Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Часть 6. В диких пампах Аргентины: счастье на просторах. Велопоход по Чили и Аргентине с ребенком в велокресле

«Хочу в пампасы!» - так многие говорят, а вот мы взяли и поехали. Именно на юге Аргентины находятся самые что ни на есть настоящие, природные и практически не тронутые человеком пампы. Здесь, среди бескрайних просторов, можно почувствовать себя в полном отрыве от цивилизации и всего прочего. Главное, проявить изобретательность и сойти с шоссе. Пять совершенно счастливых дней мы катили на велосипедах, с ребенком за спиной, по маленьким дорожкам без машин. Вокруг, куда ни глянь, расстилалась чистая пампа. А компанию нам составляли пасущиеся гуанако, овечки, нанду... и, конечно же, неуемный ветер неистовых южных пятидесятых широт!

велопоход по Патагонии, Аргентина


Часть 6. В диких пампах Аргентины: счастье на просторах
День 23. 7 февраля 72 км Граница с Аргентиной paso Rio Don Guillermo. По старой дороге ruta provincial 7 и по грейдеру ruta 40 через пампу.
День 24. 8 февраля 28 км По грейдеру ruta 40 через пампу. Полу-дневка на заброшенной полицейской станции.
День 25. 9 февраля 38 км По грейдеру ruta 40 через пампу. Пешком по обочине трассы. Поворот на маленькую грунтовку. Ночевка в сухом русле.
День 26. 10 февраля 32 км По маленькой грунтовке через пампу. Ночевка на берегу реки Bote.
День 27. 11 февраля 43 км Спуск к озеру Argentino. Перекресток на El Calafate. По трассе 40 на север. Поворот на маленькую грунтовку. Ночевка в сухом русле.

День 23. 7 февраля
72 км, 710 м наборы высоты, 5 часов 45 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: утром +11, днем 13-15 градусов, переменная облачность, ветер "слабый"

Утром мы покинули поселок Cerro Castillo, а вместе с ним и Чили, и въехали в Аргентину. Прямого проезда по южной части Чили нет - страну перегораживает поперек Южное Ледниковое поле, где построить дорогу совершенно невозможно. Поэтому проехать можно только через Аргентину.
Чилийский пограничный пункт paso Rio Don Guillermo расположен прямо на выезде из поселка, аргентинский — в 7 километрах далее. Дорога с чилийской стороны асфальтирована, а с аргентинской начинается ripio (грейдер). Загрузка пункта перехода немалая, здесь проходит много туристических автобусов, так что нам пришлось поторчать в очереди. Хотя правила ввоза продуктов в Аргентину примерно такие же, как в Чили (нельзя растительного, мясного и т.п.), никто ничего у нас не смотрел. И это очень кстати, ведь мы были нагружены продуктами на 10 дней, и среди них, конечно же, была "запрещенка".

граница Чили - Аргентина
Здравствуй, Аргентина! И пампа!

Вскоре за границей дорога вливается в большую трассу номер 40, которая идет с юга на север по всему западному краю Аргентины. Но выход на трассу можно сильно отложить, свернув сразу после границы на старую дорогу ruta provincial 7.
В прошлой главе (ссылка) я описывала наши страдания среди огромного количества машин в национальном парке Torres del Paine. Это было ужасно. Ну а дорога  ruta provincial 7 оказалась настоящей наградой измученным велотуристам. Здесь не было никого! Только природа и просторы. И вот мы снова любуемся окружающими пейзажами. Наслаждаемся движением на велосипеде. А пережитый стресс постепенно выветривается, уступая место покою и счастью.
Дорога сначала поднимается на лесистые холмы, с них открываются виды на безлюдные дали. Десятки километров можно охватить взглядом! Потом леса остаются позади, а вокруг остается только чистая пампа. Плавные холмы, уходящие в бесконечность, пожелтевшие кустики травы… Честно скажу - и мне, и Саше эти места показались намного, ну намного красивее, чем забитый машинами парк Torres del Paine с его красотами, вместе взятыми.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Уходим на свободу!

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины

пампа и Анды
Слева от нас проплывают предгорья Анд с острыми пиками и маленькими ледничками.

Через 30 километров мы все-таки вышли на трассу 40. По ней нам надо было проехать 13 километров на северо-восток до Tapi Aike. Сегодня ветер по местным меркам "слабый", но все равно он пихал в спину достаточно сильно, чтобы мы мигом пролетели этот кусок на скорости 25-30 км/ч. Машин было в принципе немного. Ну да, есть в этом некое удовольствие, так вот лететь по асфальту.... Но вообще я не любитель. Трасса быстро закончилась — и на этом спасибо.

Tapi Aike - заправочная станция и маленький магазинчик. Там можно залить бензина (что мы и сделали, а то последняя заправка была в Puerto Natales 5 дней назад), набрать из крана воды (мы запаслись на всякий случай водой по полной, так как сегодня не видели вообще никакой текущей воды, все реки в пампе сухие), купить печенек (но ничего более содержательного).

Tapi Aike
Все стекло в Tapi Aike обклеено наклейками разных авто и мото "экспедиций". Тоже мне, "экспедиции"...

В Tapi Aike находится важная для велотуристов развилка. При движении на север, есть два варианта пути - можно поехать или 64 км по прямому ripio (= грейдер), или же кругом по трассе, на 80 километров длиннее.
Среди велотуристов этот грейдер считается очень трудным. Во-первых, я читала об этом в отчетах. Во-вторых, велотурист-итальянец, которого мы встретили вчера в Cerro Castillo, очень бурно предостерегал нас от него. Собственно, желание нас предупредить и послужило поводом для знакомства :) Он рассказывал, что за свое путешествие из San Carlos de Bariloche повидал много ripio, и все у него с ними хорошо. «Но эта дорога совсем ужасная - говорил он. - Там крупные камни, я упал два раза, лучше бы я поехал кругом по асфальту, а вы с ребенком, не поворачивайте туда!!!». Мужик этот был явно мощным велосипедистом, так что его слова имели некий вес…
И все-таки мы выбрали грейдер. И совсем не потому, что он короче. А потому, что... Я, кажется, уже достаточно написала и еще напишу о том, какой же это восторг - катить по пустой дороге через пампу! И эта дорога обещала быть именно таким восторгом.
Да и в словах итальянца насчет невероятно ужасного качества этого ripio мы немного сомневались :) Мы с Сашей любим грунтовки, так что и неровности воспринимаем спокойно. А велокресло для ребенка мы крепим к раме на длинных "усах", поэтому оно хорошо амортизирует. Ребенка, конечно, все равно качает на неровностях, но без резких ударов. И самому Виталику обычно больше нравится, когда качает, но мы едем рядом, чем когда мы едем по ровному асфальту, но шеренгой.

В целом, дорога оказалась действительно в плохом состоянии. Но если не спешить, то ехать на велосипеде по этой дороге можно совершенно нормально! Даже с ребенком за спиной. Ну да, велосипед скачет по камням, но они не сыпучие, так что с управлением проблем нет.
В остальном, эта дорога абсолютно прекрасна. Куда ни взглянь, вокруг расстилается идеальная чистая пампа, и ничто не мешает ее воспринимать. Машины здесь проезжают очень редко, а еще, редчайший случай для Чили, вдоль дороги нет заборов. То есть, конечно, здесь тоже немного пасут овец, и пастбища разграничены, но границы эти идут не вдоль дороги, а поперек, поэтому их пересекаешь лишь изредка. Чтобы овечки не бегали через забор по дороге, сделаны решетки, а охраняют их очень выразительные чучелки.
В общем, именно ради таких дорог мы и отправились в Патагонию. Как хорошо, что мы не послушались итальянца!

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Вот такой страж поприветствовал нас по пути! Он очень отражает атмосферу этой дикой дороги.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины

Первые километров 15 тянется пампа практически без рельефа. Хотя ветер в этот вечер был слабый, в Патагонии никогда не известно, что будет дальше, так что ставить палатку на равнине мы не решались. По пути мы видели несколько гравийных ям, но лезть в яму, когда вокруг расстилается золотая красота, совсем не хотелось. Так что мы дотянули до начала холмов, которые видели на карте. Ходовое время в этот день у нас получилось больше обычного, шесть часов, но ребенок был довольным и умиротворенным, так что мы ехали себе да ехали потихоньку.

ripio
Попыталась сфотографировать покрытие на дороге. Ну да, трясет на этих камнях сильно. Но ехать можно.

пампа Аргентины
Приближаются холмы

Добравшись до холмов, мы поставили палатку под их прикрытием. Сварили ужин, забрались в палатку, легли спать - обычная походная жизнь... Но для меня все происходившее тогда было чем-то намного большим. Именно этот день на пустых дорогах и вечер среди золотых холмов стал для меня центральным, обобщающим моментом нашего путешествия по пампам Южной Америки.
Мы проехали в жизни уже немало походов, повидали много самых разных мест. Среди них нет и не может быть "лучшего", и совершенно разная природа находит у меня в душе отклик, складываясь в картину одного, прекрасного и разнообразного, мира. Но именно пампа вызвала у меня совершенно особенные чувства. Потому что, заглядывая внутрь себя, я вижу вот это — уходящие в бесконечность выжженные солнцем холмы и шум ветра, который несется мимо, никогда не останавливаясь…
И в тот вечер то, что я ощущаю в своей душе, стало единым с тем, что окружало нас снаружи... Как будто бы ветер стер все границы. А в центре моего мира стояла палатка — маленький дом для моей семьи на эту ночь.

в палатке в пампе Аргентины


День 24. 8 февраля
28 км, 315 м набора высоты, 2 часа 40 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: ночью +4, днем 12-16, ясно, ветер сначала "умеренный", к вечеру "сильный"

С утра мы протряслись еще 27 километров по ripio. Не считая тряски, дорога продолжала нас очень радовать. Вокруг тянулись чистые холмы, а компанию нам сегодня составляли только овечки и страусы нанду. Машин проехало всего несколько за день. Красота! Ну действительно прекрасная дорога!

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
С холмов на Сашу смотрят овечки и нанду :)


Попросила Сашу себя сфотографировать - я очень довольна этой дорогой!

нанду в пампе Аргентины
Попы удаляющихся нанду. Фотографироваться не желают :)


Здесь добывали гравий, и можно увидеть, что находится под поверхностью пампы. Глядя на эти слои обкатанных камушков, история местности очевидна - когда-то здесь был океан. Его приливы и создали эти бесконечные равнины.



Берега пересохшего ручейка щедро усыпаны костями - мир здесь суров.

Обеденный привал мы сделали возле заброшенной полицейской станции у реки Pelque (S50°46'35,29" W71°25'47,71"). Когда-то основная дорога проходила здесь, вот и построили прямо посреди совершенно пустынной пампы полицейскую станцию. Внутри было сделано все для жизни - кухня, ванная, вокруг посажены деревья. Когда-то здесь было очень уютно! Но потом трассу провели по-другому, полицейских перевели туда, а станция осталась. Зато теперь это знаменитое место среди велотуристов!
Мы планировали здесь всего лишь пообедать, но буквально за то время, пока у нас закипала вода в котелке, ветер резко усилился. А к тому моменту, когда мы доели свой обед, стало ясно, что лучше нам сегодня никуда оттуда не уходить. Следующее известное укрытие — в 20 километрах, передвигаться при таком ветре мы сможем только пешком, до вечера туда никак не дойдем, а найти другое укрытие может не получиться. Ну а если ветер останется таким же и завтра, то на те же 20 километров у нас будет целый день.

В реке Пельке, в отличие от всех остальных, которые мы видели по пути, была вода, причем вполне прозрачная по меркам пампы. Вода на ночевку у нас и так была с собой, в пампе мы всегда ехали с запасом воды на двое суток. Реки видны на спутниковых снимках, но в реальности большинство рек летом пересохшее, а погода может сильно задержать в любой момент без предупреждения. Но зато в речку мы с Сашей слегка сполоснулись (ну и холодно же было на ветру!), а я постирала вещи.
В полицейской станции было очень уютно. Немного пахло заброшенным помещением, но посетители соблюдали чистоту, так что почти нет мусора. Снаружи бушевал ураган, а у нас было тепло и тихо. Все стекла целы.

заброшенная полицейская станция в пампе
Здесь растут единственные деревья на много десятков километров вокруг


Кто-то нарисовал на стене схему помещения :)

заброшенная полицейская станция в пампе
Ужинаем


От ветра мы спрятались, ну зато Виталик задал нам перцу. Закатывал одну истерику за другой. Наверное, это можно корректно назвать «изучал процесс конфликта» :) Он сам создавал ситуации, в которых мы вынуждены будем его ругать, или специально не делал то, что хотел, а потом со страстью страдал и рыдал. Ну, например, папа долго зовет сына пойти за водой к реке, сын категорически отказывается, а как только папа уходит, у сына начинается душераздирающая истерика «я так хотел пойти за водой, а папа меня не взял а-а-а-а!!!!!». И так много серий подряд по самым разным поводам. Бедные родители при этом мучаются, ощущая себя последними сволочами, хотя совершенно ни в чем не виноваты. Да уж, даже в диких пампах Аргентины сложности детского развития поступали у нас по расписанию…
И еще вот что мне удивительно. Вчера ребенок был такой умиротворенный и жизнерадостный, хотя у нас не было никакого времени им как-то специально заниматься, мы ехали до вечера. А на ночевке вокруг не было ну вообще ничего кроме кустиков травы, но ребенку было хорошо и интересно. А сегодня мы остановились уже в середине дня, было время, чтобы уделить его ребенку. В домике и его окрестностях было и комфортно, и насыщенно, и полная свобода передвижения ребенку. Так что мы с Сашей наивно надеялись, что вот сейчас устроим Виталику праздник среди однообразных памповых дней. А вышло совсем по-другому!

Впрочем, детские конфликты остались только в дневнике, и в отчете я про них рассказываю для объективности. А в памяти у меня об этом вечере сохранились только окна, в которые заглядывает пампа, да бешеный вой ветра за стеной... Когда находишься в помещении в такую погоду, то ощущение простора не уходит, а становится как будто еще ярче. Осознаешь, что ты сидишь в таком крошечном домике — посреди бушующей бесконечности... Эта заброшенная полицейская станция среди пампы - необыкновенное и очень романтичное место!

заброшенная полицейская станция в пампе
Пью чай, слушаю ветер.

А вечером у нас случилось происшествие, которое наконец заставило Виталика забыть про выяснение отношений с родителями. К нам приехали настоящие полицейские! Целых пять человек. Экипированы они были все в разную форму, один был в бронежилете, а другой с автоматом. Причем автомат болтался и мешался под ногами, так что мужик снял его, положил на стол и гулял по участку без него :) Эта компания, несмотря на воинственные одеяния, выглядела очень забавно!
Полицейские явно давно тут не бывали, и очень развеселились, увидев наш бомжатничек. Для порядка они осмотрели все помещения, старательно проверили у нас паспорта, сказали «no problema», взяли с собой старую пустую бочку и уехали.
Явление полицейских очень впечатлило Виталика, да и нас тоже, и остаток вечера прошел мирно. А потом мы поставили палатку в дальней комнате и легли спать.

День 25. 9 февраля
38 км, 450 м наборы высоты, 4 часа 50 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: днем 8-10 градусов, вечером +5, ветер от "умеренного" до "сильного"

Вчера вечером прошел дождик, и ветер стих, ночью тоже было тихо. Но к тому времени, как мы утром выдвинулись в путь, ветер снова разошелся. Мы ехали на север, ветер дул нам в бок с легкой попутностью. Так что ехали мы быстро, 13 км/ч, но ветер постоянно норовил вырвать руль, а снизу трясло на камнях, так что усилия для того, чтобы ехать прямо, требовались серьезные.
Вокруг пошла ну очень ровная пампа, совсем как стол, с коротеньким ворсом темных кустиков. На нашем пути такую ровную пампу мы увидели только совсем чуть-чуть, уголком выехав из зоны тянущихся вдоль Анд холмов. А вот на восток эти равнины, лишь кое-где прорезанные руслами редких речек и покрытые пятнами соленых озер, так и тянутся 160 километров до Атлантического океана. Меня такая идеальная плоскость привлекает, гипнотизирует... Хочется бросить все и устремиться в эту даль. Но наш путь лежал в другую сторону.

ripio
Дорога по идеально плоской пампе

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Страж пампы прощается с нами

Через 20 километров грейдер закончился, влившись в трассу 40. На перекрестке еще одно известное среди велотуристов место — станция дорожных рабочих (S50°37'08,86" W71°22'09,86"). Здесь можно отдохнуть за кустиками, можно набрать воды, также рабочие разрешают велотуристам ставить палатки под прикрытием здания. Но нам пока ночевать было рано, так что мы набрали в баке воды, ничего ни у кого не спрашивая, и поехали дальше.

Ветер тем временем еще усилился. Машин на трассе было немало, поэтому с таким боковым ветром на асфальт мы даже не совались. Ведь ехать прямо было невозможно. Сначала мы кое-как, виляя зигзагами, пробирались по грунтовой обочине в седле. Но вскоре уже не могли и ехать, а еле-еле тащили велосипеды по этой обочине пешком…
Объективно говоря, покрытие на обочине трассы было куда лучше, чем на грейдере, с которого мы только что выехали, а машины ехали мимо, не мешая нам физически. Но до чего же это жутко уныло - тащиться пешком вдоль асфальта с машинами!
Думали еще вот о чем: а как классифицировать тащение велосипедов по грунтовой обочине вдоль асфальтовой дороги? Это асфальт или грунт? А уж по сложности нам вообще было как на пешеходном горном перевале, несмотря на ровную как стол поверхность!

сильный ветер в Патагонии
Тащим велосипеды вдоль асфальта.

Таким манером мы пробились вдоль трассы 10 километров. А дальше появилась возможность с трассы свернуть - еще дома при подготовке похода я присмотрела на спутниковых снимках маленькую дорожку, которая вела на север через пампу. Ни один из  любителей грунтов, отчеты которых я читала, по этой дорожке не поехал. Но как минимум один велотурист ее все-таки преодолел и занес на OSM (а машина там проехать не может из-за заборов). Наш человек!

Несмотря на всю нашу любовь к маленьким грунтовым дорожкам, решение свернуть было совсем не простым. Над пампой бушевал ветер, и было совершенно неизвестно, что будет дальше. Ведь прогноз погоды мы узнать не могли — сотовой связи у нас не было уже третий день.
В этом смысле трасса давала некое ощущение близости цивилизации (если что, теоретически можно ловить попутку) и гарантированную, пусть и не очень привлекательную, возможность поставить палатку в одной из придорожных канав (там, где есть съезды в сторону, они дают достаточно прикрытия, чтобы палатку не сломало ветром).
А свернуть значило отправиться в 50-километровую неизвестность в дикой пампе. С ребенком за спиной. Но это же значило жить полнокровную жизнь среди природы, а не заниматься тупым преодолением ветра на обочине унылой трассы.
Так что мы свернули. И как только трасса осталась позади, уже ни капельки не жалели. Это оказалась одна из лучших дорожек на нашем пути!

Но, конечно, наше решение вовсе не было бездумным авантюризмом. У нас же ребенок! Кроме спутникового снимка и линий рельефа информации у нас не было. Но их мы хорошенько изучили на вопрос мест, где можно будет поставить палатку - таких точек нашлось несколько. Спутниковый снимок был сделан весной, так что на нем везде были видны потоки воды от тающего снега, тогда как летом эти бурные потоки высыхают. Но мы учли тот факт, что дальше дорожка подходит к той самой реке Pelque, на берегу которой мы ночевали в заброшенной полицейской станции и про которую уже знали, что в ней есть вода.
Так что в случае, если бы сильный ветер не спадал еще несколько дней, мы бы все равно не остались без палатки и без воды. А еды (еще из Cerro Castillo) у нас было достаточно хоть на неделю.

До вечера по этой дороге мы успели продвинуться (частично очень медленно в седле на скорости 4-6 км/ч, частично пешком) на 8 километров на восток по ровной пампе. Потом скатились в долину реки, в ней стало немного проще.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Привал в крошечной ямке среди ровной пампы

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Спуск в долину реки Пельке.


Палатку мы поставили под бережком высохшей речки, как и планировали (S50°33'53,08" W71°31'40,17"). Место под палатку пришлось выкапывать в песке, но когда выкопали, стало ровно, и палатка встала в безопасности прямо под обрывчиком. А вокруг расстилалась дикая пампа. Такое счастье - быть на просторе! Я к нему не привыкаю, восторг постоянно. О цивилизации напоминала только дорога, ведущая в одинокую эстанцию, да основы линии электропередач вдалеке. И погода была соответствующе дикая - температура плюс пять да ветер 10-15 м/с.
Ну а наш Виталик был совершенно доволен жизнью. Весь вечер он ползал в песке, играя, что песок - это океан, а камень - это айсберг... И совершенно не скучал, и не обращал никакого внимания на холодную погоду. Свобода пампы да сухое русло для укрытия - вот что ребенку надо для счастья :) И нам тоже!

ночевка в палатке в пампе Аргентины
Найти место для палатки в чистой пампе - сложно, но можно.


Очень чумазый, но очень довольный ребенок.

Кстати, на этих широтах в пампе уже водятся скорпионы. Встречаются они здесь еще очень редко, но несколько штук мы за следующую неделю видели. При температуре +5 скорпионы крайне задумчивы, так что в этот вечер играть ребенок мог без ограничений - если бы скорпион вдруг и встретился, ничего быстро сделать бы не смог, а Виталик у нас внимательный. При более теплой погоде мы не разрешали ребенку играть непроверенными камнями и соблюдали прочие меры безопасности.

День 26. 10 февраля
32 км, набор высоты 555 м, 5 часов 15 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
 Погода: ночью 0, днем 9-12, ветер "умеренный"


Утром боковой ветер снова был сильным, и мы еле ползли полу-пешком. Но потом он немного поутих, и дал нам возможность насладиться сегодняшней дорогой. А она была прекрасна! То есть еще лучше, чем те прекрасные дороги, по которым мы ехали предыдущие дни.
В виде используемого грейдера дорога продолжалась до одинокой эстанции. На границе эстанции дорогу преграждал забор, и дальше дорога стала совершенно заброшенной и заросшей. Но так как она шла по ровной крепкой почве, то можно было легко ехать на велосипеде. Воплощенная мечта велотуриста - едешь, но там, где не ездят машины!

Это было, наверное, самое дикое место за все наше путешествие, где не только никого не было (за два дня мы не встретили ни единого человека), но никто и не мог бы сюда приехать. Ведь благодаря заборам далеких эстанций и очень крутым подъемам эта дорога преодолима только на велосипеде. В душе у нас был полный восторг. Вот это Приключения, не адаптированные под "семейный формат", а самые-самые настоящие! Полный отрыв от цивилизации. И полный отрыв от стандартных велотуристических маршрутов тоже. Виталику наш восторг передавался, и он тоже весь бурлил энтузиазмом исследователя.

эстанция в пампе Аргентины
Одинокая эстанция вдалеке


К эстацнии налево, а мы едем направо!

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Над рекой Pelque

река и птицы в Патагонии

река и птицы в Патагонии
На отмелях "пасутся" бесчисленные птицы, похожие на крупных уток

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Идеальная дорога для велосипеда. То есть больше направление :)

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины

пейзаж пампа Аргентина


Здесь дорогу размыло весенними потоками воды. Очень романтичное место!


Виталик так же заворожен нашими приключениями, как и его родители!

пейзаж пампа Аргентины

Как же здесь было красиво! Красота неброская, со сдержанными цветами и формами...

Потом дорога стала взбираться на холмы, так что там мы иногда шли пешком, но от этого не становилось хуже. Ведь с холмов нам открылся вид на большое озеро с белой водой. Мы даже сначала думали, что оно высохшее, и это белеет соль, но потом разглядели крошечные волны на поверхности. Не знаю, откуда в этом озере вода, потому что все вокруг совершенно сухое. Ключи какие-то, наверное, бьют, они и дают такой удивительно белый цвет воды. Именно из этого озера берет начало река Pelque, и поэтому в ней есть хорошая вода, когда нигде больше нет.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины

пейзаж пампа Аргентина
Весь берег усыпан вулканическими бомбами. Не знаю уж, из какого древнего вулкана они когда-то сюда насыпались.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Обеденный привал.


На дороге мы иногда видели одинокий велосипедный след. Не мы первые тут едем! Но и популярностью дорога явно не пользуется среди велосипедистов... Мы смотрели на этот след и гадали - был ли тот, кто тут ехал, так же счастлив на этой дороге, как мы? Или, может, считал свой путь ошибкой и воспринимал трудную дорогу как мучение? Этого нам не узнать...

На конце озера находится еще одна эстанция (не знаю, насколько жилая), и от нее дорога уходит довольно резко на север и потом к востоку, возвращаясь к трассе. Но нам туда было не нужно, мы хотели срезать загруженную трассу на город El Calafate. Поэтому поехали другим путем - по прорытой бульдозером колее, по которой подвозились запчасти для постройки линии электропередач. Эта линия новенькая - на спутниковом снимке, сделанном несколько лет назад, она еще только в процессе постройки. Ехать от одной опоры к другой было не особо романтичным и нелегким занятием, потому что это была вовсе не дорога. Зато этот путь позволял нам полностью миновать трассу в Калафат.


По тракторным колеям вдоль линии проводов.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Два раза пришлось перебрасывать велосипеды и вещи через запертые ворота на границах дальней эстанции. Зато благодаря этим воротам дорога получается не доступной ни для какого "жыпа". Только велосипед!

Наконец наш путь преградила глубокая долина реки Боте (rio Bote). К реке нужно было сбросить высоту с 720 до 460-ти метров! Спуск был очень крутой и каменистый. Мы пустили Виталика идти своими ногами, а сами еле стащили велосипеды вниз. Подниматься здесь с гружеными велосипедами было бы очень долго и непросто! Хорошо, что нам было вниз.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Долина просто огромная!

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Даже без ребенка стащить тут велосипед нелегко!

rio Bote

Речку перешли вброд. Было неглубоко - всего по колено, сейчас самая засуха. Камни все в тине, очень скользкие. Хорошо, что у нас с собой были крепко держащиеся на ногах босоножки с резиновой подошвой, в них мы перешли легко.

rio Bote брод с велосипедом

На rio Bote мы и заночевали. Ветер в глубокой долине гулял на удивление не меньше, а куда больше, чем по верхам. И это при том, что долина пролегала ровно перпендикулярно ветру! Но мы не раз замечали здесь в Патагонии, что крупные долины здесь могут иметь собственный ветер, причем иногда более сильный, чем снаружи. А направление ветра задается не локальным, а глобальным направлением долины - ветер движется от Тихого океана к Атлантическому. Но мы нашли местечко между кустами, очистили его (по возможности) от колючек и навоза и запрятали палатку туда.


Вечер в долине rio Bote. Палатку разглядеть трудно, зато она спрятана от ветра.

День 27. 11 февраля
46 км, 50 м набора высоты, 3 часа 45 минут в движении по велокомпу
, трек на Strava
Погода: ночью -3, днем 17-21, ясно, ветер "слабый"


Ночью был заморозок, но утро выдалось теплым — ветра не было, и солнышко хорошо прогрело ущелье. Так что мы даже помылись и постирались.
Дальше нам предстояло вылезти из ущелья реки наверх. К счастью, набирать высоты в этом направлении значительно меньше, чем сбрасывать, всего сотню метров. Виталик поднимался сам, а оба велосипеда на самом крутом участке пришлось поднимать Саше. Но где могла, я честно тащила свой груз сама :)

крутой подъем в велопоходе
На фото виден маленький Саша. И это только начальная часть подъема

После подъема мы вышли уже на настоящую дорогу, хоть и маленькую, и с комфортом покатили по холмам на север. Перед спуском к озеру Argentino нам открылся шикарный вид на горы. Здесь мы впервые увидели в полном масштабе цепь Анд, покрытых огромнейшим южным патагонским ледяным щитом. До ближайших вершин (высотой 2.5 - 3 тыс. м.) была сотня с лишним километров по прямой, но казалось, что рукой подать. Такой вот обман зрения. Невероятное зрелище - сверкающие белые пики прямо над высушенной солнцем пампой!

пейзаж Анды и пампа
Ледники над пампой. Между двумя половинками кадра на местности более ста километров!
А кажется, будто одно непосредственно переходит в другое.


Торжественное фото на фоне озера Архентино.

озеро Архентино (lago Argentino)
Вид на озеро Argentino. А вдалеке видна в дымке гора Fitz Roy, до нее 150 километров.


с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Спуск

Спустившись, мы оказались на перекрестке на город El Calafate, до него тут 30 километров. Город Калафат известен тем, что дальше в 60 километров от него находится очень красивый ледник Perito Moreno, одна из главных достопримечательностей Патагонии вместе с Torres del Paine и горой Fitz Roy. Но мы туда не поехали. Парк Torres del Paine убедительно продемонстрировал нам, что пейзажи среди толп машинно-автобусных туристов не доставляют нам абсолютно никаких положительных эмоций, как бы они ни были формально красивы. Мы любим хорошие дороги, а не красивые картинки! И делать круг 30+30 километров по загруженной трассе до города, а из него еще 60+60 километров на велосипеде среди машин с туристами или мариноваться 3 часа в автобусе только ради того, чтобы пассивно попырить на ледник (даже самый прекрасный!) — это не для нас.

Поэтому в El Calafate мы не поехали, а поехали прямо, по 40-й трассе дальше на север. До следующего запланированного грунтового участка нам было 20 километров. На обед остановились у моста через большую реку Санта Круc (rio Santa Cruz), вытекающую из озера Argentino и собирающую ледниковую воду с очень большой площади (так как соседнее крупное озеро Viedma отдает воду туда же через речку La Leona). А течет эта вода в Атлантический океан, пересекая поперек почти весь континент. Именно в честь реки Санта Крус назван этот регион Аргентины.
К реке у шоссе есть общедоступный съезд, есть тенистое местечко. Но, конечно, там не очень-то чисто. В реке Santa Cruz мы набрали воды на двое суток вперед, ведь наш следующий источник воды - река La Leona в 50 километрах по прямой севернее. Трасса идет вдоль Леоны, так что на трассе проблем с водой нет, но мы собирались уйти на совершенно сухие грунты, надо было запастись.

река Санта Круз (rio Santa Cruz)
На берегу реки Санта Круз. Река не только широкая, но и течение мощнейшее!


Вода на два дня пути семье из двух человек плюс ребенок.

Грунтовую дорогу, на которую мы сворачивали, я не только видела на спутниковом снимке, но и читала про нее в отчете на https://velofreedom.bike. Маршрут и отчет этого автора были самыми адекватными и приятными из всего, что мне попалось при подготовке похода. Но несмотря на утверждения о любви именно к маленьким грунтовым дорожкам, некоторые из них автор пропустил, так что его маршрут мне было чем дополнить.
С трассы мы свернули по дороге ruta provincial 17, которая пересекает страну с запада на восток. Это грейдер, явно мало используемый, но разбитый просто до невозможности! Сплошная стиральная доска от края до края и рыхлый песок. Ох уж эти патагонские дороги! Причем на спутниковом снимке и даже на фотографиях дорога может выглядеть отлично, но в реальности оказаться очень трудной. Тыдымц-тыдымц-тыдымц...

разбитая грунтовая дорога в аргентине
По такой дороге ехать на груженом просто найнере - настоящее мучение.

По руте 17 нам было немного, но когда мы свернули на нашу мелкую грунтовку (где следов гуанако было больше, чем следов машин!), лучше не стало, та же стиральная доска. А вскоре нам пришлось пересечь большое глиняное поле, где дорога была особенно рыхлой и разбитой. Меня это место напугало - совершенно сухое и ровное в сухую погоду, в дождь оно точно превращается в практически непроходимую ловушку... Глин здесь внизу, у больших озер Argentino и Viedma, вообще много. Глиняные долины, глиняные горы... Ведь вода стекает в эти озера с огромной площади гор, а с собой приносит осадочные породы - в данном случае, много глины. Но где повыше, там почва становится более жесткой, в ней больше камней, а значит, и дорога стала нормальной.

с ребенком на велосипеде по пампе Аргентины
Через полосу глиняной пустыни.

пустыня в аргентине
Не понимаю, что ищут гуанако в этой пустыне!


На ночевку мы остановились в сухом каменистом русле перед началом подъема наверх из обширной долины реки Santa Cruz. Здесь было укрыто от ветра, внизу расстилалась глиняная пустыня, вдалеке возвышались снежные вершины Анд... Еще одна идеальная ночевка в пампах! Счастливы были и родители, и ребенок.

ночевка в палатке в Аргентине

пейзаж Анды и пампа
Вечерний вид на Анды от нашей палатки. Вечером они казались еще ближе и ярче, хотя до них от нашей ночевки были все те же 100+ километров.

Что мне хочется написать в качестве заключения об этом этапе похода… Я уже писала про распространенное мнение о том, что в Патагонии нет вариантов дорог. Однако, это полная ложь! Выбор дорог в пампе огромный. Главное, уметь пользоваться спутниковыми снимками и быть готовым потрястись - гладких дорог тут нет :) Мы ехали с ребенком в велокресле, то есть с большим грузом и маленьким ходовым временем, поэтому все выбранные мной дороги были легко преодолимы на велосипеде. Кроме того, мы проехали только по краешку основной зоны аргентинских памп, не удаляясь в них слишком глубоко.
Но для тех, у кого нет таких особых обстоятельств, пампы Аргентины дают возможность уехать своим путем прочь от людей и машин очень далеко и надолго. В просторы, где шумит только ветер... Как бы я хотела пережить подобный опыт! Но даже нам, семье с трехлетним ребенком, пампы Аргентины подарили чувство самых настоящих диких приключений и захватывающей дух свободы.

Добавить комментарий


Поиск по сайту

Подписаться

Хотите получать уведомления о новых отчетах себе на почту?

Большой велопоход по Чили и Аргентине:



Показать все записи по этому походу


Итоги похода. Наш маршрут и подборка фотографий.
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.

Подробный отчет по дням:
Часть 1. Начало похода: Ushuaia - Tolhuin
Часть 2. Огненная Земля: Tolhuin - Rio Grande по грунтам
Часть 3. Транс-Огненная Земля: Rio Grande - Cameron
Часть 4. На берегах Бесполезного Залива: Cameron - Porvenir
Часть 5. Парк Torres del Paine: среди машин и пыли
Часть 6. В диких пампах Аргентины: счастье на просторах
Часть 7. Трудная дорога в El Chalten: болезнь и ветер
Часть 8. Граница Двух Озер: El Chalten - Villa O`Higgins
Часть 9. Лучшее место на Carretera Austral: Villa O`Higgins - Cochrane
Часть 10. Своим путем под плато Meseta del Lago Buenos Aires
Часть 11. Puerto Ibañez - Coyhaique: в объезд по грунтовкам
Часть 12. Coyhaique - Puyuhuapi по Carretera Austral
Часть 13. Puyuhuapi - Caleta Gonzalo по Carretera Austral
Часть 14. Из центрального Чили снова в Анды: Los Angeles - Chenqueco
Часть 15. Monkey Puzzle Trail: подъемы, пыль и жара
Часть 16. Monkey Puzzle Trail: на склонах вулкана Lonquimay
Часть 17. Озерный край Чили: апрельское прощание с летом
Часть 18. Paso Carririñe: последние дни в диких лесах Анд


Другое:

Скачать все треки
разведки и выбросы вырезаны
Этот сайт некоммерческий, маршруты авторские, статьи основаны на личном опыте. Если что-то на нашем сайте пригодилось вам для подготовки своих походов или просто понравилось — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на него. Это поможет сайту не теряться в интернете. При использовании наших материалов для своих ресурсов активная ссылка обязательна!