Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Как везти вещи и ребенка в длительном велопоходе

Это статья посвящена перевозке вещей и ребенка в длительном велопоходе - как мы распределяли груз на велосипедах, как укладывали ребенка спать и укрывали от дождя в велокресле, как все это паковали в самолет. Она написана по итогам 80-дневного велопохода по Португалии и Испании с ребенком 2.5 лет в велокресле зимой-весной 2018.
В этом походе мы проехали 3.5 тысячи километров по самым разным дорогам (от хороших асфальтовых до разбитых горных грунтовок, океанских берегов, липкой глины и тому подобного) в самую разную погоду. С собой мы везли палатку и теплые спальники, много теплой и сменной одежды и все остальное, что может понадобиться в длительном велопоходе.
Конечно же, наш вариант — далеко не единственный способ решить подобные задачи. Но он показал себя как совершенно жизнеспособный и довольно простой. Все крепления были штатные, а компоненты доступные, все успешно доехало до финиша, и ребенок был доволен.




Я уже писала когда-то статью про перевозку ребенка в велопоходе. В ней я рассказала о нашей практике велопоходов с ребенком от полутора до двух с половиной лет. Малыш у нас был очень требовательный, его дневным сном мы чрезвычайно дорожили (так как это было наше основное ходовое время), поэтому тогда мы возили с собой в велопоходы и велокресло (чтобы развлекать ребенка разговорами на ходу), и велоприцеп (для дневного сна). И та статья посвящена прежде всего достоинствам и проблемам велоприцепа и велокресла по-отдельности или вместе.
Однако, после двух лет наш ребенок повзрослел во всех смыслах, и стало возможным постепенно отказываться от велоприцепа. Потому что велоприцеп — это лишний вес (который надо тащить за собой), лишний предмет (который надо отдельно переносить), дополнительная сложная единица техники (которая может сломаться) и серьезная помеха на плохих дорогах и тропах (а ехать только по асфальту нам скучно).
В маленьких поездках на выходные мы приноровились хорошо укладывать ребенка на дневной сон в кресле, укрывать его от дождя. Но для того, чтобы поехать в длительный велопоход с одним только велокреслом, без прицепа, нам потребовалось серьезно продумать систему перевозки груза. Ниже я расскажу подробно, как мы все это делали.

Модель велокресла, с которым мы ехали, называется Hamax Smiley. Наш отзыв про это кресло можно прочитать в отдельной статье "Отзывы на велокресла Thule Ride Along и Hamax Smiley".

Содержание:
Как мы везли вещи: папин велосипед
Как мы везли вещи: мамин велосипед
Как мы везли ребенка: сон в велокресле
Как мы везли ребенка: защита от дождя
Упаковка вещей и велосипедов в самолет

Как мы везли вещи

Поход предстоял длительный (80 дней), с ночевками в палатке, с большими перепадами температур (от -5 до +25). При этом мы хотели ехать не только по асфальту, но и по любым грунтам, по которым захотим, поэтому никаких прицепов (ни детского, ни грузового) брать с собой не собирались.

Вот требования, которые надо было удовлетворить:
  • Максимизировать суммарный объём - мы везли много одежды, и теплой, и сменной.
  • Максимум веса разместить на папин велосипед. А оставшиеся объемы — на мамин.
  • Получить побольше маленьких отделений — чтобы меньше искать нужную вещь и оптимизировать сборы на привалах.

Для «взрослого»  велопохода вдвоем можно было бы просто взять пару «велоштанов», и этого бы хватило. В нашем же случае на папином велосипеде сзади стояло детское кресло, что потребовало более сложных решений.

Папин велосипед (с ребенком)


Самопогрузка главного, 15-килограммового груза

1. Сзади: велокресло и багажник с двумя 15-литровыми сумками Ortlieb.

Наверное, самой сложной задачей в наших сборах было придумать, как совместить детское кресло и груз сзади.
Раньше Хамаксом выпускались «багажные системы» — кресло на багажник и совместимые маленькие сумки. Но, во-первых, мы уже не увидели их в продаже, а во-вторых, кресло на багажник имеет амортизацию гораздо хуже (а мы ездим далеко не только по ровным дорогам), чем кресло на раму, и есть сомнения в надежности такого багажника. Поэтому мы взяли именно кресло на раму.
На велосипедах с высокой рамой бывает возможным поставить багажник полностью под кресло, так что на него можно повесить полноценные велоштаны. Но у нас рамы низкие, а колеса большие, так что подобное невозможно.
С нашим прошлым креслом Thule Ride Along невозможно было вообще как-либо поставить багажник. Но с креслом Hamax Smiley багажник влезал, если просунуть его между ножек кресла. Для того, чтобы при сильном раскачивании кресло не било по багажнику, Саша примотал сверху слой амортизирующей пены.
На багажнике под креслом оставалось совсем не много места, но при максимально сдвинутом вперед кресле и максимально сдвинутых крючках на багажник удалось разместить сумочки Ortlieb.
Правда только маленькие, 15-литровые, и задний крючок цеплялся уже на изгибе крепежной требки, куда производитель крепить явно не предполагал.


Вид на кресло и задние сумки сбоку


Виден слой пены, который амортизировал кресло в случае сильной встряски. Также видно, как далеко назад отстоят сумки, а поставить их ближе не дают ножки кресла.

В задних сумках мы везли продукты. Закупались мы в магазине раз в несколько (до пяти) дней, и брали в том числе тяжелое. Так что вес на задний багажник часто приходился весьма серьезный.
Сумки Ортлиб, несмотря на их широкое использование европейскими туристами, имеют сомнительное качество. Быстросъемные крючки очень нежные из-за того, что в них может забиться грязь, а элементы сумки прикручены к ней хилыми пластмассовыми болтиками. С другой стороны, мы везли в них совсем не 4 кг, как рекомендует производитель (хотя зачем нужна сумка на 4 кг, да еще сама весящая почти 1 кг, не понимаю?!), и они все-таки доехали. Всего лишь оторвалась одна лямочка, вылетел один из болтиков, и образовалась дыра на одной из них. Ну и в них есть свое удобство, что не промокают, легко моются и легко снимаются, если приноровиться.

2. Спереди снизу: передний багажник Tubus Tara и две 20-литровые сумки Ortlieb.
Так как большие сумки на задний багажник не влезали, их повесили на передний. Габариты у них существенно больше 15-литров, т.к. производителем они предназначены для заднего багажника. Очень мешают при езде по тропам и колеям, норовят зацепиться за всё, и, если это произойдет неожиданно, падения почти не избежать. Зато в них поместилась вся папина и детская одежда. А большой вес старались туда не грузить, так как он сказывается на рулении. Но получалось далеко не всегда - там часто ехали фрукты. Вплоть до 2-килограммовой дыни...


Передний багажник с 20-литровыми сумками

3. Спереди сверху: ролл на руль, несколько сумочек (две «кормушки» и один «бензобак»), фляжка на вынос руля
Ролл и сумочки - традиционные элементы байкпакинга, тоже пригодились нам в этом походе. Их нам сшил Евгений Киселев (Kiselev Bikepacking).
В ролле лежало то, что нужно крайне редко и не надо снимать с велосипеда - велочехлы для перевозки велосипедов в самолете. А то вечно эти чехлы мешаются в рюкзаке! В сумочки Саша убирал свой фотик, в другую горелку (вещь хрупкая и ценная!), в третью важные инструменты. Еще была банка для инструментов снизу. Эти сумочки давали совсем немного объема, но зато сумочки - это дополнительные емкости, где не надо рыться.


"Обвеска" сашиного руля

4. Бутылка 1.5 литра в фляго-держатель на раму
Всего у нас с собой было три полутора-литровых бутылки (каждому на раму плюс одна в задний Ортлиб) плюс фляжка. В них помещалось 5 литров воды. Этого количества нам было достаточно на два ходовых дня и одну ночевку. А случалось, что мы растягивали этот объем даже на две ночевки.

5. Пенки ижевские толстые в рулоне крепились сзади к креслу стропой с фастексом и эспандером. Возможно, выглядит большущий рулон сзади не очень красиво, но нам эти пенки нравятся — им ничего не страшно, при этом на них тепло и ровно спать хоть в каменистом русле реки, хоть при минусовых температурах. Висели себе сзади и не совершенно не мешали! А на привале легко отстегивались, превращаясь в скамеечку. На них же, кстати, мы и развешивали для просушки одежду после стирки.


"Ну я же говорю, у меня все хорошо!"

Мамин велосипед




1. Сзади: велоштаны ПИК-99 на 90 литров.
Мой багажник свободен, и туда можно нагрузить целые велоштаны. В этот поход мы купили ПИКовские велоштаны аж на 90 л — самые большие. Хотя формально они всего на 5 литров больше, чем стандартные 85-литровые, в реальности дополнительный объем куда больше - за счет клапана вместо молнии.
Ко мне в велоштаны прежде всего пошли спальники, моя одежда и много всяких мелочей. В теплую погоду я запихивала туда также освободившуюся одежду Виталика. Нередко бывало, что мы выезжали в около-нулевую температуру с полупустым рюкзаком, но уже через час оставались в одних футболках, а рюкзак оказывался плотно набитым теплой одеждой. Очень удобно, когда объем большой - можно быть уверенным, что влезет при необходимости все!
А вот тяжелого старались класть ко мне поменьше. Я не очень сильная женщина со швами на животе, так что со слишком тяжелым грузом просто не могу управиться - не поднять из лежачего состояния, не перетащить через препятствие. Передний багажник я не хотела по той же причине - мне трудно с ним управиться!
Из тяжелого сверху внутри у меня лежал гермо-рюкзачок фирмы Сплав со всей нашей электроникой, деньгами и документами. Когда мы куда-то должны были отойти от велосипедов, я доставала рюкзачок и вешала его на спину. Еще из тяжелого у меня была палатка, прикрепленная снаружи в чехле, который нам сшили на заказ в туристической мастерской. Конечно, класть тяжелое наверх - не очень-то правильно, но нам важнее было удобство доставания и убирания, ведь за длинный поход это приходится сделать много сотен (а то и тысяч) раз. Рюкзак от такой неравномерной упаковки висел не очень ровно и требовал к себе внимания и регулярной подтяжки, но в целом вполне можно было жить и ехать.

2. Спереди: сумка для зеркалки на руль
На руле у меня был фотоаппарат-зеркалка в сумке, которую нам тоже разработал и сшил Евгений Киселев (Kiselev Bikepacking), за что ему огромное спасибо. Сумочка получилась очень симпатичной, легкой и аккуратной, так что совсем не ощущалось, что в ней прячется зеркалка.
Серьезная проблема любых мягких сумок, которые вешаются на руль - давление и трение на тросики и гидролннии. Бывают сумки с твердым креплением на руль, которые никуда не давят (например, Ortlieb), но они очень массивные и тяжелые.
Для этого похода Саше удалось придумать одновременно легкий и безопасный для тросиков вариант. Над вилкой он прикрепил bar extender («удлинитель руля») фирмы Topeak, а Евгений по нашей просьбе сделал на задней стороны сумки специальный кармашек, куда bar extender вставлялся. В результате сумка сидела очень прочно и совершенно не давила ни на что. Думаю, иначе тросики и гидролинии не пережили бы такой длинный поход и каменистые дороги. При этом снималась сумка довольно просто и превращалась в обычную фото-сумку на плечо.


Вид сзади на крепление сумки к рулю

Итог:
Для того, чтобы увезти все необходимое, в этом велопоходе мы одновременно использовали все три основные методики упаковки грузов на велосипед - традиционные русские "велоштаны", европейские сумки Ortlieb и байк-пакерские сумочки. И все оказались полезны!

Как мы везли ребенка

Два основных вопроса, которые встают в велопоходе с ребенком в велокресле - как ребенку спать и как укрыть его от дождя. Конечно, можно останавливаться и ждать, пока ребенок поспит, а в дождь не вылезать из палатки или заселяться в отель. Но мы хотим ехать, а не ждать. Тем более, что обе задачи решаются при желании очень просто.

Сон в велокресле

В этом походе стабильного дневного сна у Виталика не было (дома он не спит днем с двух лет - посочувствуйте маме), но раз в несколько дней ребенок все-таки засыпал днем в кресле. Чтобы продолжать ехать во время сна, мы фиксировали ему голову надувной подушкой спереди, которую притягивали стропой, переброшенной вокруг спинки кресла.

Перед тем, как прийти к устраивающему нас методу, мы прочитали и попробовали многое. Люди пишут, что крепят голову веревочкой за шлем (но тогда шлем с Виталика слезал, а шею передваливала нижняя застежка), привязывают кофтой (но у нас кофта постепенно развязывалась и не обеспечивала нужной фиксации), еще есть метод притяжки стропой на лоб (а ведь ребенок может проспать и два часа - и все это время голова будет упираться в одну жесткую стропу). Продаются специальные подушки для велокресла Hamax, с креплением на резинке. У наших друзей как раз такая. Но голову ребенка во сне она удержать не может.
Надувные подушки - тоже известный метод, но мы не сразу догадались, как сделать хорошо. Надеюсь, этим описанием другим родителям поможем.

Получившийся способ очень прост. Мы купили в Декатлоне обычную взрослую надувную подушку для авиа-перелетов со съемным мягким чехольчиком, и я пришила к нему две петельки. Через эти петельки мы продеваем стропу с трех-щелевкой, закидываем ее за спинку кресла и хорошенько затягиваем. На подушку при этом упирается не шея, а щеки ребенка, так что подушка держится крепко, но никоим образом не душит. Так же можно пришить стропы прямо к подушке и соединять их за креслом фастексом с трех-щелевкой. Главное, подобрать нужное место крепления.
Конечно, получилось все не сразу идеально — например, понадобилось потом пришить еще петельки, в другом месте, чтобы подушка лучше сидела и не сбрасывала с головы шлем, и стропу мы тоже меняли (важно, чтобы она легко и крепко затягивалась). Форма подушки также важна — если подушка тонкая, с длинными «ушами», то вряд ли она сможет плотно поддержать щеки. Возможно, для других моделей кресел понадобятся доработки, чтобы стропа не соскальзывала, но у нас такой проблемы не было - у нашего кресла спинка сверху ровная, не сужающаяся.


Виталик спит


Подушка в сдутом состоянии. Видны петельки (мы использовали одну центральную и одну на конце - так оказалось удобнее всего) и стропа.


Саша тащит велосипед со спящим ребенком по крутой тропе над рекой. Ребенок прекрасно спит!

Защита ребенка от дождя

Для того, чтобы укрыть ребенка от дождя или в холодную погоду (для Виталика это ниже плюс пяти или сильный ветер) мы используем самую обычную ПИКовскую накидку от дождя. Аналогичные накидки изготовляет и Снаряжение. Подобная накидка - вещь, которая лежит в шкафу у очень многих. Ее покупают, когда начинают кататься, по причине дешевизны, а потом уже переходят на мембранные куртки. Но бывают и специализированные накидки на кресло, например, у Hamax – думаю, работают они точно так же. Накидка закрывает ребенка целиком, поверх шлема одевается капюшон, сниз зацепляются резинки - и все, ребенок полностью укрыт от дождя и ветра в пути. А потеть ему не приходится, педали он не крутит. В отличие от родителей...


Саша и Виталик под сильным дождем в плюс четыре. Виталику намного теплее и суше, чем Саше!

Как мы паковали сумки и велосипеды в самолет

Я не буду останавливаться подробно на том, как паковать сами велосипеды. На переднюю вилку Саша кладет палатку или спальник, и приматывает снятое переднее колесо с опором на спальник спереди и раму сзади. Это позволяет не снимать тормозной диск (он с внутренней стороны колеса, но ни с чем не контактирует). Откручивает торчащую педаль и сдвигает все прочие выпирающие элементы, переводит цепь на внешние звездочки, приматывает что-нибудь к вилке и ставит распорку. В общем, самые очевидные меры предосторожности.
Велосипеды мы убирали в велочехлы. Обычные велочехлы довольно тяжелые, но в этот раз нам удалось добыть экспериментальные облегченные (но легко рвущиеся — чудес не бывает) чехлы фирмы ПИК-99. Во время похода они ехали у Саши в ролле на руле. Вокруг велосипедов обернули наши толстые пенки. Так как чехлы у нас были тонкие, это было важно. Толстая пенка — очень полезная в походе вещь!



Летаем мы Аэрофлотом или аналогичными компаниями, которые позволяют взять 1 место багажа до 23 кг. При перевозке велосипеда габариты не учитываются (но надо согласовывать перевозку заранее). Так как нас трое, то сдать мы могли три места. Кроме велосипедов, сдали мои велоштаны, в которые запихнули велокресло. С обычными 85-литровыми велоштанами на молнии этот номер не пройдет, а вот в 90-литровый рюкзак с клапаном велокресло нормально поместилось, плюс влезло еще немало других вещей.
А в салон мы взяли рюкзачок с электроникой и два Ортлиба. Таким образом, все с запасом влезло в бесплатную норму багажа.


Мы со всем нашим багажом легко передвигаемся по аэропорту. К счастью, главный 15-килограммовый груз передвигается сам.

Добавить комментарий