Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Пеший поход по тундрам Норвегии с ребенком (1 год 3 мес). Июль 2016. День 3

День 3. 10 июля 2016.
11.9 км
Перевал под горой Gravhøe - долина Haverdalen - перевал Dørålsglupen - хижина Dørålseter - долина Dørålen

готовка еды на мультитопливной горелке Primus в тундре
Завтрак в тундре. Сколько моего любимого белого мха! (это, конечно, не мох, а лишайник, но тип покрытия-то мох)

Утром я немного пофотографировала тундру и что тут в основном растет.

лишайники в тундре в Норвегии

карликовая береза в тундре Норвегии
Карликовая береза

поход с ребенком (1 год) по тундре в Норвегии
Ребенок в тундре, временно спокоен.

зеленый мох у ручья в тундре Норвегии
Зеленый мох на камнях у ручья

Мы пересекли плавный перевальчик около 1300 мнум и пошли снова вниз, к следующей долине - Haverdalen.

размеченная пешеходная тропа в парке Рондане, Норвегия
Нам вниз в долину и наверх туда, на следующий перевал.

пеший поход с ребенком в рюкзаке-переноске Deuter Kid Comfort III в горах Норвегии
На высоте мох удерживается не везде, и часто надо было идти по таким вот каменным россыпям

Долина Haverdalen нам понравилась. Здесь, в отличие от Grimsdalen, нет сквозной автомобильной дороги, и дорога заходит в долину только с запада, где расположен крошечный поселочек. Но мы и от него были далеко.
У реки много широких полян, располагающих к пикнику. Время было обеденное, место соответствующее (как раз между двумя хижинами), погода солнечная, так что народу на берегах расположилось немало. И мы тоже с удовольствием там посидели и пообедали. А Виталик радостно бегал по травке и строил глазки окружающим. Окружающие, правда, не особо уделяли ему внимания, и мне было даже обидно - годовалый ребенок в настоящем тундровом походе (что должно быть очевидно по нашей снаряге) заслуживает всяческой похвалы и общения! Можно подумать, на каждом шагу такие дети встречаются!

поляны для стоянки и обеда в долине Haverdalen
Обед в долине Haverdalen

мост на пешеходной тропе через реку Haverdalsåe
Мост через реку Haverdalsåe

Перейдя реку по мосту, мы начали подъем на наш следующий перевал, под горой Stygghøin (гора до 1858 мнум, перевал около 1400 мнум). Перевал для этих мест необычный - этакая длинная (3 км), узкая, каменистая щель, так что он даже удостоился собственного имени - Dørålsglupen (Дёролсглупен). В нашем походе это был самый "горный" участок, ничего более горного мы себе позволить не могли.

ребенок спит в рюкзаке-переноске Deuter Kid Comfort III в походе по горам Норвегии
Мы поднимаемся, Виталик после обеда спит

перевал Dørålsglupen в горах Rondane (Рондане)
Поднимаемся

ручей на перевале Dørålsglupen в горах Rondane (Рондане)
Небольшое выполаживание с ручьем и зеленым мхом

турист с рюкзаком на снегу на перевале Dørålsglupen в горах Rondane (Рондане)
Ущелье узкое, и внутри местами сохранился снег. На самом деле, чем здесь снега больше, тем легче проходится перевал, так как снег скрывает под собой крупные валуны. Снег скользкий, конечно, но лезть по валунам все равно намного медленнее

Виталик в этом походе проявил необычайную чувствительность в перевалам. Если он спал на подъеме, то просыпался всегда ровно наверху, то есть в самом ветреном и холодном месте. Так случилось и на Дёролсглупене. Ветер свистит, так как место узкое, дождь пошел, холодно, вокруг голые камни, ровного места нет, воды тоже... А Виталик ни в какую не соглашается уходить. Посадишь в переноску - орет как резаный. Высадишь - радостно лазит по камням. Может, надоели ему тундры, захотелось настоящих гор? Мы противники насилия, так что много раз пытались усадить ребенка в переноску, проходили метров 50, и снова были вынуждены останавливаться. В сумме мы провели на этом леденящем перевале несколько часов!!
Я вспоминала пару молодых ребят М+Ж, которые встретились нам под Дёролсглупеном, все такие в шоке от его прохождения, и спрашивали у нас, не будет ли следующий перевал таким сложным. И я фантазировала, что вот бы им такого ребеночка в компанию (вместе с прилагающимися к ребенку килограммами за спину, конечно) - тогда бы они поняли, насколько им легко идти на самом деле... Мимо нас проходили и другие пешеходы, спеша спуститься вниз в ту или другую сторону. Я с грустью провожала их глазами, отстукивая зубами дробь. Причем теплая куртка у меня в рюкзаке была, но доставать ее не хотелось, ведь все казалось, что мы сейчас уже наконец пойдем... Ох уж, эти походы с ребенком...

кормлю ребенка грудью в горах
Прекрасное место для кормления...

камни и желтый лишайник в горах Rondane (Рондане)
На южной стороне перевала камни все покрыты ядерно-желтым лишайником (map lichen, ризокарпон географический). Этот лишайник добрый - довольно хорошо держит ноги даже при намокании. А вот черный лишайник, растущий выше, он злой, и при намокании становится дико скользким. На Dørålsglupen, к счастью, в основном желтый растет

желтый лишайник (map lichen, ризокарпон географический) на камнях в горах Норвегии
Лишайник поближе.

папа и сын на перевале в пешем походе по горам Норвегии
Саша развлекался киданием камней, Виталик в восторге

перевал Dørålsglupen в горах Rondane (Рондане)
Показался спуск

Радостный ребенок и его замерзшая мама, которая пытается спрятаться от ветра за большим камнем

А потом мы в очередной раз усадили Виталика в переноску, а он внезапно не завопил возмущенно, а радостно загулюкал, и мы с Сашей счастливые поскакали вниз чуть ли не бегом. До самого низа ребенок так и просидел в переноске без всяких возражений. Мы прошли мимо хижины Dørålseter, где Виталик покатался на железной горке, потом отошли от нее немного, и встали на ночевку.

туристическая хижина Dørålseter в горах Рондане (Rondane)
Уже почти спустились, внизу хижина Dørålseter

ручей в горах Рондане
Один из ручьев в долине. А за ним, кстати, видно характерное геологическое образование - ровный вал вдоль реки, образованный при таянии ледника