Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

29 апреля мы отправляемся в велопоход по Южной Корее с ребенком (3 года) на 33 дня.
Онлайн новости будем писать в группу Вконтакте vk.com/ksv_v_pohode

Велопоход по Восточному Казахстану. Сентябрь 2013. День 4

День 4. 12 сентября 2013.
По велокомпьютеру: 83.6 км, время в движении 6ч15м, средняя скорость движения 13.3 км/ч.
Покрытие: грунтовые дороги по степи
Набор высоты по треку: 414 м, сброс 381 м.
Аксуат – Жолнускау – окрестности г. Шакельмес – Аманат – окрестности г. Караберик

Этот день мы провели так же, как и предыдущий – ехали по берегу, только теперь уже не Бухтарминского водохранилища, а озера Зайсан.
Сначала вернулись в Аксуат в поисках питьевой воды. Поиски ничем не увенчались – колонка в поселке работает только в некоторое и не очень определенное время, но точно не прямо с утра. И магазин с утра тоже закрыт. Местное население явно не поняло, в чем у нас проблемы, если рядом озеро, пей не хочу. Так что Аксуат мы покинули, ощущая себя избалованными капризулями, и без воды.
Через двадцать с небольшим километров достигли следующего прибрежного поселка – Жолнускау. Нельзя сказать, что всю дорогу мы ехали – местами стиральная доска была такой амплитуды, что идти пешком было проще, чем ехать. По степи тут тоже никак – довольно песчано.
Запомнившийся момент этого участке пути – забор из старых автомобилей у одной из зимовок. Нас, как больших нелюбителей автомобильного транспорта, такой заборчик привел в восторг :)

В Жолнускау колонки нет как явления, зато магазин уже открылся. На расспросы о том, как справляются местные, мы получили мрачный ответ, что все пьют из озера. Так и представила себе, как жители поселка выходят на берег и лакают взбитую волнами грязь среди коровьих лепешек. Но, предполагаю, все куда менее драматично, у людей дома есть фильтры, воду отстаивают перед использованием, выбирают время когда набирать, да и наверняка ездят периодически залиться более чистой водой. Как бы то ни было, продавщица смотрела на нас чуть ли не с презрением, когда мы купили чистой воды в бутылке :)

После Жолнускау дорожная ситуация сильно улучшилась – дорога шла иногда аж в 5 параллелях, и более заросшие были без стиральной доски. Трек я нарисовала поближе к берегу, здесь он красивый, крутой. Правда, местами дорога оказалась смытой :)
Вскоре после выезда из поселка мы наблюдали интересное явление – смотрим вперед, видим гору, но она как будто висит над землей, а перед ней вода. Никакой воды прямо по курсу быть не должно было, так что мы очень удивились. Только подъехав поближе, догадались, что марево над землей было вызвано пронесшимся большим стадом лошадей. Метод получения миража :)

Между Жолнускау и Аманатом мы посетили некую гору Шакельмес, известную выходами цветных глин. Вместе с горой Кеин-Керши (варианты названия - Кеин-Кериш, Киин-Кериш и пр., не знаю как надо, буду называть там, как на генштабе) она является неким must see для приезжающих на Зайсан, и получает комментарий или «Шакельмес подготовил нас к тому, что мы увидели дальше на Кеин-Керши», или «Шакельмес это вообще ни о чем по сравнению с Кеин-Керши» - в зависимости от порядка посещений. Бессмысленное сравнение, если учесть, что область выхода цветных глин составляет вовсе не 2 точки, а 40 километров в длину и 10 километров в ширину плюс куча дополнительных мелких образований. Отличительная черта Шакельмеса лишь в том, что это единственная точка непосредственно на берегу озера.
Описывать это дело довольно бесполезно, на фотографиях суть видна. Едешь себе по степи, поросшей бурой травкой, и вдруг раз – перед тобой открывается целая система оврагов из разноцветной глины. Становится ясно, что эта глина тут на самом деле везде, просто скрыта под травкой. А на обрывистых краях гор верхний слой почвы местами не укрепился, и обнажается цветная глина, еще и обточенная водой в причудливые формы. Мы там немного погуляли, но все обходить не стали, глин впереди было в любом случае намного больше, чем мы могли бы успеть осмотреть.

Куда интереснее мне было посетить пересыхающие озера урочища Тузшункыр, расположенного за горой. То есть формально это называется такыром – растрескавшаяся почва на месте сезонно затопляемых территорий, но если говорить по-простому, то - озера. При подготовке похода эти два больших желтых пятна на спутнике сразу привлекли мое внимание. И я не осталась разочарованной! Одно озеро было практически без воды, другое – с водой, в которой отражались цветные холмы. Цвет берега и дна – желто-оранжевый, вдоль берега полоски беловатой соли, красной солончаковой травки и также травки ярко-зеленой. По дну первого из озер нам удалось побродить – оно вязкое, но идти можно. Везде были следы животных – лисы (или волка?), какого-то более маленького хищника по типу куницы, горки песка у норок дождевых червей. Ну и наши следы там тоже остались, до следующего дождя :) Закрытое горой Шакельмес с одной стороны и цветными холмиками с другой, место это выглядело укромным, прямо-таки волшебным. И, признаюсь, эти и следующие два озера на нашем пути понравились мне на нашем маршруте больше всего. До этого лишь в одном походе нам приходилось гулять на месте высохшего озера, в велопоходе по Архангельской области, оно было ничуть не менее волшебным, но совсем-совсем другим :)
Конечно, я не могла не удивляться, почему другие три известные мне группы велосипедистов прочесали мимо этих озер, даже не заглянув туда. Что ж, я не первый раз обнаруживаю, что мои интересы не очень-то пересекаются с интересами большинства велотуристических групп. Поэтому мы и катаемся вдвоем. Не хотела бы я просвистать мимо такой красоты ни ради какой причины.
Если что – сквозной дороги мимо озер нет, и чтобы не делать радиалку, надо целых полтора километра проехать по азимуту.

После Тузшункыра мы двинулись дальше вдоль берега в Аманат. Из интересного здесь – старые катера, стоящие у берега. В одном месте планируемая дорога оказалась залита водой, хотя на спутнике видна и одна группа велотуристов там ехала.
Перед Аманатом мы зарулили к берегу и искупались. Было не очень тепло, но в несколько заходов мы таки осилили вымыть голову. Здесь же мы набрали воды, так как она была вполне приличной на вид. Не то что в Аксуате или Жолнускау. Видимо, дело в другом составе берега. Подобные особенности надо учитывать, когда планируется набор воды из озера… Можно прочитать где-нибудь в отчете, что воду брали и пили, а потом приехать чуть в другое место или в другую погоду – а там муть какая-то, а не вода.

Аманат нас встретил гостеприимно, местные были очень милы. Направили нас в пекарню, где мы купили еще горячего хлеба – он был такой вкусный, что половину мы съели сразу, не отходя от магазина, чем повеселили хозяйку. Закупив еще и питьевой воды (с общим запасом на 3 дня), мы покинули берег Зайсана. В общем-то, вовремя – восточнее Аманата уже километрах в 10 начинаются болота дельты Черного Иртыша, и делать там, думаю, особо нечего. Комаров, наверное, тьма!
За оставшееся время мы успели проехать 12 километров от Зайсана и встали на ночевку у подножия горы Караберик – вершины, красиво выдающейся среди окружающих плоских степей. Хорошо видна она была уже начиная с Шакельмеса, за 30 километров по прямой. И потом мы ее еще полтора дня видели :)

ФОТОГРАФИИ

наша стоянка над Зайсаном

хорошее место для джоггинга :)

Аксуат
береговая улица Аксуата

готовь сани летом!

Аксуат, берег Зайсана
берег Зайсана в Аксуате

Аксуат
хлев в Аксуате

дорога из Аксуата в Жолнускау
дорога из Аксуата в Жолнускау идет вдоль берега, мимо многочисленных кладбищ

казахское кладбище
разные варианты могильного оформления

стиральная доска на дороге
ехать надоело

развалины в степи
сижу на каких-то развалинах. развалины в степи нравятся мне еще больше, чем просто домики. а это повод перекусить!

забор из автомобилей
креативный заборчик

лодки на берегу Зайсана

берег Зайсана, дорогу смыло
дорогу смыло!

геодезический знак
геодезический знак. охраняется государством. мы такие знаки находили по генштабу и фотофактировали. в степи все интересно!

Жолнускау
приближаемся к Жолнускау

главная улица в Жолнускау

Жолнускау магазин
магазин, где мы купили воду

Жолнускау

очень мне понравилась традиция в здешних поселках делать сортир отдельностоящим. в данном случае, он как-то в стороне, а часто оказываются прямо по центру главной улицы. вот это называется "все на виду"!

хорошая дорога после Жолнускау

берега красивые, приятно посидеть

белое на мысу - чайки

длинный хвост полуострова рядом с г. Шакельмес

берег озера Зайсан, Шакельмес
выходы цветных глин под горой Шакельмес

глина мягкая, сыпется

ну вот как-то так тут все и составлено

такыр в урочище Тузшункыр
спускаемся в ур. Тузшункыр

на дне высохшего озера

все озеро в следах - слева лисы (или волка?), справа какого-то более маленького хищника по типу куницы, по центру горка песка у норки дождевого червя

Ну и наши следы там тоже остались, до следующего дождя :)

такыр в урочище Тузшункыр
берега озера

едем ко сторому озеру в ур. Тузшункыр

цветные холмы красиво отражаются в воде

урочище Тузшункыр
небольшой азимут через солончак назад к берегу

стадо над ур. Тузшункыр

снова берега Зайсана - затопленные деревья

берег озера Зайсан
место купания и набора воды

очередная зимовка, за ней - горы Караберик и Жуанкара.

берег озера Зайсан, старые катера
старые катера

берег озера Зайсан
дорогу затопило! а одна из групп велотуристов тут как раз ехала

Саша увидел одинокого быка и сфотографировал

могила Бардос
завалившаяся могилка. у нее даже имя есть - могила Бардос

кладбище Исаканбай
от кладбища Исаканбай практически ничего не осталось

Аманат

Аманат пекарня
у дверей пекарни

гора Караберик
едем к горе Караберик, прочь от Зайсана

Перейти к:

Вступление

День 1
83 км Кайындинский бор, спуск к Самарскому, по маленьким дорожкам на юг в Жанажол
День 2
66 км Прогулка по соленому болоту у озера Караоткель, азимут по нетронутым травам к реке Кулуджун, попытки добраться до Кулуджунских песков, дорога по дюнам, Казнаковская переправа
День 3 109 км
От Казнаковской переправы в Курчум по асфальту, по грунтам через степь вдоль Бухтарминского водохранилища до Аксуата
День 4 84 км
На восток вдоль озера Зайсан, цветные глины и такыры у горы Шакельмес, поселок Аманат
День 5 40 км
Гора Караберик, цветные глины у горы Кеин-Керши, озера и глиняные дюны урочища Кызылкак
День 6 46 км
Липкая глина в урочище Кызылкак, трудная дорога в Акший, начало подъема в горы через Жылытау
День 7 63 км
На север по каменному плато к Кыстау-Курчуму, грейдер через перевал в горах Шанды, поселок Маралиха
День 8 32 км
Подъем на Нарымский хребет
День 9 23 км
Подъем на перевал и гору Шубаршилик 2533 м, спуск в ущелье реки Верхней Теректы
День 10 43 км
Ночной снегопад, прогулка по ущелью Верхней Теректы, спуск с Нарымского хребта
День 11 96 км
Через Большенарымское и по грунтовой дороге вдоль Бухтарминского водохранилища
День12 68 км
Асфальт, поиски вариантов окончания маршрута и прогулка с велосипедами в горах за Тургусуном
День 13 62 км