Походы Кати и Саши

Отчеты о семейных пеших и велосипедных походах

Велопоход по Белоруссии трех мам, одного папы и четырех детей. Сентябрь 2019

Совместный велопоход по Налибоской Пуще и окрестностям Минска трех мам, одного папы и четырех детей от 2 до 4 лет. Участники из трех городов: Минск, Санкт-Петербург и Ижевск. Провели развиртуализацию - раньше мы знали друг друга только по интернету, а вот взяли и собрались в велопоход все вместе! Иллюстрация, как поехать маме одной в велопоход с ребенком в велокресле и походным снаряжением, и того, как можно и нужно поехать в гости, познакомившись по интернету. В отчете мой рассказ и фото, а от Неделек - большой фильм.

Содержание:
Участники
Предыстория
Маршрут
Видео-версия
Поездом Петебург — Минск
Дети и родители

Табличка по ходовым дням:
День 1. 11 сентября 2019 32 км
Молодечно - Яхимовщина - ночевка на Березинских торфоразработках
День 2. 12 сентября 2019 29 км Дубина Боярская - Саковщина - ночевка на берегу реки Западная Березина
День 3. 13 сентября 2019 30 км Журавцы - въезд в Налибокскую Пущу - ночевка в лесу у беседки
День 4. 14 сентября 2019 35 км По Налибокской Пуще - Белокорец - Першаи - ночевка во дворе агро-усадьбы "Пякарня Налiбоцкi Кныш"
День 5. 15 сентября 2019 34 км Раков - ночевка в кустах
День 6. 16 сентября 2019 27 км Заславль - Ратомка - ночевка на берегу Заславского водохранилища (Минское море)
День 7. 17 сентября 2019 18 км Веломаршрут в Минск и минская велодорожка
Всего 206 км, 7 дней

Участники

Минск:
Вероника Неделько -  прокладка маршрута
Александр Неделько - видео-оператор
Настя Неделько, 4 года, в велокресле
Катя Неделько, 2 года, в велоприцепе

Семья Неделек ведет известный канал видео на youtube Alexander Nedelko, посвященный велопоходам с детьми и без.

Санкт-Петебург:

Костюхина Екатерина - автор этого отчета
Виталик Столяров, 4 года, в велокресле

Я веду сайт katerinakost.ru и группу вКонтакте "Катя, Саша и Виталик в походе", посвященные разнообразным походам всей семьей.

Ижевск:
Елена Котлярова - записки онлайн в соц-сеть
Ваня Котляров, 3 года, в велокресле

Елена Котлярова ведет популярную страницу вКонтакте vk.com/fetromama, где пишет как про походы с детьми, так и про многое другое личное.

Предыстория

В мае 2019 я впервые попробовала формат велопохода вдвоем со своим ребенком в велокресле и другими мамами с детьми, отправившись в гости к Люции Хисматуллиной и Елене Котляровой в Ижевск, с которыми мы уже много лет были знакомы по интернету, но никогда не встречались в реальной жизни.
Раньше я никуда не ездила с ребенком без мужа - не потому, что не могла физически, а потому, что не очень-то и хотелось. Характер у сыночка был слишком тяжелый "по молодости", так что справляться с ним одной желания не было. А к четырем годикам характер у мальчика немного наладился, меня позвали - я и поехала, чтобы познакомиться с ижевскими вело-мамами в жизни. Естественно, в режиме велопохода!
Люсин отчет по этой поездке можно посмотреть здесь - http://biketravelmom.ru/velopohod-na-morskoi-glaz. А мои фотографии - в фотоальбоме Вконтакте.

Мы были в таком восторге от нашей "развиртуализации", что пришла мысль продолжить в том же духе - съездить в поход с Александром и Вероникой Неделько из Минска, которых мы тоже знали только по интернету (Лена и Люся пересекались с ними в Минске, но на очень короткое время). Люся поехать не могла из-за работы, а вот мы с Леной могли - Лена работает в свободном графике, а меня муж кормит. Послали письмо Веронике Неделько - и она согласилась! Александр специально выделил время от работы и тоже поехал с нами. Вот так и получился этот детский велопоход с участниками из трех городов!

Маршрут велопохода

Куда мы поедем, решала у нас Вероника. За основу она взяла велосипедный маршрут Воложинские Гостинцы по дорожкам вокруг города Воложин и Налибокской Пущи (сайт маршрута тут). Также она пользовалась прокладкой маршрута по maps.me, а возле родного Минска вела нас уже по хорошо знакомым ей местам. В основном мы ехали по достаточно безопасным, пустым дорожкам, как асфальтированным, так и грунтовым.

Изначально мы договорились на дневной километраж около 30 км. Так и получилось. Да, это очень мало, и ехали мы совсем немного, а в основном проводили время на привалах и ночевках. Но смысла делать километраж больше в подобном составном походе я не вижу. У всех разный темп езды и жизни. Спешка совершенно ни к чему. Детям нужны не перегоны, а свободное время для игры. Просто желательно, чтобы обстановка менялась регулярно :) Да и мы, взрослые, прежде всего ехали в этот поход именно общаться.

Видео-версия

По нашему походу семья Неделек сняла целый фильм в трех сериях - Александр снимал материал в походе, а Вероника все смонтировала. Мой отчет довольно краткий, а вот в фильме можно очень подробно посмотреть про все, что с нами было, а также увидеть красивые съемки с квадрокоптера.

Первая серия

Вторая серия

Третья серия

Дети и родители

Хотя до этого похода мы были знакомы с принимавшей нас семьей Неделько только по интернету, знакомы мы были достаточно хорошо. Мы смотрели их видео, они читали наши странички в соц-сети. И в наших заочных представлениях друг о друге мы не ошиблись. Вот почему так важно писать о себе в интернете честно и открыто! Общение в интернете - это, конечно, приятно, но самые ценные его плоды - это именно возможность пообщаться в реальной жизни с людьми, с которыми без интернета ты не познакомился бы никогда. И съездить в совместный велопоход :)
Мы все люди очень разные, но так как мы были в курсе событий друг у друга, а также "творим" в пересекающихся интернет-кругах на одну тему, то начали общаться сразу же, без заминки. Общих тем для обсуждения у нас оказалось огромное количество, трепались часами! Лично я вынесла из этого общения очень многое для себя и смогла разобраться в некоторых вопросах, которые давно беспокоили меня, но не с кем было их обсудить. Потому что для меня, как и для многих людей, основной источник движения вперед - это именно другие люди, которые подсказывают новые пути или, наоборот, укрепляют уверенность в своих привычных.

Кроме того, мне и Лене было невероятно интересно наблюдать, как Александр Неделько снимает видео в походе. Мы знали, что получается в результате, а тут увидели, как оно делается с самого начала. Александр обладает особым талантом - работать над съемкой, не выключаясь из реальности, и никогда не требует, чтобы другие люди ему не мешали. Единственными моментами, когда нам нужно было несколько минут подождать, были съемки с квадрокоптера на ходу. Все остальное снималось в режиме реального времени и непрерывного общения. А вот мне такого таланта, ксожалению, не дано - когда я нажимаю на кнопку видео, для меня течение жизни прерывается, все сразу начинает раздражать, поэтому я и не могу снимать в наших походах, как бы мне ни хотелось получить фильм на память.

Настоящий видео-блогер ради хорошего кадра готов даже утопиться в грязи с коровьим навозом! Вот как работать надо!

Что касается наших детей, все было, конечно, круто, но совсем не просто. Вообще компания из детей дошкольников может сложиться самым разным образом. Причем это зависит от этапа развития каждого. Например, в моем первом совместном походе по Удмуртии наши четверо детей (три мальчика 3, 4 и 6 лет и одна девочка 5 лет) сошлись между собой прекрасно. Дети спокойно играли, мамы спокойно общались.
В этом же походе получилось по-другому. Причем «взрывчаткой» оказался именно мой ребенок.

Во-первых, дети были постоянно в очень бурной активности. Шум от них стоял страшный и почти беспрерывный! Даже банально сказать что-либо своему ребенку в этом шуме было невозможно (а оттащить вовлеченного ребенка в сторону от других, чтобы сказать спокойно — тем более). Все взрослые очень быстро охрипли :) Впрочем, даже если ребенок слышал, что ему говорят, обычно это отправлялось в игнор. Какое еще послушание, когда идет такая веселуха!

Во-вторых, дети играли далеко не всегда мирно. И самым буйным был именно мой мальчик. Он и сам по себе весьма буйный, и нам с ним совсем не просто, но внутри семьи это все-таки не слишком большая проблема. А вот в детской компании эмоции у Виталика совсем зашкаливали, а вот выражал он их тем, что всех задирал и пытался колотить. Особенно его впечатлила Настя Неделько - чудесная, светлая девочка. Поэтому и набрасывался он на нее больше всего...
Мне приходилось непрерывно следить за Виталиком, защищать от него Настю и других детей, пытаться успокоить одуревшего мальчика, объяснить, как нужно общаться. И это при том, что сама Настя отличалась очень мирным нравом и, как могла, уходила от конфликтов. А если бы она его била в ответ?
Кроме того, многие игры, которые дети затеивали, были опасными, но не всегда можно было найти на местности альтернативу и не всегда мы хотели это делать, а остановить детей было невозможно.
Интересно, что максимум дурдома пришелся на первые дни похода. А вот ближе к концу дети все больше играли радостно и мирно. Возможно, если бы мы провели вместе еще больше времени, страсти и драки утихли бы почти совсем.

В общем, я уверена, что оно стоило того, потому что живое общение детей в походе, целую неделю вместе — бесценно. Но! Если бы хоть один из четверых присутствовавших родителей оказался недостаточно адекватен, раздражался бы на детей, чрезмерно волновался за них, искал среди детей виноватого или просто не справлялся бы со столь высоким уровнем хаоса и шума, то дело бы кончилось очень плохо.
Особенно в уязвимом положении была я, потому что именно мой ребенок был причиной драк и слез чаще других, а поделать с этим я не могла почти ничего. Но ни разу, никто не упрекнул меня за моего ребенка и не был враждебен к самому ребенку. Потому что ведь на самом деле буйный ребенок тоже ни в чем не "виноват", просто не справляется с эмоциями...
И вообще у нас, взрослых, не было никаких конфликтов, ни явных, ни скрытых, и это самое главное. Считаю этот поход успешно сданным экзаменом на адекватность для всех!
А я после этого похода точно могу сказать, что к выбору попутчиков для «детского» похода нужно относиться с очень большой осторожностью. Особенно - если ваш ребенок не отличается спокойствием и умиротворенностью. Ведь поход - это все время вместе, и никуда не денешься с подводной лодки, а в условиях стресса (которым безусловно является поход с детьми) люди показывают все, что у них есть внутри!

(фото Александра Неделько)

Отчет по дням

Поездом Петебург — Минск

Лена приехала ко мне из Ижевска на поезде за неделю до нашего отправления общего похода, и мы покатались по Карельскому перешейку. А в Беларусь мы отправились уже вместе, на поезде Санкт-Петербург - Брест.
Дорога не предвещала никаких сложностей, мы не первый раз едем в Беларусь, и наши знакомые тоже ездили много. Однако, мы внезапно столкнулись с очень яростным сопротивлением проводников. Они не пускали нас с велосипедами, потому что в стандартном сложенном виде велосипеды превышали допустимые размеры багажа в 200 сантиметров.  В конечном итоге, нам пришлось судорожно разобрать велосипеды чуть ли не до винтиков, и по-отдельности загрузить в поезд целую гору запчастей.
Впрочем, мы не так уж плохо отделались, так как все-таки попали со своими велосипедами в Минск. А по пути назад соседка рассказала мне, как при ней сняли парня с велосипедом с поезда - он остался без велопохода.

В общем, если хотите поехать из России в Белоруссию с велосипедом на поезде, имейте в виду, что:
- Официально велосипед в чехле с одним снятым колесом провозить запрещено, и способа сделать это легально не существует. Билет на велосипед купить нельзя (мы узнавали!), багажных купе в поездах нет, и дополнительные выкупленные пассажирские места тоже не помогают (мы специально выкупили полное купе плацкарта при том, что дети спали с нами на нижних полках, но это не имело значения).
- Если хотите, чтобы все было точно спокойно, разбирайте велосипед полностью заранее. Снять надо оба колеса, седло, багажник, сдвинуть руль. При этом на количество предметов багажа никто не смотрит. Все перечисленное мы свалили в нашем купе просто горой.
Когда я уезжала, то уже знала, что делать - разобрала велосипед заранее. Проводники мой велосипед с рулеткой очень старательно, но он (почти-почти) проходил по габаритам, и меня пустили без возражений.

Вот с такой горой мы выгрузились в Минске.

Мой велосипед после провоза в белорусском поезде. Я была очень удивлена, когда ЭТО смогло поехать :)

День 1. 11 сентября 2019
32 км

Утром наш поезд прибыл в Минск. Стоит он там совсем не долго, мы еле успели с Леной выбросить из вагона детей, вещи и запчасти велосипедов.
Семья Неделек подъехала уже позже, когда мы с Леной справились со сбором своих несчастных велосипедов. У Неделек тоже выдался непростой вечерок по семейным обстоятельствам. Но вот, наконец, все были в сборе, хотя и очень потрепаны.

Попытались зайти с велосипедами в торговый центр рядом с вокзалом, чтобы поесть в Макдональдсе, но не получилось - охранники выгнали. Хотя Александр пытался их переубедить, но это бесполезно. Пришлось ему сторожить велосипеды у "велосипедной парковки", так как стоять там с детьми неприятно, курят и машины ездят.
Зато на вокзале Беларусь, наоборот, порадовала - не только можно свободно проходить, но вообще можно прямо заехать на перрон. У нас в Петербурге на вокзал не войдешь без толкучки, очередей, просветки, плюс обычно еще и лестницы, по которой велосипеды надо протащить.
Ну ладно, как-то мы покушали и благополучно загрузились в электричку, чтобы добраться до старта нашего маршрута.

В ожидании электрички на вокзале Минска

Наш детский сад в электричке

Все велосипеды и вещи Неделек ловко уместились в один отсек

В середине дня мы высадились в Молодечно. Там зашли в большой супермаркет Евроопт (N54°18'37,85" E26°50'08,71") за продуктами и, наконец, водрузили детей и себя на велосипеды и начали наш поход по небольшим дорожкам на юг из Молодечно, в сторону Минска.

Дети тут же заснули. Все этому были рады, кроме меня - оказалось, что я забыла дома штуки, которые притягивают ножки ребенка к опорам на велокресле. Когда Виталик не спит, в них нет уже необходимости, а они ему уже неудобны. Поэтому я их сняла и забыла. Но вот когда ребенок заснул, ножки стали свешиваться и ужасно мешать мне крутить педали! Только позже удалось придумать, как закрепить ножки другим способом. Но сначала приходилось мне жать на конктактные педали пяточками :) Вот главное, что мне запомнилось из нашего первого дня.
А еще, конечно, сразу бросилось в глаза, как много в Беларуси дорожек без машин нормального качества. В окрестностях Петебурга, где мы живем, совсем не так - почти на всех нормальных дорогах машин много. А в Удмуртии, где живет Лена, есть много пустых полевых дорожек, но стоит пойти дождю, как все они становятся глинистыми, совершенно непроезжими для велосипедиста, и остаются только загруженные трассы. А вот Белоруссия очень хорошо подходит для катания с детьми!

Палатки в этот день мы поставили среди бывших Березинских торфоразработках (N54°11'55,66" E26°36'51,25"). Через них идет грунтовка, в середине не проезжая для машин. Там есть беседка и микроскопическая полянка.
В маршруте Воложинские Гостинцы это место было указано как подходящее для ночевки. Но, как всегда, что взрослому хорошо, то совершенно не обязательно хорошо с детьми. Из развлечений там, кроме беседки (которую взрослые заняли для готовки ужина), была только гора каких-то досок. Вокруг стояла высокая трава, к берегу было не подойти - грязно. В результате дети лазали по этим доскам, что было небезопасно, но иначе им совсем нечем было заняться.
А еще там было множество клещей, мы с детей и с палаток несколько штук сняли. В моей родной Ленобласти найти клеща в середине сентября возможно, но очень маловероятно, так что такое количество клещей в Белоруссии было для меня неожиданным. Кроме того, там было еще и много комаров, но, к счастью, у нас с собой были спирали, и они эффективно этих комаров разогнали.
В общем, для взрослых на Березинских торфоразработках ночевать хорошо (если не боитесь клещей и комаров), вокруг вода, место тихое. Но с детьми - нет.

Грунтовка через торфоразработки (фото Лены Котляровой)

Луна над торфоразработками.

День 2. 12 сентября 2019
30 км

Утро, Вероника собирает девочек на выход

Утром к нашей палатке пришла в гости Настя. Виталик весь в счастье - девочка чудесная. Только вот от этого бурного счастья всех окружающих детей он начал пихать и лупить. Причем саму Настю тоже!

Сборы взрослых сильно задерживались из-за того, что нам было очень много чего надо срочно обсудить :) На фото Александр что-то активно рассказывает, а у Лены лицо сосредоточенное - она думает!

Наконец, мы собрались и отправились дальше по тихим дорожкам кругом вокруг города Воложин. Первым приключением этого дня стал брод в конце грунтовки через Березинские торфоразработки. Оказалось, что это первый брод в велотуристическом опыте Александра и Вероники! Они вообще-то любят европейский асфальт, а не вот такое. Но как будто специально для меня (большого любителя увлекательных грунтовок) маршрут получился с приключениями. Мы смеялись даже, что подписчики подумают, что Костюхина Неделек покусала, и теперь они в грунты ударились :) Но мне показалось, что Александру и Веронике брод тоже понравился :)

Чтобы ребенка в прицепе не залило водой, Вероника его приподнимает.

В одном месте Вероника проложила маршрут по дорожке, обозначенной на OpenStreetMap, но она оказалась несколько заросшей. Дети с удовольствием прогулялись по лесу пешком. А вот родители нервничали, что детей опять надо осматривать от клещей.

(фото Лены Котляровой)

Юные исследователи леса. А Виталик как обычно смотрит на Настю, открыв рот :)

В середине дня мы остановились в деревне, чтобы заранее запастись водой на ночевку - мест рядом с водой в Белоруссии немного, без гарантий, так что лучше воду иметь с собой. А деревенские бабушки не только налили нам воды, но выдали детям морковки, а потом еще и картошки притащили, несмотря на наши попытки отказаться. Но приятно!

Кстати, воду Недельки набирали в большой 10-литровый бурдюк MSR, который потом отправлялся под ноги к Кате в велоприцеп. Старались делать это заранее, чтобы не остаться без воды. Зато никакой экономии воды потом не требовалось :)

Перевозка 10 литров воды и ребенка в велоприцепе :)

Вообще кататься по белорусским деревням очень приятно. Я не хочу вдаваться в политические подробности, но в Беларуси так красиво все! А у нас в Ленобласти вокруг домов - сплошные двухметровые заборы из проф-настила... Мрачные и уродливые. И дело тут все-таки в людях, которые сами выбирают - сажать цветы или ставить двухметровый железный забор...

Под сенью аистового гнезда

Жителям этого дома есть, есть что показать всем - потрясающей красоты цветники! И все ахают от восторга. И заборчик под стать цветам.

На ночевку на второй день мы встали на берегу реки Западная Березина (N54°05'22,78" E26°21'55,68"). Прекрасное место! Река вьется через луга, бережок высокий - на таком очень приятно поставить палатку! Погода была теплая, так что до вечера все купались. А дети активно играли в песке над рекой.
Родителям в таком месте, конечно, не расслабиться. Это один ребенок может играть спокойно, а четверо - это полный хаос, и в таком хаосе любой из них может неожиданно улететь в речку. Впрочем, с нашим детским садиком и в любом другом месте было не расслабиться :) Но оно того точно стоило.

Дети играют.

Виталик в полете.

Александр вечером запустил дрон, чтобы снять речку и наш лагерь сверху. Я смотрела в экранчик - и там увидела совершенно другой мир, чем когда смотришь снизу! Просторы, изгибы реки...  Смотрите в его фильме, в общем :)

День 3. 13 сентября 2019
30 км.

Утренний вид из палатки порадовал!

Коров гонят...

Утром собирались мы долго. В этот раз задерживала всех я. Вчера вечером я перестирала одежду, которую Виталик капитально вывалял в земле. Но утром он случайно свалился в речку и стал грязнее прежнего. А еще потерял одну из игрушек из нашего набора, который всегда с собой. Она оказалась зарытой в землю, и мне пришлось перерыть весь берег на протяжении примерно 20 метров, чтобы ее найти... Замоталась я - не то слово! В походе с ребенком даже педали крутить не надо, чтобы получить серьезную порцию нагрузки :)

Ребенок вылез из реки мокрый и грязный. Опять переодевать и все сушить... Хорошо еще, что погода была теплая и сухая!

Ходовой день у нас опять был неспешным, с многочисленными длительными привалами. Например, в деревне Журавцы мы обнаружили маленькую самодельную детскую площадку. А у нас детский велопоход, так что остановка обязательна. Пока дети играли, а взрослые варили обед, Александр попросил у местного жителя зарядить квадрокоптер и прочую электронику, необходимую для съемки видео.

Съемка видео не только требует много труда, но и постоянной подзарядки.

Дальше маршрут повел нас в Налибокскую Пущу - самый большой сплошной лесной массив Белоруссии.

Вот такие знаки предупреждают о въезде в заказник Налибокский. Въезд свободный. Александр, конечно же, снимает этот исторический момет на камеру.

Леса в Налибокской Пуще разные, от болотистых лиственных до высоких сосновых. А дорожки очень приятные! Но в наш маршрут Вероника включила пущу лишь немного, мы проехали ее северным краем.

По пути мы заехали в место, обозначенное как загон для зубров. Но никаких следов зубров или какой-либо иной жизнедеятельности там не обнаружилось. Вообще зубры в Налибокской Пуще есть! Но мы с детьми так шумели, что шансов их увидеть точно не было :)

На ночевку в третий день мы остановились в сосновом лесу возле беседок (N53°58'56,46" E26°23'19,15") на некой экологической тропе. Вот здесь клещей мы не ловили, очень большой плюс! Но источников воды рядом не было, а заранее мы не сообразили набрать. Так что пришлось Александру, как единственному мужчине, скататься одному в деревню Сябрынь за 4 километра и привезти нам всем воды оттуда.

Какая-то экологическая тропа.

Вечером Александр решил для романтики зажечь костерок в костровище рядом. Но это было большой ошибкой :) В своем бурном состоянии дети постоянно пытались свалиться или толкнуть соседа в огонь. И костер не привел ни к чему, кроме дополнительной головной боли родителям. Никакой романтики :) А когда дети просто носятся по лесу, вероятность убиться у них все-таки меньше. Хотя тоже есть - везде!

Поздно вечером, когда мы уже легли, пошел дождь, и мы с Леной обе вскочили и побежали под дождь срочно натягивать наши палатки. У Лены была новая палатка MSR с силиконовым тентом, который она не проклеила (фабрично силиконовое покрытие не проклеивают), поэтому палатка протекала через швы. А моя палатка просто старенькая, пропускает воду по всей поверхности, но если хорошо натянуть, то нормально.

День 4. 14 сентября 2019
35 км

Утром все еще крапал дождик, так что беседка оказалась очень кстати. Но пока мы позавтракали, вышло солнышко. В этом походе нам очень повезло с погодой!

Дети срочно требуют от Вероники завтрак.

Собрались, как всегда, не рано и покатили дальше по прекрасным грунтовым дорожкам Налибокской Пущи.

К сожалению, пуща на нашем пути быстро закончилась, и мы выехали в деревню Белокорец. Очень хотелось найти там магазин, но его не было, только автолавка в деревню приходит. Так что дальше мы поехали по грейдерным и асфальтированным дорожкам в большой поселок Першаи.

По пути у нас случилась очень приятная история. Едем, и вдруг из одного дома выскакивают люди и говорят "А мы только что в Инстаграме Неделек читали, что вы тут едете!". Пригласили нас выпить чаю с супер вкусными пирожками. Так как мы без магазина были уже весьма голодные, пирожки были нам ну очень вовремя! А эти ребята организовали велоусадьбу с прокатом велосипедов и питанием для экскурсий по Налибокской Пуще (ссылка).

Кататься с популярным видео-блогером выгодно! Можно получить вкусных пирожков :)

Подкрепившись пирожками, мы легко доехали до Першаи. Там магазин действительно есть. Ну а мне это место запомнилось тем, что Виталик до того одурел, что влез в ботинках в глубокую лужу и промочил их, не обращая внимания на мои крики. Ну ладно, было тепло, высушил ботинки на себе. Но вообще мочить ботинки - это совсем не дело для походного ребенка! Орала я сильно :)

Дальше наш путь лежал среди кукурузных полей. Для жителей что Петербурга, что Удмуртии кукурузные поля - это настоящая экзотика :)
В сентябре кукуруза уже вся созрела и стала каменной. Но на некоторых слабых растениях можно еще было найти молодые початки (которые все равно не созреют к сбору урожая), и они были сочные и вкусные. А Виталика очень приводит в восторг сам факт, когда пищу находишь на местности, и он наел немало этих початков.

Дорога через кукурузные поля.

Лена тырит кукурузу :)

Виталик лакомится молодой кукурузой.

На ночевку в четвертый день мы остановились в некой агроусадьбе "Пякарня Налiбоцкi Кныш" (N54°00'49,24" E26°46'03,94"). В усадьбе никого не было, дозвониться до хозяев тоже не удалось. Там что мы просто поставили палатки во дворе и спокойно там переночевали. Не буду врать, что мы совсем не оставили там следов - дети (как всегда) были крайне возбуждены, совершенно не слушались родителей, и все-таки поломали один кустик с краю двора, хотя мы как могли пытались этому воспрепятствовать. Надеюсь, это был не очень важный кустик и он восстановит свои силы...
А вообще в такой ситуации единственный выход - это не отходить всем от своих детей ни шаг и заниматься только ими. Но это же нереально! Кто-то должен ставить палатки, готовить еду, да и вообще жить охота, а не только бешеных детей "строить".

День 5.
15 сентября 2019

34 км

Когда в семье растут девочки, маме надо уметь плести косички :)

Утром Александр приготовил нам всем яичниц из яиц, которые купили вчера в Першаи. Было вкусно!

Я никогда еще не ела в походе яичницу :)

Настя Неделько хорошенькая и очень жизнерадостная. А у меня растет очень буйный кавалер...

Утром мы еще проехали по тихой асфальтовой дороге, а потом пришлось выйти на неприятную (единственную на нашем пути такую) дорогу - шоссе в сторону города Раков. Машин там было много. Сам Раков вообще на большой трассе находится, но, к счастью, на подъездах начинается велодорожка.
В Ракове мы зашли в супермаркет, а также решили заглянуть в ресторан Старый Раков, чтобы отведать традиционной белорусской кухни. Но кухня оказалась так себе.

Вскоре за Раковым уже начинаются пригороды Минска. На ночевку пятого дня мы остановились, немного не доезжая второй минской кольцевой автодороги в лесочке. Место было ничем не примечательное, но вполне уютное, если бы не обилие клещей. Дети же, как обычно, сходили с ума и пытались друг друга немного убить. Детский ор и визг стоял в нашем лесочке просто оглушительный!

Первым делом в лесу дети начали тыкать друг в друга палками. Они умудрялись придумать себе опасное занятие везде!

День 6. 16 сентября 2019
27 км

Утром Виталик проснулся первым, и мрачно сидел у палатки Неделек, ожидая, пока проснется Настя. Но когда она встала, пережил очередную драму, пытаясь заставить ее все делать все так, как он сказал. Настя не слушалась, Виталик пытался решить дело силой. Но я не давала ему бить Настю. Ну что же, пришлось смириться...

Виталик ждет даму у ее палатки. Жизнь - сложная штука! И в четыре годика это уже очевидно...

Покинув наш лесочек, мы пересекли кольцевую автодорогу Минска. Вокруг потянулись пригородные коттеджные поселки.

Мы заехали в город Заславль. Там Недельки показали нам ларек со вкусными свежими булочками (N54°00'22,77" E27°17'01,27"), а съели мы их на большой детской площадке рядом. Хороший город Заславль!

Моя порция вкусняшек!

Носочки у Насти к концу похода стали уже не такими розовыми :)

Потом был интересный участок по лесным грунтовкам вдоль железной дороги до города Ракомка.

Вот про такие дорожки (почти в черте города) знают только местные :)

Ну а дальше мы выехали к Заславскому водохранилищу, которое местные называют Минским морем.

Дамба Заславского водохранилища.

Видео-блогер за работой - Александр запускает дрон, чтобы заснять нас всех вместе на дамбе сверху.

На восточном берегу Минского моря сделана обширная зона отдыха с пляжами и детскими площадками. Когда мы приехали, пляжи были практически пустыми, так как погода холодная - плюс десять и сильный ветер. Впрочем, наши дети все равно бегали босиком :)
Ну а мы спокойно поставили палатки на травке прямо рядом с детской площадкой, и никто нас не беспокоил. А палатка на детской площадке - это вообще круто! Прямо моя воплощенная мечта! И весь этот вечер дети играли действительно мирно и весело, а родители смогли насладиться покоем и возможностью нормально поговорить.

Прощание с летом!

Очень уютные тут ивы. Прекрасное место для палатки!

Моя палатка прямо возле площадки.

Собрать наших четырех деток в одном месте было можно, только если посадить их в такую клетку :)

Все родители тут же бросились фотографировать детей - единственный раз все четверо вместе!

Ну а вечером стало совсем красиво - вдалеке шла дождевая туча, нас не полило, но зато она подарила нам прекрасные радуги!

Лучший кадр этого похода!

День 7. 17 сентября 2019
18 км

В этот день обещали начало дождей, и мы без лишних петель двинулись в Минск. Велосипедный маршрут ведет прямо от пляжей Минского моря до минской велодорожки.
Минская велодорожка совершенно потрясающая, идеальная, ведет через весь Минск по зеленым зонам. Недельки к ней привыкли, конечно, а вот для меня и Лены это просто вау! Хотели бы мы иметь такие к себе поближе!
Ну а возможность выехать из города прямо к водохранилищу и зеленым зонам, полностью минуя дороги с машинами - это совсем круто. Можно брать и ехать с детьми на своих велосипедах в велопоход прямо от дома!

На шикарнейшей минской велодорожке. А сзади нас догоняет большая черная туча - мы вернулись в город как раз к окончанию тепла и началу дождей.

Дождь все-таки нас накрыл. Уже успев хорошенько подмокнуть, мы спрятались под козырьком торгового центра. Дети в шоке! Но потом дождик временно прекратился, и мы благополучно добрались до дома Неделек.

Спасибо Александру и Веронике за гостеприимство!

Оставшееся время до нашего отъезда мы провели в гостях у Неделек. В наш общий свободный день прокатились в другую сторону по минской велодорожке, но весь день лил дождь, нам с Леной все равно, а Неделькам это некомфортно. Так что покатались и вернулись домой. Ну а дома дети разносили квартиру, а взрослые смотрели разных видео-блогеров и продолжали насыщенно общаться :)

Лена и Вероника баловали нас то пиццей, то блинами, то булочками.

Четверо детей в одной квартире - это страшно. И очень, очень громко!

Я уехала домой без приключений через день, а Лена еще через день (говорят, в мое отсутствие хорошо поперемывали мне косточки :)). Конец отчета!

You have no rights to post comments

Все статьи на этом сайте основаны на личном опыте, потребовали большого и бесплатного труда. Если наш отчет пригодился вам для подготовки своего похода — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на наш отчет: это поможет сайту не теряться в интернете. Если хотите использовать наши материалы для своих ресурсов - активная ссылка обязательна!