Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Велопоход по Новгородской области с ребенком в велокресле, майские 2020. Глава 1

Майские праздники 2020 пришлись на эпидемию коронавируса. Границы закрыты, билеты пропали. Общественный транспорт ходит, но использование его не ради работы или дачи, а ради похода, неизбежно вызовет у многих негативные чувства. Поэтому мы взяли и поехали в велопоход от дома до дома - от Петербурга в Новгородскую область и назад. Все своим ходом на велосипедах, ребенок (5 лет) в велокресле, ночевки в палатке. Самоизоляция, контактов минимум. Получился отличный поход по родным просторам! В этой главе - общая часть отчета и выезд из Ленобласти через Радофинниково.

велопоход по Новгородской области с ребенком в велокресле



Схема маршрута.

Участники: Костюхина Екатерина (автор), Столяров Александр, Столяров Виталик (5 лет, 20 кг)
Даты: 30 апреля - 17 мая 2020 (18 ходовых дней)
Длина: 1185 км. В них примерно поровну асфальта и разного грунта, плюс 6 км по железной дороге и 17 км пешком по лесовозке.
Маршрут: круг своим ходом от дома до дома (Павловск, пригород Санкт-Петербурга) с крайними точками в районе Холма и Хвойной.
Скачать весь трек: ТУТ.
Треки на карте по дням - в отчете.
Фотоальбо вКонтакте (фото в полный размер с привязкой к местности): vk.com/album34900840_272490495

Общая часть отчета

Этот поход состоялся у нас в связи с эпидемией коронавируса. Хотя пользоваться общественным транспортом и не было запрещено, мы решили отказаться от него, а поехали на велосипедах полностью своим ходом от дома.
Также по пути мы не взаимодействовали с людьми, не останавливались в населенных пунктах и на детских площадках, спали в палатке в диких местах. Единственные обращения в цивилизацию - за 18 дней Саша четыре раза купил продукты в супермаркетах в крупных поселениях. Это все информация для тех, кто может посчитать нас «переносчиками вируса».
Ну а нашей целью было не столько самим прятаться от вируса, сколько как можно меньше стрессировать других людей своим походо
м. Однако, несмотря на всю нашу аккуратность, два раза мы «помешали» людям во время привалов - один раз сидели на обочине, но за деревьями у дороги оказался дом и нас прогнала бабка, а в другой раз бабки шли по дороге и стали на нас орать за то, что мы отошли с дороги перекусить в лес. Но позитива тоже хватало, нам нередко улыбались по пути :)
Никто из официальных лиц нас не останавливал, дороги были свободны. В запрещенные для посещения на тот момент Маловишерский и Чудовский районы Новгородской области мы не поехали, а остальные были открыты для посещения транзитом.

В результате вышло так, что благодаря эпидемии мы наконец-то нашли время на то, чтобы сделать с ребенком полноценный велопоход по родным просторам. А также ответить на вопрос, который сын задавал нам множество раз: "Что будет, если выехать из дома и ехать вперед день, два, три... ???". Интересно будет, вот что!
Причем взрослым было не менее интересно, чем ребенку. Ощущения очень яркие - и когда на старте просто садишься на велосипед и отправляешься вдаль, и когда из далеких мест постепенно въезжаешь в знакомые. Конечно, 18 дней - это реально мало для такого формата, хотелось уехать как минимум на месяц. Но потратить весь отпуск уже в мае - это легкомысленно. Так что мы сдержались :)
А в будущем, надеюсь, мы будем снова ездить в походы куда подальше, подбрасываясь на транспорте. Не потому, что у нас рядом скучно, а потому что мир большой и интересный, много чего хочется увидеть!

Новгородская область на майские праздники — прекрасное место для детских велопоходов. Пустых хороших дорог довольно много, хотя и не всегда их можно связать в одну линию. Места разные - есть и обширные низменности, есть и высокие места с хвойными лесами и озерами. Вообще, места - много!
Еще нет комаров и мошек, в лесу просторно. Клещей мы встретили на удивление мало — всего девять штук за поход, из них только одного ползущего на человеке. Возможно, это было связано с холодной погодой. Но осмотры были обязательны.

Погода на майские праздники в Новгородской области и соседних областях может быть самой разнообразной - от жары плюс 25 до мороза минус 10 и разнообразных осадков, в любом порядке и сочетании. В нашем случае, сначала шли дожди при плюс 10, потом потеплело до 20 градусов тепла и светило солнце, а последнюю треть похода снова зарядили дожди, но со снегом и льдом при температуре лишь немного выше нуля. Ночью температура опускалась до нуля часто, а тент палатки слегка покрывался инеем, но более существенных заморозков у нас не было. Мы взяли с собой много теплой одежды, ребенку толстую зимнюю куртку Kerry с 330 г утеплителя, большие зимние спальники - и совсем не пожалели.

Маршрут мы придумывали во многом в процессе, а не заранее, поэтому не стоит искать в нем каких-то необычных лесных дорожек. Почти весь наш трек пролегает по уверенным дорогам, нарисованным на картах. Асфальт и грейдер были примерно поровну.
В основном выбранные нами дороги были достаточно свободными и безопасными. Исключение в Новгородской области - трасса от Боровичей к Хвойной, там идеальный асфальт, но было много машин, в том числе крупной техники. Совсем не комфортно! Также были сильно загруженными некоторые шоссе в Ленобласти, неизбежные в нашем круговом маршруте. Так, шоссе Будогощь-Кириши мы проехали полностью по обочине, Поги-Форносово-Аннолово тоже.
В отчете я буду упоминать, где было какое движение. Но надо иметь в виду, что карантинные меры не могли не наложить свой отпечаток. Возможно, на некоторых шоссе в Новгородской области движение обычно больше, чем было в нашем походе. А вот в Ленобласти, наоборот, движение было как будто интенсивнее, чем обычно бывает, так как народ переехал на дачи, а оттуда мотался туда-сюда по делам и магазинам.
"Нестандартную" дорогу мы выбрали только один раз - из станции Киприя к Неболчам. И она оказалась ужасной лесовозкой, по которой мы шли пешком в грязи весь день. А другая попытка нестандартного пути просто не состоялась, так как уперлась в разлившиеся карстовые озера.

Информация о нашем велокресле и багаже есть в общей статье "Как мы везли вещи и ребенка в длительном велопоходе".

Табличка по дням


Дата
км
Основные населенные пункты
День 1. 30 апреля 75
Павловск - Форносово - Лисино-Корпус - ночевка на реке Тосна
День 2. 1 мая 55
Дубовик - по железной дороге - Огорелье - Тёсово-Нетыльский - ночевка на Тёсовских торфоразработках
День 3. 2 мая 81 Тёсовский - Любуницы - Вольная Горка - Люболяды - Видогощь - Менюша - ночевка на реке Струпенка
День 4. 3 мая 44 Шимск - Подгощи - Коростынь - ночевка на озере Ильмень
День 5. 4 мая 57 Пустошь - Буреги - Устьрека - Ужин - Нагово - Тулебля - ночевка на безымянной речке
День 6. 5 мая 99 Великое Село - Большие Боры - Святогорша - Белебелка - Поддорье - ночевка в лесу у канавки
День 7. 6 мая 69 Перегино - Селеево - Каковка - Корпово - Тогодь - ночевка на реке Оборля
День 8. 7 мая 71 Аполец - Марёво - Молвотицы - ночевка на реке Деренка
День 9. 8 мая 60 Мамоновщина - Вотолино - Острешно - Истошно - ночевка у озера Велье
День 10. 9 мая 60 вдоль западного берега озера Велье - Ивантеево - Валдай - ночевка у безымянного ручья
День 11. 10 мая 80 Ужин - Угловка - Боровичи - ночевка на реке Каменка
День 12. 11 мая 68 Бабино - Спасское - Кончанско-Суворовское - разлившиеся карстовые озера - Молодильно - ночевка на озере Съезжее
День 13. 12 мая 54 Спасово - Милогощи - Пёсь - Лесной - Анциферово - ночевка в лесу
День 14. 13 мая 31 Долбеники - Киприя - лесовозка в сторону Мошичино - ночевка на поле возле дер. Русовщина
День 15. 14 мая 70 Звонец - Акулово - Неболчи - Водогон - Тальцы - ночевка на реке Колпина
День 16. 15 мая 80 Петровское - Бугогощь - Пчевжа - Кириши - ночевка в лесополосе
День 17. 16 мая 68 садоводства - Смердыня - Рамцы - Костуя - ночевка в лесу возле Шапки
День 18. 17 мая 66 Тосно - Новолисино - Форносово - Павловск

День 1. 30 апреля. 75 км.



Собирались мы в полном хаосе.
Вроде как за пару недель мы уже решили, что поедем на майские праздники в велопоход по окрестностям, но начать планомерно готовиться не давали разнообразные карантинные новости и общая путаница в мозгах. Было не совсем очевидно, какие карантинные меры принимаются и насколько выполняются в Новгородской области, а также как изменится ситуация в связи с майскими праздниками. Планы пришлось в очередной раз пересматривать даже за пару часов до выезда! Изначально мы собирались использовать электричку из Малой Вишеры по пути назад, но утром перед выездом вышла новость, что Маловишерский район закрывается для посещения. И мы перестроили идею маршрута так, чтобы от греха подальше полностью избежать и каких бы то ни было электричек, и самого Маловишерского района. Нам же поход нужен, а не разбираться с вот этим вот всем...
Саша при этом пытался работать - во время эпидемии он это делает из дома, и хотя время на дорогу это экономит, но зато сама работа расползается по времени. У меня были свои сложности - за четыре прошедших месяцев 2020 года пропали старательно подготовленные мной маршруты для четырех!! походов (один из-за неожиданно обнаруженной проблемы с визой, другой из-за внезапных военных действий в Турции и только последних два из-за коронавируса). При этом три похода вполне себе успешно состоялись, но по маршрутам, составленным в запредельно экстренном порядке. Ну а поход на майские праздники был, собственно, четвертым из них :) Такие стрессы потом долго дают о себе знать!

Но к десяти утра нашего первого дня отпуска, совершенно обалдевшие, мы все же выехали из дома. Для начала - торжественное стартовое фото. Возле дома, а не у аэропорта или вокзала.



Выезды из Павловска у нас уже все изучены - сначала через садоводства, потом по полевой дороге к плотине на реке Ижора.


Пытаюсь прийти в себя и закидываюсь обезболивающим на первом привале возле Ижоры - от напряжения разболелся живот.


Возле Аннолово нам пришлось выйти на загруженное шоссе - насколько нам известно, иного проезда от Павловска дальше на юг там нет. Как-то так получается, что вокруг Павловска мелких дорог немало, хоть они и не всегда приятные, но дальше следует "мертвая полоса", через которую проехать можно только по большим шоссе. Плюс есть еще один путь западнее через Пустошку по грязи и через шлагбаум, но он хуже, чем обочина шоссе.

Вдоль шоссе мы проехали до станции Новолисино (поселок Форносово), потом следует небольшой кусочек велодорожки и снова надо надо ехать вдоль шоссе до развилки на Тосно и Вырицу. Несмотря на середину рабочего дня, машин во всех направлениях ехало немало. Мы специально сдвинули отпуск так, чтобы выезжать в рабочий день. А если бы выехали в первый день майских праздников, то эта дорога была бы совсем кошмаром.

Дальше мы повернули на Радофинниково по тупиковому шоссе, ведущее в обширным садоводствам за сотым километров от Петербурга. Обычно на этой дороге мало машин. В этот раз движение было, но намного менее интенсивное, чем пошло на Вырицу, так что мы ехали спокойно. Именно из-за минимальной нагруженности мы и выбрали путь на юг именно через Радофинниково.

Проехали Лисино-Корпус - уютный поселок с богатой историей. Там есть, что посмотреть. В 19-м веке здесь была создана специальная лесная школа, и сейчас она продолжает существовать в виде Лесного колледжа. Еще здесь есть несколько зданий, спроектированных архитектором Бенуа, в том числе охотничий дворец. В наши цели в этот раз не входило изучение всего, что есть в Лисино-Корпусе, и мы сосредоточились только на отдыхе на берегу искусственного пруда с островом на краю старинного парка.

пруд в Лисино-Корпус
Пруд с островом и Лесной колледж за ним.

Лисино-Корпус
Проложили маршрут через мостик.

Лисино-Корпус
Несколько дореволюционных зданий.


После Лисино-Корпус мы ехали по шоссе на Радофинниково. Оно ровное, идет через лес без деталей. На ночевку остановились на речке Тосна недалеко от деревни Дубовик. Чем хороша весна - берега рек чисты от растительности, ставь палатку где хочешь, при этом и вода удобно рядом, и красота, и журчит приятно. При этом паводка или иных неожиданностей на маленькой равнинной речке опасаться не приходится :) Тогда как летом здесь встанет трава по пояс. А уж как в мае птицы заливаются - ну просто праздник для ушей! Это была первая, но далеко не последняя прекрасная ночевка у реки в этом походе.

ночевка в палатке весной на берегу реки Тосна

День 2. 1 мая. 55 км.



Утро нас встретило солнышком. Выглянули из палатки - а там вид на речку, и елки зеленые, и небо голубое с белыми облачками! Счастье!

вид из палатки весной
Вид из палатки.

Возле поселка Дубовик развилка - можно по асфальту в Радофинниково, можно по грейдеру к садоводствам с другой стороны железной дороги. Мы выбрали грейдер, так как там машин намного меньше. Но трясет, конечно.



Потом садоводства заканчиваются и в любом случае надо выходить на железную дорогу. До Новгородской области по насыпи остается восемь километров. Когда-то вдоль путей шла чудесная тропинка, но это было давно, до ремонта, а теперь тропинки никакой нет.
Однако, много где можно ехать просто по шпалам, если достаточно широкие покрышки - Саша мог спокойно ехать там даже с ребенком в велокресле. Поездов на этом направлении проходит всего 4 штуки в день, но все равно как-то оно неправильно - по путям кататься. Так что по путям мы почти не ехали, а то шли пешком, то ехали по канавкам вдоль насыпи. Дорогой или тропой эти канавки никак не назовешь, но где воды не было - можно было удерживаться в седле. Только возле станции Огорелье начинается накатанная тропа. А в целом, это все совсем не проблема и небольшая цена за то, чтобы комфортно выбраться за границу Ленинградской области.
Кстати, от Радофинниково есть еще грязная, полу-затопленная дорога через лес через деревню Поддубье. Мы там ездили когда-то, точнее, ходили. Но она, на наш взгляд, значительно менее приятна, чем железнодорожная насыпь.

радофинниково - огорелье на велосипеде вдоль железной дороги
По канавке вдоль насыпи

Въехав в Новгородскую область, мы неожиданно оказались совсем в другом мире. Ленобласть кишела машинами. У нас всегда машин много, и с каждым годом все больше. Но из-за коронавируса их стало особенно много - все, кто мог, переехал на дачи, но при этом беспрерывно мотаясь оттуда в город. А тут, в Огорелье, мы вдруг вышли на совершенно пустой грейдер. Хорошо-то как без этих всех машин! И радостно покатили по нему в сторону поселка Тёсово-Нетыльский.


Нам направо!

дорога в Тёсово-Нетыльский
Совершенно особые весенние тени, которые отбрасывает на дорогу полу-прозрачный лес без листвы.


Тёсово-Нетыльский - очень интересное место, связанное с добычей торфа в советское время. Историю желающие могут погуглить, писать я ее здесь не буду. Опять-таки, это места, которые мы посещали не раз и не два, так что подробный осмотр поселка в планы не входил. У меня есть как минимум два отчетика о велосипедных поездках 2014 года в эти края - "ПВД Радофинниково - Оредеж через торфоразработки (первое)" и "ПВД Радофинниково - Оредеж через торфоразработки (второе)".
Ну а в этот раз нас, во-первых, заинтересовала котельная, куда из классических торфовозных узкоколейных вагончиков как раз загружали торф, а во-вторых, музей Тёсовской узкоколейной железной дороги, много лет назад созданный тут ребятами энтузиастами и с тех пор очень разросшийся. Вот ссылка на их группу вКонтакте - vk.com/tesovo1. Во время эпидемии экскурсии не проводились, но осматривать вагончики никто не запрещает. Вовсю кипела работа по ремонту и покраске новых экспонатов.

узкоколейка в Тёсово-Нетыльский

вагончик с торфом в Тёсово-Нетыльский

музей тесовской железной дороги в Тёсово-Нетыльский

музей тесовской железной дороги в Тёсово-Нетыльский

музей тесовской железной дороги в Тёсово-Нетыльский

Мы очень хотели показать Виталику эти все чудесные узкоколейные вагончики, но после осмотра первого вагончика он разнервничался (по причине - сейчас карантин, музеи закрыты, а это музей, значит, его нельзя смотреть), заплакал и убежал. Хм, а если бы мы приехали сюда с ребенком специально ради этого музея - вот было бы обидно! Ну ничего не поделаешь, мы догнали Виталика, усадили в велокресло и поехали на торфоразработки в поисках места для ночевки.

Тёсовские торфоразработки сейчас практически заброшены, а когда-то были очень масштабными, 30 километров в длину. На месте бывшего болота была нарыта система канав, сделаны насыпи для узкоколейных железнодорожных веток для вывоза торфа. Теперь это тихие, малоизвестные места.

на велосипеде по бывшим Тёсовским торфоразработкам
Сначала едем вдоль сохранившейся узкоколейки, по которой ездит экскурсионный поезд, потом сворачиваем в сторону.

Тёсовские торфоразработки
Одна из крупных канав. Вода в этих канавах часто гладкая как зеркало, так как закрыта насыпями с двух сторон, и сказочно отражает небо и листву.


Многие бывшие узкоколейки превратились в грунтовки различного качества.


Несмотря на обилие воды, найти место для ночевки непосредственно возле нее непросто, так как в основном пруды окружены травой. Мы знаем одно место, куда ездили уже несколько раз с ребенком в велокресле в формате похода выходного дня из Чолово в Оредеж ("Маршрут для ПВД на велосипеде: Тесовские торфоразработки"). В этот раз нашли еще одно такое же. Надеюсь, мои отчеты не читают любители приехать на машине, распалить костер и накидать вокруг пивных банок - а если вдруг читаете, то проходите мимо, пожалуйста.

Вода в здешних прудах и канавах вся проточная (даже если канава тупиковая - вода просачивается через торф), свежая, прозрачная и вкусная! А птиц там больше, чем где бы то ни было. Ведь там собираются и лесные, и водоплавающие птицы. И в мае они все сообщают о себе миру!
Я не очень разбираюсь в голосах птиц, но в этот вечер мы точно слышали выпь, тетерева, крякание уток, быстрые дроби дятла, звуки лесных голубей... Спать в палатке в море птичьих голосов - это удивительный опыт! Как будто плывешь, покачиваясь на звуковых волнах. С ними засыпаешь... И с ними просыпаешься.

Тёсовские торфоразработки
На закате.

Тёсовские торфоразработки ночевка в палатке
Палатка прямо над водой
.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Добавить комментарий