Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком


29 апреля мы отправляемся в велопоход по Южной Корее с ребенком (3 года) на 33 дня.
Онлайн новости будем писать в группу Вконтакте vk.com/ksv_v_pohode



Велопоход по Восточному Казахстану. Сентябрь 2013. День 2

День 2. 10 сентября 2013.
По велокомпьютеру: 66 км, время в движении 6ч04м, средняя скорость движения 10.9 км/ч.
Покрытие: 19 км асфальта, прибл. 35 км грунтовые дороги (часть пешком), прибл. 12 км. без дорог
На пароме: 4 км
Набор высоты по треку: 231 м, сброс 276 м.
Соленое болото у оз. Караоткель – азимут к р. Кулуджун – Большой Камбар – Бастауши – Казнаковка – Казнаковская переправа – ночевка на берегу Бухтарминского вдхр.







Утром мы не очень быстро доехали оставшиеся шесть километров до караоткельского грейдера – дорога была хороша с виду, но весьма песчаная.  А следующей точкой нашего интереса были Кулуджунские пески (на генштабе они называются Кызылкум, но как-то все привыкли называть этим словом совсем другое место). Эти пески я сначала увидела на генштабе, потом долго рассматривала на спутнике, и очень мне туда захотелось попасть. Но информации об этом месте кроме краткого описания флоры-фауны заказника и пары отрывков художественной прозы лично я не нашла.
Идея моя была проста – подъехать к дюнам, ориентируясь на их самую высокую точку 493 метра, оставить велики там, где ехать станет невозможным, и сделать пешую радиалку к пескам. Для осуществления этого нам нужно было пересечь речку Кулуджун, которая следует вдоль всей западной границы песков. В наш прошлый поход по Казахстану в сентябре не то что пересыхающие, а даже вполне себе постоянные реки были сухими. Кулуджун на генштабе нарисован пунктиром, поэтому я ожидала, что если вода в нем и будет, то ее будет немного, и мы как-нибудь уж перелезем без велосипедов.

По пути к пескам я решила проехать через солончаки в районе озера Караоткель - вдруг найдем что интересное. Трек проложила по колеям, которые можно было при старании различить на спутнике. В жизни нам иногда удавалось найти нечто похожее на бывшую дорогу, иногда нет, но польза от трека была – он указывал участки, где в принципе можно проехать, между зарослями высокого тростника.
А в этих зарослях, как оказалось, скрывается вода, которая и не думала высыхать. Это нас очень удивило – стоячая, мелкая вода, сентябрь, а не высохла! От удивления мне даже захотелось по этой воде немного побродить босиком. Далеко я не ушла – вязкая грязь, но парочку пиявок мигом успела на себя подцепить. Кусают ли человека подобные пиявки, я не знаю, меня не укусили.
Между затопленными участками с зарослями тростника был типичный солончак, поросший красной суккулентной травкой, здесь довольно мелкой. Почва здесь была совсем не песчаной, можно было нормально ехать.

После солончака у меня было запланировано выехать к зим. Кисыккала, а от нее съездить к пескам радиально, по дороге, видной на спутнике. Но Саша был против радиалки, до планируемой точки пересечения Кулуджуна оставалось всего километров 5, так что мы пошли пешком, ведя велосипеды. Ехать на этом участке было нигде невозможно.
Мне наша прогулка весьма понравилась. Степь здесь была совершенно нетронута копытными, что в условиях Казахстана редкость. Иногда мы шли по довольно мелкой траве, иногда неожиданно «ныряли» в густые заросли тростника выше человеческого роста, потом вдруг снова «выныривали» из него.
Когда мы наконец вышли на нужную нам дорожку, нас ждала большая неожиданность – дорожка уперлась вовсе не в болото и не в пересыхающий ручей, а в реально широкую и глубокую речку! Судя по генштабу, это был даже и не Кулуджун целиком, а всего лишь одна из его ветвей. Может, пунктирный ручей на генштабе надо трактовать не как пересыхающее, а как изменяющееся русло? Или ситуация со времен создания генштаба изменилась…
В общем, всего в паре километров от нас возвышались прекрасные барханные горы, но перебраться через такую реку не было ни малейшей возможности. Зато мы там искупались. Несмотря на жаркий день, вода была очень освежающей температуры, не поплаваешь особо.
Делать было нечего, и мы поехали вдоль Кулуджуна и песков на север согласно нашему общему направлению, благо нарисованная на генштабе дорога оказалась существующей и в жизни. По пути нам пришлось преодолеть не один брод через небольшие ручьи и болотца – Саша их проезжал как-то в седле, я чаще снимала ботинки и шла босиком.
Потом дорога вышла к небольшому полю и стала потолще – по ней на Кулуджун приезжают рыбаки. Мы еще раз подошли к реке и убедились, что и здесь река широкая и глубокая. Представить себе не могу, какая же супер-засуха должна случиться, чтобы подобная речка могла хоть примерно пересохнуть!

Встреченный нами егерь также подтвердил, что брода через реку здесь нигде нет. А для того, чтобы достигнуть барханных гор, он предложил две возможности. Первая возможность – сначала проехать до дороге, ведущей от караоткельского грейдера к устью Кулуджуна, и там где-то должен быть брод всего по пояс глубиной. Дорога эта и правда существует, видна на спутнике (ссылка), и мы ее пересекали в процессе пешки. А вот никаких следов брода что-то мне на спутнике не видно... Но место может быть интересным, даже если брода и нет. Жаль, что я не додумалась до такого варианта при подготовке :(
Вторая возможность – ехать к барханным горам с севера, начиная от шоссе на Казнаковский паром, но сразу по восточному берегу Кулуджуна (мы стояли на западном). Дорога эта целиком просматривается на спутнике (начало по ссылке), длина ее до точки 493 м составляет около 20 километров, и дядя утверждал, что «протащите велосипеды километра три, а так все нормально, дорога накатанная». Однако, я крайне сомневаюсь в его словах. На спутнике видно, что сия дорога проходит в основном по краю дюн, и обычному велосипедисту не на фэт-байке и в сухую погоду, я думаю, пришлось бы идти ее целиком пешком. Причем или сначала 20 км в одну сторону, а потом аналогично в другую, или же совершать очень эпичный переход длиной более 10 километров через высокие песчаные дюны к водохранилищу, чтобы выходить далее по его берегу. Нам же тратить день (первый вариант) или три (второй вариант) только на то, чтобы вернуться в ту точку, совсем рядом с которой мы уже были, не захотелось. Прекрасные барханные горы, обрывающиеся шикарными песчаными отвесами в Бухтарминское водохранилище с другой стороны (это мы увидели на следующий день с другого берега), остались для нас недоступны.

Но песком мы все-таки имели возможность немного насладиться, ибо из последующих семи километров по «накатанной дороге» примерно половину мы прошли пешком, а другую половину ехали с большим трудом.
По дороге мы вдоволь насмотрелись на круглоголовок – здесь их было море. У меня не получилось вникнуть в их классификацию, вроде как сами зоологи не очень-то в ней уверены. Но ящерок было 2 типа – одни помельче, с мелким пестрым рисунком, а другие покрупнее, с большими белыми с черной окаемкой пятнами на желтом фоне. Последние, как я поняла, являются круглоголовкой Зайсанской (ссылка) – занесенным в красную книгу видом. В этом районе их численность локально высока, но вообще ареал узкий. Круглоголовки бегают очень быстро, но если подобраться достаточно близко, предпочитают замереть, и их легко можно погладить по пятнистой спинке. Мы и позже встречали их в пустынных местах, но только единичные экземпляры, здесь же они носились повсюду.
В общем, пускай мои планы осуществить не удалось, и почти весь день мы использовали велосипеды только как тележки, этими местами мы остались довольны. И на солончак посмотрели, и по высоким травам погуляли, и в Кулуджуне искупались, и по пескам велики потаскали, и ящерками полюбовались :)

Оставалось добраться до Казнаковского парома, чтобы переправиться на другой берег водохранилища. Грейдер до Бастауши оказался довольно мало-скоростной, сыпучий и со стиральной доской. В Кокжота мы расспросили местного жителя про паром, и получили уверенный ответ, что паром ходит каждые два часа. Больших причин верить у нас не было, но мы на всякий случай поспешили к указанному времени. Гнали в конце изо всех сил, но паром ушел прямо перед носом. А следующий действительно отправился как раз через два часа, уже совсем ночью. Правда, нам объяснили, что совпадение случайно, и на самом деле Казнаковский паром уходит не по расписанию, а по наполнению.
Наполнение парома – тот еще аттракцион. Например, на паром по узким сходням умудрился заехать задом бензовоз с прицепом. Вот это водительское мастерство! А машины упаковываются максимально тесно, и пока на пароме есть хотя бы несколько свободных квадратных метров, машины продолжают принимать. Все это занимает очень много времени. Для машин проезд на пароме платный, с нас денег брать не стали.

На ночевку мы встали, немного отъехав от пристани, на берегу водохранилища, в полной темноте. Но место оказалось вполне хорошим.
Кстати, если бы мы не успели транспортироваться на тот берег - на Казнаковском берегу стоит знак «въезд запрещен» с шоссе, там ночевать было бы сомнительно. На дюны посмотреть в районе парома тоже не получится. Их максимальная высота и чистота – в южной части Кулуджунских песков, а в северной части вообще не впечатляет.

ФОТОГРАФИИ


дорога от зим. Клинкудук к караоткельскому грейдеру


на дороге виднелись свежие цепочки следков – судя по всему, лисьих.


указатель в никуда. мы оттуда приехали.

солончак в районе озера Караоткель
солончак в районе озера Караоткель. видна голая соленая часть и заросли тростника

солончак в районе озера Караоткель
попытка погулять по болотцу

солончак в районе озера Караоткель
покатушка по солончаку


когда-то тут была лэп, но от нее осталась всего одна основа. так и торчит посреди степи одиноко. а с любым выдающимся объектом в степи обязательно надо сфотографироваться :)
Саша, правда, выразил сомнения, что ЛЭП, так как на карте ничего такого тут не указано, а столб этот ну совершенно один.


идем к Кулуджунским пескам.


через заросли тростника


нашли нору


крайне неожиданная находка - целенький скелет рыбы на маленькой вытоптанной животными полянке среди густого тростника. кто и зачем принес сюда эту рыбу и почему не съел - осталось неизвестным

купание в Кулуджуне
купание в Кулуджуне


дорожка вдоль Кулджунских песков
дорожка вдоль Кулджунских песков

брод на дорожке вдоль Кулджунских песков
пример брода. кстати, видно, сколько вокруг комаров!

Кулуджунские пески
недостижимые пески!

Кулуджунские пески гора 493 м
барханная гора 493 м, вид с ближайшей к ней точки, зум.


прогулка по дюнам

растительность на дюнах
растительность на дюнах


ищу ящериц

круглоголовка
круглоголовкам была устроена подробнейшая фотосессия!
Саша: Судя по фотке - это крокодил. :)

круглоголовка

круглоголовка

круглоголовка

круглоголовка
ящерка ищет на Саше спасения от моих домогательств с фотоаппаратом


вокруг пустыня, а на плакате вода и леса :) но местных ветров он не выдержал и рухнул

Большой Камбар
тащим из Большого Камбара. на радость местным работничкам :)


коровы, воз, на горизонте - пески

спуск к Казанаковской переправы
спуск к Бухтарминскому водохранилищу и Казнаковской переправе

дюны на берегу Зайсана
заросшие дюны у берега водохранилища рядом с Казнаковской переправой. здесь уже смотреть особо нечего.

Казнаковская переправа
народ ожидает парома

Казнаковская переправа
машины в пароме упиханы просто невероятно. мы сбились со счету, пока этот паром все выгружался и выгружался. стоят в три ряда.

Казнаковская переправа
подновление пристани

Казнаковская переправа
водитель бензовоза проявляет чудеса мастерства, заезжая на паром задом, еще и с прицепом. сходни узкие и кривые.

Казнаковская переправа
ночь на пароме.

Перейти к:


Вступление


День 1
83 км Кайындинский бор, спуск к Самарскому, по маленьким дорожкам на юг в Жанажол
День 2
66 км Прогулка по соленому болоту у озера Караоткель, азимут по нетронутым травам к реке Кулуджун, попытки добраться до Кулуджунских песков, дорога по дюнам, Казнаковская переправа
День 3 109 км
От Казнаковской переправы в Курчум по асфальту, по грунтам через степь вдоль Бухтарминского водохранилища до Аксуата
День 4 84 км
На восток вдоль озера Зайсан, цветные глины и такыры у горы Шакельмес, поселок Аманат
День 5 40 км
Гора Караберик, цветные глины у горы Кеин-Керши, озера и глиняные дюны урочища Кызылкак
День 6 46 км
Липкая глина в урочище Кызылкак, трудная дорога в Акший, начало подъема в горы через Жылытау
День 7 63 км
На север по каменному плато к Кыстау-Курчуму, грейдер через перевал в горах Шанды, поселок Маралиха
День 8 32 км
Подъем на Нарымский хребет
День 9 23 км
Подъем на перевал и гору Шубаршилик 2533 м, спуск в ущелье реки Верхней Теректы
День 10 43 км
Ночной снегопад, прогулка по ущелью Верхней Теректы, спуск с Нарымского хребта
День 11 96 км
Через Большенарымское и по грунтовой дороге вдоль Бухтарминского водохранилища
День12 68 км
Асфальт, поиски вариантов окончания маршрута и прогулка с велосипедами в горах за Тургусуном
День 13 62 км
Окончание маршрута на станции Новая Бухтарма
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


You have no rights to post comments