. Высокие, песчаные, поросшие сосновым лесом берега соседствуют здесь с каменистыми порогами и сплавинами. Получается очень ярко и разнообразно!
В сам поселок Боровой я заезжать не стала, а сразу двинулась по небольшой грунтовой дорожке на юг, вверх по течению Чирко-Кеми. Там, где дорога идет вдоль реки, открываются особенно красивые виды с высокого берега. Внизу гулко шумят пороги, в тишине осеннего леса они слышны за несколько километров.
По воде плывет пена, которую взбивают пороги.
Порожистый участок, окруженный качающейся над водой сплавиной.
После того, как дорога уходит от реки, становится еще лучше - она проложена прямо по длинной озовой гряде. Длина этой гряды около 9 километров, в южной части дорога скатывается с нее немного раньше. Так как с обеих сторон от дороги растет сосновый лес, виды с гряды открываются обрывочные. Однако, когда едешь по гряде на велосипеде, с обеих сторон в просветах деревьев мелькают прекрасные просторы, а внизу тянутся болота и озера - это очень яркие ощущения! Как будто летишь над лесом.
В целом, в Карелии довольно редко выдается возможность оглядеться вокруг. На моем маршруте эта гряда была единственным таким местом, так как на Воттоваару я не попала.
Вот какие просторы!
Болото под грядой.
Иванов ручей, вид с моста.
Там, где дорога пересекает границу Калевальского и Муезерского районов, она совсем небольшая. Пользуются ею явно совсем редко. Там встречаются лужи, которые я обходила аккуратно по краю, чтобы не мочить ноги. В одном месте было болотисто, сняла ботинки, прошла босиком. Но в остальном ехать было и там очень приятно.А осенние лужи такие красивые!
В Муезерском районе дорога снова продолжается по насыпи, но ездят и там по ней явно нечасто. А я вообще на этой дороге не встретила ни одной машины. Счастье!
Очень красиво смотрятся болота среди окрасившихся пестрыми цветами холмов со смешанным лесом.
Снова Чирко-Кемь. Дорога пересекает ее по мосту.
Очень счастливая я на мосту через Чирко-Кемь.
В целом могу сказать, что дорога из Борового на юг к Ледмозеру была наиболее красивой и приятной в моем маршруте. Впрочем, выбирать лучшую мне трудно, так как почти все дороги были ах как хороши :)
Только ближе к концу эта дорога становится более используемой, так что качество постепенно ухудшается. Там, где она пересекает железную дорогу Кочкома - Ледмозеро, представляет собой классический разбитый грейдер со "стиральной доской". Ехать по такому утомительно, но вскоре этот грейдер уходит в Ледмозеро, а я по более приятной маленькой дорожке выехала на Костомукшинскую трассу.
Несмотря на то, что Костомукшинская трасса тупиковая, а сообщения с Финляндией сейчас нет из-за пандемии, движение по ней весьма интенсивное. Асфальт идеальный, но из-за трафика ехать там мне совершенно не понравилось по сравнению с теми прекрасными местами, где я провела два предыдущих дня. Но это был единственный продолжительный асфальтированный участок моего пути, который никак было не обойти, так как дальше я хотела проехать через Ругозеро.
В поселке Ругозеро я с облегчением свернула с Костомукшинской трассы снова на грунты. В поселке есть магазин, где я купила продуктов на ужин.
Мой организм в первые дни пути выдал бурную реакцию на более холодный воздух Карелии - мне все время хотелось есть! В велопоходе по Дону две недели назад ночи были холодные, но дни жаркие. И при тех же умеренных велосипедных нагрузках там я почти не ела днём, да и вечером скорее заставляла себя, ещё и часть купленного выбрасывала, потому что "уже неохота". А вот в Карелии я вдруг начала есть раза в три больше, при этом хотелось бы ещё (но это было бы уже сложно физически употребить :)), и не было никаких капризов, все что угодно - в топку! Позже организм привык, и этот эффект прошел. Хорошо, что магазинов в Карелии по пути достаточно. Если бы я рассчитала продукты по предыдущему походу на более длительную автономку, туго бы мне пришлось! Но тут я уже на второй вечер смогла закупить себе еды по изменившимся потребностям.
После поселка, дорога продолжается вдоль длинного одноименного озера Ругозеро. В дальнем его конце, где деревня уже не слышна, я и остановилась на ночевку. Место там по сути единственное, где основная дорога уже немного отошла от берега, но еще не начались болота.
Дорога вдоль Ругозера.
За палаткой видны болота в южном конце Ругозера.
Закат на Ругозере.
День 3. 28 сентября 2021.
109 км, 689 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6050146641
Всю ночь с озера дул довольно сильный ветер. Я надеялась, что ветром мне подсушит палатку, однако, оказалось, что это ветер с мелким дождем. Мой пуховый спальник не промок, однако, влажность была такая, что при плюс двух градусах (на которые мой спальник как раз рассчитан) мне было весьма зябко. Несколько раз даже просыпалась от холода. Как же сильно ощущение температуры зависит от влажности!
Утром долго возилась - никак не могла одеться так, чтобы было не мокро под дождем, но и не жарко крутить педали. А еще я накачала вчера колеса, чтобы быстро проскочить костомукшинскую трассу, и в это утро долго не могла подобрать снова адекватное давление для езды по грунтам, так как насос у меня без манометра. Куча времени на это все ушло!
Сегодня разнообразные дороги - иногда побольше, иногда поменьше. И все отличные! Главное же в том, что все мосты на месте - речек по пути много. Рельеф также был разнообразен - иногда было довольно ровно, иногда дорога начинала "прыгать" по моренным грядам.
Мост через Рокжозеро.
В районе деревни Коргуба я свернула с основной дороги, чтобы посмотреть на гору Халговаара на берегу озера Ондозеро. Подъехала к ней поближе на велосипеде, а дальше прогулялась пешком. Халговаара представляет собой моренную гряду с абсолютной высотой 163 м.н.у.м., на 40 метров возвышающаяся над Ондозером. Состав горы хорошо виден там, где ее срезало озером - сплошной гравий, перетертый и сложенный тут ледником. Гора вся покрыта сосновым лесом, а вид открывается только на Ондозеро. Не думаю, что этот вид сильно отличается от того, что видно просто с берега. Так что Халговаара явно не стоит того, чтобы туда специально подниматься. Но черникой я там просто объелась, пока гуляла :)
Черники очень много!
Вид с Халговаары.
По пути я пересекла по мостам несколько небольших рек. Они все разные и прекрасные. Но одна из них произвела на меня наибольшее впечатление - это речка Паю. Она течет среди сплошных болот и впадает в южную оконечность Ондозера. Там болота особенно красивые, я их разглядывала на спутниковых снимках... Но без лодки их физически невозможно увидеть.
Паю порясла меня своим быстрым, но абсолютно беззвучным течением среди сухих трав и высохших деревьев. Зеленая трава так же беззвучно колыхалась в темной, холодной воде, похожая на распущенные волосы русалки... Здесь действительно начинаешь думать о русалках и леших! Сказочная река! И название у нее такое нежное... Как я поняла, в переводе с карельского - Ива.
Паю, вид с моста.
Это неподвижная фотография, а в жизни трава постоянно колышется.
На мосту через речку Елма.
Старалась перекусывать на мостах, чтобы и кушать, и речками любоваться одновременно. А еще очень удобно на деревянных мостах сидеть. Мой перекус по пути - колбаса, сыр, хлеб, чай и очень вкусные карельские сладости.
Еще одно потрясающее место - это участок вдоль южного берега озера Елмозеро. Там дорожка подходит близко, и можно выйти на берег. Это место оказалось самым золотым из всех золотых озер на моем пути. Потому что там очень много берез! Я долго сидела на камне, потрясенная этой красотой. Хотя, вроде бы, на третий день должна была уже привыкнуть :)
Осенние листья в прозрачной воде похожи на драгоценные камни.
Ну и я среди этой красоты.
Возле Елмозера мой путь вывел с маленьких пустых лесных дорожек на более крупный грейдер. Но, как и прежде, он был очень неплохого качества. Ну, раз в полчаса там машина проезжала - не сильно меня такой трафик напрягает :)
Проехала деревню Шалговаара. Там есть магазин возле дороги, купила продуктов.
Дальше очень много озер. Дорога проходит вдоль самого края озера Сяргозеро, который представляет собой длинную песчаную дугу. Красиво!
Дорога вдоль Сяргозера.
Вид на деревню Сяргозеро.
Пронзительный и печальный крик лебедя-кликуна - символ осени для меня
Чуть дальше еще одно озеро недалеко от дороги - Вягозеро. Оно довольно болотистое, но воль берега тянется приподнятый над болотом и водой вал. Такие валы, один или больше, нередко встречаются на достаточно крупных болотистых озерах, где волны годами набивают по краю кучи сухого тростника и прочего материала, а потом там вырастают сосны.
Вода настолько прозрачная, что границы между берегом и водой совсем не видно. Только эта пена показывает, что дальше уже вода.
На ночевку я остановилась в южном конце того же Вягозера на вытоптанной рыбаками полянке, где берег не болотистый. Я не очень люблю рыбачьи места, так как посередине всегда "красуется" кострище, плюс мусор встречается. Но на этом берегу палатку можно поставить только на вытоптанном месте, потому что даже там, где не болото - совершенно непригодные для палатки крупные кочки, поросшие жесткими кустами черники и голубики.
Впрочем, главное для меня - не сама полянка, а то, что вечером я могу сидеть на берегу и встречать сумерки над неподвижными водами тихого Карельского озера...
День 4. 28 сентября 2021.
111 км, 1185 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6050146764
Утром, еще перед рассветом, проехала мимо деревню Ахвенламби. Дальше двинулась по большому грейдеру на Суккозеро. Качество дороги было хорошее. Машины в рабочий осенний день проезжали примерно раз в 20 минут - не напрягало.
Что мне запомнилось про эту дорогу - так это ее повышенная рельефность. Это было единственное место на моем пути, где набор и сброс высоты были стабильно больше 10 метров на километр. Это такой условный показатель интенсивного мелкого рельефа :) Все горки были небольшие по высоте, в основном не выше пары десятков метров. Но зато довольно крутые. Фотографий с этой дороги у меня совсем нет. Я крутила педали, качаясь на этих симпатичных горках вверх-вниз, будто на волнах. Кайф! Останавливаться и фотографировать в этом приятном процессе совсем не хотелось :)
Надо было бы мне и дальше продолжать ехать в Суккозеро, однако, меня смутил хороший грейдер, уводящий на юг прямо к горе Воттоваара. Вообще Воттоваару я посещать не планировала. Но уже в пути мне ужасно захотелось на нее забраться, чтобы посмотреть на Карелию с высоты. Я там была уже четыре раза и знаю, что виды с ее склонов открываются отличные. Поэтому решила все-таки ехать на Воттоваару. А вот делать петлю в Суккозеро не очень-то хотелось. Поэтому я все-таки свернула на этот грейдер на юг.
Он сначала был накатанным, потом меньше, но все еще по насыпи. Проехала мимо карьера, где добывали то ли просто известняк, то ли уже мрамор. Карьеры - это такая возможность заглянуть под землю. Я несколько дней ехала исключительно по моренному ландшафту, сложенному из песка и гравия. А тут внезапно известняк!
Вот такая порода с темными включениями.
Очень запомнилось мне место, где дорога петляет между несколькими небольшими озерами под общим названием Метчаянгъярви. На одном - волшебный ковер из листьев кубышки. На другом - вид на высокую гряду из пестрой смеси лиственных и хвойных деревьев. Одно из самых красивых мест на моем пути! Как жаль, что оставаться там на ночевку мне было еще рано. Ведь мое время на этот поход было ограничено...
Листья кубышки, поднимающиеся из темных глубин.
Постепенно дорожка превратилась в старую грунтовку лесовозного назначения. С ней как бы все было нормально, без завалов, не заросла. В одном месте ее пересекал ручей, но добрые бобры сделали плотину на месте дороги, а не под дорогой, так что пересечь ручей не требовало усилий.
Но дорога эта была очень некомфортной. Вся она была утыкана крупными, торчащими из земли камнями. Почва тут каменистая. Бдыщ-бдыщ-бдыщ... И низкое давление в колесах не помогало сгладить удары, так как на низком давлении камни очень неприятно стучали по ободам. Кроме того, меня постоянно лупили по лицу ветки ольховых кустов. Веточки, которые кажутся тонкими на вид, на самом деле оказываются очень жесткими, и ударяют сильно.
При этом формально по этой дороге я забралась на сам массив Воттоваары, на высоты до 300 м.н.у.м. Но с этой выдающейся высоты ничегошеньки не было видно сквозь мелкий, выросший на бывшей вырубке лес. Печально! Ну ладно, зато разведала незнакомый себе путь, так как через Суккозеро я уже каталась не раз.
Дорога кажется намного лучше, чем ощущается на практике.
Ручей через дорогу.
В лесу здесь лежало много крупных, окатанных ледником валунов. Они были покрыты пятнами ярко-рыжего лишайника, как будто красной краской покрашены.
Частичной пройдя пешком, частично проскакав в седле семь утомительных километров, я вышла на уже нормальную грунтовку, ведущую из Суккозера к Воттовааре. На камнях я сильно отбила себе руки, заболели запястья. Какое счастье, что у меня на руле есть лежак! Хотя дорожка не особо располагала к катанию на лежаке из-за встречавшихся луж и камней, я до вечера ехала почти только на нем и как-то умудрилась не навернуться :) Ведь с лежаком можно вообще не держаться руками и дать им полный отдых!
С горой Воттоваара меня ждал полный облом. Я была на ней не раз, но последний раз - десять лет назад. Тогда это было дикое, уединеннное место. Сюда было непросто добраться - двадцать километров пешком или на велосипеде от Костомукшинского поезда. Тропы в то время еще не были обозначены на карте, да и почти не были натоптаны, поэтому мы бродили по горе наугад, а ее скалы, маленькие озера и потрясающие сейды открывались нам неожиданно, словно чудо. Это было прекрасно!
Но с тех пор автомобилизация продвинулась очень далеко. Доехать из Питера до Воттоваары на выходные - не вопрос для автомобилиста. Подножие горы превратилось в парковку. И это при том, что дороги сюда пока доступны только внедорожникам. Если дорогу починить, то вообще ужас, что будет. Все хотят "употребить" достоприм минимумом усилий.
После нескольких дней катания по пустынным просторам Карелии это все было мне жутко неприятно. В довершение моих неудач, этот вечер был очень пасмурным, и еще за час до заката стало уже слишком темно, чтобы смотреть на просторы. Так что подниматься вечером не имело никакого смысла, только если утром. Там как бы есть какие-то поляны для ночевки над дорогой, но ночевать на этом проходном дворе, когда в любой момент тебе составит компанию очередная машина и ее обитатели... К тому же, завтра тут ожидался трейловый забег, а это еще толпы, пусть ультра-трейл-раннеров я искренне уважаю.
В общем, для меня это обилие людей и шума было совершенно невыносимо, хотелось только одного - скрыться оттуда как можно быстрее. На этом я психанула и рванула прочь от всей этой Воттоваары по дороге в сторону Гимол.
Ни о какой ночевке у воды в этот вечер речи не шло. Все озера здесь заболоченные, не подойдешь. А если бы подходы были, там бы стояли машины. В результате, огорченная и уставшая, я из последних сил дотащилась до какого-то соснового лесочка, набрала воды в пересекающей дорогу речке и загрузилась в палатку. Был вечер субботы, и весь вечер в темноте на Воттоваару следовал поток машин (не бегунов, у них старт оказался в Гимолах). Худший момент этого похода!
Воттоваара вообще не видна с дороги, ведущей вдоль нее. Единственным местом, где я ее увидела, был берег озера, куда я спустилась с дороги.
День 5. 28 сентября 2021.
115 км, 646 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6060986458
Утром я встала пораньше, хотя и не успела выспаться, и поехала поскорее к Гимолам. Дорога пересекает несколько болот, там большие лужи. Так как погода была сухая, то всех их я обошла по палочкам сбоку, не снимая ботинок. Это требовало некой эквилибристики и тягания велосипеда из болота. А главной моей задачей было не уронить спросонья велосипед в лужу! Это было очень нелегко :)
Спасибо этим лужам, они хоть немного защищают Воттоваару от потока машин.
Мне удалось верно угадать, что старт бегунов будет из Гимол в восемь утра. Я успела доехать раньше и пила чай на окраине поселка, слушая, как дико орут в громкоговоритель организаторы забега - теперь уже точно в стороне от меня. Децибелы "добро пожаловать в Карелию" - что-то просто контр-интуитивное для меня, ведь здесь так тихо... Ну, пока никто не орет в громкоговоритель.
Грейдер из Гимол в Поросозеро неплохого качества, но машин там было много, хотя было еще раннее субботнеее утро. После девяти пошли уже сплошным потоком. Я уж не знаю, на Воттоваару они тоже все ехали или куда. В целом места здесь намного больше заполнены отдыхающими, чем где-либо. Эффект популярного достоприма широко распространяется.
Привал на озере Юдозеро. Здесь популярные стоянки недалеко от дороги, так что тишина субботнего утра нарушалась доносящейся из машины музыкой. Но озеро красивое...
Поросозеро - большой поселок, там даже есть Магнит, но я зашла в несетевой магазин - ведь там есть большая стопка коробок с разнообразными карельскими вкусняшками! Причем в каждом магазине они разные, но все очень вкусные. У меня большой рюкзак-велоштаны, так что я покупаю вкусняшки мешками и без труда убираю их внутрь, не помяв. Для меня это идеальный перекус по пути, вкусно и питательно! Интересно, а способны ли взять с собой запас карельских вкусняшек байкпакеры с маленькими сумочками, в которых все тесно ужато? :)
В велоштаны поместится всё!
За Поросозером автомобильная и железная дорога пересекают большую реку Суна по мостам.
Сразу после моста через Суну, я покинула большую дорогу, которая отправилась в Суоярви и далее в цивилизацию Петрозаводска и Петербурга, и свернула по треку Тур Юнайта (который здесь очень логичен) на маленькие грунтовки. И там не было никого!
В этом смысле, еще вопрос: хорошо это или плохо, когда все люди собираются в одно популярное место? С одной стороны, само это место очень жалко. А с другой стороны, раз все скапливаются там, то все остальное никому не нужно. А мой интерес - это про путь целиком, а не "посетить достоприм". Так что и черт с ней, с этой несчастной горой! Хорошо, что я оттуда уехала и снова осталась совершенно одна в тишине лесов Карелии...
Качество дороги тут было так себе, много ям и торчащих камней, в целом катить нормально, но не быстро. Рельеф зато умеренный. Дорога ведет через смешанные леса, иногда прерывающиеся верховыми болотами с чахлыми сосенками. Довольно много вырубок.
Вокруг немало озер. Маленькие все заболочены, и они вдалеке от дороги, а вот у больших берег нормальный. На привал я подошла к озеру Илинен-Лиусъярви. Там тоже вал, когда-то сложенный из прибитого волнами к берегу тростника, а потом поросший мхом, вереском, черникой и небольшими соснами. Прекрасное место!
Здесь хорошо видно, из чего образуются эти удобные береговые валы, которые позволяют подойти к озеру.
На берегу было очень много очень зрелой, насыщенного цвета брусники. Обычно брусника слишком кислая для меня, но эта была такой вкусной!
Протока в озеро Илинен-Лиусъярви.
А на ночевку остановилась на следующем большом озере Салмиярви на таком же береговом валу. Прошла вдоль берега с велосипедом, и прямо на вал поставила палатку, у воды. Это была самая уединенная и душевная ночевка похода! Вот уж реально полная глушь, до ближайшего жилья десятки километров, ни одной машины не проехало по дороге. А значит, людей не было даже близко.
Зато в этом месте было очень много медвежьих следов и помета. Меня это только радовало. Я живу своей жизнью, а медведи живут своей, и не пытаются вести со мной унылых разговоров про медведей (а это главная тема для разговоров с местными, когда ты катаешься по Карелии!).
Запредельно счастливый человек.
День 6. 28 сентября 2021.
107 км, 675 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6060992524
Утром, как обычно, я собралась и выехала до рассвета, включив фару. Фара выхватывала на дороге бесчисленные кучи медвежьего помета. Некоторые из них еще парили. Значит, медведь прошел тут буквально передо мной. Я смотрела на проплывающий мимо меня непроницаемо темный лес и представляла себе, как медведь тихо стоит там и смотрит, пропуская меня по дороге. Он меня видит, а я его - нет. Но это чувство присутствия другого живого существа рядом, пусть никакое общение между нами и невозможно, было теплым и приятным.
Иногда я останавливалась послушать тишину. От нее в ушах громко звенело. Не предназначены наши уши к такой тишине, слишком громко бежит кровь по сосудам. И тишина, которая является отсутствием звука, ощущалась, наоборот, плотной, насыщенной субстанцией. Почти осязаемой в холодном, сыром осеннем воздухе.
Перед рассветом
Постепенно лес наполнялся светом. Я как раз подъехала к большому верховому болоту, когда из-за краешков сосен показались первые лучики солнца. Не обращая внимания на воду под ногами, побежала на болото. Там было так красиво!
День выдался солнечный. После запредельных ощущений утра, мой велопоход шел своим чередом. Дороги с утра были грейдерами разного качества. Иногда получше, гладкий и твердый, иногда похуже, с ямами и стиральной доской.
Теперь у всех озер и речек по пути были каменистые берега, без всякой болотистости. В целом пейзажи стали напоминать Карельский перешеек - только без людей. Много сосновых боров, рельефно.
Обеденный привал я сделала на берегу большого озера Вегарусъярви. По озеру плавал бобр. Он нарезал круги, потом шумно нырял, хлопая хвостом, выныривал в другом месте и снова плавал. Кажется, ему просто нравилось плавать :) А я любовалась тем, как быстро и ровно он разрезает озерную гладь с отражающимися в ней золотыми березами.
Бобр.
Вегарусйоки
Ягляярви
После поселка Вегарус моя дорога стала меньше и без насыпи. Периодически тут встречались болотистые участки с большими лужами. Здесь мне несколько раз понадобилось снять ботинки и провести велосипед по воде босиком.
Хиетаярви.
Березовый лес.
Сфотографировать листопад очень сложно, когда не стоишь, а едешь на велосипеде. Но желтыми листьями меня осыпало постоянно. Особенно было весело, когда лист щелкал по носу :)
Спасибо, что плотина над дорогой, а не под! Иначе бы дорогу затопило.
Снова боооольшая лужа на болоте...
Совершенно особенное место - это район озера Толваярви. Здесь очень выраженный ледниковый ландшафт. Понижения заполнены сетью озер с протоками между ними. А также есть озовые гряды - длинные валы, которые образовались в ледниковый период на месте подледных потоков, которые приносили и откладывали на своем пути песок и гравий. Среди озер озы видны особенно четко, так как их подчеркивает вода. А старая финская дорога проложена по этим грядам, дополненным двумя дамбами. Очень классно ехать то среди воды, то по гряде над озерами! Такие озовые гряды на озерах с дорогами и дамбами есть в нынешней Финляндии, например, Punkaharju и Pulkkilanharju, но волей истории эта дорога оказалась на территории России.
Конечно, это место популярное, много стоянок (не всегда чистых). Но осень, и людей там не было, несмотря на выходные и хорошую погоду.
Вот как это выглядит на спутниковом снимке. Зеленой линией - мой трек. Видно, как протянулись примерно с севера на юг три озовые гряды. Дорога проходит по участкам двух из них.
Деревянный мост через протоку между озерами.
Дорога по озовой гряде.
Финская дамба.
За Толвоярви дорога так и продолжалась небольшая. Ехать было очень приятно, красиво. Иногда лужи, в остальном все очень хорошо. Ну и камни иногда торчат, надо их объезжать.
На ночевку я остановилась на берегу группы озер Рухиярви, Ковероярви и Куйккаярви, соединенных протоками. На замусоренных стоянках ночевать не хотелось, а я прошла с велосипедом по лесу и уместила палатку на клочок незаболоченного берега у протоки. Там до самого вечера светило тепленькое солнышко. Ведь это последняя ночевка похода, и хотелось красоты и уюта. Удобно, когда палатка маленькая!
День 7. 28 сентября 2021.
104 км, 1076 м набора высоты
https://www.strava.com/activities/6062426601
После озер я проехала еще километров десять по большому и довольно разбитому грейдеру, потом он ушел в Райконкоски, а я продолжила снова по маленьким хорошим дорожкам.
Собственно, в это последнее утро похода у меня наконец-то произошла встреча с медведем, которую я ожидала давно. До рассвета я ехала с фарой, так что, думаю, медведи меня видели хорошо заранее, поэтому я их не видела. А тут я выключила фару перед рассветом - и выехала в сумерках прямо к медведю на дороге. Ни я, ни он не видели друг друга заранее. Как и ожидалось, зверь спокойно пропустил меня, и я поехала дальше, удержавшись от желания притормозить и посмотреть на него, чтобы не нарушать междвежье личное пространство. Эта встреча меня очень порадовала - ну наконец-то я встретила целого живого медведя вместо бесчисленных гор какашек!
Мой путь сегодня вел на юго-запад через Суйстамо и Хямекоски, в объезд большого озера Янисърви - и на финиш в Сортавалу. Составители маршрута Тур Юнайта решили сделать тут всяких петель на попсовые водопады, но мне по самое не могу хватило Воттоваары, а раньше я все эти водопады уже видела, так что на водопады я не поехала. Вокруг была классическая природа Северного Приладожья - смешанные леса с большой долей ели, выраженный мелкий рельеф, много камней.
Типичный местный лес.
Деревянная церковь в Суйстамо.
Дорога мимо озера Суйстамонъярви.
Классический пейзаж на месте бывших финских хуторов. Финские поля очень долго не зарастают!
Даже в октябре мне встречались цветы!
Озеро Хияярви. На озерах Северного Приладожья вода почему-то стояла очень высоко, затопив прибрежные деревья. А севернее, где я ехала, уровень воды был наоборот ниже нормы. Удивительно!
Риуколампи.
Линия елей красиво подчеркнула скальную гряду, на которой эти ели выстроились.
Финиш моего велопохода приближался планово и неумолимо. Я выехала на сортавальскую трассу в районе развилки на Рускеалу. Трасса очень загружена, ехать пришлось по обочине. Не могла не вспоминать, как лет 11-13 назад я очень любила эту дорогу и не раз по ней каталась мимо длинного залива с красивым названием Кирьявалахти. Тогда машин здесь почти не было. Как же все меняется...
Перед Сортавала есть гора Паасо. Множество раз проезжая мимо нее, я никогда не успевала на нее забраться, потому что спешила на дизель. Но в этот раз время у меня оставалось, я пристегнула велосипед внизу и прогулялась до вершины. Теперь там очень набитая тропа, внизу конечно парковка. Честно скажу, удовольствия не получила. Внизу ревет и воняет трасса, вокруг уже населенка, народу куча. Возможно, тут может понравиться в начале похода, но после всего того, что я прожила в Карелии, впечатление никакое. А идти по круговой тропе ужасно долго, при этом я не была спокойна за оставленный у начала тропы велосипед и вещи. Ну ладно, сходила, "галочку" поставила.
Вид против солнца в дымке в сторону озера Хюмпелянъярви.
Это единственный "дикий" вид с Паасо. Елки в Северном Приладожье крутые - это факт!
Добравшись до вокзала, я поела в кафешке и без приключений добралась до дома на Ласточке в Петербург. Для посадки требуются паспорт и чехол (или мешки) для велосипеда, как и на обычный поезд. Уложилась за семь дней, как и планировала. А через еще четыре дня мы всей семьей уже летели в пеший поход на остров Кунашир!
Комментарии
Сказка.
Там бы еще со спиннингом побродить.