Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Замбии. Май 2013. День 2

день 2. 30 апреля 2013.
64 км, средняя скорость 11 км/ч, примерное время в пути 10ч5м, набор высоты 645 м (равнина).
покрытие: 42 км крупная грунтовая дорога, 2 км лесная дорога, 20 км тропы
пункты по дороге: водохранилище Mulungushi Dam, мост через р. Mulungushi

Утром мы продолжили ехать по мелким дорожкам и тропинкам. Вчера мы еще не совсем вникли в тему, а в этот день восторг начался по полной. Тропинки!!! То по лесу, то по саванне. И никаких автомобилей (которые мы оба так, э-э, сильно не любим). Это же настоящий рай для велосипедиста! Описать это как-то более литературно я слов не нахожу :) Суть ведь в процессе.
Процесс, надо сказать, шел у нас не быстро (средняя около 8 км/ч), потому что то промоины, то ямы, то песочек, то резкие подъемчики, то пешеходы... Ну, то есть всяческие естественные препятствия :) Плюс надо было внимательно смотреть в навигатор, чтобы не сбиваться с курса на многочисленных развилках. Но оно и к лучшему! Ехали себе спокойно да радовались. В дорогах, на которых нельзя ускориться, есть большой плюс :)

К обеду мы выехали из долины и снова оказались на большой дороге. Ну, относительно большой :) С нее у меня была запланирована мини-радиалка к водохранилищу Mulungushi Dam и к водопадам рядом с ним - их фотографию я случайно нашла в каком-то LJ местного белого фермера и захотелось посетить.
Однако, все оказалось нетривиально, потому что нарисованный мной трек к водопадам первым делом уткнулся в шлагбаум с грозной надписью «никому нельзя входить за эти шлагбаумы без специального разрешения. вы были предупреждены». Сейчас я думаю, вполне себе можно было это дело проигнорировать (потому что все равно мы потом туда проехали, но "разрешенными" дорогами), но тогда мы были еще стеснительные и ехать за шлагбаум побоялись. Поехали по дорожке рядом, по указателю на некий ресторан. Время было обеденное, и от ресторана мы бы совсем не отказались.
Дорога привела нас на территорию лодочной базы Mulungushi Dam Boat Club. Сначала подъехали посмотреть на водохранилище - ничего особо красивого и совсем нефотогенично, так как полуденное солнце лупило что есть силы. Потом подъехали к местному работнику, который имитировал какую-то хозяйственную деятельность и спросили - а что насчет ресторана? На это он нам радостно предложил купить еды и приготовить ее здесь самим. Потому что ресторан не работает. Спасибо, конечно, но сами мы и на горелке прекрасно сготовим.

В качестве лирического отступления. Мы тогда удивились, что вывеска есть, кухня тоже наверняка есть, в путеводителях это место обозначено, работников вроде как много шляется, но в реальности никакой деятельности не происходит. Наверное, остановиться там было в принципе можно - но об этом пришлось бы ооочень трудно договариваться... И питаться самостоятельно.
Потом мы поняли, что это не исключение, а правило. На нашем маршруте было всего несколько мест, которые имели хоть какое-то отношение к туризму - и во всех этих местах туристов, мягко говоря, не ждали. Может, в Ливингстоне или Лусаке турист и может рассчитывать на какой-то аккомодейшн на постоянной основе, не знаю... Но в целом у меня сложилось впечатление, что замбийский бузинесс работает только тогда, когда его хозяин стоит "с плетью" над работниками и собственноручно заставляет их хоть что-то делать.
Это понять сложно, так все разболтанно и нелогично. С одной стороны, в Замбии практикуется совершенно рабский труд, например, на медных рудниках. Масса людей рыбачит в болоте Луканги, которое угрожаем им рисков быть съеденным крокодилом или скоропостижно умереть от холеры. Но они идут на это, ведь с занятостью дело обстоит плохо. При этом, если людям везет получить нормальную работу, без "кнута" они ее делать не будут. Можно нанять десять человек для того, чтобы выкосить лужайку - и все они сядут под деревом и будут "пинать балду" до тех пор, пока не придет хозяин и не устроит нагоняй. Наверное, все климат виноват :)

После обсуждения темы ресторана мы спросили у работничка как проехать к водопадам. Ну и конечно, получили ответ, что по земле это сделать в принципе невозможно, а можно только на лодке. Для гарантии товарищ указал нам ровно противоположное направление. Типа что это вы туда смотрите, водопады совсем в другой стороне. Я вот даже не знаю, то ли врать чужим - это святое, то ли мужик на самом деле надеялся развести нас на "ресторан самообслуживания" и пятисотметровый тур на лодке... Если так, свой интерес он очень хорошо скрыл, демонстрируя к нам равнодушие.
Но мы уже начали немного понимать местную психологию, так что дяде не поверили, а поехали дальше. И дорожка меньше чем через километр и совершенно конкретно вывела нас к водопадам. Ну какой был смысл врать-то! Никаких шлагбаумов, кстати, мы при этом не пересекали. Ближе к водопаду мы встретили очередного местного и спросили, а можно ли тут находиться и где конкретнее водопад. "Конечно, можно, никаких проблем, к водопадам вам сюда" - ответил он. Кажется, про это я уже писала в предыдущий день :)

На водопадах нам понравилось. Я понимаю, они совсем небольшие, но когда жарко - любая вода привлекательна. Я там немного сполоснулась. Потом посидели, опустив ножки в бегущую воду. Хорошо... Хотелось бы там позатуплять, но ведь всего второй день похода... Потом прогулялись немного с велосипедами вдоль реки. То есть мы надеялись, что по тропе вдоль реки выйдем на дорогу, но не вышли, пришлось вернуться. Речные заводи меня манили ну очень сильно, но Саша был против купания в сомнительной речке, если можно и потерпеть. Как оказалось, Саша был прав, что эта река для купания не очень подходит - вскоре мы встретили табличку, гласившую "beware of crocodiles" :)

Посетив водопады, мы вернулись на нашу основную дорогу и до вечера проехали по ней около 30 километров. Постепенно она становилась все приятнее, потому что уже, и начался легкий рельеф с плавными спусками-подъемами.
Вечером этого дня у нас случилось еще одно "приключение", когда нашу дорогу преградило нечто типа экскаватора. Конструкция была страшная - громыхая как тыща консервных банок, она передвигалась на своих массивных гусеницах со скоростью около 5 километров в час. К сожалению, в том же направлении, что и мы. Ну, мы посмотрели, посмеялись и подумали, что сейчас обгоним и поедем дальше. Как бы не так! В Замбии человек за рулем всегда прав. И дать проехать мимо себя каким-то там велосипедистам позволить он никак не мог. Так что стоило нам приблизиться, как водитель развернул свою машину, перегородив дорогу, и угрожающе закачал ковшом. Делать нечего, мы грустно сели у дороги и стали ждать. Нам повезло - через не очень большое расстояние наши пути с этой колымагой разошлись, он поехал направо, а мы прошмыгнули налево. А иначе ходовой день был бы закончен раньше времени.

ФОТОГРАФИИ

наша тропинка

обхожу брод по веточкам

наша тропинка по миомбо

в дождливый сезон здесь не пройти

тропинка по саванне

пересекаем еще один подзасушенный ручеек

шлагбаум и табличка при попытке подъехать к водопадам

Mulungushi Dam boat club

водопады на Мулунгуши

прогулка вдоль реки

заводи на Мулунгуши

вид на Мулунгуши с моста. пальмы и все такое

остерегайтесь крокодилов! мне нравится, как тут крокодильчик нарисован - каждый пальчик виден :)

наша дорога

эта дорога номерная, за ней следят. на этом участке качество прекрасное.

типичная деревенька у дороги.

домик с рисунком

женщина набирает воду из колонки

случайно заснятый процесс стрижки

тот самый экскаватор

дорога рядом с местом нашей ночевки, вечер

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1 Выезд из Лусаки и много заборов. открыть
Первый раз на тропах и долгие поиски водопада. открыть
3 По заброшенной дороге к "национальному монументу Замбии" Wonder Gorge. открыть