Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Город Пушкин: Императорская железная дорога

В районе Пушкина и Павловска когда-то пролегала Императорская железная дорога. Время и расползающийся город стирают все, но здесь и по сей день можно обнаружить следы трех ветвей этой железной дороги и пройтись там, где когда-то проезжал специальный Императорский поезд. Я напишу не про историю, а про то, что и где можно увидеть своими глазами - опоры мостов, насыпи, здания тех времен.

Как известно, первая в России железная дорога общественного пользования (ссылка на википедию) была построена в 19-м веке для соединения Царского села и Санкт-Петербурга. А кроме нее были сделаны специальные Императорские пути для специального Императорского поезда.
В этом посте я приведу фотографии всего, что нам удалось найти из следов Императорской железной дороги зимой 2013-2014 года. На тот момент от исторической железной дороги сохранились здание вокзала на Введенском канале, здание Императорского павильона в Пушкине, один из путей, остатки насыпей других двух путей и остовы нескольких мостов на этих путях. В связи с активным строительством жилых районов и автомагистралей вокруг Пушкина и Павловска ситуация меняется очень быстро, и когда-нибудь, боюсь, проследить следы Императорской железной дороги на местности станет уже невозможным.


Для поиска следов железной дороги мне очень помогли статьи в ЖЖ fedor-ragin. Автор, в отличие от меня, занимался историческими изысканиями, приводит старые фотографии и вообще интересно рассказывает. Интересующимся советую почитать.

Содержание:
Схема железной дороги
Императорский павильон
Первый путь (направление на Гатчину)
Второй путь (направление на нынешний Балтийский вокзал)
Третий путь (направление на нынешний Витебский вокзал)



Схема железной дороги

Я нарисовала схему всех трех путей Императорской железной дороги, наложенных на карту Google. Первую, вторую и третью ветки Императорской железной дороги на схеме я обозначила красным, синим и малиновым цветами, соответственно. Схема нарисована по точкам опор мостов и, где есть, по очертаниям насыпей на спутнике.
Значок вагончика указывает местоположение Императорского павильона, а точки обозначают остовы мостов (и мостиков), которые можно обнаружить на сегодняшний день.



Все три ветки железной дороги можно увидеть и на карте 1914-17 года (фрагмент карты взят с сайта around.spb, ссылка. полные листы, а также другие карты можно посмотреть там же на сайте - это интересно). Кстати, эта карта не точная географическая и на реальную ее не наложить.



Императорский павильон
Здание Императорского павильона (N59°43'52.66"E30°23'03.01", ссылка на википедию) находится в нынешнем городе Пушкин (в советское время станция была переименована в Павильон Урицкого и какое-то время присутствовала на картах) неподалеку от зданий Аграрного института, ранее бывших почетными казармами. От Александровского дворца, где проживал Николай II и его семья (с 1905 года там находилась главная резиденция) расстояние в километр с небольшим.
Здание павильона построено в том же стиле древнерусского зодчества, что и казармы, Федоровский городок и Ратная палата.
По состоянию на 2014 год, здание в весьма разрушенном состоянии, весьма неприметное - не зная, не заметишь. Несмотря на все свое историческое значение и красоту.

Вот так это выглядело когда-то (с сайта Центрального Архива Кинофотодокументов):




И вот так это выглядит сейчас. Конечно, жаль, что здание так давно находится во власти погоды и вандализма. Но если его восстановят до ресторана или торгового центра (что рано или поздно случится), оно также неизбежно многое потеряет...

Императорский павильон
здание вокзала вытянуто, целиком в кадр не входит

Императорский павильон, парадное крыльцо
здесь был подъезд для карет

Императорский павильон

Императорский павильон
над дверью был герб

Императорский павильон

Императорский павильон

Императорский павильон

Императорский павильон
внутри вокзала. эх, если бы те, кто оставлял тут следы своей жизнедеятельности, хоть догадывались, что это за здание :( Ну или глаза на потолок бы подняли.


Императорский павильон
сводчатые потолки

Императорский павильон
остатки лепнины в здании

Императорский павильон

Императорский павильон, роспись на потолке
видна роспись на потолке. очень красиво!

Императорский павильон

Императорский павильон, роспись на потолке
роспись на потолке парадного входа. потрясающе, что она сохранилась, находясь фактически на улице!

Чуть севернее Императорского павильона находится Александровский завод. История его идет еще с царских времен, когда это место называлось «паровозно-вагонные сараи». Завод не раз переименовывался, в советское время – завод им. Урицкого, после перестройки - Царскосельский завод София, а теперь - Александровский завод. За свою историю завод занимался производством как железнодорожной техники, так и иных литейных изделий (например, металлических конструкций для моста им. лейтенанта Шмидта). Подробнее про историю завода можно почитать, например, на сайте rzd-expo.ru. Ныне завод находится в весьма обветшалом виде и, судя по документации, в основном сдает внаем свое недвижимое имущество плюс немного занимается металлоконструкциями.
Рядом с заводом находятся склады Каплист, ТЭЦ с большой трубой, СТО и бассейн, ничего интересного. В глаза бросаются только здание ресторана Ялта (бывшая столовая для рабочих путеремонтного завода) и здание правления завода. Но к царским временам они не относятся, и их сегодняшний парадный вид создан уже в 2000-х годах неким архитектором А.В.Михалычевым. А меню ресторана есть в интернете :)

здание правления Александровского завода
здание правления Александровского завода

Первая ветка Императорской железной дороги (направление на Гатчину)
Первая ветка была построена в 1895—1896 годах и вела от Императорского павильона в сторону Гатчины. Длина ее чуть меньше 3 километров, и эта ветка - единственная, которая частично используется по сей день. Начинается она от станции Александровская, через 2 с небольшим километра входит на территорию Александровского завода, где в современном виде ветвится и заканчивается, а после завода она шла дугой до царского вокзала - от этой ее части, длиной несколько сотен метров, не сохранилось ничего.

Начинается ветка вскоре за платформами станции Александровской.

начало первой ветки Императорской железхной дороги у станции Александровская
начало первой ветки у станции Александровская


позитивный желтый вагончик

Вскоре после станции ветка пересекает маленький безымянный ручеек, который впадает в речку Кузьминку возле церкви Казанской Иконы Божьей Матери. Собственно мостом это место назвать нельзя - просто две опоры, соединенные балками (N59°44'06.61" E30°20'49.29"). Но облицовка явно историческая, причем сохранилась очень хорошо.

мост первого пути Императорской железной дороги у станции Александровская

мост первого пути Императорской железной дороги у станции Александровская

мост первого пути Императорской железной дороги у станции Александровская
видна "долина" ручейка

мост первого пути Императорской железной дороги у станции Александровская

Далее ветка проходит вдоль церкви Казанской иконы Божьей Матери и Александровского кладбища.

первый путь Императорской железной дороги проходит вдоль церкви Казанской иконы Божьей Матери



В месте пересечения реки Кузьминки этой веткой сохранился один из четырех больших мостов царской железной дороги (N59°44'07.19" E30°21'17.02"). Причем из всех он единственный действующий, в прекрасном состоянии, и по его примеру можно представить, как когда-то выглядели другие мосты, от которых остались одни остовы. Впечатляет!

мост первого пути Императорской железной дороги через Кузьминку

мост первого пути Императорской железной дороги через Кузьминку
вид на долину Кузьминки

мост первого пути Императорской железной дороги через Кузьминку
мост был отремонтирован в советское время, но строители аккуратно сохранили историческую каменную облицовку

мост первого пути Императорской железной дороги через Кузьминку

После моста через Кузьминку ветка проходит по полю вдоль жилых домов

первый путь Императорской железной дороги

Далее путь подходит к Александровскому заводу и ветвится. Часть веток заросла, часть распилена.

первый путь Императорской железной дороги у Александровского завода

первый путь Императорской железной дороги у Александровского завода

первый путь Императорской железной дороги у Александровского завода

первый путь Императорской железной дороги у Александровского завода

первый путь Императорской железной дороги у Александровского завода
Императорская железная дорога уходит в цеха

Пейзажи у окраин завода на редкость "позитивные" - разрушенные склады и не менее разрушенные "огородные" домишки.

у окраин Александровского завода

у окраин Александровского завода

Вторая ветка Императорской железной дороги (направление на ныне Балтийский вокзал)
Для путешествий из Петербурга и обратно была создана вторая ветка Императорского пути. Длина ее от павильона до основной железной дороги составляет 2.3 километра. От царского вокзала она уходит на территорию Александровского завода, совпадая с первой веткой, а далее продолжается до основной железной дороги на север в виде насыпи или двух земляных валов (в зависимости от уровня местности), которые можно проследить в полях. То есть пока можно - на этих полях планируется строительство жилого района Парадный Пушкин (ссылка на их сайт).

насыпь второго пути Императорской железной дороги
насыпь царской железной дороги в полях между Кузьминкой и Александровским заводом, вид от завода. летом, наверное, ее не так хорошо видно, как осенью.

насыпь второго пути Императорской железной дороги
насыпи царской железной дороги в полях между Кузьминкой и Александровским заводом, вид в сторону завода

Основная достопримечательность этого участка железной дороги - сохранившиеся остовы моста через реку Кузьминку (N59°44'33.47"E30°22'07.62"). Из четырех больших мостов царской железной дороги этот мост был самым высоким. Когда-то остовы были в значительной мере затоплены водохранилищем на Кузьминке, но теперь это, как и соседние, водохранилище спущено, и остовы видны целиком.
Состоят они из полых замнутых отделений, заполненных песком. Судя по всему, отделений было несколько как в ряд, так и в высоту. Внешняя часть остов представляет собой выемку, куда "входила" насыпь. Возле самого моста насыпь полностью смыта водами Кузьминки, так что остовы стоят отдельно от насыпи.Сверху было установлено что-то вроде бетонной плиты, на нее уже ложились рельсы.

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
остовы моста через Кузьминку, вид с юга.

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
остовы моста через Кузьминку, вид с севера. виден песок в разрушенной остове.

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку\
внешняя часть остов, куда "входила" насыпь

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
вид с южной остовы моста. видно, как дальше продолжается линия насыпи, чтобы через 700 метров слиться с основной железной дорогой, идущей на Балтийский вокзал.

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
дырка в южной остове моста

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
если свеситься сверху и протянуть вниз руку с фотоаппаратом, можно также обнаружить, что внутри остова заполнена песком.


мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
облицовка этого моста в значительной мере разрушена

мост на втором пути Императорской железной дороги через Кузьминку
спущенное водохранилище на Кузьминке, вид от моста

плотина на реке Кузьминке
плотина бывшего водохранилища

Третья ветка Императорской железной дороги (направление на ныне Витебский вокзал)
Третья ветка была сделана немного позже первых двух, и была призвана обеспечить независимый от основной железной дороги путь из Царского села в Петербург. Она является самой длинной из трех веток, около 23 километров, и когда-то непосредственно соединяла здание вокзала на Введенском канале и Императорский павильон.

От Императорского павильона третья ветка делала резкую дугу и проходила непосредственно вдоль длинного здания казарм. Здесь ее следы нетрудно проследить по небольшому возвышению, на котором сейчас отсыпана пешеходная аллея, вдоль нее посажены березки. К сожалению, пройти непосредственно от вокзала по этому пути затруднительно – вокруг Аграрного института, которому тут все принадлежит, возведен забор. На самой аллее имеется открытая на данный момент пешеходная калитка, а вот со стороны вокзала - закрытые ворота.

бывшие казармы, здания Аграрного института
место бывшей третьей ветки Императорской железной дороги. чтобы Император мог ехать и любоваться на красивое здание казарм

насыпь третьего пути Императорской железной дороги
дорога проходила там, где сейчас эта аллея. по форме видно.

Приведу здесь несколько фотографий зданий казарм. Элементы декора этого длинного здания выполнены в одном стиле, но повторяются лишь частично.

бывшие казармы, здания Аграрного института

бывшие казармы, здания Аграрного института

бывшие казармы, здания Аграрного института

бывшие казармы, здания Аграрного института

бывшие казармы, здания Аграрного института

бывшие казармы, здания Аграрного института

После казарм третий путь пересекал Петербургское шоссе рядом с известными Египетскими воротами, на одном уровне с ним. Под воротами сейчас восстановлен участок брусчатой мостовой (раньше шоссе пролегало через ворота, а не вокруг них), но пересекавшие когда-то мостовую рельсы восстанавливать не стали.

Египетские ворота
Египетские ворота

Далее железная дорога проходила примерно по границе того, что ныне является садоводствами Пенсионер и №2 ЛСХИ. На спутнике эта линия вполне просматривается.

В 400-а метрах от Египетских ворот сохранились основы первого моста на этом пути (N59°43'53.08" E30°24'00.94"). Находятся они на территории двора недавно построенного дома. К счастью для любителей краеведить, строители основы сохранили - видимо, в качества декорации двора.  Редкий случай, когда строители не снесли все на своем пути бульдозером (будь это хоть какой памятник истории и архитектуры). Сейчас еще к основам можно подойти, но, подозреваю, по мере заселения дома он будет обнесен оградой с домофонами. Тогда можно будет смотреть через ограду или поджидать жильцов и просачиваться во двор с ними :) Основы частично облицованы, внутри повешены новенькие воротца.
Никакого ручья под основами этого моста не протекает. Но смысл его постройки легко увидеть на старой карте (которая в начале поста) – здесь проходила улица, ведущая в деревню Большое Кузьмино от Царского села. Если в районе Египетских ворот железная дорога шла вровень с Петербургским шоссе, и моста там не понадобилось, то здесь, судя по высоте основ, железная дорога уже поднималась на насыпь. Соответственно, чтобы насыпь можно было пересечь, понадобилось делать над улицей мост.

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги
остовы моста над дорогой Царское Село - Большое Кузьмино

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги


собственно, новый дом

Чуть дальше по ходу бывшей железной дороги на старой карте можно увидеть ручеек. Ныне этот ручеек зарыт в трубу и только на небольшом участке сквера выпущен на поверхность, через него лежит пешеходный мостик (N59°44'03.50" E30°24'06.91"). А когда-то примерно здесь же ручеек пересекала и Императорская железная дорога. В ЖЖ fedor-ragin, на который я давала ссылку в начале, есть целый рассказ о том, как автор обнаружил на одной из старых фотографий мост, который когда-то был возведен через этот ручеек (http://fedor-ragin.livejournal.com/4421.html). Сейчас на этом месте можно обнаружить только совершенно нетронутый историей газон. Эх, сколько всего ценного погребено под такими вот прилизанными газончиками!

Далее никаких следов железной дороги не наблюдается аж до Буферного парка, где расположен следующий мост. Когда-то здесь на всем протяжении должна была проходить насыпь, но она была полностью срыта под зоной застройки еще в советские времена. Сам Буферный парк - также прилизанный газончик. Но разбирать основы моста, видимо, оказалось труднее, чем срывать насыпь, так что их оставили как есть, и они весьма монументально возвышаются посреди ровного парка возле Детскосельского бульвара.
Этот мост, как и предыдущий, тоже был «сухопутный» – на все той же старой карте видно, что здесь проходила дорога в направлении запад-восток. Не такая серьезная, как дорога Царское Село - Большое Кузьмино, но все равно мостик сделали, чтобы насыпь не перегораживала доступ из деревни на восток. Кстати, уважением к деревне можно объяснить и всю форму железной дороги на этом участке – столь заковыристая петля была нужна, чтобы обогнуть огороды Большого Кузьмина. Сейчас бы все срыли бульдозером...
Основы этого моста обильно исписаны граффити, значительная часть облицовки утащена жителями на свои нужды. На одну из опор легко залезть и обозреть, с одной стороны, унылый простор Буферного парка с электрической подстанцией, а с другой – мрачноватые многоэтажки 70-х годов (так называемый район БАМ) с вкраплениями современной уплотнительной застройки.

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги в Буферном парке

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги в Буферном парке

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги в Буферном парке
остатки облицовки остов

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги в Буферном парке
вид с остовы моста на Буферный парк

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги в Буферном парке
вид с остовы моста на район БАМ

С другой стороны Буферного парка находился следующий мост на третьем пути Императорской железной дороги – через всю ту же Кузьминку. По другую сторону от Кузьминки пестреют венками новые районы Кузьминского кладбища. Эти основы – самые сохранившиеся из всех. Гранитная облицовка практически не тронута. На основу так же можно залезть и думать о бренности бытия, любуясь на бегущую внизу Кузьминку, старые ивы вдоль русла и кладбище.

остовы моста на третьем пути Императорской железной дороги через Кузьминку

Чтобы дальше проследовать вдоль бывшей железной дороги, реку надо пересечь - под остовами при низкой воде, обойти по шоссе с запада или по пешеходному мостику с востока. На территории кладбища от насыпи не осталось ничего, а вот чуть дальше в полях она уже видна, как на спутниковых снимках, так и на местности.

насыпь третьего пути Императорской железной дороги в полях у Паровозного музея
следы насыпи в полях, по ней как раз проходила граница между полями

голубые кембрийские глины в полях у Паровозного музея
позитивные пейзажи в тех же полях. в мокрое время года местность не очень располагает к прогулкам, из-за выходов кембрийских глин очень липко. конечно, все это будет отбульдозерено и застроено, что насыпь, что кембрийская глина, процесс уже идет

остатки парников в полях у Паровозного музея
остатки былых огородничеств-нахаловок, их зачем-то уже почти всех срыли. а в мое детство все поле ими было утыкано.

Ну и последнее напоминание о третьем пути Императорской железной дороги вплоть до города - это остатки остов еще одного маленького мостика через ручеек. Признаюсь, их мы обнаружили по наводке из ЖЖ fedor-ragin, так как хоть место и логичное, ручей сохранился, но камни практически погребены под грунтовой дорогой, проложенной тут по бывшему пути следования железнодорожной ветки. Ручеек пущен в трубу, но у выхода трубы можно усмотреть останки каменной кладки одной из опор.

глина в полях в паровозного музея
приятное место для осенних прогулок, ничего не скажешь :)

остатки моста третьего пути Императорской железной дороги в полях у станции Шушары
вот ручей, Саша стоит на наиболее сохранившейся из остов

остатки моста третьего пути Императорской железной дороги в полях у станции Шушары
остатки второй остовы и вовсе трудно заметить

Оставшиеся 16 километров до Витебского вокзала третий путь пролегал непосредственно вдоль основной железной дороги. Мне рассказывали, что еще несколько десятков лет назад насыпь Императорской дороги была неплохо видна, по ней даже можно было гулять, но потом приехали бульдозеры и ее срыли. Теперь на ее месте проложена "детская железная дорога", но к старой насыпи ее насыпь отношения уже не имеет.
Финальная точка третьего пути - павильон, который можно обнаружить рядом с крайней платформой Витебского вокзала.

Добавить комментарий