Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Новгородской области с ребенком в велокресле, майские 2020. Глава 5

Покинув Боровичи, мы попытались проехать на велосипедах мимо карстовых озер  - но уткнулись в высокую воду. Оказывается, вода в карстовых озерах может не только уходить под землю и возвращаться, но и подниматься куда выше обычного, заливая и леса, и дороги! Пришлось вернуться. На следующую ночь теплая погода резко сменилась снегом с дождем, и весь день нас этим поливало при нуле градусов. А потом, решив сократить путь в Неболчи по маленьким дорогам через лес, мы попали в ужасную грязь и шли по ней пешком с велосипедами 16 километров. Но все же вышли, куда хотели. Самая приключенческая глава нашего похода получилась!



Содержание
День 12. 11 мая 68 км
Бабино - Спасское - Кончанско-Суворовское - разлившиеся карстовые озера - Молодильно - ночевка на озере Съезжее
День 13. 12 мая 54 км
Спасово - Милогощи - Пёсь - Лесной - Анциферово - ночевка в лесу
День 14. 13 мая 31 км
Долбеники - Киприя - лесовозка в сторону Мошичино - ночевка на поле возле дер. Русовщина
Вернуться к общей части отчета


День 12. 11 мая. 68 км.



Утром, когда выходили со стоянки по полю, видели гадюку. Это потому, что сильно потеплело - и змеи активизировались. В мае с гадюками надо быть особенно осторожными, так как они очень агрессивны, и в теплую погоду ходить по траве внимательно. Помню, несколько лет назад на Тесовских торфоразработках греющиеся на солнце гадюки прыгали на нас, просто проезжающих мимо на велосипеде, и одна даже схватила зубами меня за ботинок прямо на ходу. Утверждение, что змеи избегают контакта с человеком - полная чушь по отношению к гадюкам! И эта тоже проползла прямо мимо нас с таким видом, как будто ничего не слышала. А ведь мы громко шуршали в сухой траве ногами и велосипедами, разговаривали - это гадюке безразлично!

гадюка в траве в мае

Дорожка, по которой мы ехали, после очередной деревни стала небольшой грунтовкой. В одном месте путь преградила большая лужа, которую мы перешли босиком вброд, а больше никаких сложностей там не было. Очень удачно мы срезали 15 км шоссе и комфортно выбрались вчера из города! А ведь даже опасались сюда ехать, так как дорога была обозначена на карте OSM как не совсем проезжая. Видимо, из-за этой лужи.



брод через лужу с ребенком в велокресле



В конечном итоге нам все равно пришлось выйти на шоссе Боровичи - Хвойная. В отличие от всех предыдущих шоссе, по которым мы проехали в последние дни, это оказалось очень загруженное. И хотя с новым идеальным асфальтом - без нормальной обочины. Как назло, многие водители здесь вели себя отвратительно, протискиваясь без снижения скорости между нами и встречкой.
Мы как-то совсем не ожидали, что направление на Хвойную будет таким напряженным. Ведь из Боровичей в Пестово на северо-восток пошло одно шоссе, в Любытино на северо-запад пошло другое, а Хвойная - это петля, которая никуда не ведет напрямую. Но вот так. Возможно, новый асфальт "виноват", и через Хвойную едут в Пестово и дальше.
Мы решили, что не будем ехать по этому нехорошему шоссе до конца, а свернем раньше - и срежем по маленьким дорожкам через леса на запад. Но вдоль шоссе пострадать все равно пришлось немало.

шоссе Боровичи - Хвойная
Вот такое движение иногда бывало. Ну совсем нехорошо с ребенком за спиной, надо жаться на обочину.

При любой возможности мы сворачивали на параллельные дороги через деревни. Всего три раза получилось, так как актуальных дорожек оказалось значительно меньше, чем есть на карте, а многие заросли.
В частности, мы проехали через село Кончанско-Суворовское, где расположен музей-усадьба Суворова. Место пафосное, ведь к славе Суворова примазывались все - и в советское время, и сейчас.

Кончанско-Суворовское
В небольшой поселочек ведет широченное шоссе с освещением. Вот она, слава Суворова. Так как карантин, экскурсионных посетителей там не было.

Кончанско-Суворовское
Вот такой плакат нас встретил. Фраза Суворова - в тему для политиков всех времен!


Сам музей-усадьба Суворова был закрыт в связи с коронавирусом, но территория была открыта. Внутри - небольшой парк и несколько сильно восстановленных домиков "под старину". Очевидно, не так уж много можно придумать, что показать про Суворова. Так что даже сарай полезен.

Кончанско-Суворовское, музей-усадьба Суворова
Домик Суворова.

Кончанско-Суворовское, музей-усадьба Суворова
Кажется, старинные тут только петли. Но даже прикручены они уже современными шурупами.


С огромным облегчением мы свернули с грохочущего шоссе (по которому в сумму пришлось отмучаться целых 20 километров) на маленькую дорожку, ведущую петлей параллельно шоссе через Молодильно. Идеальная пустая дорожка. Ну вообще рай!



озеро Плоское
Дорога прошла между двух озер, Рябово и Плоское - оба такие вот заболоченные.

С этой дороги мы свернули в деревню Колмошино. У нас был замечательный план: добраться до этого Колмошино, а оттуда двинуть по лесным дорогам к озеру Городно. И таким образом и на шоссе больше не выходить, и километраж себе срезать, и по лесам покататься. Однако, этому плану было не суждено сбыться...

указатель дороги на Колмошино

Дело в том, что озера в этом районе не простые, а карстовые.
Карстовые озера Новгородской области (Боровического, Хвойнинского и Любытинского районов) - особое природное явление. Они расположены на месте поверхностного залегания известняков и доломитов - пород, которые легко поддаются растворению водой. В результате вода вытачивает в них подземные емкости и ходы. Они связаны и с надземными озерами. Процесс размывания пород идет постоянно, вода то промывает новые, то заполняет уже образовавшиеся полости. Из-за этого и уровень надземной воды сильно колеблется.
Я привыкла, что с карстами речь обычно идет про то, что вода иногда "уходит", а потом возвращается на прежний уровень. Но на самом деле вода может не только "уходить", но и "приходить", значительно превышая свой условно нормальный уровень. Именно с этим явлением мы и столкнулись.
Удивительная картина! Озера вышли из берегов. Все, что было просто болотами, превратилось в озера. Большие площади добротного леса также оказались под водой. Причем видно, что для этого леса такой уровень воды - явно не норма. И, скорее всего, если этот уровень сохранится долго, то деревья могут погибнуть.

Залита водой оказалась и дорога в Колмошино. И это при том, что этот подъем воды - совсем не первый в истории. Несколько лет назад уже такое было, о чем я прочитала в прошлых новостях. Тогда жители деревни требовали решить проблему, власти обещали, но, очевидно, осилили постройку только одного моста.
Мост этот - через перешеек между озерами Рогавиц и Крестоватое, там проехать можно. Но вскоре дорога все равно ушла под воду - там, где болото возле озера Рогавиц оказалось залитым водой и стало частью озера. Мы попытались потыкать большой палкой - палка ушла в воду на полтора метра, и это еще у берега! Так что ни о каком броде речи не шло.
В объезд болота как будто была накатана "внедорожная" колея, по которой можно было бы попробовать пройти пешком с велосипедами. Но мы решили не соваться. Наши наблюдения показывали, что все, что находится ниже линии высоты в 180 метров - затоплено. Так что, скорее всего, дальше за Колмошино мы бы все равно уткнулись в зону затопления, и нам только дольше пришлось бы возвращаться. В этом смысле, спасибо непостроенной дороге, которая вовремя нас остановила :)

Новый мост между озером Рогавиц и озером Крестоватое
Новый мост между озером Рогавиц и озером Крестоватое. Здесь проехать можно.

дорога на Колмошино затоплена
Дорога на Колмошино ушла под воду
озера Рогавиц.

дорога на Колмошино затоплена
Вот прямо здесь была дорога!

Вот такая история! Нам повезло: мы полюбовались на необычное явление и вернулись назад, ничего не потеряв. Но могло сложиться и по-другому. А вот наши знакомые Сергей и Катя были тут год назад, как раз в мае 2019, и тогда вода здесь, наоборот, стояла низко, дороги были все совершенно свободны, и они отлично покатались. В общем, имейте в виду такие особенности карстовых озер, если захотите покататься на велосипеде по лесным грунтовкам возле Боровичей!
Ну а мы вернулись назад на ту же дорогу через Молодильно. Она, к счастью, не тупиковая, а идет петлей, потом снова возвращаясь к шоссе. Так что мы по ней поехали просто вперед.

Я, конечно, мечтала о палатке на берегу озера, раз тут озер так много. Прицеливались к озеру Съезжее. Но одна стоянка оказалась совсем уж загажена автомобилистами (тут вообще популярные места для отдыха, а как следствие, и замусоренные), а в других местах озеро широко вылилось за свои границы. Так что мы поставили палатку просто возле затопленного леса. Немного на возвышении, на всякий случай.

Вечер был удивительный. Последние дни стояли теплые и солнечные, ну совсем летние (только без гнуса). Но теперь прогноз погоды обещал, что вот прямо завтра утром будет снег с дождем. Очень сложно было представить себе снег, наслаждаясь летним теплом! Но темные тучи уже начинали клубиться на небе...



затопленный лес у карстовых озер Боровического района
Затопленный лес. Озеро где-то там за ним.


С собой у нас был небольшой планшетик, чтобы удобнее было планировать дальнейший маршрут. Но интернета обычно не было, так что ничего не "погуглить".


День 13. 12 мая. 54 км.



Утром по палатке зашуршал обещанный снег с дождем. Обещали эту радость весь день без перерывов, а следующие дни - так же, но с перерывами. Мы, конечно, не торопились вылезать из палатки, пытались привыкнуть :) Но сидеть смысла не имело, так что через лишний час мы все же двинулись в путь. На Виталика одели все теплое, что с собой было. А было с собой немало. Прежде всего - супер-теплая куртка Kerry (с 330 г утеплителя), необходимая вещь в большинстве наших походов с ребенком. И много чего другого теплого. Не зря мы предыдущие теплые дни возили с собой эту огромную кучу! "Легкоходство" в майских походах, тем более с ребенком, совершенно неуместно!


Собираю палатку на последнем сухом местечке в этом мокром мире.


затопленный лес у карстовых озер Боровического района

Воды в озере еще прибыло во время ночного дождя. А в разводах от капель залитый водой лес стал выглядеть просто апокалиптично!

ребенок в велокресле в чехле Hamax под дождем
Сверху одеваем на ребенка чехол Hamax от дождя и холода.


На термометре гордые ноль градусов. Вот жалко, что ли, было природе сбросить температуру еще на один градус! В минус один с сухим снежком нам было бы принципиально теплее, чем под нулевым снего-дождем!


Так как вчера с Колмошино у нас не вышло, пришлось проехать еще 13 километров по шоссе Боровичи - Хвойная. Потом мы наконец-то с ним попрощались, теперь уже окончательно, свернув на лесную дорожку по южному берегу реки Пёсь.
Места там отличные! Стоят чистые сосновые боры, внизу мощная красивая река. Дорога песчаная - скорее всего, в сухую погоду ехать по ней получится не всегда. Но в мокром состоянии она хоть и была вязкой, но вполне комфортно проезжабильной. А вокруг - тишина и лес!
Кроме того, такая тихая дорожка нам была особо важна в такую холодную погоду. Даже очень хорошо закутанный, Виталик постепенно замерзал в кресле. Ведь он уже совсем не малыш, детский жирок сошел, ноги-руки длинные. Поэтому мы регулярно выпускали Виталика пробежаться, он согревался и уставал, и тогда мы снова сажали его в велокресло. Благодаря такому формату, ребенок чувствовал себя комфортно, и мы спокойно продвигались вперед. А продолжавший мощно валить мокрый снег, к сожалению, не ложился на землю, но хотя бы радовал нас красотой на лету!

велопоход с ребенком в велокресле в снегопад
Снег добавляет особое очарование пейзажу.

ребенок в велокресле в чехле Hamax под дождем
Виталик с удовольствием ловит ртом снежинки. Он любит снег и считает его очень красивым :)


Теперь ребенок бежит, папа едет за ним. Если вести велосипед, Виталика не догнать!

река Пёсь
Река Пёсь.

ребенок в велокресле в чехле Hamax под дождем
Пересекли железную дорогу в Лесном. Мы все ужасно мокрые!




Дорожка вдоль Пёси проходит мимо поселка Пёсь, а потом выводит к поселку Лесное. Дальше можно еще три километра проехать по старой дороге, параллельной новой (она на предыдущем фото). Но потом уже выходишь на грейдер Хвойная - Анциферово. Машин на нем почти нет - очевидно, что все, кто ехал в Хвойную по шоссе, повернули в другую сторону, а не сюда. Грейдер обычный. Под дождем - вязкий, но проехать можно.


На мосту через речку Медведа.

На ночевку мы остановились просто в лесу за поселком Анциферово. Искать хорошее место времени не было, а то на грейдере ребенка не хотелось выпускать (грязно очень, плюс машины изредка), так что он начал подмерзать.
Главное, что нашлась полянка, не залитая водой! Мы поставили палатку, залезли внутрь, сварили на горелке ужин, отогрелись. А снег тем временем валил все гуще и гуще... Хороший, однако, получился день, полноценный ходовой и приятный, несмотря на погоду, хуже которой трудно и придумать!

ребенок смотрит из палатки на снег

День 14. 13 мая. 31 км.



Утром выглянуло солнышко. Вокруг радовала глаз почти зимняя красота (тем более, что этой зимой у нас снег был редко). На полянах снег быстро протаял, но в тени так и пролежал весь день. Тем более, что потом и нового подсыпало.



снег на елке в мае

тающий снег на траве

По грейдеру на Любытино мы проехали еще 8 километров, до поселка Горный.





А вот дальше у нас случился ключевой поворот. Вообще-то дорога из Анциферово так и продолжается благополучно на Любытино, в виде вполне симпатичного грейдера с минимальным движением. Но нам было нужно не в Любытино, а в Неболчи, чтобы потом объехать закрытый для посещения Маловишерский район и въехать в Ленобласть через Будогощь. Через Любытино в Неболчи получается довольно большая петля. А на карте мы увидели дорожки, которые вели в Неболчи напрямую. Этот путь был бы и интереснее для нас, и значительно короче кругового.

Рассматривая дороги на карте OSM (кто не знает - это основная карта для телефонных приложений и не только), нужно учитывать, что ее рисуют обычные люди. Хорошо, если они такие старательные, как мы. Но вообще разные бывают. Так что в идеале, прежде чем соваться на сомнительную дорогу, нужно внимательно посмотреть на тэги, которые поставил тот, кто заносил эту дорогу на карту (а если не поставил, то доверять вообще нельзя). Но когда у нас возникла эта идея, интернета не было совсем (хотя мы были в километре от большого поселка, а у нас с собой были симки и МТС, и Мегафон). Собственно, последний раз мы видели интернет и могли воспользоваться им по погодным условиям полтора дня назад, в Кончанско-Суворовском, когда мы еще ничего не знали про разлившиеся карстовые озера :)
Поэтому, отправляясь на короткий путь через леса, мы положились на авось. И это оказалась ужасная, грязная, преодолимая только пешком лесовозка. 16 километров лесовозки.

Кажется, что можно просто посмотреть на дорогу на местности и решить, поедешь по ней или нет. Но в реальности процесс того, как ты оказываешься на дороге, качество которой тебя категорически не устраивает (и проходишь ее до конца!), намного сложнее.
Сначала нам надо было доехать 5 км по хорошему грейдеру до станции Киприя, где начинается сомнительная дорога. Плохая дорога начинается фактически сразу за Киприей. Но ведь нам уже не хотелось возвращаться эти 5 километров! Поэтому мы подумали, что грязь - это потому, что за Киприей сейчас строят очередную линию нефтепровода. После того, как мы километр прошли по грязи, возвращаться стало хотеться еще меньше. И мы подумали, что ведь лесовозка должна закончиться. Дойдет до вырубки и все. В мечтах об этой финишной вырубке мы шли и шли дальше. Чем дальше, тем больше хотелось в нее верить. А потом вот она, эта вырубка, но лесовозка продолжается в неведомую даль без изменений… И теперь возвращаться уже слишком далеко!
А какая богатейшая гамма эмоций была у меня в душе! От проклятий в свой собственный адрес за то, что мы сошли с гарантированной дороги, до пожеланий гореть в аду тому энтузиасту, который занёс этот кошмар на карту... Причем, судя по всему, дорога была лишь частично пройдена им фактически, а частично занесена чисто теоретически.
Но муж помогал мне где мог, а сыночек утешал и вытирал мне слёзки, когда я совсем устала. И это, конечно, самое ценное в жизни. Так и дошли!

Теперь расскажу поподробнее с фотографиями.

Поворот на Киприю выглядел очень привлекательно. Стоял огромный знак, даже колонна из камней была для красоты сложена. Дорога - отличный грейдер. Манящий, чтобы по нему прокатиться.

поворот дороги на Киприю
Поворот на Киприю.

Киприя
Въезжаем в Киприю.

переезд в Киприя, ремонт
Переезд в ремонте.


Но уже сразу за Киприей начинается грязища. Там строят нефтепровод, очередную его линию. На спутниковых снимках что Yandex, что Bing, можно увидеть, что вдоль нефтепровода идет дорога. Возможно, в длительно сухую погоду она больше похожа на дорогу. Но мы там увидели только непролазную грязищу и работающую технику.

строительство нефетпровода возле Киприя
Строящийся нефтепровод.

Так что по нефтепроводу мы не пошли, а двинулись по своему плану на север. Там тоже была адская грязища. Но хотя бы без рабочей техники.
Сначала Саша пытался везти ребенка в кресле, так как все верилось, что сейчас "это" закончится, и не хотелось макать ребенка в грязь. "Это" не закончилось, но, к счастью, Саша устал раньше, чем сломал подседельный штырь или вообще раму, вытаскивая раз за разом из вязкой грязи груз весом около 60 килограмм. Муж у меня очень сильный, а вот за велосипед я серьезно волновалась!

с ребенком в велокресле по грязнйо дороге

с ребенком в велокресле по грязнйо дороге

Потом Виталик пошел сам. К счастью, он у нас тренированный и надежный товарищ, так что без вопросов.
Мы прошли мимо указателей на деревни Сивцево и Михеево, сделанного местными жителями. Это тоже, кстати, было очередное наше "место надежды". Но дорога не изменилась. А мне было вот что интересно. Пусть деревни не жилые, но там есть дачи, собственность у людей. Лесовозы сделали дорогу непроезжей для обычного транспорта. При этом работы явно уже закончены, мы ни одного лесовоза не видели. И что теперь? Никаких обязанностей вернуть как было? Жесть какая-то получается...

указатель Сивцево и Михеево от Киприя

После поворота мы так и шли дальше по дороге. Куда она вела - туда и шли (так как на карте пошла уже "теоретическая", а не реальная дорога). Никаких других поворотов не было. Периодически при этом налетали свежие снежные тучи, но, к счастью, только слегка посыпали нас сырым снегом, а потом быстро улетали. Только мокрого снега нам на этой дороге и не хватало :)

дорога Киприя - Мошичино - Рокочино

дорога Киприя - Мошичино - Рокочино

дорога Киприя - Мошичино - Рокочино
Мост через безымянный ручей. Ну по крайней мере мост сделан и очень капитально!

По пути мы видели пару лесных озер. Красивых, но с очень замусоренными стоянками. Очевидно, когда-то тут была дорога получше, и озера были общедоступны. Было бы неплохо здесь остаться, чтобы хотя бы насладиться глушью (отойдя от этих стоянок, конечно). Но время у нас уже было точно рассчитано, чтобы успеть проехать свой маршрут и вернуться домой ровно в последний день отпуска. Поэтому потратить пол-дня мы не могли себе позволить. И шли дальше.



В конечном итоге дорога вывела нас к развилке на деревни Мошичино и Рокочино на озере Островито. Там "наша" лесовозка ушла восточнее, в это самое Мошичино. А мы двинулись на запад по дороге, которая должна была вывести нас на грейдер.
Лесовозка была ужасна, но тут оказалось еще хуже! Потому что лесовозку хотя бы делали, а здесь мы оказались просто на раскатанной вездеходами колее с бездонными грязями. Видимо, ездят дачники или рыбаки на какой-то жуткой технике...
Причем еще несколько лет назад, судя по спутниковым снимкам, здесь все было значительно лучше, так как меньше раскатано. Так что даже если бы у нас был интернет, и я посмотрела бы на снимки и не заподозрила бы ничего дурного! Чтобы раскатать дорогу в полный кошмар, много времени-то не требуется...

У меня не было никаких сил уже фотографировать, но кадр внизу - это примерно среднее состояние этой дороги. Встречались места значительно хуже. И мы шли, зачерпывая жидкую грязь ботинками и волоча по этой грязи велосипеды. Иногда мой велосипед совсем увязал, так что я даже не могла его вытащить - тогда Саша возвращался и мне помогал. Виталик тоже шел, иногда падал в грязи, потом вставал и шел дальше. И меня еще утешал - мужик растет! Хотя ему только исполнилось пять лет.

дорога в Мошичино и Рокочино

Уже к вечеру, мы наконец выгребли из леса к полям на месте бывшей деревни. До более крупной дороги оттуда оставалось всего несколько сотен метров. Там мы и остались на ночь. Красивое место на холме - то, что нужно, чтобы отдохнуть после тяжелого ходового дня! А воду набрали из ручейка рядом.



Вот такая у нас получилась история с "короткой дорогой". Два раза в этом походе мы попытались пробраться не по основным шоссе и грейдерам, а по маленьким дорожкам напрямую. И два раза эти дорожки оказались совсем не тем, как оно виделось в сладких велотуристических мечтах. Один раз мы просто уткнулись в бездонные карстовые озера. В другой - пройти смогли, но дорожка была не самая приятная.
С такой командой, как мои любимые мужчины, ничего не страшно! Но желание искать приключений на сомнительных дорожках в русских лесах на какое-то время после такого пропадает. Потом, правда, все равно возвращается :)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Добавить комментарий


Этот сайт некоммерческий, маршруты авторские, статьи основаны на личном опыте. Если что-то на нашем сайте пригодилось вам для подготовки своих походов или просто понравилось — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на него. Это поможет сайту не теряться в интернете. При использовании наших материалов для своих ресурсов активная ссылка обязательна!