Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

Одиночный скоростной велопоход Брест - Луга

Скоростной одиночный велопоход из Бреста (Беларусь) в Лугу (Ленинградская область) на майских праздниках. Итого 1240 км на велосипеде за 4 суток 18 часов. 3 ночёвки в палатке, между ними 507+214+198+321 км. Дороги разные — примерно половина грунтовых, половина асфальт, практически все тихие, незагруженные. Поля, леса, симпатичные деревни, весна. Накатался!
Автор: Александр Столяров




Содержание:

Предисловие


Маршрут


Подготовка и снаряжение


Цели


"День" 1
507 км Брест - Беловежская Пуща - Волковыск - Берёзовка - Ивье - Вишнево - Солы - ночевка южнее Нарочи
"День" 2
214 км Поставы - Шарковщина - Верхнедвинск - ночевка восточнее Верхнедвинска
"День" 3
198 км Граница с Псковской областью - Идрица - Опочка - ночевка южнее Пушкинских гор
"День" 4
321 км Пушкинские горы - Дедовичи - Дно - Сольцы - Луга
Трек маршрута можно посмотреть на Strava.

Предисловие


Прокатиться из Бреста в Петербург я решил сразу же после возвращения из трехмесячного велопохода по Патагонии, куда мы ездили всей семьей (с женой и сыном в велокресле). Когда в сентябре принималось решение, что я уволюсь и мы уедем на три месяца, то совершенно не посещали мысли о том, чтобы поехать куда-то еще. Тем не менее, постепенно я стал подозревать, что после похода с семьей мне захочется прокатиться самостоятельно, в мужском темпе. Так оно и оказалось.

Хорошей идеей казалось вписаться в так называемую “байкпакинговую гонку” за границей, или по грунтам, или по шоссе (в Европе это довольно безопасно). Этих мероприятий огромное количество, но при этом спрос явно превышает предложение, и места ограничены. Даже в декабре уже было не вписаться во что-либо ни на май, ни на июнь! Дальше я не смотрел, так как к июлю рассчитывал уже выйти на работу. Да и что ж это получается - они там такие серьезные, за пол-года готовятся? Я-то думал просто прошвырнуться для удовольствия…
Раз европейские мероприятия оказались недоступны, была мысль проехать новые участки нашего отечественного мероприятия Тур Юнайт, но официального трека на этот год еще не было, разведкой нового логичного для поездки участка занимались другие люди, да и само развитие Тур Юнайта сейчас пошло не в сторону гонки (что мне было бы интереснее), а больше в сторону просто велотуризма по заданному маршруту.
Поэтому предпочел поехать по своему собственному маршруту - просто покататься как хочу, без каких-либо формальностей.

Маршрут


Между нашим возвращением из Патагонии и майскими праздниками (на время которых семья тоже отправлялась в велопоход, с другими мамами и детьми) была всего неделя. Поэтому мы пошли по пути наименьшего сопротивления и проложили маршрут с самой простой логистикой. В Брест ходит прямой поезд из Петебурга, причем идет он большей частью ночью. Ну а финиш сделали почти дома, в Луге, без необходимости думать об обратных билетах. К счастью, Катя очень хорошо и быстро готовит треки, так что всего за пару часов был составлен прекрасный маршрут.

Покататься хотелось целенаправленно, максимально по прямой, без необоснованных петель. Насколько возможно, избежать крупных шоссе с трафиком - это неприятно. Предпочтение отдавалось грунтовым дорогам, но я не против проехать и по асфальту, если на нем нет машин. С другой стороны, сомнительных грунтовых участков тоже не хотелось, чтобы всю дорогу именно ехать, а не продираться пешком.
В результате в маршруте получилась примерно половина грунта, из которого много мелких полевых и лесных дорожек. Трафика не было практически нигде. Только в паре мест недолго поплутал - в лесу среди каши из колей в песке, и ещё где свежим забором дорогу перегородили. И все можно было ехать в седле, за исключением километров полутора пешком.
Достопримечательности мы посещаем, когда едем вместе, семьей, поэтому они в маршрут не включены.

Подготовка и снаряжение


То, что мы только что вернулись из трехмесячного велопохода, очень помогло в плане наката. Хоть то был спокойный поход с ребенком, но все же 3500 километров под серьезной нагрузкой, в горах. После приезда мы успели проехать бревет 200 км, и на подъемах наш горный накат был очень заметен на фоне других участников. С другой стороны, у меня не было возможности уделить должное время ТО велосипеда, так что сделал его только поверхностно (в основном - поменял покрышки на более легкие, и цепь). К счастью, даже на “остаточном” ресурсе после Патагонии велосипед прошел маршрут без проблем.

Не было и времени что-либо придумывать со снаряжением. К счастью, у нас его много, есть из чего выбрать. Я так и не завел себе внутрирамную сумку (раньше ездил с одолженной), так что варианты на тему байкпакинга отпали сами собой. Взял рюкзак-штаны минимального объема (30 литров). Майские праздники - это еще не лето. В прогнозе рисовали тепло и солнечно в Бресте, но ближе к финишу уже около-нулевую температуру, дождь и заморозки. Это означало дополнительный объем теплой одежды и спальника. Вкупе с едой, это как раз и заполнило велоштаны, с небольшим запасом. Замечу, что запас нужен - в походе совершенно не хочется рыться и заниматься упихиванием!

Когда приехал в Брест, прогноз улучшился, и мне казалось, что я перестарался, и теплых вещей можно было взять меньше. Однако, потом оказалось, что наоборот - на фоне усталости холод воспринимается совершенно по-другому, да и температура оказалась еще ниже, чем в самом худшем из прогнозов.

Велосипед на старте

Мы довольно консервативны, да и катаемся в основном с ребенком, так что все спальники у нас синтетические, которые не страшно промочить. Летом я ездил с малюсеньким 600-граммовым спальником, и его было более чем достаточно. В этот раз взял побольше, спальник Deuter Orbit на t Limit +5 и весом 900 г. Было сомнение, что его будет недостаточно, но более теплый у нас уже слишком объемный, ради чего пришлось бы брать “штаны” уже следующего размера - 45 литров. Так что отказался от этой идеи. А зря!
Коврик взял самый минималистичный - фольгированная 4-мм пенка весом 170 г. Я знаю, что по-научному это неадекватно для теплоизоляции, но реальность в том, что в наших краях почти никогда не приходится спать на земле. Если это не истоптанная стоянка у озера, то покрытие - в худшем случае подстилка из листьев или трава, а часто толстый слой мха, который изолирует так, что вообще никакая пенка не нужна. Вот и по факту даже в -9 холод снизу не чувствовался.
Палатку взял Big Agness FlyCreek HV UL. Она весит меньше килограмма и очень маленькая в упакованном виде. Это приятно, но есть и недостатки: установка довольно муторная (подцепить крючочек там, подцепить здесь, обязательные оттяжки), что не очень радует в таком походе. К тому же, в ней слишком много сетки для майских праздников в наших широтах. Однако, это все-таки полноценная палатка. А то ведь многие “легкоходы” ездят со странными конструкциями, с которыми сложностей еще больше, а тепла нет.

Учитывая, что не уделил должное внимание обслуживанию велосипеда, решил взять с собой большой ремнабор и 2 запасных камеры. И, хотя ничего не ломалось и не кололось, об этом не жалею. Жалею о том, что набрал почти килограмм сменных аккумуляторов (для навигатора и для фары). Несмотря на 2 ночи полностью в пути (и другие понемногу), использовано было меньше половины. Можно было бы и посчитать заранее, сколько нужно. Но было не до того, да и ладно, они не объемные.

Мне было лень думать о наличии магазинов, так что набрал еды на пару дней с собой. По факту, этого можно было не делать - магазины по пути были довольно часто. Впрочем, в первую половину похода мне совершенно не хотелось останавливаться и тратить на них время. Во вторую половину уже подустал, и было желание чутка переключиться от езды и купить какую-нибудь вкусняшку.

Была мысль взять горелку, но пусть сама горелка и маленькая, готовка - это еще и баллон с топливом, и посуда. А главное - на готовку надо тратить усилия, чего мне в таком походе совершенно не хочется. Был расчет питаться один раз в день в какой-нибудь столовой, а остальное время - всухомятку, в основном батончиками и орехами на ходу. Остался таким раскладом доволен.

Цели


Спортивных целей никаких не было, ни с кем не соревновался. Главное, чего хотелось — это покататься «концентрированно», ехать все время, которое можно, без лишних остановок. Потому что в велопоходах с ребенком мы не держим сына в кресле подолгу, получается максимум 4 часа движения за целый день, а остальное время проходит на привалах и ночевках. Катание без задержек - это главное, чего так не хватает в походах с ребенком!
В целом, как хотелось, так и получилось - кроме ночевок, у меня ушло всего 14% времени на остановки, включая обеды в кафе. А на ночевках, на первых двух провел 6-7 часов, но на последней целых 11 часов из-за мороза.

На все у меня планировалась неделя и 200+ километров пробега в день. Здесь план был перевыполнен - на 1240 километров ушло 4 суток и 18.5 часов.

Описание прохождения


В таком экспресс-походе в памяти откладывается мало подробностей. Все происходит ради ощущения “в целом”. К тому же, сложно разделить рассказ на дни, так как две ночи провел в седле, поэтому поделил его на “дни” условные - от сна до сна. Старт 30 апреля днем, финиш 5 мая утром.

“День” 1


Поезд из Петербурга до Бреста идет 17 часов и приходит в в полдень. Хотелось максимально выспаться перед поездкой, поэтому почти все время провалялся на своей верхней полке. Спать, правда, получилось часов 8, но все равно отдых обеспечил запас сил на предстоящие полтора суток езды.

По приезду стал искать кафе. Я заранее не знал, что там есть. На месте у вокзала ничего обнаружено не было. Поиск в навигаторе выдал несколько точек поблизости, одна из них привлекла внимание - она называлась “столовая”, а рядом “буфет”. Поехал туда и не ошибся - это оказалась столовая для работников железной дороги. Идеально! Качественная еда, которую не надо ждать, да еще и дешево.

Еда в железнодорожной столовой

После этого вернулся к вокзалу, очистил трек в навигаторе и объявил себе старт. 13:28.

Задачей до вечера было доехать до Беловежской Пущи (67 км) и проехать ее (55 км) в часы работы пунктов пропуска. Беловежская Пуща - это заповедник, к тому же, в погранзоне. Заранее толком не удалось выяснить режим посещения. Когда мы ездили в велопоход по Беларуси в 2011 году, пришлось очень сложным путем оформлять туда пропуск на группу. Сейчас все поменялось: было известно, что туда пускают за деньги и даже есть веломаршрут, но были не ясны подробности. К тому же, перед стартом меня пугали, что в Беларуси запрещено посещение лесов, и было опасение, что уж в заповедник-то в первую очередь не пустят.

Выезд из Бреста - возможно, самый напряженный в плане трафика участок за весь маршрут. Ну а дальше трек сразу ушел на мелкие дорожки. В этот день был по большей части асфальт, и в основном хорошего качества. Но и “убитые участки” попадались. Мне почему-то казалось, что в Беларуси весь асфальт хороший. В целом, это так, но плохих дорог тоже довольно много. А грейдера чаще представляли собой рыхлую “стиральную доску”, хотя попадались и ровные.

Сразу же начала радовать красота полей и деревень. В мае Беларусь вся в цвету - и в полях, и в садах. А в деревнях почти везде сохранилась старая архитектура, при этом всё свеженькое, подновленное. У нас же, увы, много рухнувших домов, и целиком сгоревших деревень, а в уцелевших деревнях часто строят уродливые дома “грибы” или новомодные “особняки”.

Цветущие сады в Беларуси



Смерч к поле в Беларуси
День был довольно ветреный, и больше в лицо. Видел даже смерч на поле.

Перекресток в Беларуси
То, чего в Росии уже не представить: асфальтовые дороги без трафика

До въезда в Пущу в д. Каменюки добрался чуть раньше 17:00. Кассы работают до 18. Сказал, что мне надо проехать насквозь на Свислочь. Продали некий билет, включающий посещение вольеров. На входе никто ничего не смотрел, так что не исключено, что можно было бы просто проехать без билетов.

Перед въездом в Пущу
Перед въездом в Пущу

В самой Пуще - узкие асфальтовые дороги среди леса. Очень красиво и приятно. Ближе к выезду на северной стороне было некое движение машин, но в большей части - нет. Лес закрывал от ветра, так что ехалось не только приятно, но и и быстро. За прошедшие годы здесь постарались сделать и некую инфраструктуру: развесили указателей, информационных стендов, устроили беседки и туалеты (!). Даже построили поместье Деда Мороза и организовали погран переход для пешеходов и велосипедистов! Восемь лет назад этого ничего еще не было.

Дороги Беловежской Пущи

Дорожки Беловежское Пущи

Но все это сосредоточено в основном в южной части Пущи, как и движение велосипедистов. Катаются довольно много, но как будто или радиально от Каменюк, или через погранпереход. В северной части уже никого не было. На выезде - закрытые ворота и пункт пропуска. Я открыл калитку и вышел. Внутри в будке как-будто была какая-то жизнь, но на меня никто не прореагировал. Написано, что проезд по пропускам - вероятно, проезд машин? Не очень понятно, как было бы ехать в обратную сторону - касс там как будто бы нет. Может, пропустили бы и так свободно.

Северный пункт пропуска в Беловежскую Пущу

Дальше поехал по тихим спокойным дорожкам среди красивейших деревень. В этой части даже грейдера были довольно ровными, так что километры бежали довольно быстро. Уже в сумерках выехал на первые полевые дорожки. Ровные и скоростные (пока сухие).

Деревня в Беларуси

На велике по полевым дорожкам

Деревня в Беларуси

Спать в эту ночь я не планировал - за пол-дня пути, да после отдыха в поезде, в этом нет никакой надобности. Была слабая надежда поужинать в кафе в городе Волковыск. Но приехал туда уже поздно - после 9 вечера. Была открыта одна забегаловка, но в ней сказали, что готовить будут минимум 35 минут. Меня это совершенно не устроило. Сунулся в магазин в надежде на какие-то пирожки, но там только сладкие пирожные. Так что на выезде из города поужинал просто на обочине шпротами с хлебом, взятыми из дома.

Разговор у магазина:
- Вы с меловых?
- Не знаю никаких меловых.
- Ну, откуда едете?
- Из Бреста...
Далее мужик мне рассказывает, как он катается по окрестностям, рекомендует посетить какие-то меловые карьеры (в ночи?) и стращает белорусскими правилами, по которым за езду по проезжей части в городе штрафуют, а по тротуарам толком не проехать из-за пешеходов и бордюров. Учитывая, что меня этим и в интернете пугали, после беседы некоторое время пробираюсь по тротуарам, но потом все больше стал их игнорировать - очень уж это муторно. Впрочем, местные тоже не очень-то тротуары жалуют. То по ним едут, то по проезжей части.

В первую же ночь оказалось, что лишних теплых вещей у меня нет. Температура довольно быстро упала до нуля, а к утру и до -2. Несмотря на взятые с собой“осенние” перчатки, руки ощутимо подмерзали. Ногам тоже было холодновато, несмотря на 2 слоя с виндстоппером, ну и ступни мерзли. Стал даже опасаться за колени, так что ограничивал усилия. Но самое бестолковое получилось с верхом: просто во флисе холодновато, а в куртке с утеплителем то нормально, то совсем жарко. При этом поверх я надевал светоотражающий жилет (нельзя рассчитывать только на фонарики!), так что каждое переодевание включало еще и снять-надеть жилет и шлем.

На ночь выпало много сыпучих и трясучих грейдеров и песчаных колей в лесах. Пришлось даже поплутать - машины вязнут в раскатанных колеях, и ищут себе новые проезды между деревьев. А в темноте свет фонаря теряется в деревьях, так что сложно оценить, что куда ведет. Кстати, в эту ночь не видел никаких табличек о запрете посещения лесов (в следующие - видел). Похоже, что они висят на съездах только в большие лесные массивы, а до небольших лесов никому дела нет.

Дорожные указатели в ночи
Часть букв лишилась светоотражающего слоя

Ночные проселочные дороги
Тут ехать хорошо...

Ночные проселочные дороги
...а тут рыхло

Ночные проселочные дороги
...а тут трясет

Утренние сумерки начались еще до 5 утра, рассвело в 6, а воздух начал прогреваться только ближе к восьми. Тени были еще длинные, так что я нашел открытое солнцу место и остановился отдохнуть-погреться-перекусить. Ночью-то не было никакого желания останавливаться больше, чем это необходимо - можно было бы замерзнуть.

Утро порадовало полевой дорожков в пойме реки - полюбовался игрой света в туманах над водой.

Пойма реки в утреннем тумане

После этого маршрут вывел на какие-то совсем уж рыхлые песчаные колеи. В некоторых местах было видно, что машины застревали, и их оттуда выкапывали. Пришлось немного пройтись пешком.

Песчаные "ловушки"



На пересечении с трассой у города Ивье обнаружилось придорожное кафе. Я обрадовался - обычно в таких местах можно быстро и вкусно покушать. Обнадеживала и пара фур, припаркованных поблизости - дальнобойщики тоже любят вкусно и быстро. А покушать хотелось - 330 км позади, и почти сутки в седле. Но оказалось не совсем то - сегодня 1 мая, у повара выходной. Предложили еду из заморозки. Скудные порции, так себе вкус, но да всяко лучше, чем банка шпрот.

Сам городок Ивье красивый, аккуратненький. Понравилось, как пишется название :)

Въезд в город Ивье

Город Ивье

Вскоре начался район с какими-то особенно разбитыми дорогами. Как будто сюда специально приехала разбивать дороги бригада из Новгородской области. Особенно ощущается на контрасте с соседними районами. Не только асфальт разбили, но и проселочные дороги оказались в ямах, еще и с крупными камнями. Ну да ладно, я не на шоссейнике, мне лишь бы без машин. К тому же красивые деревеньки продолжают радовать, и вкусным мороженым разжился.

Разбитый асфальт

Грунтовка

Деревня в Беларуси

Проехал по плотине маленькой ГЭС. Работает. Это радует, а то у нас их по большей части позабрасывали - на фоне гигаваттных энергоблоков АЭС они, видать, кажутся слишком ничтожными.

Табличка Рачунский ГЭС

Под вечер ждал сюрприз: трек ушел в закрытые ворота скотного двора. По карте нарисована дорога насквозь. Раз Катя тут проложила, значит, ее и на спутнике видно. Беларусь - не Патагония, тут довольно свободная жизнь, без заборов, а тут вдруг попался. Обойти вокруг - тропинки не читается. Объезд по карте довольно далекий рисуется.

Скотный двор, через который надо проехать

Собрался уже просто сунуться в калитку - тут нет двинутых на частной собственности, скорей всего никто ничего не скажет. Но как раз подъехал трактор, мужик пошел открывать ворота. Подхожу, спрашиваю:
- Там дальше дорога, я могу на нее попасть?
- А тебе куда?
- Ну вот дорога там на север уходит…
- Тебе куда доехать-то надо?
- Да я вообще далеко еду, в Питер
- А, в Питер…
Никакого удивления. Мужик, не моргнув глазом, начинает мне рассказывать, как через их скотный двор, расположенный в глубине Беларуси, проехать на велике в Петербург. А и правда, чему удивляться. Не в Пекин же -  тут всего тыща километров. 4 километра на север, потом направо на восток 7 километров, потом… Только, говорит, “там дорога х...вая”. Ну ладно, говорю, какая есть.

Шикарная дорожка!
“Х..вая” оказалось идеальной техничной полевой дорожкой. Может, на тракторе там и не очень - глубокие ямы. Но на велике я там ехал 25+ кмч и радовался возможности порулить.

Изначально я планировал встать на первый сон засветло - чтобы проще было искать место под палатку, да и после полутора суток езды не хотелось затягивать со сном. Но первая ночь показала, что главное, что надо оптимизировать - это езду по холоду, а не по темноте. Поэтому решил ехать часа полтора после заката, пока температура еще держится. Как раз к этому времени дорога пошла через крупный лесной массив. Лес укрывает не только от лишних взглядов, но и от ветра, да и выхолаживает там ночью меньше.

Здесь на въездах в лес уже висели таблички о том, что посещение запрещено в связи с пожарами. Я просто углубился в деревья подальше и поставил палатку на мху. Правда, утром обнаружилось, что стою непосредственно у мелкой лесной дорожки. Поиски места для палатки в темноте - они такие.

Запрет на посещение лесов Беларуси

Первая ночевка

Итого 507 километров за первый перегон. Время на ночевке 6 часов.

“День” 2


Залезая в палатку, порадовался, что еще нет комаров. А уж согреться-то я в спальнике согреюсь. В целом, ночь прошла нормально, но в предрассветном сумраке таки проснулся от холода. Минус один. Вылезать на мороз желания не было, так что еще какое-то время повалялся. Я еду сосредоточенно, но ни с кем ведь не гоняюсь, так что спешки особой нет. Выехал почти в 7 утра.
В северной части Беларуси все такие же красивые деревеньки, как и в юго-западной, но больше лесов. Стали появляться аисты. Очень много аистов. Почему-то южнее их не видел. Лесные и полевые дорожки тут более плотные - без раскатанного песка. Но грейдера все трясучие. Попалась и заброшенная маленькая ГЭС. А я уж подумал, что в Беларуси их все восстанавливают.

Стало холодней - ночью было чистое небо, а с утра натянуло туч, из которых периодически поливало дождем. Температура от +5 до +10.

Еду по лесу
Сфоткал себя на селфи-палку :)



Аисты в Беларуси

Пара аистов

В Беларуси есть поселок Парыж. Там даже поставили “Эйфелеву башню”. Похоже, она сделана из опоры ЛЭП с некоторыми доработками. Довольно творчески. Но мне этот поселок был интересен не ради достопримечательности, а потому, что летом мы с Катей собираемся на бревет Париж-Брест-Париж. Там примерно 600 километров в одну сторону от Парижа до Бреста (который на берегу Атлантики) - как и здесь между Парыжем и Брестом (который белорусский). Поэтому специально немного отклонил маршрут, чтобы заехать в Парыж.

Парыж!

Под "Эйфелевой башней"
Под "Эйфелевой башней"

В городке Шарковщина нашлось привокзальное кафе с готовой едой. Это же так удобно - когда тыкаешь пальцем, и сразу получаешь еду! Не понятно, кому нужны эти длиннючие меню, которые надо долго изучать, а потом пол-часа ждать, гадая, что же именно тебе принесут.

Среди шикарных полевых дорожек наткнулся и на заросший участок. Что поделать, полевые дорожки иногда зарастают (а еще их могут распахать и что-нибудь посадить). И в этом случае не только спутниковые снимки не помогут, но и прошлогодняя разведка. Пришлось немного прогуляться пешком.

Еду по грунтовкам

Полевая дорожка заросла
Заросший участок



Лошадь в поле



Возле Верхнедвинска пришлось проехать по довольно крупному шоссе, так как путь преградила река Западная Двина, а еще Дрыса. Западная Двина широкая, и мосты не часты. Зато на шоссе была заправка, где удалось разжиться хот-догом. Это был второй загруженный участок во всем маршруте.

На эту ночевку опять становился в темноте, чтобы сэкономить теплое время. И здесь снова случилась ситуация, иллюстрирующая, что искать место лучше засветло - когда уже почти поставил палатку, меня стало напрягать, что вершины деревьев рядом стучат друг о друга. Был ощутимый ветер. Не то, чтобы совсем сильный, но нашим деревьям много не надо, чтобы сломаться. Пытался оценить ситуацию, но в свете фонарика не разглядишь, что там наверху. На всякий случай, перенес на другое место. Два раза. Кстати, в России становиться ночью еще и небезопасно - мало ли кого привлечет свет фонарика. В Беларуси хоть поспокойней.



Ночевка
Вторая ночевка

Итог - 213 километров за второй перегон.
Время на ночевке 7 часов.

“День” 3


С утра оставалось около 70 километров до границы с Россией.


Мне просто нравится это название...

В поселке Клястицы встретил группу велотуристов из клуба МКВ. Какой-то у них поход с посещением музеев и старых знакомых. Их привлек мой рюкзак Course. Оказывается, их шьют в Москве. Ну ладно, в Питере шьют ПИК, который лучше, но его нет в наличии на 30 литров.

Прямо перед границей есть шикарная кафешка с готовой вкусной едой (это в Беларуси часто) и весёлым персоналом (а вот это редко). Очень рекомендую.

Граница присутствует только с российской стороны и представляет собой шлагбаум и мужика, проверяющего наличие паспорта (что там внутри - он только бросил взгляд). А еще там начинается платная дорога. Ну т.е. из платного в ней только шлагбаум, где вымогают денег (деваться-то некуда - иначе тут через границу не проехать). Дальше дорога представляет собой остатки асфальта, положенного во времена СССР. Я почти сразу свернул на грунтовку, и там уже не было никаких шлагбаумов. Т.е. деньги собирают именно за пересечение границы. И, насколько я знаю, такая “платная дорога” есть не только там.

Въезд на платную дорогу
Даже не удосужились гугл-переводчиком воспользоваться. Он бы не назвал дорогу "оплаченной".

Состояние "платной дороги"

Если в белорусской части маршрута асфальта было больше половины, то в псковской - около трети (субъективно, точно не измерял). И если просёлочные грунтовки неизменно радовали, то грейдера в Псковской поначалу были совсем уж неприятные, без возможности найти траекторию, на которой меньше трясет. На одном из таких участков меня настолько утомила бесконечная долбежка о стиральную доску, что на подъем решил зайти пешком.
И тут случилось чудо: в конце подъема в деревеньке мне встретился мужик, который поинтересовался, что я тут делаю. Как и предыдущих встреченных местных, его не удивило, что я еду из Бреста на Питер, и даже ответ “200 км” в ответ на вопрос, сколько проезжаю в день. Только сказал, что понятно, почему у меня такой неважный вид. Я ему объяснил, что вид такой не от километров, а от того, что мне вот эта их “бдыщь-бдыщь” дорога осточертела, и от того, что по ней предстоит еще 12 километров.
И мужик решил проблему: оказалось, что он сам катается по окрестностям, и направил, как объехать трясучий грейдер по лесным дорожкам через мертвые деревни. Дорожки оказались шикарными, только на карте (OSM) было не прорисовано их соединение длиной в пару километров (теперь прорисовано - я поправил). И на спутниковых снимках их тоже не видно - едва накатано и по густому лесу.
Жаль только было наблюдать сгоревшие деревни. Причем, сгоревшие скорей всего от пала травы, и одна из них - похоже, недавно, этой же весной!





Это вот российское общество заботится о детях

Дальше был город Идрица, после которой снова предстояло выйти на грейдер. Грейдер был такой же отстойный, как предыдущий, но часть его удалось обойти по колее вдоль насыпи разобранной железной дороги. Почему-то именно вдоль, а не по насыпи. Была надежда, что так можно будет ехать и дальше, но в поселке насыпь потерялась, а дальше по карте было видно, что рельсы пересекали реку Великая. Очевидно, что моста через нее уже нет.

К счастью, дальше грейдер стал более пригодным к езде. Да и в целом в оставшейся части Псковской области все грейдера уже позволяли найти, где проехать без высокой гребенки.

Дорога пересекает реку по плотине. Издалека мне показалось, что там заброшенная ГЭС. Но нет - работает, шумит! Просто всё ржавое и облезлое.

ГЭС на реке Великой

Дальше было два участка, про которые Катя меня предупреждала, что дорога плохо просматривается со спутника - граница районов. “Но, скорей всего, ты там как минимум пройдешь”. Повезло - первый участок полностью проехался, на втором пришлось пройти меньше километра. Почти заброшенная деревня, в которую ведет едва прокатанная дорога, а дальше все заросло. В деревне жилой только один дом, а я туда попал уже в сумерках. За забором яростно лаяла собака, так что постарался побыстрей оттуда убраться. Интересно, что подумал хозяин о ночном госте, который пробирается мимо куда-то в лес с велосипедом…



Магазин-сортир

На эту ночь прогноз был такой же, как на предыдущие, и я собирался проехать побольше до ночевки, чтобы оставшееся расстояние уже преодолеть без сна. Однако вскоре после заката увидел (на навигаторе, данные с беспроводного датчика), что температура падает необычно быстро. Решил, что надо срочно ставить палатку, пока совсем не похолодало. Не особо выбирая, зашел за кусты на ближайшем поле. Пока натягивал мокрый тент (прошлую ночь был дождь), он уже успел покрыться льдом. Когда залез в спальник и перекусил, температура уже была -9. Т.е. за час с небольшим она упала градусов на 15! Это вызывало опасения, учитывая, что в предыдущие ночи и в 0 было уже холодновато. Единственное, что мне оставалось - это залезть в чехол для велосипеда. Он легкий (350г) из палаточной ткани, так что утеплитель спальника не сдавливает, зато работает как паробарьер. В итоге спать было довольно тепло, но внешний слой спальника промок от конденсата, осевшего на чехле.


Третья ночевка

Итог - 198 км за третий перегон.
Время на ночевке 11 часов (из-за мороза!).

“День” 4


Утром вылезать не спешил - после рассвета за бортом были все те же -9, а у меня совсем не зимняя одежда и очень мерзнут пальцы. Выходил в -2, а вскоре прогрелось уже и до +11. Вообще, такие перепады не очень характерны для нашего климата.

Оставалось около 320 км. Прогноз на следующую ночь обещал +6, так что я надеялся, что все-таки удастся проехать ее без остановки. Поскольку там обещалась облачность и кратковременные дожди, можно было предполагать, что действительно не выхолодит.

Витамины
"Фарма" на день: мультивитамин, глюкозамин-хондроитин и 2 аскорбинки



На подъездах к Дедовичам обратил внимание на заброшенную железнодорожную ветку, идущую к цехам, которые тоже выглядели довольно заброшенными. Оказывается, это Псковская ГРЭС, которая вполне работает. Но, похоже, построено не все, что планировалось, да и то, что построено, используется процентов на 20%.

В Дедовичах подумал поискать кафе, по понял, что уже хочется не рассиживаться, а доехать - если не ночевать и не тратить время впустую, добраться до финиша можно было меньше, чем за сутки.

заброшенная жд ветка



псковский асфальт
Типичный псковский асфальт


Типичный псковский грейдер



К вечеру и правда натянуло туч, и стало периодически (но не сильно и не долго) поливать дождем. Идеально! Значит, будет бодро и мокро, но сильно в минус температура не уйдет.

Когда проезжал станцию Дно, налетел особо сильный дождь с ветром, так что я остановился утеплиться под прикрытием здания вокзала. И тут объявили, что прибудет поезд Петербург-Брест. Я решил, что это интересное совпадение, и можно пару минут подождать ради фотки.  Но вместо этого через минуту подошел товарняк, который перегородил мне дорогу. Вскоре стало видно фонарь какого-то поезда, но меня эти несколько минут без движения слишком утомили, так что уже не стал дожидаться и поехал дальше.



Станция Дно

На ночь выпало больше асфальтовых дорог. В темноте не очень удобно ехать по раздолбанному асфальту - в свете фонаря сложно оценить глубину ям, а если слепит встречное движение, то и вовсе ничего не видно. Но на толстых покрышках и низком давлении это совсем не так критично, как на шоссейнике, да и движения почти не было.

В Сольцах кто-то перегородил улицу, по которой предполагалось проехать. Как будто бы там можно было и пролезть, но не видно было, что с другой стороны. Так что решил вернуться и объехать. Возвращаясь, пришлось снова проезжать мимо лающих волкодавов, и я порадовался, что вообще-то за этот поход не было ни одной проблемы с собаками. Сидят там себе за забором или на цепи, разговаривают. Только пару раз мелкие шавки выбегали, но с ними опасение было только в том, чтобы их не раздавить.





Под рассвет выбрался уже в Ленинградскую область. Пошли знакомые места, куда мы с семьей ездим в “домашние” покатушки. Вот тут сыночек  вымазался кефиром, вот тут мы с ним на пригорок лазали…

Внезапно захотелось какоко-то фрукта. Оп-па, а со мной яблоко из дома едет. Вот и пригодилось, не зря 1200 км проездило!


Яблоко-путешественник

В Лугу въезжал по мелким грунтовкам через заказник с сосновым бором. Трафик начался уже только в самом городке. Луга - последняя станция, куда без пересадок ходят электрички в этом направлении, так что там я и закончил поход - после такого длинного катания по тихим дорожкам совсем не хотелось окунаться в безумное движение пригородов Петербурга.


В качестве финишной фотки.

Итог - 321 км за четвертый перегон.

Короче - хорошо покатался.

Комментарии  

# Дмитрий 13.06.2019 14:59
Круто, очень понравился отчёт. Всегда читаю о ваших путешествиях. Очень вдохновляет. Много нужной информации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Поиск по сайту

Подписаться

Хотите получать уведомления о новых отчетах себе на почту?
Этот сайт некоммерческий, маршруты авторские, статьи основаны на личном опыте. Если что-то на нашем сайте пригодилось вам для подготовки своих походов или просто понравилось — при возможности поделитесь ссылкой на него. Это поможет сайту не теряться в интернете. При использовании наших материалов для своих ресурсов активная ссылка обязательна!