Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Как везти вещи и ребенка в длительном велопоходе

Это статья посвящена перевозке вещей и ребенка в длительном велопоходе - как мы распределяли груз на велосипедах, как укладывали ребенка спать и укрывали от дождя в велокресле, как все это паковали в самолет. Она написана по итогам 80-дневного велопохода по Португалии и Испании с ребенком 2.5 лет в велокресле зимой-весной 2018.
В этом походе мы проехали 3.5 тысячи километров по самым разным дорогам (от хороших асфальтовых до разбитых горных грунтовок, океанских берегов, липкой глины и тому подобного) в самую разную погоду. С собой мы везли палатку и теплые спальники, много теплой и сменной одежды и все остальное, что может понадобиться в длительном велопоходе.
Конечно же, наш вариант — далеко не единственный способ решить подобные задачи. Но он показал себя как совершенно жизнеспособный и довольно простой. Все крепления были штатные, а компоненты доступные, все успешно доехало до финиша, и ребенок был доволен.

велопоход с ребенком в велокресле


Я уже писала когда-то статью про перевозку ребенка в велопоходе. В ней я рассказала о нашей практике велопоходов с ребенком от полутора до двух с половиной лет. Малыш у нас был очень требовательный, его дневным сном мы чрезвычайно дорожили (так как это было наше основное ходовое время), поэтому тогда мы возили с собой в велопоходы и велокресло (чтобы развлекать ребенка разговорами на ходу), и велоприцеп (для дневного сна). И та статья посвящена прежде всего достоинствам и проблемам велоприцепа и велокресла по-отдельности или вместе.
Однако, после двух лет наш ребенок повзрослел во всех смыслах, и у нас появилась возможность отказаться от велоприцепа. Потому что велоприцеп — это лишний вес (который надо тащить за собой), лишний предмет (который надо отдельно переносить), дополнительная сложная единица техники (которая может сломаться) и серьезная помеха на плохих дорогах и тропах (а ехать только по асфальту нам скучно).
Сначала в маленьких поездках мы приноровились укладывать ребенка на дневной сон в кресле и укрывать его от дождя. Но для того, чтобы поехать в длительный велопоход с одним только велокреслом, без прицепа, нам потребовалось серьезно продумать систему перевозки груза. Ниже я расскажу подробно, как мы все это делали.

Модель велокресла, с которым мы ехали, называется Hamax Smiley. Наш отзыв про это кресло можно прочитать в отдельной статье "Отзывы на велокресла Thule Ride Along и Hamax Smiley".

Содержание:
Как мы везли вещи: папин велосипед
Как мы везли вещи: мамин велосипед
Как мы везли ребенка: сон в велокресле
Как мы везли ребенка: защита от дождя
Упаковка вещей и велосипедов в самолет

Как мы везли вещи

Поход предстоял длительный (80 дней), с ночевками в палатке, с большими перепадами температур (от -5 до +25). При этом мы хотели ехать не только по асфальту, но и по любым грунтам, по которым захотим, поэтому никаких прицепов (ни детского, ни грузового) брать с собой не собирались.

Вот требования, которые надо было удовлетворить:
  • Большой суммарный объём - мы везли много одежды, и теплой, и сменной.
  • Максимум веса разместить на папин велосипед. А оставшиеся объемы — на мамин.
  • Получить побольше маленьких отделений — чтобы меньше искать нужную вещь и оптимизировать сборы на привалах.

Для «взрослого»  велопохода вдвоем можно было бы просто взять пару «велоштанов», и этого бы хватило. В нашем же случае на папином велосипеде сзади стояло детское кресло, что потребовало более сложных решений.

Папин велосипед (с ребенком)


Самопогрузка главного, 15-килограммового груза

1. Сзади: велокресло и багажник с двумя 15-литровыми сумками Ortlieb.

Наверное, самой сложной задачей в наших сборах было придумать, как совместить детское кресло и груз сзади.
Раньше Хамаксом выпускались «багажные системы» — кресло на багажник и совместимые маленькие сумки. Но, во-первых, мы уже не увидели их в продаже, а во-вторых, кресло на багажник имеет амортизацию гораздо хуже, чем кресло на раму (а мы ездим не только по ровным дорогам), и есть сомнения в надежности такого багажника. Поэтому мы взяли именно кресло на раму.
На велосипедах с высокой рамой бывает возможным поставить багажник полностью под кресло, так что на него можно повесить полноценные велоштаны. Но у нас рамы низкие, а колеса большие, так что подобное невозможно.
С нашим прошлым креслом Thule Ride Along невозможно было вообще как-либо поставить багажник. Но с креслом Hamax Smiley багажник влезал, если просунуть его между ножек кресла. Для того, чтобы при сильном раскачивании кресло не било по багажнику, Саша примотал сверху слой амортизирующей пены.
На багажнике под креслом оставалось совсем не много места, но при максимально сдвинутом вперед кресле и максимально сдвинутых крючках на багажник удалось разместить сумочки Ortlieb.
Правда только маленькие, 15-литровые, и задний крючок цеплялся уже на изгибе крепежной требки, куда производитель крепить явно не предполагал.


Вид на кресло и задние сумки сбоку

велокресло Hamax и задний багажник
Виден слой пены, который амортизировал кресло в случае сильной встряски. Также видно, как далеко назад отстоят сумки, а поставить их ближе не дают ножки кресла.

В задних сумках мы везли продукты. Закупались мы в магазине раз в несколько (до пяти) дней, и брали в том числе тяжелое. Так что вес на задний багажник часто приходился весьма серьезный.
Сумки Ортлиб, несмотря на их широкое использование европейскими туристами, не очень-то прочные. Быстросъемные крючки нежные из-за того, что в них может забиться грязь, а элементы сумки прикручены к ней хилыми пластмассовыми болтиками. С другой стороны, мы везли в них совсем не 4 кг, как рекомендует производитель (хотя зачем нужна сумка на 4 кг, да еще сама весящая почти 1 кг?), и они все-таки доехали. Всего лишь оторвалась одна лямочка, вылетел один из болтиков, и образовалась дыра на одной из сумок. Ну и в них есть свое удобство, что не промокают, легко моются и легко снимаются, если приноровиться.

2. Спереди снизу: передний багажник Tubus Tara и две 20-литровые сумки Ortlieb.
Так как большие сумки на задний багажник не влезали, их повесили на передний. Габариты у них существенно больше 15-литров, т.к. производителем они предназначены для заднего багажника. Очень мешают при езде по тропам и колеям, норовят зацепиться за всё, и, если это произойдет неожиданно, падения почти не избежать. Зато в них поместилась вся папина и детская одежда. А большой вес старались туда не грузить, так как он сказывается на рулении. Но получалось далеко не всегда - там часто ехали фрукты. Вплоть до 2-килограммовой дыни...

большие сумки Ortlieb на переднем багажнике
Передний багажник с 20-литровыми сумками

3. Спереди сверху: ролл на руль, несколько сумочек (две «кормушки» и один «бензобак»), фляжка на вынос руля
Ролл и сумочки - традиционные элементы байкпакинга, тоже пригодились нам в этом походе. Их нам сшил Евгений Киселев (Kiselev Bikepacking).
В ролле лежало то, что нужно крайне редко и не надо снимать с велосипеда - велочехлы для перевозки велосипедов в самолете. А то вечно эти чехлы мешаются в рюкзаке! В сумочки Саша убирал свой фотик, в другую горелку (вещь хрупкая и ценная!), в третью важные инструменты. Еще была банка для инструментов снизу. Эти сумочки давали совсем немного объема, но зато сумочки - это дополнительные емкости, где не надо рыться.

байкпакинг в велопоходе с ребенком
"Обвеска" сашиного руля

4. Бутылка 1.5 литра в фляго-держатель на раму
Всего у нас с собой было три полутора-литровых бутылки (каждому на раму плюс одна в задний Ортлиб) плюс фляжка. В них помещалось 5 литров воды. Этого количества нам было достаточно на два ходовых дня и одну ночевку. А случалось, что мы растягивали этот объем даже на две ночевки.

5. Пенки ижевские толстые в рулоне крепились сзади к креслу стропой с фастексом и эспандером. Возможно, выглядит большущий рулон сзади не очень красиво, но нам эти пенки нравятся — им ничего не страшно, при этом на них тепло и ровно спать хоть в каменистом русле реки, хоть при минусовых температурах. Висели себе сзади и не совершенно не мешали! А на привале легко отстегивались, превращаясь в скамеечку. На них же, кстати, мы и развешивали для просушки одежду после стирки.


"Ну я же говорю, у меня все хорошо!"

Мамин велосипед




1. Сзади: велоштаны ПИК-99 на 90 литров.
Мой багажник свободен, и туда можно нагрузить целые велоштаны. В этот поход мы купили ПИКовские велоштаны аж на 90 л — самые большие. Хотя формально они всего на 5 литров больше, чем стандартные 85-литровые, в реальности дополнительный объем куда больше - за счет клапана вместо молнии.
Ко мне в велоштаны прежде всего пошли спальники, моя одежда и много всяких мелочей. В теплую погоду я запихивала туда также освободившуюся одежду Виталика. Нередко бывало, что мы выезжали в около-нулевую температуру с полупустым рюкзаком, но уже через час оставались в одних футболках, а рюкзак оказывался плотно набитым теплой одеждой. Очень удобно, когда объем большой - можно быть уверенным, что влезет при необходимости все!
А вот тяжелого старались класть ко мне поменьше. Я не очень сильная женщина со швами на животе, так что со слишком тяжелым грузом просто не могу управиться - не поднять из лежачего состояния, не перетащить через препятствие. Передний багажник я не хотела по той же причине - мне трудно с ним управиться!
Из тяжелого сверху внутри у меня лежал гермо-рюкзачок фирмы Сплав со всей нашей электроникой, деньгами и документами. Когда мы куда-то должны были отойти от велосипедов, я доставала рюкзачок и вешала его на спину. Еще из тяжелого у меня была палатка, прикрепленная снаружи в чехле, который нам сшили на заказ в туристической мастерской. Конечно, класть тяжелое наверх - не очень-то правильно, но нам важнее было удобство доставания и убирания, ведь за длинный поход это приходится сделать много сотен (а то и тысяч) раз. Рюкзак от такой неравномерной упаковки висел не очень ровно и требовал к себе внимания и регулярной подтяжки, но в целом вполне можно было жить и ехать.

2. Спереди: сумка для зеркалки на руль
На руле у меня был фотоаппарат-зеркалка в сумке, которую нам тоже разработал и сшил Евгений Киселев (Kiselev Bikepacking), за что ему огромное спасибо. Сумочка получилась очень симпатичной, легкой и аккуратной, так что совсем не ощущалось, что в ней прячется зеркалка.
Серьезная проблема любых мягких сумок, которые вешаются на руль - давление и трение на тросики и гидролннии. Бывают сумки с твердым креплением на руль, которые никуда не давят (например, Ortlieb), но они очень массивные и тяжелые.
Для этого похода Саше удалось придумать одновременно легкий и безопасный для тросиков вариант. Над вилкой он прикрепил bar extender («удлинитель руля») фирмы Topeak, а Евгений по нашей просьбе сделал на задней стороны сумки специальный кармашек, куда bar extender вставлялся. В результате сумка сидела очень прочно и совершенно не давила ни на что. Думаю, иначе тросики и гидролинии не пережили бы такой длинный поход и каменистые дороги. При этом снималась сумка довольно просто и превращалась в обычную фото-сумку на плечо.


Вид сзади на крепление сумки к рулю

Итог:
Для того, чтобы увезти все необходимое, в этом велопоходе мы одновременно использовали все три основные методики упаковки грузов на велосипед - традиционные русские "велоштаны", европейские сумки Ortlieb и байк-пакерские сумочки. И все оказались полезны!

Как мы везли ребенка

Два основных вопроса, которые встают в велопоходе с ребенком в велокресле - как ребенку спать и как укрыть его от дождя. Конечно, можно останавливаться и ждать, пока ребенок поспит, а в дождь не вылезать из палатки или заселяться в отель. Но мы хотим ехать, а не ждать. Тем более, что обе задачи решаются при желании очень просто.

Как уложить ребенка спать в велосипедном кресле?

В этом походе стабильного дневного сна у Виталика не было (дома он не спит днем с двух лет - посочувствуйте маме), но иногда ребенок все-таки засыпал днем в кресле. Чтобы продолжать ехать во время сна, мы фиксировали ему голову надувной подушкой спереди, которую притягивали стропой, переброшенной вокруг спинки кресла.

Перед тем, как прийти к устраивающему нас методу, мы прочитали и перепробовали многое. Люди пишут, что крепят голову веревочкой за шлем (но тогда шлем с Виталика слезал, а шею передваливала нижняя застежка), привязывают кофтой (но у нас кофта постепенно развязывалась и не обеспечивала нужной фиксации), еще есть метод притяжки стропой на лоб (а ведь ребенок может проспать и два часа - и все это время голова будет упираться в одну жесткую стропу).

Надувные подушки - тоже известный метод, но мы не сразу догадались, как сделать хорошо. Надеюсь, этим описанием другим родителям поможем. Мы купили в Декатлоне обычную взрослую надувную подушку для авиа-перелетов со съемным мягким чехольчиком, и я пришила к нему две петельки. Через эти петельки мы продеваем стропу с трех-щелевкой, закидываем ее за спинку кресла и хорошенько затягиваем. На подушку при этом упирается не шея, а щеки ребенка, так что подушка держится крепко, но никоим образом не душит. Так же можно пришить стропы с фастексами с трех-щелевкой.
Конечно, получилось все не сразу идеально — например, понадобилось дошивать еще петельки, в другом месте, чтобы подушка лучше сидела и не сбрасывала с головы шлем, и стропу мы тоже меняли (важно, чтобы она легко и крепко затягивалась). Форма подушки также важна — если подушка тонкая, с длинными «ушами», то вряд ли она сможет плотно поддержать щеки. Возможно, для других моделей кресел понадобятся доработки, чтобы стропа не соскальзывала, но у нас такой проблемы не было - у нашего кресла спинка сверху ровная, не сужающаяся.
Кстати, продаются специальные подушки для велокресла Hamax, с креплением на резинке. У наших друзей как раз такая есть. Но она рассчитана для подкладывания под шею, а не для удержания головы во сне - и форма не подходит, и резиночка на ней слабая.

ребенок спит в велокресле с надувной подушкой под шею
Ребенок спит


Подушка в сдутом состоянии. Видны петельки (мы использовали одну центральную и одну на конце - так оказалось удобнее всего) и стропа.

ребенок спит в велокресле с надувной подушкой под шею
Саша тащит велосипед со спящим ребенком по крутой тропе над рекой. Ребенок прекрасно спит!

Как укрыть ребенка от дождя в велосипедном кресле?

Для того, чтобы укрыть ребенка от дождя или в холодную погоду (для Виталика это ниже плюс пяти или сильный ветер) мы используем самую обычную ПИКовскую накидку от дождя. Аналогичные накидки изготовляет и Снаряжение. Подобная накидка - вещь, которая лежит в шкафу у очень многих. Ее покупают, когда начинают кататься, по причине дешевизны, а потом уже переходят на мембранные куртки. Но бывают и специализированные накидки на кресло, например, у Hamax – думаю, работают они точно так же. Накидка закрывает ребенка целиком, поверх шлема одевается капюшон, сниз зацепляются резинки - и все, ребенок полностью укрыт от дождя и ветра в пути. А потеть ему не приходится, педали он не крутит. В отличие от родителей...

ребенок в велокресле под дождем
Папа и Виталик под сильным дождем в плюс четыре. Виталику намного теплее и суше, чем папе!

Как мы паковали сумки и велосипеды в самолет

Я не буду останавливаться подробно на том, как паковать сами велосипеды. На переднюю вилку Саша кладет палатку или спальник, и приматывает снятое переднее колесо с опором на спальник спереди и раму сзади. Это позволяет не снимать тормозной диск (он с внутренней стороны колеса, но ни с чем не контактирует). Откручивает торчащую педаль и сдвигает все прочие выпирающие элементы, переводит цепь на внешние звездочки, приматывает что-нибудь к вилке и ставит распорку. В общем, самые очевидные меры предосторожности.
Велосипеды мы убирали в велочехлы. Обычные велочехлы довольно тяжелые, но в этот раз нам удалось добыть экспериментальные облегченные (но легко рвущиеся — чудес не бывает) чехлы фирмы ПИК-99. Во время похода они ехали у Саши в ролле на руле. Вокруг велосипедов обернули наши толстые пенки. Так как чехлы у нас были тонкие, это было важно. Толстая пенка — очень полезная в походе вещь!

упаковка велосипедов в самолет

Как же мы перевозим нашу гору багажа без доплаты? Во-первых, мы летаем только Аэрофлотом или аналогичными компаниями, которые позволяют взять 1 место багажа до 23 кг, а при перевозке велосипеда габариты не учитываются (но надо согласовывать перевозку заранее). Есть более дешевые авиакомпании, но если за велосипеды приходится платить, они сразу становятся более дорогими.
Так как нас трое (для ребенка после двух лет требуется полноценный билет), то сдать мы можем три места. Первые два места - велосипеды. К ним мы доматываем вещей так, чтобы добрать разрешенные 23 кг. Приматывать вещи стараемся так, чтобы они еще и защищали хрупкие узлы велосипеда. Третья вещь - рюкзак-велоштаны, в который мы запихиваем велокресло. С обычными велоштанами на молнии этот номер не пройдет, поэтому на самолете мы летаем с 90-литровым рюкзаком ПИК-99 с клапаном. Туда помещается не только велокресло, но и немало других вещей. Иногда от нас требуют замотать рюкзак в пленку, чтобы кресло вообще не торчало, иногда берут как есть.
В саолн мы берем рюкзачок с электроникой и два Ортлиба. Таким образом, все с запасом влезает в бесплатную норму багажа. Мы летали так уже не раз.

упаковка велосипедов в самолет
Мы со всем нашим багажом легко передвигаемся по аэропорту. К счастью, главный 15-килограммовый груз передвигается сам.

Комментарии  

# Дмитрий 09.09.2018 07:49
Спасибо! Начинаю перенимать опыт
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Дмитрий 09.09.2018 20:27
Upd

Сегодня отпробовали идею с подушкой! Шикарно! Голову держит, позволяет ребёнку (дочери 1,3 года) вполне комфортно спать.

Огромное спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Катя 21.09.2018 18:01
Пожалуйста! Рада, что пригодилось!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Поиск по сайту

Большой велопоход по Португалии и Испании:



Показать все записи по этому походу


Итоги похода. Наш маршрут и краткий отчет с фотографиями.

Общие посты:
Как мы везли вещи и ребенка. Вся практическая информация.
Наш день в походе. Как мы жили.
Про эмоции. Впечатления и абстрактные рассуждения

Подробный отчет по дням:
Часть 1. На юг от Лиссабона вдоль Атлантики
Часть 2. По грунтовым дорожкам южной Португалии
Часть 3. Океан и обрывы на краю мира
Часть 4. Южный берег Португалии.

Часть 5. Провинция Уэльва
Часть 6. Мимо Севильи
Часть 7. По западным окраинам Андалусских гор
Часть 8. Город Антекера
Часть 9. Антекера - Хаэн: оливковый мир
Часть 10. Хаэн - Гранада: горы Sierra Sur de Jaén
Часть 11. Гранада и Альгамбра
Часть 12. Вокруг Sierra Nevada под дождем
Часть 13. Вдоль Средиземного моря по Costa de Almeria
Часть 14. Через Картахену и Мурсию
Часть 15. Caravaca - Albacete: холодный март

Другое:

Скачать наши треки. Полный размер, но разведки/затупы вырезала.
Фотоальбом. Просто покликать фото. Местоположение - жать на иконку i.