Отчеты Костюхиной Екатерины

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Восточному Казахстану. Сентябрь 2013. День 6

День 6. 14 сентября 2013. ур. Кызылкак – пос. Акший – пос. Жылытау
По велокомпьютеру: 46 км, время в движении 5ч05м, средняя скорость движения 9 км/ч.
Набор высоты по треку: 533 м, сброс 200 м.
Покрытие: 4 км липкой глины (пешком, велосипед навесу), 11 км по азимуту (частично пешком), 30 км грунтовых дорог, 3 км асфальта

Ночью пошел дождь. Ничто не предвещало – и вот. Проснувшись, я сделала тестовый выход в глину. Тест показал, что передвигаться очень затруднительно – на подошвы ботинок тут же налипал толстый комок глины высотой сантиметров 10.
Подождали еще немного, потом не без труда развели горелку – она была оставлена под краем палатки и попала в «зону затопления», так что вся была залеплена глиной.
Кстати, кроме дождя ночью нас развлекал тушканчик - он принялся рыть нору, метая песок прямо в палатку. Особенно Сашу, который спал со стороны землекопательных работ. Спугнуть тушканчика никак не получилось, так всю ночь и метал. Но когда дождь закончился, и можно было бы устроить фотосессию, тушканчик обиделся и зарыл свой вход. Осталась от него только одна размытая фотка, сделанная еще в сумерках под дождем. Зато благодаря ей мы определили, что это был тушканчик :)

К восьми утра тучи, на наше счастье, стали потихоньку расползаться, и мы выдвинулись в путь. Вчерашняя прогулка оказалась полезной – мы знали, что идти поперек урочища бесполезно, оно слишком широкое, так что пошли вдоль, дальше по маршруту. Впереди в четырех километрах должно было быть некое повышение рельефа и к тому же некая дорога.
Первую часть пути Саша носил челноком велики и рюкзаки. Мы с глиной уже хорошо знакомы и знаем, что самое главное в глине – это не погружать туда велики изначально. А то потом их и не поднять будет! Меня получилось применить лишь на переноску мешочка с бутылками воды. Собственно, благодаря этому мешочку паники в наших рядах не было – даже если бы мы за целый день не смогли добраться до поселка, воды бы нам минимально, но хватило. В степи иметь несколько дополнительных литров воды в рюкзаке лишним не бывает, мало ли что!

Нам повезло, хоть тучи и продолжали бродить по небу, дождя больше не было. Так что, когда мы вышли на дорожку, она была уже немного подсушенной, и по ней даже можно было ехать. А вот неукатанная глина сохла, наверняка, не меньше суток… Собственно, этот факт и поставил точку на нашем исследовании цветных глин – погода оставалась сомнительной, передвигаться в низине вне дороги даже без велосипедов было бы затруднительно, а нам надо было двигаться дальше, к источникам воды.

По дорожке мы поднялись к горе Акжал 547.8 м (Акжалов тут очень много. Если я правильно понимаю, переводится это как «белый увал»). Если смотреть на спутник (ссылка), земля тут очень разноцветная, но в жизни это оказалось не очень заметно – цветные пятна довольно крупные и далеко друг от друга разбросаны, а рельеф слабый.
В целом можно сказать, по спутнику разноцветность местности здесь представить не так-то просто. Цветные холмики и русла малого масштаба, которые хорошо смотрятся с земли, на спутнике малозаметны. И наоборот, то, что на спутнике выглядит как пестрый ковер ярких пятен, в жизни в одну картину помещаться не будет.

После Акжала мы еще 4 километра проехали по дорожке, а потом по плану было свернуть у зим. Аккудук и выехать к поселку Акший. У меня был заготовлен некий трек по колеям, которые довольно хорошо видны на двух разных спутниковых снимках. В жизни означенные колеи мы нашли не сразу, а когда нашли, подумали, что лучше бы их и не находили :) Формально нечто похожее на бывшую дорогу там имелось, но в реальности это было раскисшее соленое болото, взрыхленное копытами и щедро перемешанное со свежим коровьим навозом. Кал был везде, обойти никак, ехать было невозможно, так что мы весьма грустно брели прямо по нему.
Можно было бы, конечно, на этот Акший не сворачивать, а ехать как ехали прямо в Каратогай, но это плюс 10 км, и вообще возвращаться назад уже не хотелось, мы ручей перебродили...
Конечно, пока я шла по этой глине с какашками, то вовсю ругала себя на тему того, как же можно было нарисовать такой идиотский трек. Но сейчас, при написании отчета, вижу, что не виновата – чисто визуально никакого подвоха местность не сулила. Не было бы ночного дождя – и проехали бы мы там совершенно нормально.

Поселок Акший находится в центре своеобразной «дельты», которую образуют стекающие с гор восточнее ручьи. Потом эти ручьи снова собираются вместе и втекают в болотистый залив Бухтарминского водохранилища, мимо берегов которого мы ехали несколько дней назад. Так что ручьев здесь очень много, особенно ближе к поселку – там вообще один сплошной ручей. Вода на вид чистая, только уж очень много кала лежит на берегу – бродить неприятно. Но мне пришлось. Саша же предпочел все переезжать в седле, и замочил ноги. Ну а народ радостно прибежал смотреть, как двое велосипедистов ползают по болоту :)
В поселке Акший мы были полностью утешены после «говномеса». Поселок оказался очень традиционным, чисто казахским - таким, к каким мы так привыкли в предыдущем походе по Казахскому мелкосопочнику. Жители были очень приветливы, нам открыли маленький магазинчик, где мы подкупили необходимых продуктов, а в довесок выдали арбуз и мешочек помидоров. Все закончилось фотосессией :)
Собственно, этот поселок был единственным в таком роде в этом походе – Восточный Казахстан близко к России, места куда благоприятнее, чем среди степей Сары Арки, так что население здесь перемешанное. Как следствие, столь поразившие меня в прошлом походе традиции казахского гостеприимства и при этом ненавязчивости, в Восточном Кахастане размыты. Ну, это на мой взгляд туриста.

После Акшия мы ехали по азимуту, срезав петлю планируемого трека, потом были возвращены на дорогу пастухом. Дядя был очень колоритный, но не казах, так что фотографироваться, жаль, отказался. Нос у него, видите ли, кривой!
Вышли на асфальт, немного проехали по нему и свернули по тупиковой грунтовке к поселку Жылытау. Удивительное дело, но машин на ней было, кажется, больше, чем на асфальте! Дорога была разбита, а нас не один раз остановили для расспросов. Конечно, останавливаться каждые 10 минут (а когда не останавливаться, то ждать, что остановят) на подъеме, вечером, было довольно утомительно. Но в этом смысле маршрут у меня был составлен удачно - участки с высокой концентрацией «интересующихся» в нем почти отсутствовали, помог опыт предыдущего похода. Такие участки - это обычно большой грейдер, где люди едут достаточно медленно, чтобы останавливаться, и при этом их достаточно много, чтобы это стало утомительным. И"стиральная доска" там тоже есть, как следствие большой нагрузки грунтовой дороги.

Жылытау мы миновали уже вечером. Покидали поселок пешком, ибо дорогу обнаружить не удалось. Потом все-таки нашли старую колею и потащились вверх по ней. Остановились через пару километров от деревни, когда она осталась внизу, уже в глубоких сумерках.

День этот получился непростым в моральном плане… Мы постоянно искали запланированные мной дороги. Радость от того, что прорвались, регулярно сменялась очередной задержкой. Где-то мои ошибки в прокладке трека были простительны (колеи зарастают и меняются, да и видны они на спутнике часто весьма неясно), где-то я действительно проставила точки недостаточно часто и точно. В любом случае, ругала я себя почем зря. А еще у меня были большие сомнения на тему того, как же мы по такому моему творчеству поедем дальше, в горах. К счастью, потом оказалось, что просто это день был такой, и дальше запланированное реальному снова стало вполне соответствовать.

ФОТОГРАФИИ
дождь в урочище Кызылкак
Дождик пришел в гости

липкая глина после дождя
хоть как-то надо снять глину с горелки, чтобы не класть в рюкзак лишний вес

тушканчик рыл нору под палатку
фотофакт тушканчика

липкая глина в урочище Кызылкак
велопонос в ровной степи
Саша: велик на фотке благодаря тасканиям фактически не облепленый! Если бы его прокатили под грузом, то было бы не поднять

дорога из урочища Кызылкак
вышли на дорогу. позади меня урочище Кызылкак

моховое пятно
пофотографировала пятна. это пятно, например, образовано мхом, растущим на комочках земли. пятно то есть, временное - на спутниковых снимках его не видно.

большое рыжее пятно

маленький такыр и холмы

гора Акжал
желтое пятно просто посреди травы. а дальше видна гора Акжал с двумя цветными полосочками - белой и красной.

могила у горы Акжал
могила над просторами. нашли ее по генштабу. наши велики тоже попали в кадр :)

дорога вдоль горы Акжал
дорога вдоль горы Акжал. внизу виднеется поселок Акший, но вообще до него еще далеко

зимовка Аккудук
зим. Аккудук. видна эволюция - на переднем плане совсем разрушенное здание, дальше просто заброшенное и на заднем плане новенькое. так они и строятся рядышком :)

дорога на Акший
"дорога" по солончаку

колесо блокируется тут же. причем не только глиной, а самым натуральным говном!

брод через ручьи у Акшия
броды перед Акшием

поселок Акший
в пос. Акший
фотосессия в пос. Акший

поселок Акший, магазин
маленький магазинчик в Акшие. собственно, он весь тут в кадр попал.

поселок Акший
загружаемся. для упаковки помидор и арбуза пришлось использовать заплечник :)

старые водоводы у поселка Акший
за Акшием когда-то было очень интенсивное хозяйство, и были проведены водоводы с гор

едем оп азимуту от поселка Акший
чешем к горам по азимуту

поедание арбуза
подание арбуза. я немного погрызла, а Саша съел практически все оставшееся. монстр арбузоедения!

двойная радуга после дождя
двойная радуга после короткого дождика

подъем к Жылытау

вечер в горах у Жылытау
дорога на Жылытау - красивый был вечер

поселок Жылытау и соленое озеро Айнаколь
Жылытау и соленое озеро Айнаколь

барашки в Жылытау
Жылытау. прикольный козел стоит на домике - залез и за всеми следит :)

подъем в сумерках от Жылытау
подъем уже в сумерках

Перейти к:

Вступление

День 1
83 км Кайындинский бор, спуск к Самарскому, по маленьким дорожкам на юг в Жанажол
День 2
66 км Прогулка по соленому болоту у озера Караоткель, азимут по нетронутым травам к реке Кулуджун, попытки добраться до Кулуджунских песков, дорога по дюнам, Казнаковская переправа
День 3 109 км
От Казнаковской переправы в Курчум по асфальту, по грунтам через степь вдоль Бухтарминского водохранилища до Аксуата
День 4 84 км
На восток вдоль озера Зайсан, цветные глины и такыры у горы Шакельмес, поселок Аманат
День 5 40 км
Гора Караберик, цветные глины у горы Кеин-Керши, озера и глиняные дюны урочища Кызылкак
День 6 46 км
Липкая глина в урочище Кызылкак, трудная дорога в Акший, начало подъема в горы через Жылытау
День 7 63 км
На север по каменному плато к Кыстау-Курчуму, грейдер через перевал в горах Шанды, поселок Маралиха
День 8 32 км
Подъем на Нарымский хребет
День 9 23 км
Подъем на перевал и гору Шубаршилик 2533 м, спуск в ущелье реки Верхней Теректы
День 10 43 км
Ночной снегопад, прогулка по ущелью Верхней Теректы, спуск с Нарымского хребта
День 11 96 км
Через Большенарымское и по грунтовой дороге вдоль Бухтарминского водохранилища
День12 68 км
Асфальт, поиски вариантов окончания маршрута и прогулка с велосипедами в горах за Тургусуном
День 13 62 км