Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Восточному Казахстану. Сентябрь 2013. День 3

День 3. 11 сентября 2013.
По велокомпьютеру: 109 км, время в движении 6ч52м, средняя скорость движения 15.8 км/ч.
Покрытие: 30 км асфальта, 30 км грейдер, 49 км грунтовых дорог по степи
Набор высоты по треку: 421 м, сброс 418 м.
Казнаковская переправа – Курчум – Алгабас (Зеленое) – Аксуат

Третий день нашего похода целиком прошел в ровных степях на берегах Бухтарминского водохранилища.  От Казнаковской переправы мы с удовольствием проехали 30 км по асфальту в сторону Курчума – трафик практически на всем протяжении отсутствовал, появился лишь к Курчуму, то ли из-за населенки, то ли из-за того, что народ проснулся.
В сам Курчум мы заезжать не стали, место приятным нам совсем не показалось, так что свернули с шоссе в Мальковом и поехали по мелким степным дорожкам в сторону Алгабаса (Зеленого). Сначала, конечно, помойка, но как только окраины Курчума скрылись за горизонтом, стало хорошо. Ровная степь, приятные дорожки. Интересно, что в отчете Дмитрия Гришина было написано, что маршрут от Курчума в том же направлении не по асфальту у него нарисовать не получилось, так как получалась лишь слишком ломаная линия. Но мы проехали вполне себе прямо :)

Пересекли крупную дорогу в Алгабасе  – она засыпана рыхлым гравием и для езды на велосипеде (на данный момент) вообще не подходит. Было бы очень грустно, если бы мы поехали из Курчума не по мелким дорожкам, а по ней. Но я сознательно подобных крупных грейдеров в маршруте избегала, потому что с ними можно так нарваться, что мало не покажется.

Из Алгабаса продолжили все так же по степям, по хорошим дорожкам, хоть и не всегда по приготовленному мной треку, уж очень быстро в этой местности все меняется. Пересекли зашлюзованный ручей – вода чистая, хорошая, я даже искупалась. Но так как наш дальнейший путь лежал вдоль берега водохранилища, мы ее не набрали – думали, не пригодится. О чем потом пожалели! Вскоре мы подъехали к берегу и увидели, что воду из водохранилища сможем пить только в крайнем случае. Водохранилище немного обмелело за последние десятилетия, и так как местность здесь мало-рельефна, то уровень воды местами сильно отступил. Берега залива в основном болотистые, вода стоячая, по всему этому бродят коровы, над этим летают немалые количества комаров. Причем комары тут мелкие и скоростные – легко нас догоняли и обильно кусали. Местами наша дорога проходила прямо по бывшей зоне затопления, о чем свидетельствовала неприятная низинная растительность и гнилого вида лужи.

Обогнув залив, мы вышли на крупный грейдер и двинулись по диагонали к берегу уже не Бухтарминского водохранилища, а озера Зайсан, в Аксуат – до него оставалось 30 километров. Если по дороге вдоль залива пейзаж дополнялся линией гор Аркаул справа и редкими группками саксауловых кустов, то здесь степь стала абсолютно ровной и пустой. На генштабе тут обозначена всего одна зимовка, и та в стороне от дороги – мы ее не видели. Не было здесь ни стад, ни развалин, ни могил. Мне вообще очень нравится кататься по таким местам – когда исчезают какие-то либо «внешние раздражители», кроме отсчитываемых велокомпьютером километров, возникает завораживающее ощущение выхода в открытый космос...

Однако, уже вечерело, а воды у нас оставалось лишь на самые минималистические ужин-завтрак. Решили ехать до села Аксуат – во-первых, может наберем там воды или купим, во-вторых, там уже основная часть озера, и берег не должен быть болотистым. Ехалось приятно, но когда Аксуат показался на горизонте, километров за 6, дорога начала портиться – здесь уже гоняют стада, пошла стиральная доска, рыхлый песок. И чем ближе мы были к Аксуату, тем сложнее было ехать! А позади уже сотня в основном грунтовых километров... Еле дотащилась.
В результате в поселок мы въехали уже в глубоких сумерках. Нашли колонку, потыкали - не работает. Искать магазин в потемках было уже поздно, и вряд ли он был открыт. Кстати, если я правильно понимаю, само название "Аксуат" - это что-то про хорошую чистую воду. Не соответствует названьице :)

Делать было нечего, и мы выдвинулись из поселка к озеру. С трудом его достигнув (песок!), установили палатку под выступом обрыва, над водой. Другого места не было – транспорт мимо проезжал каждые минут 5-10, вокруг все ровно и просматривается, ну не к кладбищу же нам ютиться.
У озера нас ждало две неожиданности. Первая – вода и здесь для питья пригодна была мало. Болотной она не была, зато перемешана с глиной. Но нам это в принципе подходило - озерную воду мы использовали на мытье посуды и тому подобное, а полтора литра нормальной воды у нас еще оставалось, экономить не пришлось. Вторая неожиданность обнаружилась чуть позже. Когда мы ставили палатку, на озере был туман и полнейшая тишина – мы слышали, как скрипят в уключинах весла лодки, видеть которую не могли. Ночь обещала быть тихой и прекрасной :) Но не успели мы заснуть, как вдруг налетел ветер, и об уступчик, на котором стояла наша палатка, принялись со всей дури долбиться волны. Шум был примерно как на станции метро при прибытии поезда. Только менее гомогенный и совершенно нескончаемый. Спалось мне мало и не очень приятно. Мысль о том, что можно было бы перебазироваться, как-то в голову не пришла – непонятно куда, слишком долго, да и дождик пошел. Коварная это штука – большие озера, особенно когда сначала прикидываются тихими!

ФОТОГРАФИИ

Бухтарминское водохранилище
утро, вид из палатки на Бухтарминское водохранилище

Казнаковская переправа
это второй паром, он более удобный, со сквозным проездом. курсируют они по-очереди

дорога на Курчум
по асфальту в сторону Курчума

Кулуджунские пески
вид на все ту же барханную гору 493 м Кулуджунских песков, теперь с другого берега

Куйган и Кулуджунские пески
прибрежный поселок Куйган расположен прямо напротив песков. эх, а какие там вдалеке обрывы!

первые глиняные останцы на маршруту - симпатичные такие холмики морковного цвета

река Курчум
река Курчум, вид рядом с мостом. большая река!

дорога к Алгабасу
степными дорожками от Малькового к Алгабасу

зим. Кокжыра
зим. Кокжыра. по пути мы много видели зимовок, и я их всех фотографировала. ну нравятся мне такие домики посреди степи!

на каждом столбике по ворону

Алгабас
симпатичный домик в Алгабасе

прикольный вагончик на дорогах после Алгабаса

местность интересная - степь с разбросанными по ней отдельными деревьями

здесь была геодезическая вышка 423 м. местность вокруг практически абсолютно плоская, поэтому даже холмики высокой несколько метров отмечены. мы так поняли, что вышки ставили для облегчения картирования и ориентирования. там, где пригорков больше, там вышек нет

Бухтарминское водохранилище
выехали на берег залива в Бухтарминском вдхр. иллюстрация пейзажа

зим. Шурегей
зим. Шурегей - домик + хлев.

здесь тоже когда-то что-то было

Бухтарминское водохранилище
Саша: Птицы жрут насекомых, которые жрут скотов, которые жрут траву.

грунтовка вдоль залива

горы Аркаул и кустики саксаула

бывшая область затопления

дорога на Аксуат
грейдер на Аксуат по идеально ровной степи

Перейти к:

Вступление

День 1
83 км Кайындинский бор, спуск к Самарскому, по маленьким дорожкам на юг в Жанажол
День 2
66 км Прогулка по соленому болоту у озера Караоткель, азимут по нетронутым травам к реке Кулуджун, попытки добраться до Кулуджунских песков, дорога по дюнам, Казнаковская переправа
День 3 109 км
От Казнаковской переправы в Курчум по асфальту, по грунтам через степь вдоль Бухтарминского водохранилища до Аксуата
День 4 84 км
На восток вдоль озера Зайсан, цветные глины и такыры у горы Шакельмес, поселок Аманат
День 5 40 км
Гора Караберик, цветные глины у горы Кеин-Керши, озера и глиняные дюны урочища Кызылкак
День 6 46 км
Липкая глина в урочище Кызылкак, трудная дорога в Акший, начало подъема в горы через Жылытау
День 7 63 км
На север по каменному плато к Кыстау-Курчуму, грейдер через перевал в горах Шанды, поселок Маралиха
День 8 32 км
Подъем на Нарымский хребет
День 9 23 км
Подъем на перевал и гору Шубаршилик 2533 м, спуск в ущелье реки Верхней Теректы
День 10 43 км
Ночной снегопад, прогулка по ущелью Верхней Теректы, спуск с Нарымского хребта
День 11 96 км
Через Большенарымское и по грунтовой дороге вдоль Бухтарминского водохранилища
День12 68 км
Асфальт, поиски вариантов окончания маршрута и прогулка с велосипедами в горах за Тургусуном
День 13 62 км