Отчеты Костюхиной Екатерины

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Замбии. Май 2013. День 12

день 12. 10 мая 2013.
104 км, средняя скорость 13 км/ч, примерное время в пути 10ч50м, набор высоты 248 м (равнина).
покрытие: 85 км крупная грунтовая дорога, 13 км лесная дорога, 6 км пешая экскурсия
пункты по дороге: Пос. Kaeswa, Blue Lagoon national park

Утром мир предстал в совершенно другом свете, чем вечером. Пьяницы уползли спать, музыка молчала, люди вокруг были деловитые и приветливые, а атмосфера жизнерадостной. Народ толпился у колонок, умываясь и набирая воду, на костерках во дворах готовили еду, скот выгоняли на прогулку. Прохлада, легкий туман, мягкий свет. Красота… И дорога вроде стала вполне себе ничего.

Потыкавшись немного туда-сюда, нам удалось найти первый (и единственный) знак, указывавший на Blue lagoon national park. Это был щит с довольно длинной надписью, гласившей «Вы можете посетить интересные места в парке Блу Лагун, но помните, что если вы не видели знаменитой Блу Лагун, то вы не были в национальном парке Блу Лагун. Пожалуйста, обязательно посетите Лагуну». Кстати, видела где-то фотографию, что еще один указатель на парк стоит аж на выезде из Лусаки. Ну-ну :) Мы его не видели.
Около знака от грейдера уходила в нужную сторону небольшая дорожка. Мы ехали по ней и гадали, туда ли мы едем, такой редко используемой на вид она была. Однако, километров через 6 мы таки подкатили к розовому домику с надписью Welcome to the Blue Lagoon. Ура, ориентирование на местности без нормальной карты и без трека нам удалось!

Вообще, еще по дороге, меня начали посещать мысли, что вот мы едем, едем, а там все окажется как везде – толпа бездельничающих негров, которые уставятся на нас как на инопланетян. И ведь была права! Именно такую картину мы и увидели :)
Работнички явно не понимали, что нам вообще здесь нужно и, главное, почему мы не хотим просто взять и тихо исчезнуть. Но это не деревня, а парк, и они здесь как бы работают, так что исчезать мы никуда не собирались, а проявили настойчивость. Товарищи для начала выбрали козла отпущения по принципу «у него футболка с надписью Блу Лагун». Но выбранный парень не больше других мог объяснить, куда следует идти, чтобы посетить парк (и где собственно этот парк) и что здесь можно и нельзя сделать. На его счастье, в кэмпинге обнаружился человек постарше, и трудная работа разбираться с нами была перевешена на него.

От этого дяди мы выяснили, что начальник парка в отпуске, поэтому никто ничего тут не делает. Например, та толпа народу, с которой мы сначала разговаривали, нанята для того, чтобы тут все выкосить и привести в приличный вид. Ну да, час они может и покосят. А остальное время одни сидят под деревом, а другие ловят рыбу в водах национального парка :)
Выяснили также, что остановиться тут в принципе можно, если в палатке и на автономе. Хотя формально здесь должен быть лодж, домики стоят, но они непригодны для использования. У нас, впрочем, времени останавливаться все равно не было – самолет на следующий день, а до аэропорта еще 130 километров.
Мы попытались выяснить про возможность нанять машину до Лусаки, но машины в парке нет, можно ехать назад в деревню и пытаться договориться, с неизвестным результатом. Решили не рисковать и ехать своим ходом.
Это все быстро пишется, но переговоры длились очень долго :) Наконец, дядя позвал с собой еще одного парня и решил показать нам дорогу по парку. Мы надеялись, что он нам дорогу покажет и назад пойдет, но отвязаться от него никак не получилось. Погуляли с экскурсией…

Что касается самого парка, то основной его смысл – дорога для посетителей, отсыпанная по обширнейшим заливным лугам реки Kafue. Длина ее около 4 километров в одну сторону, в конце по плану должна быть беседка и место для кэмпинга, но мы до конца не дошли.
Наш экскурсовод рассказывал, что здесь много питонов, водных антилоп и всего такого. Но мы животных или только слышали, или видели мертвых. Из тех, кого слышали – водные вараны (water monitor), они шумно бросались в воду при нашем приближении. Зверьки это довольно крупные и их можно даже с крокодильчиками перепутать, не зная. Еще слышали, как вдалеке плескались водные антилопы, но разглядеть ничего не удалось. Из мертвых видели одну мышь, одну землеройку и одну подтухшую антилопу.
Птиц вот было много. Это и орел, который изображен на флаге Замбии (а потому за убийство такого орла полагается неслабое наказание), и белые какие-то птицы. Но их мы видели потом и вне всякого парка.
Так что в целом могу сказать, что никаких выдающихся впечатлений от парка Blue Lagoon мы не получили. "Дополнительного" wild-life посмотреть не случилось, а болотистыми лугами мы уже полюбовались более интенсивно :)
А вот перед походом я читала об этом парке весьма восторженный отзыв (ссылка). Разделить восторг автора не готова. Но, наверное, у нас разный характер - у нас велопоход и все четко, а он приехал на ведре, бездельничал и жрал :) Еще бы ему не понравилось!

Кроме того, сама прогулка у нас получилась не в самых простых условиях. Мы как-то привыкли быть сами по себе, поэтому в чужом присутствии наслаждаться природой было затруднительно. Хотелось сесть, попить водички, перекусить – с утра мы спешили в парк и с завтрака ни крошки не съели, а время было уже обеденное. Также мне хотелось надеть длинные штаны, ноги в кровь изодрала трава – но не могла же я переодеваться в присутствии двух негров, которые ни на шаг не отходят. Палящее солнце и отсутствие тени также добавляло трудности нашей прогулке. Возможно, если бы нас оставили хоть ненадолго в покое, мой отзыв был бы более положительным, ведь сами мы во всем интересненькое находим. Так вот по-дурацки получилось - сначала у местных и дорогу не узнать, а потом попробуй отвяжись.

В качестве утешения, и чтобы дядя отработал деньги, которые мы собирались ему заплатить, Саша выспросил у него инсайдерское мнение про многие вопросы замбийской жизни, и разговор получился весьма интересный. Чем минусы «экскурсии» были, в общем, скомпенсированы. Перетерли, например, тему многоженства, которое вполне распространено в Замбии. При этом гомосексуальные связи наказываются 15-ю годами каторжного труда. А почему – а потому что у нас христианская страна. Черной магии вот христианство не мешает :)
Сам этот дядечка рассказал, что занимается распространением инъекционных противозачаточных средств по деревням. Не очень это хорошо, с моей точки зрения – в стране с таким уровнем СПИДа не противозачаточные, а презервативы надо распространять. Но вряд ли это кто-то особо понимает. Европейцы все втолковывают, втолковывают местному населению, что болезнь - это не потому, что кто-то порчу навел, а потому, что по собственной вине заразился. Но доходит сей факт до людей очень медленно. Впрочем, надо ли вмешиваться со своей логикой в чужую, тоже тот еще вопрос...

После экскурсии дядя еще и прокатился с нами до своей деревни, Kaeswa, гордо показал (снаружи) клинику, где работает, и только на этом мы наконец распрощались. Почерпнув много информации, но немало утомившись.
До вечера мы открутили еще 55 километров по большому грейдеру в сторону Лусаки и остановились на ночевку до того, как начались фермы. Кстати, довольно большой участок этого грейдера после парка шел по довольно пустынным местам, хотя Лусака была уже не так далеко и трасса рядом. Леса, болотца с птицами как в парке, и вообще симпатично.

ФОТОГРАФИИ

прекрасное утро в Замбии. коров гонят...

народ толпится у помпы

женщина несет воду домой. в "маршрутку" усаживаются пассажиры

коровы тащат корягу, мальчик бежит рядом

домики и хлопок

указатель на национальный парк

дорога к Blue Lagoon

розовый домик и приветственная надпись

работнички, блин.

о том, что это национальный парк, намекают только непуганные обезьянки

это взлетно-посадочная полоса. немного заросла :) дядя рассказывал, что в парк периодически прилетает всякое начальство. видимо, для такого дела взлетно-посадочную срочно срочно выкашивают. А вот первый президент Замбии Кеннет Каунда когда-то осчастливил парк своим присутствием аж на 10 дней, и даже вроде не один раз.

прогулка

просторы болот реки Kafue

при нашем приближении птицы взмывают с одного дерева и перелетают на следующее. близко не подпускают.

замбийский орел особенно осторожен и заснять его поближе не удалось

это убегающий варан. виден светлый след на воде и все :)

здесь два камня, посвященных Эрике Кричли (1910-1976). эту дорогу строили она и ее муж. А камень поставлен по указанию самого Кеннета Каунды

на дороге термиты нарыли свежих кучек. одну, по нашей просьбе, взрыли

дядя показывает, что здесь проходит граница парка. и имеется "маяк". что такое "маяк", он объяснить не смог. на вопрос, зачем нужен знак границы, который не может найти даже человек, точно знающий место его расположения - тоже ответить не смог :) на самом деле, и внутри парка жителям разрешено выпасать скот. главное - не вдоль этой дороги, чтобы никто не видел.

здесь когда-то было КПП парка. а может, и не было - построили для порядка и сразу забросили.

наша дорога

иллюстрация того, как производится музыка. так как свет проведен только в самые крупные деревни рядом с трассами, вся остальная страна живет без электричества. колонки питаются с солнечных батарей. а сама музыка идет с мобильника. можно себе представить, как звучит музыка с мобильника, включенная во всю мощь через колонки :)

кроме "музыкальных центров", петухи - второй источник шума по ночам. часам к двум заканчивается музыка, а в 4 уже вовсю орут петухи :)

болотце с птичками

у Саши стадное чувство :) на самом деле, обогнать стадо не представляет проблемы - я делаю фото, уже преодолев эти стройные ряды. главное, это не врезаться в корову самому :) а коровы велосипедиста не трогают.

очередной вариант термитника

фановая пальма

наша дорога к вечеру

я на нашей последней ночевке. много дней уже даже не умывались...

Саня - просто красавец! даже при том, что мы практически не снимали верхнюю одежду, кожа с него слазит с мясом.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1 Выезд из Лусаки и много заборов. открыть
Первый раз на тропах и долгие поиски водопада. открыть
3 По заброшенной дороге к "национальному монументу Замбии" Wonder Gorge. открыть