Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Маршрут для ПВД на велосипеде: Тесовские торфоразработки

Хороших маршрутов для походов выходного дня на велосипеде к югу от Петербурга немного. И особенно если ехать с детьми. Вот чтобы не надо было таскать велосипеды, утопая в грязи, и при этом не надо было выходить на шоссе с машинами. Один из наших любимых маршрутов, который соответствует этим требованиям - на бывшие Тесовские торфоразработки. Про него я и расскажу поподробнее, собрав фотографии из двух поездок с ребенком в велокресле в конце сентября 2017 и 2019 года.

велосипедный маршрут через Тесовские торфоразработки




Старт: станция Чолово
Финиш: станция Оредеж
Протяженность: 105 км

На карту я занесла самый оптимальный вариант этого маршрута. Все точки, о которых речь в тексте, тоже там есть. Оттуда же трек и точки можно скачать в навигатор.

Сезон: с конца августа по начало октября, когда уже нет гнуса, но еще не слишком сыро. Весной на тесовских торфоразработках тоже неплохо, но один раз, в начале мая, мы там столкнулись с огромным количеством агрессивных гадюк, которые прыгали на нас и старались укусить. А летом на торфоразработках много комаров, что не удивительно для такого болотистого места.

Маршрут на два дня подходит для неторопливой поездки взрослых участников, для поездки с ребенком в велокресле или с подросшими детьми на своих велосипедах.
Также можно проехать его за один день, если не лень провести 4-5 часов в электричке ради одного дня катания. Кроме того, можно частично включить этот маршрут в более длинный трек на два дня, что мы сами не раз делали до появления ребенка.

Мой маршрут проходит мимо основных узкоколейных "достопримечательностей", а для того, чтобы получить более полное представление об этих местах, надо когда-нибудь заехать в самое главное Тёсово - поселок Тёсово-Нетыльский, где осталось немало старой узкоколейной техники, работают любители, восстанавливащие ее, и сохранился небольшой кусок действующей узкоколейной железной дороги. Чтобы попасть в Тёсово-Нетыльский, можно удлинить первый день до 70 километров и сделать туда петлю, но времени будет немного. Или, наоборот, можно стартовать из Тесово, куда тоже изредка ходят электрички, посвятить время осмотру техники и путей или даже заказать экскурсию по узкоколейной железной дороге в группе vk.com/tesovo1. В общем, это отдельная тема, которую я оставляю за скобками этого маршрута, чья цель - прежде всего приятно покататься на велосипеде.

Первый день

Маршрут начинается на станции Чолово. Можно приехать туда утренней электричкой, а можно вечером пятницы и заночевать вскоре за поселком на лугах. Внизу течет речка Череменка, но хороших подходов к ней нет, так что воду лучше взять с собой.

Грейдерная дорога из Чолово на восток идет вдоль Череменки и Оредежа. Качество дороги обычно хорошее, не грязно. Машин там почти нет. Кстати, эта же дорожка очень хороша для катания зимой, так как ее чистят (например, можете посмотреть мой отчет по зимнему велосипедному ПВД в этих краях).

дорога из Чолово
Грейдер из Чолово, фото 2019 года.

дорога из Чолово на велосипеде
Грейдер из Чолово, фото 2019 года.


На карте также можно увидеть прямую дорогу от Чолово, срезающую эту петлю (на треке 2017 года). Однако, по ней ехать я не советую. Она начинается хорошо, а вот дальше идет грубая брусчатка военных времен, а потом совсем плохо - раскатанная лесовозами грязь.

дорога из Чолово брусчатка
Прямая дорога от Чолово, причем ее хорошая брусчатая часть, фото 2017 года.

Перед мостом через реку Оредеж обе дороги сливаются. Если есть интерес, перед мостом можно свернуть направо к старинному кладбище в месте слияния Оредежа и Рыденки - Никольский погост:

Никольский погост, Оредеж
Вид на Никольский погост издалека, фото 2017 года.

С моста через Оредеж открывается красивый вид на береговой обрыв и баньки деревни Усадище:

деревня Усадищи, река Оредеж, осенний пейзаж

После моста можно поехать прямо по асфальту, но намного интереснее свернуть левее и прокатиться через деревню Усадище. Это красивая деревня со старинными домами, еще почти испорченная современной дачной "модой". В качестве маленького бонуса, дорога по деревне идеально заасфальтирована.

деревня Усадищи

деревня Усадищи

деревня Усадищи, старинный дом

Дальше лучше снова воспользоваться не основной дорогой, грейдером на Вольные Кусони, а проехаться через деревни. Дорожка через деревни Лютка и Клюкошицы позволяет посетить заброшенную усадьбу и большую, старинную церковь Флора и Лавра. Фотографии усадьбы у меня есть, а вот к церкви Флора и Лавра мы все время забываем заехать :)

деревня Лютка, заброшенная усадьба
Вид на усадьбу в Лютке, фото 2017 года. От сада остались два очень старых дуба.

деревня Лютка, заброшенная усадьба
Усадьба в Лютке, фото 2017 года. Здание ассиметрично, так как позже было перестроено в школу.

деревня Лютка, заброшенная усадьба
Валунная приусадебная постройка.

Также можно проехать другим путем - не прямо через Лютку, а по дорожке через поля и деревни вдоль западного берега речки Рыденка, возле деревни Филипповичи пересечь Рыденку по очень симпатичному деревянному пешеходному мостику, а потом выехать в ту же Лютку по полевой дороге (наш трек 2019 года).

пешеходный мост через речку Рыденка у Филипповичи
Пешеходный мост через Рыденку, фото 2019 года.

Выйти из Лютки на основную дорогу можно в двух точках. В обоих случаях придется перетащить велосипед по бетонному столбу, переброшенному через речку Каменка. Речку Тесова пересекаем уже по автомобильному мосту. Рядом с дальним переходом через Каменку есть родник с хорошей водой. А рядом с мостом через Тесову - ничейная яблоня с вкусными яблоками.

река Каменка, деревня Лютка, пешеходный мост


Родник возле речки Каменки, фото 2017 года.

ребенок срывает яблоки
Собираем яблоки, фото 2019 года.

Дальше немного мы продолжаем по грейдерной дороге на Вольные Кусони. Попасть с нее на торфоразработки можно двумя путями - через деревню Ушницы (на треке 2017 года) или по бывшей насыпи (на треке 2019 года). Осенью лужи есть и там, и там. Но дорога по насыпи все-таки куда проще, поэтому в рекомендованный трек я выбрала ее. Что поделать - покататься и без машин, и в сезон без гнуса, и при этом остаться девственно чистыми на юге Ленобласти невозможно! Но все эти лужи можно объехать.
Лужи на дороге через Ушницы глубже и шире, зато там можно полюбоваться на саму деревню, с красивыми домами и в глуши.

дорога по насыпи узкоколейки, Тесовские торфоразработки
Дорога по бывшей насыпи, фото 2019 года.

дорога в деревню Ушницы
Дорога в Ушницы, фото 2017 года.

деревня Ушницы
Деревня Ушницы, фото 2017 года.

Потом оба варианта маршрута сливаются и продолжаются по одной из многочисленных бывших насыпей узкоколейной железной дороги Тесовских торфоразработок. Качество таких дорожек в этом районе разное, но эта как раз очень хороша.

На ночевку мы традиционно останавливаемся на маленькой полянке недалеко от дороги на берегу одного из "озер". Туда помещается одна палатка. Надеюсь, что мой отчет не будут читать любители приезжать на автомобиле (если читаете - проходите мимо, а лучше пересаживайтесь на велосипед - будет и себе польза, и природе тишина!) и не понаедут на нашу любимую полянку с мусором и музыкой.
Можно поискать и другие места на берегу. А также в этом районе есть сухие участки леса, где нет красивого вида, зато можно встать с большим количеством палаток. Вода доступна повсеместно из многочисленных канав. Все канавы на этих торфоразработках проточные, как и озера, вода чистая и вкусная!

палатка на берегу озера, Тесовские торфоразработки
Наша любимая полянка на тесовских торфоразработках. Фото 2017 года, но и в 2019 у нас было точно так же красиво!

ребенок пьет воду из озера в походе
Вечером наш ребенок сидел, зачерпывал воду прямо из "озера" и пил. Еще бы, очень вкусная вода без всякого привкуса железа.

Тесовские торфоразработки
Вид на "островки", оставшиеся после добычи торфа.

Второй день

Во второй день мы продолжаем ехать по дорожкам по бывшим насыпям, постепенно заворачивая петлю маршрута назад, к финишу в Оредеж. Сначала дорожки маленькие, красивые, а местами даже видны старые деревянные шпалы.

дорога по насыпи узкоколейки, Тесовские торфоразработки

дорога по насыпи узкоколейки, Тесовские торфоразработки

Ближе к поселку Тесовский насыпь превращается в широкий грейдер, который обслуживает нужды многочисленных карьеров. Там может быть грязно, но в выходные никто не работает, машин нет. Выехать из поселка можно разными путями, а мы предпочитаем вариант по заброшенным дорожкам, перемежающимся с дорогами к карьерам.
В любом случае, дорожки выводят на наш любимый грейдер через деревню Велегощи. По нему мы поворачиваем направо. Удивительно, но сколько мы ездили по этой дороге, она всегда в отличном состоянии, а машин нет. Деревня Велегощи по пути тоже очень радует обилием старых домов и отсутствием новостроя и профнастиловых заборов.

деревня Велегощи

В конце этот грейдер сливается с другим, и мы поворачиваем налево к Оредежу. До поселка Тесово-4 дорога в Оредеж по покрытию представляет собой все тот неплохой грейдер, а начиная от Тесово-4 проложен идеальный асфальт. Места вокруг идут, честно сказать, совершенно безрадостные - поля, заросли борщевика, развалины советского хозяйства, много мусора. Зато на этой дороге практически нет машин, что очень ценно!

Самое интересное место здесь - разрушенная церковь Рождества Иоанна Предтечи в урочище Каменные поляны. Вокруг церкви - небольшой кленовый лесок. Он как остров посреди грязных полей с борщевиком, и это лучшее место для привала и перекуса, чистое, уютное. Главное прорваться туда через этот вездесущий борщевик.

церквовь Рождества Иоанна Предтечи в урочище Каменные поляны

церквовь Рождества Иоанна Предтечи в урочище Каменные поляны

церквовь Рождества Иоанна Предтечи в урочище Каменные поляны

Второе приятное место на этой дороге - поселок Тесово-4. Дети могут поиграть на детской площадке, а взрослым будет интересно посмотреть на особую архитектуру, которая сохранилась здесь (и во всех окрестных поселках) со времен расцвета торфоразработки. К сожалению, большинство домов заброшено, но они все еще несут в себе былую красоту, свойственную "сталинскому" стилю.

детская площадка в Тесово-4

поселок Тесово-4, заброшенный дом

В конце пути, если осталось лишнее время перед электричкой, можно сделать небольшую петлю на север (дорога через поле начинается перед пос. Почап, на треке 2017 года) и заехать в Борщевские пещеры, вырытые в высоком берегу реки Оредеж. Можно прогуляться по тропинке к пещерам, можно посидеть на берегу реки. Это интересное и приятное место для прогулки, особенно детям. И электричку ждать здесь гораздо приятнее, чем на вокзале.

Борщевские пещеры
У входа в одну из Борщевских пещер.

Борщевские пещеры
На стенах пещеры осенью находят себе приют бабочки и комары.


Финиш маршрут - на станции Оредеж. Это конечная остановка электричек, так что можно погрузиться без спешки в пустую электричку - и отправиться домой!

Добавить комментарий


Поиск по сайту

Подписаться

Хотите получать уведомления о новых отчетах себе на почту?
Этот сайт некоммерческий, маршруты авторские, статьи основаны на личном опыте. Если что-то на нашем сайте пригодилось вам для подготовки своих походов или просто понравилось — пожалуйста, поделитесь с другими ссылкой на него. Это поможет сайту не теряться в интернете. При использовании наших материалов для своих ресурсов активная ссылка обязательна!